Файл: Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если средства целевого финансирования расходуются на содержание некоммерческой организации, то бухгалтеру следует сделать проводку по дебету счета 86 в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы».

В Инструкции по применению Плана счетов не говорится о том, как необходимо группировать и обобщать информацию о расходовании средств целевого финансирования.

Было бы логично использовать счет 26 «Общехозяйственные расходы» для обобщения информации о произведенных административных, хозяйственных и других подобных расходах, не относящихся к целевой программе или конкретному мероприятию. Следует каждый месяц проводить списание аккумулированных затрат на проведение отдельных программ или мероприятий с распределением по сметам расходов. При этом можно применять один из данных вариантов:

- суммы расходов разделять между отдельными программами и списывать на соответствующие субсчета, открытые к счету 20 «Основное производство»;

- распределенные суммы общехозяйственных расходов списывать в корреспонденции со счетом 86 по субсчетам третьего порядка.

Следует помнить при этом, что общехозяйственные расходы, совершенные некоммерческими организациями, могут осуществляться за счет всех видов доходов, а средства целевого финансирования направляются на обеспечение конкретных программ. При этом может оговариваться доля средств, которую некоммерческая организация потратит на общехозяйственные расходы. Однако, может случиться и так, что целевые поступления некоммерческая организация направит только на финансирование прямых расходов по выполнению какой-либо программы, а общие расходы будет обеспечивать суммами вступительных и членских взносов.

Данную информацию стоит учитывать при продумывании схем распределения общехозяйственных расходов по источникам финансирования. Во время распределения общехозяйственных расходов за основу можно брать сумму целевого финансирования, полученного (либо подлежащего получению) для обеспечения конкретных программ (мероприятий); размер заработной платы работников, занятых на основных работах (полагаясь на данные штатных расписаний), а также другие показатели, экономический характер которых связан с экономическим характером осуществляемой деятельности.[[22]]

Пример 1:

Благотворительный фонд отдает многодетной семье легковой автомобиль. Фонд приобрел данный автомобиль для ведения уставной деятельности на средства целевого финансирования. Предпринимательская деятельность фондом не ведется.


Первоначальная стоимость автомобиля – 400 000 рублей (с НДС). Износ автомобиля на момент передачи составил 100 %. Рыночная стоимость автомобиля (без НДС) равна 150 000 рублей.

Согласно Федеральному Закону от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»,[[23]] безвозмездная передача товаров в рамках благотворительной деятельности не облагается НДС. Однако, исключение составляет передача подакцизных товаров (пп.12 п.3 ст.149, пп.6 п.1 ст.181 Налогового Кодекса РФ).[[24]] В данном случае легковой автомобиль признается подакцизным товаром, соответственно при его передаче нужно начислить НДС (абз.2 пп.1 п.1 ст.146, пп.12 п.3 ст.149 Налогового Кодекса РФ). Налоговой базой выступит рыночная стоимость передаваемого автомобиля (без НДС), исчисленная в порядке, предусмотренном ст. 40 НК РФ (п.2 ст.154 Налогового Кодекса РФ).

В соответствии с ПБУ 6/2001, утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н, автомобиль, используемый некоммерческой организацией в уставной деятельности, учитывается в составе объекта основных средств по первоначальной стоимости. Согласно письму Минфина РФ от 31.07.2003г. № 16-00-14/243, во время принятия автомобиля к учету, организация отражает использование средств целевого финансирования следующей записью: Дт 86 «Целевое финансирование» Кт 83 «Добавочный капитал». Как описано выше, некоммерческие организации не начисляют по объектам основных средств амортизацию, вместо этого на забалансовом счете 010 «Износ основных средств» показывают суммы износа, начисленные линейным способом (порядок начисления указан в п.19 ПБУ 6/2001)

Передачу собственного имущества в благотворительных целях можно отразить с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы» (что указано в абз.2 п.1, абз.5 п.11 ПБУ 10/1999, утв. приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н).

При выбытии автомобиля сумму начисленного износа следует списать с забалансового счета, сумму добавочного капитала, сформированного при приобретении автомобиля, необходимо списать со счета 83 на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Сумму НДС, начисленную при передаче автомобиля, отразить по Дт счета 91 (субсчет 91.02 «Прочие расходы»).

В соответствии с п.8 ст.217 Налогового Кодекса РФ, суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые в рамках благотворительной помощи, не облагаются НДФЛ, следовательно, при передаче автомобиля физическому лицу у благотворительного фонда не возникает обязанностей налогового агента (подробнее в письме Минфина РФ от 08.04.2011г. № 03-04-06/6-83).


Дебет

Кредит

Сумма

Содержание операции

91.02

01

400 000

Списание стоимости автомобиля, переданного в благотворительных целях

010

400 000

Списание суммы износа, начисленного по переданному автомобилю

83

84

400 000

Списание добавочного капитала, сформированного при приобретении автомобиля

Пример 2:

В ходе проведения благотворительного мероприятия фонд бесплатно раздает малоимущим продуктовые наборы.

