Файл: Потенциал предприятия и оценка его использования. Методы комплексной оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (1. Потенциал предприятия и оценка его использования. Общая характеристика анализа финансовой деятельности предприят.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Общая характеристика потенциала предприятия
1.2. Оценка потенциала предприятия: основные цели и сферы использования
1.3. Понятие, принципы и основные направления финансового анализа
1.4. Информационное обеспечение финансового анализа
1.5. Анализ имущественного потенциала организации
1.6. Анализ ликвидности и платежеспособности
1.7. Анализ финансовой устойчивости организации
1.8. Анализ финансовых результатов деятельности организации
1.9. Анализ деловой активности организации
Глава 2. Анализ эффективности потенциала ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «МАКФА»
2.1. Экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ имущества предприятия и источников его формирования
2.3. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия
2.4. Анализ финансовой устойчивости
2.5. Оценка финансового состояния предприятия (по методике Министерства Финансов РФ)
2.6. Анализ основных показателей отчета о финансовых результатах
Введение
Тема данной курсовой работы - «Потенциал предприятия и оценка его использования. Методы комплексной оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия» на примере компании
ОАО «Макфа». Выбор именно этой компании основывается на ее актуальном виде деятельности в сфере производства продуктов питания, ведь сложно сейчас представить современную жизнь без качественной продукции.
Целью курсовой работы является анализ эффективности потенциала ОАО «Макфа». Под анализом эффективности подразумевается изучение основных параметров и коэффициентов, дающих объективную оценку финансового состояния предприятия. Анализ будет проводиться на основании данных бухгалтерской отчетности компании ОАО «Макфа» за 2014г. (приложения 1 и 2).
Задачи курсовой работы состоят в том, чтобы:
- Раскрыть понятие «Потенциал предприятия» и раскрыть сущность экономического анализа, привести виды экономического анализа
- Изучить различные методы экономического анализа
- Ознакомиться с основными коэффициентами ликвидности и платежеспособности
- Дать экономическую характеристику компании ОАО «Макфа»
- Провести финансовый анализ ОАО «Макфа»
Глава 1. Потенциал предприятия и оценка его использования. Общая характеристика анализа финансовой деятельности предприятия
1.1. Общая характеристика потенциала предприятия
Термин «потенциал» в своем этимологическом значении происходит от латинского слова «potentia» и означает «скрытые возможности», которые в хозяйственной практике, благодаря работе могут перейти в реальность.
Потенциал предприятия (в самом общем смысле) — совокупность находящихся в распоряжении предприятия «стратегических» ресурсов, имеющих определяющее значение для возможностей и границ функционирования предприятия в тех или иных условиях.
К стратегическим относятся те виды ресурсов, объемы и структура которых могут быть существенно изменены лишь путем принятия и реализации соответствующих стратегических решений. Если речь идет о работе в условиях кризиса платежей, то в качестве стратегических ресурсов выступают финансовые или другие ликвидные активы, кредитные линии и др. Если рассматривается деятельность предприятия в нормальных условиях, то в качестве составляющих потенциала рассматриваются ресурсы, обеспечивающие достижение предприятием конкурентных преимуществ, например технология, прогрессивное оборудование, интеллектуальные ресурсы, патенты и др.
Потенциал коммерческого предприятия — его способность производить и поставлять на рынок продукцию пользующуюся спросом и обеспечивающую получение приемлемой прибыли при наиболее эффективном использовании всех необходимых ресурсов.
Структура располагаемых предприятием необходимых для производства готовой продукции ресурсов (производственного оборудования, площадей, технологических процессов, кадрового, информационного, финансового обеспечения, материальных и иных ресурсов) оптимальным образом соответствует реализуемой программе выпуска данной продукции. Из приведенного определения следует, что получение приемлемой нормы прибыли в условиях жесткой конкуренции возможно только при использовании современных технологий, эффективного производственного оборудования высокопрофессионального менеджмента.
Применительно к коммерческому предприятию термин «потенциал» употребляется в сочетании с различными экономическими и управленческими категориями. В частности, речь может идти о различных видах потенциалов, таких как ресурсный потенциал, потенциал менеджмента, маркетинговый потенциал, сбытовой потенциал, потенциал роста стоимости предприятия, потенциал поставщика, потенциал покупателя, потенциал жизненного цикла продукции и предприятия, потенциал конкурентной безопасности и др.
Экономический потенциал необходимо рассматривать как один из важнейших показателей конкурентоспособности современного предприятия, так как успех в конкурентной борьбе во многом определяется наличием и использованием имеющегося у предприятия экономического потенциала. Конкурентоспособность при этом является одновременно как следствием, так и причиной роста уровня экономического потенциала предприятия. Таким образом, экономический потенциал предприятия необходимо рассматривать как важнейший объект управления. Управление экономическим потенциалом необходимо для достижения предприятием максимально возможной эффективности его деятельности в рамках, имеющихся в его распоряжении ресурсов.[5].
1.2. Оценка потенциала предприятия: основные цели и сферы использования
Задача оценки потенциала предприятия представляется сегодня особенно актуальным.
На результат деятельности предприятия как организованной экономической системы влияют различные как внутренние, так и внешние факторы. Они могут быть классифицированы различным образом, структурированные и учтены. Сочетание факторов является уникальным для каждого предприятия. Они сохраняют постоянство на определенный период наблюдения.
