Файл: Управление финансовыми ресурсами на предприятии (1. Теоретические основы управления финансовыми ресурсами предприятия).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления финансовыми ресурсами в организации
1.1 Понятие финансовых ресурсов предприятия, источники их формирования
1.2 Сущность управления финансовыми ресурсами предприятия
2. Анализ управления финансовыми ресурсами ООО «Авто»
2.1 Общая характеристика предприятия
Введение
Организации существуют во многих формах, размерах и имеют разнообразные виды деятельности. Несмотря на это многообразие, финансовое управление – это необходимость, а эффективное финансовое управление – неизбежное требование, если компания хочет поддерживать устойчивость своей деятельности и программ на протяжении длительного времени.
Поскольку предприятия и организации создаются для того, чтобы служить конкретному общественному благу или потребности, они финансируются из разных источников. База финансовых ресурсов разнообразна, как и причины их существования. Использование финансовых ресурсов позволяет предприятию устойчиво вести свою деятельность и удовлетворять потребности длительное время, а устойчивость в значительной мере зависит от умения управлять ими рационально и эффективно.
Термины эффективность и рациональность часто возникают при обсуждении вопросов управления финансовыми ресурсами. Рациональность означает организацию востребованной деятельности, в то время как эффективность – это показатель того, насколько правильно делается дело.
Тематика курсовой работы актуальна, так как управление финансовыми ресурсами принадлежит к числу основных задач финансового менеджера на любом предприятии, поскольку их структура и стоимость в значительной мере влияют на основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия и на эффективность деятельности хозяйствующего субъекта в целом.
Целью выполнения курсовой работы является рассмотрение сущности управления финансовыми ресурсами предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать понятие финансовых ресурсов предприятия, выявить источники их формирования;
- раскрыть сущность управления финансовыми ресурсами предприятия;
- проанализировать систему управления финансовыми ресурсами предприятия на примере ООО «Авто»;
рассмотреть направления повышения эффективности управления финансовыми ресурсами в ООО «Авто».
Предметом исследования в курсовой работе является управление финансовыми ресурсами предприятия.
Объект исследования - ООО «Авто».
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания (анализ, синтез, системно-логический подход в формулировании выводов и предложений).
Теоретической основой работы явились труды следующих авторов: О.Борисовой, Т.Щукиной, В.Б. Гурко, Е.П. Дацко, Л.В. Гнилицкой, В.Л. Киреева, В.С. Новикова, Е.Н. Ткачевой, М.Ю. Романова, К.А. Рыжковой, А.А. Володина, И.А. Бланк и др.
В ходе выполнения курсовой работы использованы положения Устав ООО «Авто», информация годового отчета ООО «Авто».
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. Теоретические основы управления финансовыми ресурсами в организации
1.1 Понятие финансовых ресурсов предприятия, источники их формирования
В настоящее время финансовые ресурсы являются одним из основных объектов финансовых отношений предприятий.
Однако в теории и практике управления финансами отсутствует единое понимание их сущности, а, следовательно, и порядка расчета величины финансовых ресурсов предприятия.
Финансы предприятия - это экономические, денежные отношения, которые возникают в результате движения денег и образующихся на этой основе денежных потоков, связанных с функционированием создаваемых на предприятиях денежных фондов.
Наглядно сущность понятия финансов предприятия отражена в приложении 1.
В современных динамично развивающихся условиях управления финансами предприятия требует обоснования основных направлений его финансовой политики.
Финансовую политику можно представить как способ формирования и реализации финансовой идеологии предприятия на основе применения методов и приемов финансового менеджмента, которые обеспечивают существование системы управления финансами предприятия.
В основе разработки финансовой политики предприятия находится построение системы финансовых отношений. Объектом финансовых отношений являются финансовые ресурсы предприятий. Поэтому важным является изучение понятия и роли финансовых ресурсов предприятия.
Следует отметить, что на сегодняшний день отсутствует общепринятая трактовка понятия «финансовые ресурсы предприятия». В таблице 1 наглядно представлено смысловое содержание «финансовых ресурсов» с точки зрения разных ученых-экономистов.
Таблица 1 - Современные трактовки понятия «финансовые ресурсы предприятия»
Автор |
Содержание понятия |
Основной критерий |
Л.И.Абалкин |
«Составная часть экономических ресурсов, представляющая собой средства денежно-кредитной и бюджетной систем, которые используются для бесперебойного функционирования и развития народного хозяйства…» |
Средства финансово-кредитной системы |
А.Б.Борисов |
«Совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, находящихся в распоряжении экономического субъекта. Результат взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств…» |
Стоимостной актив |
В.Г.Золотогоров |
«Денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству, экономическому стимулированию и удовлетворению социальных и других нужд работающих» |
Денежная категория |
Н.В.Колчина |
«Совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне (привлеченные и заемные средства), предназначенные для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с расширением производства» |
Право собственности |
И.А.Бланк |
«Совокупность аккумулированных собственных и заемных денежных средств и их эквивалентов в форме целевых денежных фондов, предназначенных для обеспечения его хозяйственной деятельности в предстоящем периоде» |
Среди категориальных характеристик финансовых ресурсов можно выделить следующие (рисунок 1):
Характеристики финансовых ресурсов
Способность обмениваться на любой ресурс или товар
Способность быть принятым любым хозяйствующим субъектом как формы распределения стоимости
Способность через любой промежуток времени возмещать эквивалент затраченной стоимости
Рисунок 1 - Характеристики финансовых ресурсов предприятия
Финансовые ресурсы предприятий можно классифицировать по двум направлениям (приложение 2):
1. В зависимости от источников и форм привлечения.
