Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации целевого финансирования
1.1 Понятие, источники и виды средств целевого финансирования
1.2 Нормативно-правовое регулирование учета средств целевого финансирования
1.3 Налогообложение средств целевого финансирования
2.1. Учет поступления средств целевого финансирования
2.2. Учет расходования средств целевого финансирования
Введение
При отражении в учете операций по использованию средств целевого финансирования всегда появляется много вопросов и споров. Для подбора оптимальной методологии учета средств целевого финансирования и их использования необходим анализ существующих подходов к данной проблеме ведущих ученых и экономистов.
Целью бухгалтерского учета фондов и целевого финансирования является формирование информации, необходимой для осуществления контроля за их состоянием в отчетном периоде, а также для принятия управленческих решений по оптимизации их размера.
В соответствии с поставленной целью перед бухгалтерским учетом фондов и целевых поступлений стоят следующие задачи:
- своевременное и правильное отражение в учете формирования и использования фондов и целевых средств;
- контроль за правильным использованием полученных целевых средств;
- контроль правильности проведения переоценки основных средств и прочих активов, а также своевременности отражения в учете ее результатов.
Целью данной работы является анализ теоретических основ организации целевого финансирования и рассмотрение их практического применения. При написании данной работы акцент был сделан на поступление, расходование
Задачей данной работы является попытка научного исследования данной темы и практического применения в некоммерческих организациях с последующими рекомендациями по грамотному применению имеющегося законодательства Российской Федерации.
При написании данной работы исследованы следующие материалы: Налоговый Кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 714 «Об утверждении порядка контроля за целевым использованием средств краткосрочной финансовой поддержки», Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1484 (ред. от 13.04.1996) «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета», «Бюджетный Кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 28.03.2017), «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 03.04.2017), система КонсультантПлюс и другие материалы из периодических изданий.
При написании данной работы использованы следующие методы: аналитический, графический, сравнительный и другие.
В первой главе рассматриваются основные теоретические вопросы, связанные с организацией целевого финансирования. Вторая глава является практической, в которой рассматривается корреспонденция счетов для отражения операций со средствами целевого финансирования в бухгалтерском учете.
Глава 1. Теоретические основы организации целевого финансирования
1.1 Понятие, источники и виды средств целевого финансирования
Целевым финансированием называют предоставление предприятию средств, получаемых на строго определенные цели, такие как подготовка кадров, научно-исследовательские работы, содержание детских учреждений и прочее.
Расходование таких средств ограничено определенными условиями, при выполнении которых полученные средства становятся для предприятия собственными, а при невыполнении требуют возврата и относятся к кредиторской задолженности.[[1]]
К таким средствам целевого финансирования можно отнести государственную помощь и средства, предоставляемые в аналогичном порядке иными лицами в форме субвенций (субвенции – это денежные выплаты на строго определенные цели, и если эти цели не выполнены, то полученные деньги подлежат возврату), субсидий (субсидии могут быть выражены в деньгах, либо в натуральных выплатах, в случае нецелевого использования субсидии обычно не возвращаются), безвозвратных займов, а также предоставления предприятию различных ресурсов, финансирования различных мероприятий.
В п.2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации приводится закрытый перечень целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.[[2]] В соответствии с данным перечнем к целевым поступлениям относятся:
1) вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично - правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, и осуществленные в согласно законодательству Российской Федерации о некоммерческих организациях;
2) имущество, передающееся некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;
3) суммы финансирования, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов;
4) средства, а также прочее имущество, принятые на осуществление благотворительной деятельности;
5) совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов;
6) пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды, если они в полном объеме нацелены на формирование пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда;
7) поступления от собственников в созданные ими учреждения, использованные по целевому назначению;
8) отчисления адвокатов на содержание коллегии адвокатов и учреждений коллегии адвокатов;
9) средства, которые поступили в профсоюзные организации в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение этими профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью;
10) средства, которые получили структурные организации РОСТО от Министерства обороны Российской Федерации или другого органа исполнительной власти по генеральному договору; а также целевые отчисления от организаций, входящих в структуру РОСТО, используемые в соответствии с учредительными документами на подготовку в соответствии с законодательством Российской Федерации граждан по военно-учетным специальностям, на военно-патриотическое воспитание молодежи, а также на развитие авиационных, технических и военно - прикладных видов спорта. Средства также должны быть использованы по назначению;
11) имущество, включая денежные средства и имущественные права, полученные религиозными организациями на осуществление уставной деятельности.[[3]]
Источниками средств целевого финансирования являются ассигнования из государственного, регионального и местного бюджетов, взносы физических лиц, средства, поступающие от других организаций, средства фондов специального назначения и другие.
