Файл: Интегрированные коммуникации (ИК): опыт и перспективы (Понятие коммуникаций и коммуникационной политики предприятия).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы интегрированных коммуникаций
1.1. Понятие коммуникаций и коммуникационной политики предприятия
1.2. Виды маркетинговых коммуникаций
1.3. Планирование и оценка эффективности маркетинговых коммуникаций
Глава 2. Анализ интегрированных маркетинговых коммуникаций на примере ООО «НовоНордиск»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Исследование коммуникаций и коммуникационной политики ООО «НовоНордиск»
Даже если менеджер ООО «НовоНордиск» установил личный контакт, «понравился» клиенту, нужно продать товар. Чтобы продавать товар, нужно владеть двумя типами информации о товаре: фармакологические данные и коммерчески полезные данные. Соответственно, обучение и контроль должны быть направлены на то, отличают ли менеджеры одно от другого, знают ли, когда какие знания в области фармацевтики нужно применить. К примеру, есть ряд клиентов, с которыми выступить авторитетом крайне важно: это главные врачи, специалисты по отдельным заболеваниям, в том числе, в группе эндокринных заболеваний, опытные врачи по лечению сахарного диабета. Их интересует компетенция менеджера с точки зрения свойств фармацевтического товара.
Нужно отметить, что в подавляющем большинстве случаев по таким вопросам обращаются к бренд-менеджерам. Напротив, владельцу аптеки или менеджеру по закупкам фармацевтической компании не так важно, каков состав препарата. Им гораздо важнее, как товар будет продаваться, исходя из совокупности качества и цены. Для этого достаточно предоставить сравнительные тесты с конкурентами, АВС–анализ продаж и прочие полезные материалы.
Рекомендации для совершенствования направления – личные продажи можно представить в виде таблицы:
Таблица 1
Рекомендации по совершенствованию работы отдела продаж
ООО «НовоНордиск»
Проблема |
Комментарий, Рекомендация и путь решения |
Ресурс |
Психологические барьеры (стеснение, страх, невладение клише и стандартными фразами, невозможность быстро среагировать на возражение клиента) |
Проводить тренинги с целью преодолеть барьеры. Распространенная практика, которая работает с одной оговоркой – если сотрудник вообще способен эффективно работать на такой должности. Это получается далеко не у всех людей, и не зависит от уровня образования, происхождения и прочих факторов. Это касается, в основном, новых сотрудников. Новые сотрудники так или иначе появляются, но крайне редко. Это показатель лояльности сотрудников к фирме, а значит, несмотря на ряд проблем, благоприятных условий для работы. |
ООО «НовоНордиск» не располагает квалифицированными кадрами по этому направлению. Можно прибегнуть к услугам тренинговых агенств: http://asales.ru |
Компания проводит тренинги для отдела продаж по разным направлениям: переговоры, сервис, работа с возражениями. |
Недостаточные знания по части фармакологических характеристик товара. Безусловно, приходящие на работу в отрасль специалисты редко владеют специальными знаниями. Не говоря о том, что на должность менеджеров по продажам в компанию не устанавливаются высокие барьеры входа касательно знаний. Позиция компании – «всему научим». Это правда. Обучение проводится на этапе испытательного срока, но не проводится контроль полученных знаний, далее информация может искажаться, нанося вред коммуникации. Клиенты, знающие толк в рассматриваемом товаре, с большим раздражением воспринимают какие–то фактические ошибки. Рекомендация – ввести периодическую аттестацию. |
Исполнитель – бренд–менеджер по конкретной торговой марке ООО «НовоНордиск» (Виктоза, Тресиба, Райзодег,Левемир, ФлексПен, НовоРапид, ФлексПен, НовоМикс, 30 ФлексПен, Левемир, Пенфилл, НовоРапид, Пенфилл, НовоМикс, 30 Пенфилл,НовоНорм, НовоПен,НовоФайн,Саксенда, НовоСэвен,Нордитропин.). |