Целевые денежные средства поступили на расчетный счет (180 000 рублей). Благотворительный фонд приобрел продукты для раздачи малоимущим на сумму 138 000 рублей (НДС в том числе). Дополнительно фонд понес расходы на проведение мероприятия в виде аренды помещения, транспорта, приобретения канцтоваров и печатных материалов в сумме 40 000 рублей. Поскольку товары и услуги приобретены фондом для осуществления операций, не облагаемых НДС,  то сумма входного НДС, выставленного поставщиками по аренде помещения, транспорта, канцтоварам и печатным материалам, к вычету не принимается (пп.1 п.2 ст.171 Налогового Кодекса РФ).

В соответствии с пп.1 п.2 ст. 170 Налогового Кодекса РФ суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов.[[25]]

Что касается налога на прибыль организаций, то в соответствии с абз.1,3 п.2 ст.251 Налогового Кодекса РФ, целевые поступления, получаемые благотворительным фондом и использованные по назначению, не признаются расходами в целях налогообложения.

Дебет

Кредит

Сумма (руб.)

Содержание операции

51

86

180 000

Отражено поступление на расчетный счет средств целевого финансирования

10

60

138 000

Приобретенные продукты оприходованы на склад

20

10, 60, 76

138 000 + 40 000 = 178 000

Отражены затраты на проведение благотворительного мероприятия

86

20

178 000

Отражено использование средств целевого финансирования


2.3. Учет возврата средств целевого финансирования

В соответствии со ст. 78 Бюджетного Кодекса РФ, в случаях неиспользования средств целевого финансирования в установленные сроки либо при их нецелевом использовании данные средства подлежат возврату.[[26]]

Нецелевое использование бюджетных средств – это направление их на цели, не отвечающие условиям получения данных средств (не соответствуют смете расходов, уведомлению о бюджетных ассигнованиях, бюджетной росписи и другим документам, явившимся основанием их получения).

За использование бюджетных средств не по назначению предусмотрены наказания:

- в соответствии со ст. 15.14 Кодекса об административных правонарушениях РФ для должностных лиц организации - штраф в размере от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;

- на юридических лиц - от 5 % до 25 % суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению;[[27]]

- при наличии состава преступления в соответствии с Уголовным Кодексом РФ также предусмотрены уголовные наказания.

При возврате бюджетных средств порядок ведения бухгалтерского учета зависит от даты возникновения обстоятельств, в связи с которыми организация обязана вернуть ресурсы, признанные ранее в качестве бюджетных средств.

Согласно п. 13 ПБУ 13/2000, в бухгалтерском учете необходимо произвести исправительные записи, если организация должна возвратить ресурсы, признанные в качестве бюджетных средств ранее в этом же году.

Пример:

В течение 9 месяцев 2015 года в организацию «N» поступили из бюджета средства целевого финансирования на сумму 11 000 000 руб. Из них 10 200 000 руб. было направлено на осуществление капитальных вложений (введение в эксплуатацию, начисление амортизации на сумму 365 000 руб.) и 700 000 руб. – на текущие расходы. После проведения проверки выяснилось, что 1 200 000 руб. бюджетных средств были использованы не по целевому назначению, в том числе 200 000 руб. – в части текущих расходов.

Организации «N» необходимо сделать исправительные записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

86

76

1 200 000

86

98

- 1 000 000

86

98

- 200 000

98

91

- 365 000

98

91

- 200 000


Необходимо учесть, что в части предоставленных бюджетных средств на финансирование капитальных расходов одновременно уменьшатся финансовые результаты организации, а целевое финансирование на сумму амортизации основных средств и нематериальных активов, которая была начислена, а также несписанной суммы доходов будущих периодов восстановится.

Однако, если бюджетные средства были получены на финансирование текущих расходов и сумма, подлежащая возврату, превышает соответствующий остаток целевого финансирования, то в бухгалтерском учете необходимо сделать запись об уменьшении финансовых результатов организации и возникновении задолженности по их возврату.

В учете некоммерческих организаций учет целевых доходов и расходов относится к наиболее спорным и трудным вопросам.

Ранее было отмечено, что методика работы со счетом 86 «Целевое финансирование» развита недостаточно, и это вносит сложности в его использование при учете в некоммерческих организациях. Не смотря на это, 86 счет является главным для учета целевых средств.

Когда некоммерческие организации выполняют различные виды деятельности и реализуют нескольких целевых программ одновременно, 86 счет выглядит, как сложная конструкция, поскольку на 86 счете сосредотачивается вся информация о финансовой деятельности данной организации.

Заключение

В данное время организации все чаще используют субсидирование, бюджетные кредиты, субвенции и другие формы государственной помощи для развития организации или отрасли в целом. Исходя из результатов рассмотренных вопросов, можно сделать вывод, что целевое финансирование является важным элементом современной экономики.

Итак, уточним, что целевое финансирование – это выделение из бюджета, физическими или юридическими лицами финансовых ресурсов для создания определенного объекта, применения в качестве средства достижения определенной цели и решения социально-экономической проблемы. Организация отражает движение средств, полученных в качестве целевого финансирования, на счете 86 «Целевое финансирование», аналитический учет на этом счете ведется по назначению целевых средств в разрезе источников финансирования. По кредиту счета 86 отражается поступление средств целевого назначения, а по дебету – их использование.

Главной целью бухгалтерского учета средств целевого финансирования является обеспечение полной, достоверной и своевременной информацией о поступлении и расходовании средств целевого финансирования всех заинтересованных пользователей, в первую очередь - плательщиков этих средств.