Основная часть целевого финансирования приходится на государственную помощь. Государственная помощь предоставляется в виде субсидий, бюджетных кредитов, а также в виде ресурсов, отличных от денежных средств.[[4]] Это регулярные субсидии государства на содержание и развитие некоммерческих организаций, а также разовое финансирование, связанное с реализацией отдельных проектов, программ и пр. Поскольку процесс получения бюджетных средств достаточно сложный, занимает длительное время и связан с большой работой по сбору информации для обоснования необходимости финансовой поддержки, государственное финансирование имеет намного меньшие объемы по сравнению с привлеченными средствами.[[5]]
1.2 Нормативно-правовое регулирование учета средств целевого финансирования
Для корректного осуществления бухгалтерского учета средств целевого финансирования бухгалтер должен знать нормативные акты, регулирующие данный участок работы, и применять на практике установленные ими требования. В данное время система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ состоит из документов четырех уровней.[[6]] Подобным образом можно разделить на четыре уровня и ключевые документы, регулирующие бухгалтерский учет средств целевого финансирования.
Первый (законодательный) уровень составляют Федеральные законы, указы Президента и постановления правительства. Что касается сферы учета целевого финансирования, то к ним относятся: Налоговый и Гражданский[[7]] кодексы, закон «О бухгалтерском учете»[[8]], Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка контроля за целевым использованием средств краткосрочной финансовой поддержки[[9]], Указ Президента РФ «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счёт федерального бюджета»[[10]]. Помимо этого, право регулировать бухгалтерский учет принадлежит Центральному Банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и Департаменту по надзору за страховой деятельностью Минфина РФ.
Следующий, второй уровень называют нормативным. Он состоит из положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, которые излагают основные правила и принципы бухгалтерского учета. Порядок учета государственной помощи определен Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»[[11]]. Также пункты учета целевых поступлений регламентируются ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»[[12]].
Как описано выше, основным нормативно - правовым документом, регламентирующим порядок бухгалтерского учета целевых бюджетных средств, является ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». В соответствии с данным положением не все средства, получаемые от государства, подлежат учету. Изложенный в ПБУ 13/2000 порядок учета государственной помощи не распространяется на учет бюджетных средств, получаемых по договорам, предметом которых является продажа продукции, товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при государственном (муниципальном) заказе. Особенность подобных договоров состоит в том, что источнику передаваемых бюджетных средств переходят права собственности на товары, результаты работ или оказываются услуги.
Также в данном нормативно-правовом акте указано, что целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. При этом объекты внеоборотных активов в течение срока полезного использования в размере начисленной амортизации относятся на финансовые результаты организации как прочие доходы.
Целевое финансирование в данном случае признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других подобных расходов с последующим отнесением на доходы отчетного периода. Также при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ или оказание услуг, начисления оплаты труда и осуществления других похожих расходов.
Стоит отметить, что на учет средств, полученных по договорам, предусматривающим обязанность организации вернуть их, нормы ПБУ 13/2000 не распространяются. Учет средств, полученных в рамках подобных договоров, регулирует ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам».
Для корректного отражения в учете полученных бюджетных средств в качестве выручки от продажи товаров либо выполнения работ/оказания услуг, полученной от обычных видов деятельности, бухгалтеру следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99 «Доходы организации». В данном ПБУ указан порядок отражения в бухгалтерском учете средств, полученных за товары (работы, услуги), и оплаченных в интересах третьих лиц соответствующим бюджетом.
Документами третьего уровня являются методические указания, инструкции и рекомендации по ведению бухгалтерского учета и заполнению форм бухгалтерской отчетности. Главный документ третьего уровня - это План счетов бухгалтерского учета [[13]]. Дополняют данный документ Инструкция по его применению и инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности (Приказ Минфина РФ № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» [[14]]).
Некоммерческая организация освобождается от налогов в случае, если ее доходы используются по назначению. Некоммерческие организации должны составлять и предоставлять отчет о целевом использовании денежных средств, форма которого содержится в Приказе Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Для контроля над денежными средствами данных организаций и была разработана форма по ОКУД.