Файл: Использование метода «Дельфи» при принятии управленческих решений (на примере ФГУП «Космическая связь»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 255
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты применения метода Дельфи при принятии управленческих решений
1.1. Назначение и отличительные особенности метода Дельфи
1.2. Этапы экспертной оценки по методу Дельфи
Основными этапами работы обычно являются:
1) разработка процедур экспертизы;
3) проверка их компетентности и совместимости;
4) проведение самой экспертизы и согласование оценок;
5) обобщение всех данных экспертизы для получения единого вывода.
Организация экспертной оценки проходит в несколько этапов:
1) определение целей и задач экспертизы;
Глава 2. Применение метода Дельфи для выбора инноваций в спутниковой связи
2.1. Характеристика инноваций в спутниковой связи
2.2. Оценка инноваций спутниковой связи методом Дельфи
Процесс консенсуса часто понимается как достижение компромисса. Но настоящий консенсус обычно требует большей концентрации на взаимоотношениях между «противниками», поэтому компромиссы, которых они достигают, основываются на желании согласия и доброй воли.
Во время обсуждения действий участники должны быть ориентированы на создание нейтральных формулировок, по которым может быть достигнут консенсус именно в результате совместной работы здравомыслящих участников, которые искренне стремятся к точному и адекватному изложению различных позиций по определенным вопросам. Консенсус не следует отождествлять с единодушием или солидарностью, это, скорее, соглашение, достигнутое путем сотрудничества, кооперирования[23].
Каждый член группы может блокировать обсуждение предложения, но это считается крайней мерой. В большинстве случаев одного круга обсуждения оказывается вполне достаточно, чтобы принять консенсусное решение, но иногда бывают необходимы несколько туров. В ходе Дельфи-процесса подобное блокирование невозможно. При переработке опросников для каждого последующего круга исследовательская группа стремится обобщать мнения экспертов и предлагать их в том виде, который стимулирует консенсус, а не противопоставление. Этому содействуют и остальные фундаментальные процессы метода — анонимность и итерация[24].
Известно, что использование коллективных знаний ведет к возможности нахождения сильных решений, но в процессе обмена мнениями между участниками может сказываться влияние наиболее авторитетных коллег, а результаты будут сводиться к уже известным ответам. Метод Дельфи разрешает это противоречие, когда прямые дискуссии замещают индивидуальными опросами, проводимыми в различном количестве кругов. Собранные варианты ответов подвергаются статистической обработке[25]. Полученные обобщенные ответы передаются каждому эксперту через индивидуальное общение или электронной почтой с просьбой уточнить мнение, если каждый эксперт считает, что это необходимо. Эта процедура может повторяться несколько раз[26].
Метод рассчитан на членов исследовательской команды — они представляют собой своеобразные интеграторы, которые управляют процессом для получения обобщений и решений. Это специалисты, которые рассматривают вопросы, обрабатывают их и возвращают ответы обратно для следующей итерации. От них в значительной степени зависят конечные заключения — их правомерность, надежность и полезность. Кроме того, во многом это означает то, что исследователи являются хорошими фасилитаторами. Работа фасилитатора состоит в подкреплении полноценного мышления каждого члена группы. Для достижения этой цели фасилитатор провоцирует активное участие, производит полный анализ деятельности и культивирует совместную ответственность. Осуществляя поддержку каждого в лучших проявлениях его интеллектуальной деятельности, фасилитатор помогает членам группы искать подходящие решения и достигать разумных соглашений[27].
Теоретически, процесс Дельфи может непрерывно повторяться до достижения консенсуса. Большинство исследователей метода считают, что трех или четырех повторений чаще всего достаточно для сбора необходимой информации и достижения консенсуса[28].