Итоги деятельности предприятия и его позиций в рыночной среде, инвестиционная и кредитная привлекательность оцениваются главным образом по финансовым показателям. При этом необходимо подчеркнуть, что тем самым основное внимание уделяется текущему периоду наблюдений. Оценка стоимости потенциала предприятия представляет собой упорядоченный, целенаправленный процесс определения в денежном выражении стоимости объекта с учетом потенциального и реального дохода, который имеет место в определенный промежуток времени в условиях конкретного рынка. Оценку потенциала проводят в целях:
1. повышение эффективности текущего управления предприятием или фирмой;
2. определение стоимости ценных бумаг в случае купли-продажи акций предприятия на фондовом рынке;
3. определение стоимости предприятия в случае его купли-продажи целиком или частями;
4. реструктуризации предприятия;
5. разработки плана развития;
6. определение кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании;
7. страхование, в процессе которого возникает необходимость определения стоимости активов;
8. налогообложение;
9. принятие обоснованных управленческих решений (для того, чтобы исправить ошибку в финансовой отчетности, которая была вызвана инфляционными процессами) и пр.
Оценка потенциала проводится при:
1. передаче или продаже другому предприятию
2. предоставлении франшизы другим компаньонам;
3. установлении убытка, который был задан деловой репутации предприятия незаконными действиями со стороны других предприятий;
4. использовании активов в качестве вклада в уставный капитал;
5. при определении стоимости всех нематериальных активов для оценки стоимости предприятия.
Оценка потенциала характеризуется соответствием общим методологическим подходам и имеет четко определенный формат.
Мониторинг финансов, основанный на группировке данных бухгалтерского учета, определений контрольных соотношений и введении итоговых коэффициентов, используется для определения финансово-экономического потенциала предприятия.
Таким образом, оценка деятельности предприятий должна быть комплексной. Специфика комплексной оценки заключается в том, что она может быть получена как гармонизация результатов комплексного экономического анализа.
Инвестиционная привлекательность фирмы во многом определяется состоянием активов, которыми она располагает, их составом, структурой, количеством и качеством, взаимодополняемостью и взаимозаменяемостью материальных ресурсов, а также условиями, обеспечивающими наиболее эффективное их использование. Именно от правильности их использования зависит финансовое состояние и инвестиционная привлекательность фирмы. [6].
Итак, оценка - это результат определения и анализа качественных и количественных характеристик объекта. Оценка дает возможность установить, как работает предприятие, достигаются поставленные цели, как изменения и совершенствования в процессе управления влияют на полноту использования потенциала предприятия, его эффективность.
1.3. Понятие, принципы и основные направления финансового анализа
Финансовый анализ – это процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения его эффективного развития.
Результаты финансового анализа являются основой для разработки бизнес-планов стратегического развития. Система ключевых финансовых показателей обеспечивает контроллинг финансовой устойчивости бизнеса, выступает индикатором оптимальности структуры источников финансирования, а также состояния финансовой среды экономического субъекта, контролируя наличие запаса финансовой прочности и развитие экономического потенциала компании.
Содержание финансового анализа определяется его целями, объектами исследования и предметом и, по существу, дает ответ на вопросы: что исследуется, как и для чего проводится анализ.
Цель финансового анализа – оценка финансовых параметров деятельности организации.
Результаты финансового анализа дают необходимую информацию о состоянии объекта анализа и служат основой для принятия соответствующих управленческих решений.
Основными задачами финансового анализа являются:
1. определение текущего финансового состояния организации;
2. выявление и оценка изменений финансового состояния в пространственно-временном разрезе;
3. выявление и оценка основных факторов, вызывающих изменение финансового состояния;
4. построение прогноза основных тенденций финансового состояния организации в будущем.
Предметом финансового анализа являются отношения между отдельными подразделениями организации в сфере управления финансами, а также финансовые отношения организации с внешними контрагентами.
Объектом финансового анализа является финансово-хозяйственная деятельность организации, в частности, процессы, связанные с изменением:
· ресурсной базы организации (собственного и заемного капитала);
· активов организации (оборотных и внеоборотных);
· доходов и расходов организации;
· денежных потоков организации и др.
Субъектами финансового анализа выступают соответствующие службы организации (как правило, это финансово-аналитические службы), руководство и собственники организации, а также внешние пользователи информации, заинтересованные в ее деятельности (инвесторы, кредиторы, контрагенты, фискальные органы и др.). Каждый пользователь информации изучает ее исходя из своих интересов. [7,с.10].
К первой группе пользователей относятся собственники средств организации, инвесторы, кредиторы, поставщики, покупатели, налоговые органы, персонал и руководство организации.
Каждый субъект анализа изучает информацию, исходя из своих интересов:
– собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов организации;
– инвесторам – выгодность помещения в организации своих капиталов и степени риска, связанного с инвестициями;
– кредиторам – целесообразность продления кредита, они нуждаются в информации, позволяющей им оценить способность организации своевременно погашать основной долг и проценты по нему как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе;
– коммерческие клиенты (поставщики и покупатели) заинтересованы в стабильности коммерческих связей, способности своевременно и полно осуществлять расчеты, выполнять контрактные обязательства;