Файл: Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На четвертом уровне в системе регулирования бухгалтерского учета средств целевого финансирования находятся рабочие документы организации. Самый главный внутренний документ организации - это учетная политика, которая формирует принципы бухгалтерского учета средств целевого финансирования в методической, технической и организационной областях.

Перечисленные выше документы всесторонне охватывают порядок учета целевого финансирования и позволяют своевременно отслеживать движение целевых поступлений.

1.3 Налогообложение средств целевого финансирования

В настоящее время в Российской Федерации действует Налоговое законодательство, которое ясно выделяет специфику такого вида поступлений как средства целевого финансирования.

Имущество, полученное организацией в рамках целевого финансирования, не включается в налоговую базу по налогу на прибыль. Полный перечень, состав средств целевого финансирования, и условия, при которых они не учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, указаны в пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового Кодекса Российской Федерации [[15]].

Также, как и средства целевого финансирования, целевые поступления не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Исключение составляют целевые поступления в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья.

В налоговом учете целевыми признаются поступления:

- из бюджета бюджетополучателям;

- поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, полученные безвозмездно от других организаций или физических лиц.

Целевые поступления должны быть использованы указанными получателями по назначению. В случае, если целевые поступления используются получателем не по назначению либо они используются частично, то эти средства расцениваются как безвозмездно полученные денежные средства, подлежащие налогообложению в установленном Законом порядке.

Что касается некоммерческих организаций, то к целевым поступлениям на их содержание и ведение ими уставной деятельности относятся вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях. Целевые поступления и средства целевого финансирования относятся к доходам, которые не учитываются при налогообложении прибыли при обязательном выполнении условий, общих для обоих видов доходов.


Существуют два условия. Первое - организации, получившие подобные средства, обязаны вести по ним раздельный учет доходов и расходов. При невыполнении данного условия средства подлежат налогообложению с даты их получения. Относительно целевого финансирования прописано в пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового Кодекса РФ. В случае с целевыми поступлениями указания можно найти в п. 19 Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль, утвержденной приказом МНС России от 29.12.2001 №БГ-3-02/585.

Следующие условие - средства целевого финансирования и целевые поступления должны расходоваться строго по целевому назначению и в соответствии с условиями, на которых они предоставлялись. В противном случае их необходимо включить во внереализационные доходы организации (п. 14 ст. 250 Налогового Кодекса РФ). Моментом их включения в состав таких доходов будет момент фактического их использования не по целевому назначению (о чем говорится в пп. 9 п. 4 ст. 271 Налогового Кодекса РФ).[[16]]

Для бюджетных средств предусмотрено исключение: в п. 14 статьи 250 Налогового Кодекса РФ указано, что в отношении бюджетных средств, использованных не по назначению, применяются нормы бюджетного законодательства РФ.

Итак, организации, получившие доходы в виде целевого финансирования либо целевых поступлений, должны тщательно оформлять документы, подтверждающие использование этих средств только на цели, определенные передающей стороной.

Следующее условие, существующее для организаций - получателей целевого финансирования или поступлений: по окончании налогового периода организации - получатели целевого финансирования обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств (об этом прописано в п. 14 ст. 250 НК РФ).[[17]]

Сумма полученных организацией бюджетных средств для целей налогообложения прибыли учитывается единовременно на дату фактического поступления этих средств.

Не облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС) бюджетные средства, полученные организациями на возвратной и безвозвратной основе из бюджетов различных уровней на финансирование целевых мероприятий и программ в случае, если указанные средства не связаны с реализацией товаров, работ и услуг.

Если имущество (работы, услуги) приобретены за счет средств целевого бюджетного финансирования, то они оплачиваются с учетом НДС, который вычету (возмещению) не подлежит. В данном случае суммы НДС на затраты производства и обращения не относятся, а покрываются за счет бюджетных источников.


Таким образом, суммы НДС, предъявленные организации или фактически уплаченные при приобретении имущества, учитываются в его стоимости. НДС по материальным ценностям, оплаченным за счет средств целевого финансирования, из бюджета не возмещается.

Глава 2. Корреспонденция счетов для отражения в бухгалтерском учете прихода, списания и возврата средств целевого финансирования

2.1. Учет поступления средств целевого финансирования

В ПБУ 13/2000, п.5 обозначены условия, в соответствии с которыми организация принимает бюджетные средства к бухгалтерскому учету, включая ресурсы, отличные от денежных средств. А именно, необходимо наличие следующих условий:

- имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Выполнение данного условия должно подтверждаться целевой программой организации, постановлениями, заключенными договорами, принятыми и публично объявленными решениями, технико-экономическими обоснованиями, утвержденной проектно-сметной документацией, планом передачи земли и сооружений и т.д.;

- имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Данное условие должно подтверждаться уведомлением о бюджетных ассигнованиях, утвержденной бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, актом (накладной) приемки - передачи основных средств (форма № ОС-1), актом (накладной) приемки - передачи оборудования (форма № ОС-14) и иными соответствующими документами, подтверждающими передачу организации прав владения, пользования и распоряжения активами.[[18]]

При соблюдении данных условий бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам, что прописано в п.7 ПБУ 13/2000. По мере фактического получения бюджетных средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств.