2. В зависимости от характера и направлений использования.
Рассмотрим подробнее виды внешних и внутренних финансовых ресурсов предприятия.
К внешним финансовым ресурсам относятся:
- собственные и заемные финансовые ресурсы;
- средства, мобилизованные на финансовых рынках;
- средства, поступившие в порядке перераспределения (к примеру, страховое возмещение);
- бюджетные ассигнования.
К внутренним финансовым ресурсам относятся:
- прибыль от основной и прочей деятельности;
- доходы от продаж;
- амортизационные отчисления.
Таким образом, на сегодняшний день отсутствует общепринятая трактовка понятия «финансовые ресурсы предприятия». Формирование денежных фондов является важнейшей стороной деятельности предприятия, начинается с момента его организации. Источники формирования денежных фондов – собственный и привлеченный капитал.
1.2 Сущность управления финансовыми ресурсами предприятия
Управление финансовыми ресурсами предприятия представляет собой совокупность целенаправленных методов, рычагов, операций, приемов воздействия на разнообразные виды финансов с целью достижения определенного результата.
К основным составным компонентам управления финансовыми ресурсами предприятия относят:
- управление собственным капиталом,
- управление привлеченными средствами,
- управление структурой капитала и определение его оптимальной структуры.
1. Управление собственным капиталом состоит в определении и реализации политики по формированию собственного капитала за счет наиболее эффективных внешних и внутренних источников. Увеличение собственного капитала за счет внутреннего источника (прибыли), конечно, является наиболее приемлемым для предприятия, поскольку при этом не увеличивается стоимость собственного капитала.
Однако обеспечить рост предприятия исключительно за счет прибыли довольно сложно, поскольку для этого необходимо иметь значительный резерв нераспределенной прибыли. Это, в свою очередь, нуждается в высокоэффективной деятельности предприятия, больших объемов чистых денежных поступлений, а также эффективной дивидендной политики, которая бы обеспечивала оптимальное распределение прибыли, удовлетворение интересов акционеров и достаточное для роста предприятия за счет капитализированной прибыли.
Увеличение собственного капитала за счет внешних источников, в том числе средств, привлеченных на рынке, как правило, приводит к увеличению стоимости собственного капитала и падение рыночной цены акций, однако во многих случаях является необходимой мерой для предприятий, если последние имеют высокий кредитный рейтинг и широко известные на соответствующем рынке. Для небольших предприятий дополнительное финансирование за счет собственных средств является достаточно проблематичным, поскольку они не могут обеспечить достаточный уровень капитализации за счет прибыли и не могут привлечь средства на рынке. Для них основным источником дополнительного финансирования выступают различные виды займов.
В любом случае при формировании собственного капитала предприятия менеджеры должны учитывать стоимость различных составляющих капитала, возможности предприятия по привлечению средств на рынке, уровень прибыли и потребность в ресурсах для осуществления капиталовложений, желание акционеров получать дивиденды определенного уровня и т.п.
2. При осуществлении финансирования за счет заемных средств предприятия должны учитывать уровень развития рынка долговых обязательств и возможности их использования для формирования ссудного капитала. Как правило, предприятия с невысоким кредитным рейтингом независимо от уровня развития рынка корпоративных ценных бумаг не могут разместить свои облигации на рынке и финансируются за счет банковских кредитов. Альтернативными источниками финансирования для таких предприятий выступают также лизинговые и коммерческие кредиты.
3. Определяя структуру своих финансовых ресурсов, предприятия могут проводить более или менее агрессивную политику в отношении способа финансирования оборотных активов. Агрессивная политика предприятия заключается в финансировании как несистемной, так и значительной части системной составляющей оборотного капитала за счет краткосрочных займов и прочих текущих обязательств, что находит отражение в достаточно низких значениях коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости. (Положительным при этом является то, что стоимость краткосрочных источников, как правило, ниже стоимости долгосрочных).
Менее агрессивная политика предусматривает финансирование системной составляющей оборотного капитала за счет средне - и долгосрочных займов, что, с одной стороны, положительно влияет на ликвидность и финансовую устойчивость предприятия, а с другой - может привести к увеличению средней стоимости финансовых ресурсов предприятия. Следует заметить, что каждой стратегии финансирования присущ тот или иной вид риска, а ее реализация происходит путем изменения в оборотных активах и текущих обязательствах, а не в структуре долгосрочных займов
Важно заметить возникающую виртуальность финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов.
На современном этапе развития компьютерных технологий и Internet – технологий принципиальное значение в управлении финансовыми ресурсами предприятия является степень и базовое оснащение компьютерными технологиями самого производства. Приоритет в достижении успеха и устойчивого конкурентного положения принадлежит предприятиям с высокой степенью компьютеризации своего производства, логистизации сбытовой деятельности, взаимоотношениям с поставщиками, партнерами и потребителями.