Файл: Повышение конкурентоспособности методами менеджмента. Провести сравнительный анализ не менее трех стратегический направлений конкурентоспособности в гостиничном или ресторанном бизнесе.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 364
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты повышения конкурентоспособности гостиничного предприятия
1.1. Понятие и факторы обеспечения конкурентоспособности гостиничного предприятия
1.2. Методы оценки конкурентоспособности гостиничного предприятия
Глава 2. Анализ конкурентоспособности гостиницы «Инфа-Отель Савой»
2.1. Краткая характеристика гостиницы
2.2. Анализ клиентской базы отеля
2.3. Оценка конкурентоспособности отеля
Глава 3. Рекомендации, направленные на повышение конкурентоспособности гостиницы «Инфа-Отель Савой»
Введение
Актуальность. Конкуренция – движущая сила повышения эффективности деятельности гостиничных предприятий. Высокий уровень конкурентоспособности гостиницы способствует продвижению её на лидирующие позиции, узнаваемости её бренда и, как следствие, увеличению доли клиентского рынка, что, в свою очередь, увеличивает доход гостиницы и её сотрудников.
Заинтересованность гостиничных предприятий в коммерческом успехе усиливает необходимость повышения конкурентоспособности предлагаемых услуг, это требует совершенствования работы всех служб и подразделений гостиницы. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта (его выживания в условиях финансово-экономического кризиса и снижения спроса) и его последующего эффективного развития. Инструментарием для решения стратегических задач повышения конкурентоспособности может стать комплексный подход к управлению конкурентоспособностью гостиницы. Целью разработки и построения модели конкурентоспособности гостиничного предприятия является правильное определение конкурентной стратегии, согласованной с условиями сферы гостеприимства, навыками и капиталом, которыми обладает конкретное гостиничное предприятие.
Целью работы является рекомендаций, направленных на повышение конкурентоспособности гостиничного предприятия ОАО «ИНФА-ОТЕЛЬ САВОЙ» г. Москва.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы повышения конкурентоспособности гостиничных организаций.
2. Провести аналитические исследования конкурентоспособности ОАО «ИНФА-ОТЕЛЬ САВОЙ».
3. Предложить практические рекомендации по повышению конкурентоспособности ОАО «ИНФА-ОТЕЛЬ САВОЙ».
Объектом исследования данной работы является гостиничное предприятие ОАО «ИНФА-ОТЕЛЬ САВОЙ» г. Москва.
Предметом исследования является конкурентоспособность гостиничного предприятия ОАО «ИНФА-ОТЕЛЬ САВОЙ» г. Москва.
Методы исследования – анализ, сравнение, описание, обобщение.
Научно-методическая основа работы. При написании работы были использованы научные и учебные издания по проблеме управления гостиничным предприятием, публикации, посвященные исследуемой теме. Также использовались электронные ресурсы, Интернет.
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты повышения конкурентоспособности гостиничного предприятия
1.1. Понятие и факторы обеспечения конкурентоспособности гостиничного предприятия
Анализ различных определений понятия «конкурентоспособность» товара или услуги позволил сформулировать следующее определение: конкурентоспособность гостиничной услуги - это способность эффективно и качественно удовлетворять потребности покупателей, превосходя конкурентов
на рынке гостиничных услуг по потребительским характеристикам услуги при минимальных затратах на их удовлетворение, обеспечивая при этом коммерческий успех организаций индустрии гостеприимства[1].
Перечислим основные параметры, по которым предлагается оценивать конкурентоспособность гостиницы:
1. способность отеля предложить потребителям гостиничный продукт с более привлекательными характеристиками, чем у конкурентов;
2. эффективность деятельности гостиницы на рынке, определяемая как отношение полученного рыночного результата к произведенным затратам[2];
3. рыночный результат, позволяющий достаточно успешно развиваться отелю в перспективе и удовлетворять потребности собственников и наемного персонала[3].
На конкурентоспособность гостиницы влияет множество факторов, определяющих ее способность действовать в текущих финансово-экономических и политических условиях, которые делятся с учетом специфики деятельности по оказанию гостиничных услуг на тактические и стратегические[4].
Тактический фактор формирования конкурентные преимуществ гостиницы - конкретный компонент внешней или внутренней среды организации, по которому она превосходит или будет превосходить в ближайший период (не более года) конкурирующие организации.
Стратегический фактор формирования конкурентных преимуществ гостиницы - конкретный компонент внешней или внутренней среды организации, по которому она может превзойти конкурирующие гостиницы после выполнения в перспективе конкретных условий, определяющих превосходство анализируемого компонента отеля по сравнению с конкурирующими организациями[5].
Конкурентоспособность отеля — понятие относительное: один и тот же отель в рамках, например, региональной группы отелей может быть признан конкурентоспособным, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента — нет[6]. Оценка степени конкурентоспособности отеля, то есть выявление
характера конкурентного преимущества отеля по сравнению с другими отелями, заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе отеля-лидера такой же категории в стране или за ее пределами. Такой отель-лидер должен обладать следующими признаками: соизмеримостью характеристик предоставляемых услуг по идентичности потребностей, удовлетворяемых с его помощью; соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначены предоставляемые услуги; соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует отель[7].