  • Принятие к учету средств целевого финансирования по факту принятия решения о выделении организации целевых средств отражается как возникновение задолженности и оформляется следующей записью: Дт 76 (субсчет «расчеты по целевому финансированию») Кт 86 «целевое финансирование».
  • Фактическое поступление бюджетных средств в организацию отражают следующей записью: Дт 50 «касса» (51 «расчетный счет», 52 «валютный счет», 55 «специальный счет в банке») Кредит 86 «целевое финансирование».
  • Поступление материальных ценностей за счет бюджетных средств записывается в дебет учета имущества и кредит счета 86: Дт 08 «вложение во внеоборотные активы» (10 «материалы», 41 «товары») Кт 86 «целевое финансирование».

Стоимость полученного имущества определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация определяет стоимость подобных активов.

Некоммерческие организации  в данное время могут вести бухгалтерский учет целевого финансирования, опираясь лишь на инструкцию по применению счета 86 «Целевое финансирование» к Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 94н от 31.10.2000г.[[19]] Некоммерческим организациям рационально вести учет поступления средств целевого финансирования в порядке, установленном для коммерческих организаций, то есть при поступлении достоверной информации о том, что необходимые средства будут выделены и получены организацией.

Некоммерческие организации могут приобретать за счет средств целевого финансирования объекты основных средств.

Пример 1:

Организация «N» получила инвестиционные средства в размере 850 000 руб. для закупки объекта основных средств. Рассмотрим схему бухгалтерских проводок, применяемую при покупке и вводе в эксплуатацию данного основного средства:

Дебет

Кредит

Сумма (руб.)

Содержание проводки

Первичный документ

51

86

850 000

На расчетный счет организации «N» поступили средства целевого финансирования

Выписка банка

60

51

800 000

Поставщику оплачена стоимость приобретенного объекта основных средств (с учетом НДС)

Счет-фактура

08

60

677 966,11

Оприходован приобретенный объект основных средств (без НДС)

Отгрузочные документы

19

60

122 033,89

Отражен НДС, выставленный поставщиком

Бухгалтерская справка-расчет

76

51

118 000

Оплачена стоимость услуг сторонней организации по доставке и установке объекта основных средств (с учетом НДС)

Счет-фактура

08

76

100 000

Стоимость услуг сторонней организации (без НДС) отнесена на увеличение стоимости объекта основных средств

Счет-фактура

19

76

18 000

Отражена сумма НДС, предъявленная сторонней организацией

Бухгалтерская справка-расчет

86

19

140 033,89

Общая сумма уплаченного НДС по отраженному в учете объекту отнесена за счет средств целевого финансирования

Договор предоставления целевого финансирования

01

08

777 966,11

Объект основных средств введен в эксплуатацию

Акт о приеме-передаче объектов ОС

86

83

777 966,11

Показан источник приобретения основного средства за счет целевого финансирования

Договор предоставления целевого финансирования


Также организации могут получить объект основных средств безвозмездно.[[20]] Информация о безвозмездно полученных основных средствах отражается в акте экспертной оценки, а также в  акте приемки-передачи основного средства.

Пример 2:

Дебет

Кредит

Наименование хозяйственной операции

08

86

Безвозмездно получен объект основных средств

01

08

Объект введен в эксплуатацию и включен в состав основных средств некоммерческой организации

86

83

Одновременно отражен источник финансирования

76

86

Отражены обязательства конкретного учредителя (участника, члена, жертвователя) по внесению в некоммерческую организацию объекта основных средств в рамках целевого финансирования уставной деятельности организации

08

76

Отражено поступление конкретных объектов основных средств, предусмотренное в рамках указанных выше обязательств

86

83

Одновременно с этим происходит отражение источника финансирования

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных безвозмездно, признается текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы, точнее на дату проводки по дебету счета 08. Об этом говорит п.10 ПБУ 6/2001 «Учет основных средств». Оценка рыночной стоимости такого объекта должна быть обоснована и соответствующим образом задокументирована.

Стоит отметить, что следуя абз.3 п.17 ПБУ 6/2001, некоммерческие организации не начисляют амортизацию по объектам основных средств. Суммы износа отражаются на забалансовом счете 010 «Износ основных средств». Они начисляются линейным способом в порядке, установленном в п.19 ПБУ 6/2001.[[21]]

2.2. Учет расходования средств целевого финансирования

Согласно действующей Инструкции по применению Плана счетов, списание средств, израсходованных на какие-либо проекты, благотворительные программы и покрытие расходов по содержанию самой организации отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование».