Файл: Отладка и тестирование программ: основные подходы и ограничения (1.Понятия тестирования и отладки программного обеспечения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

История тестирования программного обеспечения отражает эволюцию разработки самого программного обеспечения. В течение длительного времени разработка программного обеспечения уделяла основное внимание крупномасштабным научным программам, а также программам министерства обороны, связанным с системами корпоративных баз данных, которые проектировались на базе универсальной ЭВМ или миникомпьютера. Тестовые сценарии записывались на бумагу. С их помощью проверялись целевые потоки управления, вычисления сложных алгоритмов и манипулирование данными. Окончательный набор тестовых процедур мог эффективно протестировать всю систему полностью. Тестирование обычно начиналось лишь после завершения плана-графика проекта и выполнялось тем же персоналом.

Появление персональных компьютеров способствовало стандартизации этой отрасли, поскольку приложения стали изначально создаваться для работы с общей операционной системой. Внедрение персональных компьютеров открыло новую эру и привело к быстрому и бурному росту коммерческих разработок. Коммерческие приложения жестко боролись за первенство и выживание. Пользователи компьютеров принимали выжившее программное обеспечение как стандарты defacto. Пакетная обработка заменялась системами, работающими в реальном времени.

Тестирование систем реального времени потребовало другого подхода к проектированию тестирования из-за того, что рабочие потоки могли вызываться в любом порядке. Эта особенность привела к появлению огромного количества процедур тестирования, способных поддержать бесконечное число перестановок и сочетаний.

Причиной многих несчастий разработчиков являются программные ошибки, из-за которых на их многострадальные головы сваливаются и давно просроченные проекты, и бессонные ночи. Ошибки могут сделать жизнь разработчиков действительно несчастной, потому что, достаточно нескольким ошибкам вкрасться в их программы, как заказчики прекращают этими программами пользоваться, а сами они могут потерять работу.

Долгое время ошибки рассматривали как простые неприятности. Ничто не может быть дальше от истины. Всем программистам известны компании, которые закрылись только потому, что выпускали программные продукты, совершенно непригодные к использованию из-за обилия ошибок. В связи со всеобщей компьютеризацией, все шире и шире захватывающей такие важные области, как управление системами жизнеобеспечения, медицинские приборы и сверхдорогую компьютерную аппаратуру, над ошибками больше нельзя просто посмеиваться или рассматривать их как нечто имеющее значение только на этапах разработки.


На отладку в среднем затрачивается около 50% цикла разработки. Если отладка начата вовремя, то ее продолжительность может быть радикально уменьшена, а это означает, что заказчик получит программу значительно быстрее. Нельзя экономить время на рассмотрении требований и проектировании, но можно сделать отладку намного эффективнее. Отладку нужно начинать на стадии разработки требований и продолжать до финальной версии продукта.

1. Понятия тестирования и отладки программного обеспечения

1.1 Принципы тестирование и отладка программного обеспечения

Тестирование программного обеспечения (software testing)- это процесс анализа или эксплуатации программного обеспечения с целью выявления дефектов.

Несмотря на всю простоту этого определения, в нем содержатся пункты, которые требуют дальнейших пояснений. Слово процесс (process) используется для того, чтобы подчеркнуть, что тестирование суть плановая, упорядоченная деятельность. Этот момент очень важен, если мы заинтересованы в быстрой разработке, ибо хорошо продуманный, систематический подход быстрее приводит к обнаружению программных ошибок, чем плохо спланированное тестирование, к тому же проводимое в спешке.

Согласно этому определению, тестирование предусматривает "анализ" или "эксплуатацию" программного продукта. Тестовая деятельность, связанная с анализом результатов разработки программного обеспечения, называется статическим тестированием (static testing). Статическое тестирование предусматривает проверку программных кодов, сквозной контроль и проверку программы без запуска па машине, т.е. проверку за столом (desk checks). В отличие от этого, тестовая деятельность, предусматривающая эксплуатацию программного продукта, носит название динамического тестирования (dynamic testing). Статическое и динамическое тестирование дополняют друг друга, и каждый из этих типов тестирования реализует собственный подход к выявлению ошибок.

Последний пункт определения, требующий дополнительных пояснений - это понятие дефекта (bug). Говоря простыми словами, программная ошибка - не что иное, как изъян в разработке программного продукта, который вызывает несоответствие ожидаемых результатов выполнения программного продукта и фактически полученных результатов. Дефект может возникнуть на стадии кодирования, на стадии формулирования требований или на стадии проектирования, либо же его причина может крыться в некорректной конфигурации или данных. Дефектом может быть также что-то другое, что не соответствует ожиданиям заказчика и что может быть, а может и не быть определено в спецификации программного продукта. Более подробное описание терминологии дефектов приводится во врезке.


Отладка - это процесс выявления источников отказов, т.е. ошибок, и внесение в программу соответствующих исправлений.

1.2 Этапы тестирования программного обеспечения

Первое действие в планировании испытаний предусматривает разработку стратегии тестирования на высоком уровне. В общем случае стратегия тестирования должна определять объемы тестовых работ, типы методик тестирования, которые должны применяться для обнаружения дефектов, процедуры, уведомляющие об обнаружении и устраняющие дефекты, критерии входа и выхода из испытаний, которые управляют различными видами тестирования. Реализуя принцип тесного интегрирования разработки и тестирования с целью оптимизации графика разработки, стратегия тестирования должна отображать различные виды тестовой деятельности на жизненный цикл разработки. При формулировании общей стратегии должно быть предусмотрено как статическое, так и динамическое тестирование.