Недостаточное владение маркетинговой информацией |
Речь идет об информации, которая помогает продать товар тем клиентам, кто его тоже потом продаст. Это розничные и мелкооптовые дилеры. К примеру, «Лучший показатель стоимости товара среди аналогов» – это продающая информация. К ней можно апеллировать при разговоре с конечным потребителем. Дилера на аптечном рынке или отдел закупок медицинского учреждения нужно убедить, что рассматриваемый товар легко продать. Идеальное решение здесь – предоставлять АВС–анализ, предлагая к закупке категорию «А», (что, конечно, плохо сказывается на сбалансированности ассортимента, зато не подводит потенциального клиента, не создает ощущения, что его обманули, продав непопулярные позиции). Рекомендация – регулярно проводить тестирования, сравнения, конкурентный анализ. Предоставлять отделу продаж в понятном и простом виде для дальнейшей передачи в канале продаж. |
Ответственный – бренд менеджер ООО «НовоНордиск» (Виктоза, Тресиба, Райзодег,Левемир, ФлексПен, НовоРапид, ФлексПен, НовоМикс, 30 ФлексПен, Левемир, Пенфилл, НовоРапид, Пенфилл, НовоМикс, 30 Пенфилл,НовоНорм, НовоПен,НовоФайн,Саксенда, НовоСэвен,Нордитропин.). |
Далее рассмотрим усовершенствование работы на выставках.
Фактически, специфика работы меняется от выставки к выставке, зависит от расположения стенда. Следует отметить, что в данный момент работы компании на выставках организована образом, близким к надлежащему. Основная проблема работы на выставке – это распределение усилий. Дело в том, что при организации выставки ООО «НовоНордиск» нужно сделать все, чтобы получить от нее максимум результата. Как показывает практика, некоторые из популярных методов действуют не всегда. Рекомендация по вопросу выставок состоит в следующем:
- вновь участвовать ООО «НовоНордиск» в выставках Pharma World Expo 2019, Pharmtech & Ingredients 2019, Аптека 2019;
- пересмотреть вопрос расположения. Выбрать более заметное место. Застройка – отдать предпочтение ярким краскам (синий – фирменный цвет);
- сделать стенд выше;
- воспользоваться услугами Экспоцентра по продвижению (премиальное размещение в каталоге выставки, размещение в путеводителе, рассмотреть возможность производства электронного каталога на флеш-носителе).
Отснять серию рекламных коротких видеороликов, коротко повествующих о преимуществах бренда и товара. Демонстрировать их на LCD-панелях. Эту услугу организатор выставки предлагает без особых осложнений. Рекламные ролики можно распространять и по любым другим каналам.
Четко и организованно наладить отслеживание всех новых клиентов
Таким образом, затраты на выставку существенно вырастут. Введя CRM, ООО «НовоНордиск» сможет с легкостью оценить к следующему году эффективность проведения выставки. На данный момент обработка анкет, новых клиентов с выставки и общих результатов выставки весьма затруднены.
Заключительный элемент обновленной, усовершенствованной коммуникационной политики, рекомендованной для ООО «НовоНордиск», это обучение внешнего персонала. Главная рекомендация по части обучения – проводить его чаще, в большем числе мест. Для этого требуются лишь денежные средства, ведь сотрудники, обладающие специальными знаниями, в компании есть. Это – бренд–менеджеры по торговым маркам. Проблема в том, что командировки тратят не только деньги, но и рабочее время сотрудника. Пока бренд–менеджера нет в офисе, останавливается оперативная работа, коей никогда не бывает мало. Тем не менее, компании ООО «НовоНордиск» следует дать настоятельную рекомендацию рассмотреть возможность повышения частоты визитов к ключевым клиентам с целью обучения – это эффективный и надежный инструмент.