Первый круг Дельфи-процесса начинается с открытого опросника, через который получают первичную информацию, на ее основании проводится итерация в следующих рундах (кругах). После получения ответов экспертов исследователи конвертируют собранную информацию в хорошо структурированный опросник. Этот опросник используется в качествеинструмента для исследования во втором туре. Ф. Керлингер отмечает, что использование метода Дельфи является приемлемым, если налицо достаточный объем информации по обсуждаемому вопросу, которая в то же время характеризуется доступностью и используемостью. Важно получить широкий спектр идей уже в первом туре. В противном случае участники могут быть разочарованы на последующих этапах, так как окажется необходимым делать выбор между вариантами, с которыми они не согласны[29].
Во втором круге каждый из участников получает второй опросник, в котором необходимо снова рассмотреть элементы, обобщенные исследователями на основе информации, полученной в первом туре. Соответственно, можно требовать от экспертов новой оценки исследуемой проблемы. В этой связи Б. Людвиг пишет: «По результатам второго круга идентифицируются области несогласий и соглашений». В некоторых случаях экспертов просят указать и обосновать свои приоритеты среди изложенных позиций.
В третьем круге каждый эксперт получает опросник, который включает элементы и оценки, обобщенные исследователями в предыдущем туре, и задание рассмотреть новые решения, а также указать причины того, что некоторые из них остались за рамками консенсуса. Экспертам предоставляется возможность дать дополнительные объяснения своим решениям. В сравнении с предыдущим туром, здесь можно ожидать незначительного повышения степени консенсуса[30].
В ходе четвертого (чаще всего, последнего) круга экспертам предоставляется возможность пересмотреть свои решения. Б. Лудвиг предупреждает, что количество итераций Дельфи во многом зависит от достижения консенсуса и может варьироваться от трех до пяти[31].
Перед каждым исследователем стоит вопрос о количестве кругов метода Дельфи. Но независимо от количества итераций, цель их одна: достичь консенсуса экспертов по исследуемой теме.
Выводы.
Метод Дельфи представляет собой гибкий метод, подходящий для исследований при условии неполноты знаний о различных явлениях в социальном мире, и предоставляет множество богатых возможностей для научных исследований в различных областях познания, сосредоточенных на решении проблем, поиске новых возможностей и реализации краткосрочных и (или) долгосрочных прогнозов. Метод является подходящим средством для разработки различных проектов и проведения научных исследований. Несущая конструкция метода Дельфи включает в себя экспертную оценку, анонимность, итерацию, консенсус.
Для улучшения результативности метода Дельфи необходимо иметь в виду следующее:
1. он должен рассматриваться не как основной инструмент исследования, а как средство поддержки, как продолжение необходимых исследований с применением надежных методов;
2. вопросы для исследования, как и сами опросники, необходимо подвергать пилотному тестированию для устранения неясностей или противоречий;
3. члены исследовательской (аналитической) и экспертной групп должны быть авторитетными экспертами в своей области. Поскольку метод Дельфи используется для долгосрочного прогнозирования, необходимо время, чтобы определить, является ли он подходящим для решения той задачи, для которой он использовался, и оказался ли прогноз точным. При этом метод представляет собой ценный футурологический инструмент, который стремится определить будущие измерения общественных процессов при учете максимально большого количества участвующих в нем компонентов. Этот метод является предпосылкой для верификации гипотез при планировании в различных сферах хозяйственной деятельности, техники, науки и всей политической и социальной действительности. Он связан с необычным динамизмом современной жизни и развитием прогресса — сегодня человек способен предвидеть будущее и соотносить с ним свои планы.
Глава 2. Применение метода Дельфи для выбора инноваций в спутниковой связи
2.1. Характеристика инноваций в спутниковой связи
Динамичное технологическое развитие инфраструктуры инфокоммуникаций, обострение конкуренции на развитых сегментах рынка услуг фиксированной и подвижной электрической связи, постоянно растущие потребности федеральных органов власти, бизнеса и населения в мобильной связи, телерадиовещании и широкополосном доступе к информационным ресурсам и международным сетям, особенно в труднодоступных и малонаселенных районах нашей страны, диктуют необходимость развития отечественного рынка инфокоммуникационных услуг на основе систем, технологий и сетей спутниковой связи, включая наземные и космические средства связи[32]. В условиях неполноты информации и неопределенности последствий внедрения инноваций спутниковой связи, в том числе в Северных (Арктических) широтах нашей страны, известные методы оценки эффективности инновационных или инвестиционных проектов не подходят, так как построены на стоимостном измерении и не могут отразить в стоимостных категориях все проявления эффектов инноваций: научно-технических, производственно-ресурсных, социальных, а также риска неприятия инноваций на рынке.