Если для поддержки различных видов тестовой деятельности используется автоматизация, стратегия автоматизации должна рассматриваться как составная часть общей стратегии тестирования. Автоматизация требует выполнения независимых параллельных работ, которые должны тщательно планироваться и выполняться только в тех случаях, когда это не приводит к снижению эффективности.

Существуют следующие подходы к формулированию стратегии тестирования:

. Определить объемы тестовых работ путем анализа документов, содержащих требования к программному продукту (технические условия), чтобы выяснить, что нужно тестировать. Рассмотреть виды тестирования, которые не следуют непосредственно из документов с требованиями, такие как тестирование возможности установки и наращивания возможностей программного продукта, удобство и простота обслуживания продукта, а также способности к взаимодействию с другими видами аппаратных средств из среды заказчика.

. Определить подход к тестированию за счет выбора статических и динамических тестов, связанных с каждой стадией разработки. Здесь потребуется включить описания всех рабочих продуктов, которые должна подготовить тестовая группа.

. Определить критерии входа и выхода для каждой стадии тестирования, равно как и все точки контроля качества, для чего потребуется участие специалистов по тестированию.


. Определить стратегию автоматизации в случае, если планируется использование автоматизации какого-либо вида тестовой деятельности. Автоматизация требует проведения независимых параллельных работ, которые должны тщательно планироваться и выполняться только в тех случаях, когда это не приводит к снижению эффективности.

Определение объемов тестовых работ

Поскольку подвергнуть тестированию абсолютно все невозможно, важность выбора того, что нужно протестировать, сомнений не вызывает. Если допустить "перебор" в тестировании, т.е., если тестовое покрытие будет избыточным, то для отладки программного продукта потребуется значительное время, что поставит под угрозу срок сдачи проекта. Если тестирование окажется недостаточным (точнее, недостаточным будет тестовое покрытие), то увеличится риск пропуска того или иного дефекта, устранение которого будет стоить очень дорого, особенно после сдачи программного продукта в эксплуатацию. Отыскать нужный баланс между этими двумя крайностями поможет опыт и способ измерения успешности тестирования.

Вот несколько предложений по разработке стратегии тестирования, которые помогут в поиске оптимального тестового покрытия:

Тестировать в первую очередь требования с наивысшим приоритетом.

Тестировать новые функциональные возможности и программный код, который изменялся с целью исправления или совершенствования старых функциональных средств

Использовать разбиение на эквивалентные классы и анализ граничных значений для снижения трудозатрат на тестирование

Тестировать те участки, в которых наиболее вероятно присутствие проблем

Сосредоточить свое внимание на функциях и конфигурациях, с которыми наиболее часто будет иметь дело конечный пользователь.

Определение подхода к тестированию

Второй раздел формулировки стратегии тестирования касается определения похода к тестированию. Построение подхода к тестированию начинается с исследования каждой стадии жизненного цикла разработки с целью отбора тестов статического и динамического тестирования, которые могут быть использованы на соответствующей стадии. При этом не имеет значения, какая модель жизненного цикла разработки используется: каскадная, спиралевидная или модель с итеративными версиями - для отбора эффективных тестов можно исследовать этапы любой перечисленной модели. В качестве примера возьмем каскадную модель и выясним, какие виды тестирования могут для нее использоваться:


Стадия формулирования требований

Стадия системного проектирования

Стадии тестирования проектов программ, программных кодов, модульного тестирования и комплексных испытаний

Системные испытания

Приемочные испытания

Регрессионное тестирование

Подход к тестированию должен отражаться в документах, содержащих планы проведения испытаний.

Определение критериев тестирования и точек контроля качества

Существует пять типов критериев, которые могут определяться перед началом системного тестирования:

Критерий входа. Описывает, что нужно сделать перед началом тестирования.

Критерий выхода. Описывает то, что вы считается необходимым для завершения испытаний.

Критерий приостановки/возобновления. Описывает, что произойдет, если по причине из-за дефектов продолжение тестирования окажется невозможным.

Критерий успешного/неудачного прохождения теста. Прогон каждого теста должен давать заранее известные результаты.

Другие критерии, определяемые процессом или стандартами. Если программный продукт должен соответствовать некоторому стандарту или компания предъявляет определенные требования к выполняемому процессу, то, нужно учесть ряд дополнительных критериев.

Определение стратегии автоматизации.

При наличии реальных планов и разумных предположений использование автоматизированных инструментальных средств и автоматизированных тестовых случаев представляет собой прекрасный способ снижения временных затрат на тестирование программного продукта. Любая многократно выполняемая задача является кандидатом на автоматизацию. Однако обычно на автоматизацию задачи уходит намного больше времени, чем на ее выполнение, поэтому для каждой задачи, которая может быть автоматизирована, целесообразно провести тщательный анализ потенциального выигрыша от автоматизации. Выполняя анализ возможных выгод, следует помнить, что для самой автоматизации характерен собственный автономный жизненный цикл.

Эффективная автоматизация требует специальной подготовки персонала, разработки, отладки и верификации, как и любой другой проект разработки программного обеспечения. Бесплановая и плохо выполненная автоматизация означает не только напрасный расход ресурсов, она даже может привести к нарушению графика выполняемых работ, если время будет тратиться на отладку средств автоматизации, а не на тестирование.