Что касается акций и конкурсов для дилеров, предлагается провести акцию «Лучшая выкладка NovoNordisk». Компании-участники соревнуются в двух критериях: выкладка на оптовом стенде или в торговом зале аптеки и результат. Решение о лучше выкладке будет принимать небольшая комиссия из работников ООО «НовоНордиск» + независимых жюри. Также можно организовать онлайн–голосование в социальных сетях и провести 2 этапа отбора. Компания, показавшая лучшую выкладку за период проведения акции (3 месяца, к примеру), воспользуется правом на скидку в размере 100 тысяч рублей при заказе от 1 млн. Акция устроена так, что ценовая скидка несильно ударит по благосостоянию компании.
Более того, если компания–победитель также покажет положительную динамику оборота товара в силу своей новой выкладки, компания ООО «НовоНордиск» выделит 50 тысяч рублей на продвижение компании–победителя в своем регионе. Условие: за полгода компаниям–участникам предлагается прирасти в обороте по ООО «НовоНордиск» не менее, чем на 35%. Далее на выбор: можно получить рекламу, можно получить размещение в системе 2ГИС, можно сменить вывеску, изготовить POS–материалы. Главное – декларировать оборот по торговой марке товаров NovoNordisk каждый месяц, и показать положительную динамику.
ООО «НовоНордиск» также окажет помощь в обучении сотрудников, если это потребуется. В случае успеха конкурса, компания получит розничного дилера, нацеленного на продажу данной торговой марки. Сеть можно будет расширить. Финансовый результат и, соответственно, затраты зависят от масштабов деятельности участников.
Обучение сотрудников в аптеках у розничных дилеров – важная и эффективная часть общего плана. Эффективность проведения обучения, как правило, превышает инвестиции (т.е. трудовые, временные и финансовые затраты) в несколько раз. Все зависит от дальности командировки и среднего оборота компании.
Более того, необходимо помогать действующим клиентам в конкурентной борьбе с растущими сетями инструментальных гипермаркетов. Предложенные мероприятия по совершенствованию коммуникационной политики помогают не только самой компании, но и ее партнерам в канале продаж.
Несмотря на временный эффект от таких инструментов, как стимулирование сбыта акциями и контекстной рекламы, другие возможности дают более продолжительный эффект: выставки, обучение, распространение каталогов – результаты от таких мероприятий могут проявляться не сразу, но не заканчиваться сразу после прекращения маркетинговой кампании ООО «НовоНордиск».
Заключение
Подводя итог проведенного исследования, можно сформулировать следующие выводы и предложения по данной теме.
На сегодняшний день практически нет компаний, которые бы эффективно функционировали на рынке B2B без сильной коммуникационной политики. Инструменты продвижения фармакологических товаров в B2B и B2C имею сходства и различия, а порой и вовсе совпадают. Основные контрагенты для компаний B2B – это розничные и оптовые дилеры, производственные, снабженческие компании. Эффективные коммуникации, установленные со всеми участниками этого сложного рынка – залог успеха в B2B.
В данной курсовой работе были изучены теоретические аспекты маркетинговой коммуникационной политики на рынке фармацевтических товаров.
Безусловно, такой канал коммуникационной политики, как личные или прямые продажи – основа успеха.
Личные коммуникации всегда были и остаются эффективнее неличных, хотя и требуют квалификации и персонального участия. Аудит отдела продаж и проведение регулярных тренингов позволяет поддерживать высокий уровень тонуса и компетенции, чтобы отвечать вызовам насыщенного рынка с ожесточенной конкуренцией.
Вебсайт – важный источник информации о компании для всех ее партнеров, клиентов и даже конкурентов. Правильно настроенный вебсайт, отлаженная навигация, грамотно выбранная контекстная и баннерная реклама, эффективная поисковая оптимизация – вот столпы, на которых держится высокая рентабельность деятельности в интернете.
Торговые выставки – один из важнейших элементов коммуникаций фармацевтической отрасли.
Грамотное оформление стенда и выбор расположения – неотъемлемые этапы подготовки к продуктивной выставке для ООО «НовоНордиск».
Такие выставки, как Pharma World Expo 2019, Pharmtech & Ingredients 2019, Аптека 2019 регулярно проходят.