Для получения количественных оценок по эффективности инноваций и решения сложной задачи многокритериального отбора из множества альтернатив наиболее эффективных инноваций спутниковой связи по разным видам связи, группам потребителей и территориям оказания услуг целесообразно использовать метод Дельфи, состоящий в измерении параметров эффективности инноваций экспертами в баллах, и квалиметрическом подходе к обобщению частных оценок в интегральный количественно измеряемый показатель эффективности инноваций.
Анализ инноваций в сфере спутниковой связи по различным критериям эффективности показывает, что перед экспертами стоит сложная задача выбора эффективных инноваций по комплексу критериев, к которым относятся: научно-техническая новизна; конкурентоспособность (прибыльность, дешевизна, популярность, экономия материалов, электроэнергии и других затрат);
потенциальный спрос и рост доходов, доступность нового абонентского оборудования, определяемая доступом к сетям связи и платежеспособностью потребителей (массовый сегмент, бизнес-сегмент, премиум сегмент); сложность технологической реализации; оптимизация издержек производства спутников; рост производительности труда и квалификации работников связи; риск
реализации инноваций на рынке; влияние конкуренции на рынке услуг, стандартов, производителей оборудования и операторов связи на изменение их конкурентоспособности; макрогенерация (замена) услуг.
Услугами спутниковой связи на высокоэллиптической орбите (ВЭО) могут пользоваться разные потребительские сегменты рынка (воздушные суда, железнодорожный транспорт, морские и речные суда, персональные легковые автомобили, междугородные автобусы, грузовой автотранспорт), на которых по-разному проявляются определенные аспекты эффектов и сложностей внедрения. Например, предоставление услуг цифрового телевещания для воздушных судов позволит обеспечить прием телевизионных каналов в зоне обслуживания космических аппаратов на ВЭО на компактные спутниковые терминалы с относительно низкой стоимостью по сравнению с традиционными решениями. Достоинства внедрения данной инновации проявляются в доступе к федеральным и коммерческим телевизионным каналам во время перелета и возможности дополнительных сервисов с минимальными затратами. Однако имеются сложности его внедрения по дополнительной сертификации оборудования для размещения на борту воздушного судна и высокой стоимости абонентского оборудования.
Общая схема классификации инноваций спутниковой связи на высокоэллиптической орбите представлена на рис. 1.
Рис. 1. Общая схема классификации инноваций спутниковой
связи на высокоэллиптической орбите
2.2. Оценка инноваций спутниковой связи методом Дельфи
При формировании экспертной группы по выбору эффективных инноваций в сфере спутниковой связи были использованы научные подходы, разработанные Литваком Б. Г.[33] и состоящие в том, что экспертами являются люди перспективного типа мышления, владеющие знаниями об используемых и будущих технологиях, способные системно оценивать перспективы
научно-технического прогресса и анализировать вновь поступившую информацию, обладающие широтой и креативностью мышления, развитой интуицией или способностью предвидения будущих технологий связи, основанной на нетривиальных способах решения.
Для проведения экспертного опроса эффективности инноваций в сфере спутниковой связи, которые могут быть реализованы на высокоэллиптической орбите, эксперты должны знать перспективы востребованности услуг со стороны разных групп и типов пользователей, возможности и трудности оказания различных услуг подвижной спутниковой связи, спутникового цифрового радиовещания и низкоскоростного телевещания, спутникового широкополосного доступа к сети Интернет, а также целесообразность оказания услуг спутниковой связи в Северных (Арктических) широтах с использованием С-и Кu-диапазона частот.