Конкурентное преимущество одного отеля над другим может быть оценено в том случае, когда оба отеля удовлетворяют идентичные потребности постояльцев, относящиеся к родственным сегментам рынка. При этом отели находятся примерно в одних и тех же фазах жизненного цикла. В том случае,
если данные условия не соблюдаются, сравнение будет некорректным[8].
Внутренние конкурентные преимущества, определяющие рыночные позиции гостиницы, предлагается сгруппировать по шести наиболее значимым аспектам: 1) конкурентоспособность услуг; 2) финансовое состояние отеля; 3) эффективность маркетинговой деятельности; 4) рентабельность продаж; 5) имидж (марочный капитал) отеля; 6) эффективность менеджмента[9].
Для обеспечения конкурентоспособности отеля сейчас требуются новые подходы к организации обслуживания постояльцев и управления, прежде всего, в инвестиционной политике, при проведении в отеле технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и технологии, создании
позитивного имиджа и фирменного стиля отеля[10].
Высокая конкурентоспособность отеля является гарантом высокой рентабельности в рыночных условиях[11]. Управление конкурентоспособностью отеля предполагает осуществление мер по систематическому совершенствованию услуг, постоянному поиску новых видов рекламы, новых групп потенциальных клиентов, улучшению сервиса[12].
Основой конкурентоспособности являются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого, формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:
Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание[13].
Управлять конкурентоспособностью значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания[14]. Возможность обеспечения необходимого уровня составляющих конкурентоспособность элементов определяется такими базовыми производственными факторами, как технический уровень отеля, уровень организации производства услуг и управления[15].
Согласно законам конкуренции в мире происходи объективный процесс повышения качества услуг отелей и снижения их удельной цены, отражающей отношение цены услуг к их полезному эффекту. В условиях конкуренции никто никого не заставляет повышать качество услуг, кроме угрозы
банкротства. В результате постоянно идет процесс «вымывания» с рынка неконкурентоспособных отелей[16].
Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удастся повышать качество услуг, улучшать их полезный эффект, расширять спектр предоставляемых услуг, тем самым добиваться конкурентного преимущества данного отеля или гостиничной
цепи. Таким образом, обеспечение конкурентоспособности услуг и отеля требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций[17].
Конкурентоспособность гостиницы = конкурентоспособность гостиничных услуг + имидж (бренд) + сегментирование,
где
Конкурентоспособность гостиничных услуг = Качество + Цена + Обслуживание[18].
Таким образом, основными составляющими конкурентоспособности гостиницы являются: конкурентоспособность гостиничных услуг, имидж (бренд) и сегментирование[19].
1.2. Методы оценки конкурентоспособности гостиничного предприятия
Многие авторы, изучающие проблемы влияния качества на конкурентоспособность, считают, что существуют как минимум два направления анализа конкурентоспособности предприятий в сфере гостиничного бизнеса[20]. Это оценки качества финансово-хозяйственной деятельности гостиниц и многофакторный анализ, который оценивает преимущество гостиницы не по каким-то отдельным показателям, а по комплексному интегральному показателю (фактору), обладающему определённой силой воздействия на конкурентоспособность гостиничного предприятия[21].
В качестве примера можно привести факторный анализ, построенный на основе «Причинно-следственной диаграммы Ишикава», похожей на скелет рыбы: голова – это следствие (в нашем случае «конкурентоспособность»), рёбра – факторы, влияющие на конкурентоспособность гостиницы. Среди факторов можно выделить человеческий (1), фактор материально- технической базы (2), фактор качества (3), инновационный (4), фактор безопасности (5), управленческий (6), стратегический (7). Последний из перечисленных факторов предполагает конкуренцию стратегических целей и способов их решения. Воздействие этого фактора на конкурентоспособность оценить количественно сложно, поэтому его влияние на конкурентоспособность анализируют только экспертным методом[22].
Каждый из перечисленных выше факторов объединяет характеристики, которые в отдельности влияют на конечный результат, однако эффективнее рассматривать влияние на конкурентоспособность факторов, которые объединяют в себе все характеристики определённой направленности. Такой подход даёт возможность комплексно оценить уровень влияния всех факторов на результаты деятельности гостиницы и может быть использован экспертами как один из элементов, характеризующих гостиницу при сравнении её с конкурентами. Если целиком раскрыть все факторы и подфакторы, используя конструкцию диаграммы Ишикава, то откроется всё поле характеристик, влияющих в нашем случае на конкурентоспособность или имидж гостиницы. При детальном статистическом анализе этого поля можно установить провальную характеристику[23].
Экспертные методы оценки конкурентоспособности предполагают проведение широких маркетинговых исследований конкретного сегмента рынка средств размещения одной категории[24]. Очень часто на практике наблюдаются случаи, когда нет возможности дать оценку характеристике процесса с помощью экономико-математического аппарата, и в таких случаях оценка строится исключительно на выводах экспертов. Одной из важных задач экспертной комиссии является отбор из многочисленных факторов или характеристик тех, которые в максимальной степени оказывают влияние на конечный результат. Одним из наглядных примеров экспертного анализа конкурентоспособности гостиниц является сопоставление уровня экспертных оценок факторов конкурентов[25].