Стимулирование сбыта посредством акций, POS–материалов, обучения персонала – неотъемлемая часть грамотного и полного комплекса коммуникаций. Правильно смоделированные акции позволяют увеличивать благосостояние всех участников. Обучение фармецевтов в аптеках клиента – задача №1 при введении товара в ассортимент у нового клиента. Печатные издания тоже популярны в сфере фармацевтических товаров, но их постепенно вытесняет интернет.
Наибольший эффект достигается при правильном сочетании всех возможных элементов с поправкой на текущие цели и имеющиеся ресурсы предприятия. При соблюдении рекомендаций, отраженных в работе, компания ООО «НовоНордиск» имеет все шансы увеличить свою долю рынка, обрести возможность для ввода новых товарных категорий.
Список использованных источников
- Галицкий, Е.Б., Галицкая, Е.Г. Методы маркетинговых исследований. – М.: Юрайт, 2014. – 218 с.
- Голубкова, Е. Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации. Учебник и практикум / Е.Н. Голубкова. – М.: Юрайт, 2015. – 346 с.
- Данько, Т.П. Управление маркетингом / Т. П. Данько. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 420 с.
- Ивашкова, Н.И. Управление маркетингом: учебное пособие / Н.И. Ивашкова М., ФОРУМ, ИД «Инфра–М», 2013. – 176 с.
- Казакова, В. А. Зарубежный опыт маркетинга / В.А. Казакова. – М.: МГУ, 2014. – 319 с.
- Козлов, С. В. Основы интегрированных коммуникаций (рекламы и связей с общественностью) : учеб. пособие : в 2 ч. / С. В. Козлов ; РАНХиГС, Сиб. ин–т упр. – Изд–во СибАГС, 2013. – 194 с.
- Мазилкина, Е. И. Маркетинговые коммуникации / Е.И. Мазилкина. – М.: Дашков и Ко, 2016. – 256 с.
- Маркетинг в социальных медиа. Интернет–маркетинговые коммуникации. – СПб.: Питер, 2013. – 288 с.
- Стелзнер М. Контент–маркетинг. – М., 2012. – 288 с.
- Микитина, Л.В. Маркетинговые коммуникации. – Томск: изд-во Томского политехнического университет, 2014. – 240 с.
- Назаров, М. М. Визуальные образы в социальной и маркетинговой коммуникации / М.М. Назаров, М.А. Папантиму. – М.: Либроком, 2015. – 216 с.
- Ольков, А.С. Повышение эффективности маркетинговых коммуникаций // Маркетинг. – 2012. – №4. – С. 32-39.
- Поляков, В.А. Маркетинговые коммуникации. – М.: Юрайт, 2015. – 362 с.
- Роздольская, И.В., Осадчая, С.М., Лихонин, К.В. Инновационные маркетинговые коммуникации. – Белгород, 2015. – 248 с.
- Симонян, Т.В. Маркетинг и маркетинговые коммуникации / Т.В. Симонян, Т.Г. Кизилова. – М.: Феникс, 2011. – 224 с.
- Сагинова, О.В. Интегрированные коммуникации. – М.: Академия, 2013, –318с.
- Хулей, Грэм Маркетинговая стратегия и конкурентное позиционирование / Грэм Хулей, Джон Сондерс, Найджел Пирси. – М.: Баланс Бизнес Букс, 2011. – 778 с.
- Чернышева А.Т. Промышленный (B2B) Маркетинг: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт, 2017. – 433с.
- Четвертон, П. Теория и практика современного маркетинга / П. Четвертон. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2015. – 392 с.
- Официальный сайт ООО «НовоНордиск» [Электронный ресурс]: http://www.novonordisk.ru/
Приложение
ТОВАРНАЯ ЛИНЕЙКА ООО «НОВОНОРДИСК»
Производитель: Ново Нордиск (Дания), Novo Nordisk (Дания)
Наименование: Fiasp®, Фиасп® (инсулин аспарт)