Файл: Основные функции в системе менеджмента (Анализ реализации основных функций в системе менеджмента на примере АО «Костромское авиапредприятие»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты основных функций в системе менеджмента
1.1. Понятие и классификация функций менеджмента
1.2. Общие функции в системе менеджмента
1.3. Конкретные функции в системе менеджмента
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Оценка реализации функций организации и планирования
Введение
Одним из базовых вопросов в теории и практике менеджмента является определение функций менеджмента. Сущность и конкретное содержание этих функций за последние сто лет рассматривались множеством специалистов, каждый из которых предлагает свои варианты и трактовки этих основополагающих понятий. Поэтому важно знать представление об основных подходах к определению функций менеджмента и их реализации в различных условиях.
Актуальность темы исследования заключается в том, что успешная управленческая деятельность организации в существенной мере зависит от глубины знания функций менеджмента и мастерства их применения в конкурентной борьбе на внутренних и внешних рынках. Чем ниже применяемость функций менеджмента в организациях, тем чаще они разоряются, негативно воздействуя на окружающую их среду. Именно поэтому функции менеджмента являются важнейшим объектом исследования, как для специалистов, так и современных практиков, использующие достижения функций в процессе всей деятельности организации.
Выполнение функций менеджмента предполагает затраты времени и ресурсов. Ограниченность ресурсов требует эффективного их распределения и использования с учетом взаимозависимости и взаимосвязанности функций управления. Именно поэтому все проблемы управления рассматриваются через призму управленческих процессов.
Цель работы – исследовать основные функции в системе менеджмента.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать понятие и классификация функций менеджмента;
- рассмотреть общие функции в системе менеджмента;
- рассмотреть конкретные функции в системе менеджмента;
- дать общую характеристику организации;
- провести оценку реализации функций организации и планирования;
- провести оценку реализации функций мотивации и контроля;
- выявить проблемы реализации функций планирования и мотивации в системе менеджмента АО «Костромское авиапредприятие»;
- предложить мероприятия по совершенствованию реализации функции планирования в системе менеджмента АО «Костромское авиапредприятие»;
- предложить мероприятия по совершенствованию реализации функции мотивации в системе менеджмента АО «Костромское авиапредприятие».
Объектом исследования является АО «Костромское авиапредприятие».
Предметом исследования – реализация основных функций в системе менеджмента АО «Костромское авиапредприятие».
В процессе исследования применялись следующие методы исследования: теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования, систематизация, обобщение и описание.
Теоретической основой изучения данной темы послужили труды отечественных авторов в области теории управления и менеджмента. Также были использованы научные статьи из периодической печати и информация из сети интернет.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. Теоретические аспекты основных функций в системе менеджмента
1.1. Понятие и классификация функций менеджмента
Рассмотрим некоторые определения понятия «функции менеджмента».
«Функция менеджмента – это целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления»[1].
«Функции управления – это виды деятельности, с помощью которых управляющая подсистема воздействует на объект управления[2].
«Функции управления – специфические виды – управленческой деятельности, сложившиеся в процессе разделения управленческого труда, формулирующие его содержание в действии и устремленные на достижение поставленной цели»[3].
«Менеджмент считается процессом потому, что работа по достижению целей с помощью других людей представляет собой не какое-то единовременное действие, а серию непрерывных взаимосвязанных действий. Все эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Это и есть управленческие функции. Процесс управления – это сумма всех этих функций»[4].
«Функции управления – это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления»[5].
Обобщая приведенные выше и другие имеющиеся определения и не претендуя на полный охват всех характеристик и сторон этого сложного многопланового явления, можно сказать, что функции менеджмента – это специфические взаимосвязанные виды и направления – управленческой деятельности, в совокупности обеспечивающие процесс управления организацией путем выполнения определенных комплексов задач и использования специальных управленческих методов и механизмов. Специфичность управленческих функций обусловливает необходимость разделения и специализации управленческого труда[6].
Функции менеджмента впервые были сформулированы в начале двадцатого века французским экономистом, предпринимателем и основоположником административного направления в менеджменте и процессного подхода к управлению Анри Файолем (1841-1925 гг.). В своей работе «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 г., А. Файоль выделил шесть основных направлений деятельности предприятия: технические, коммерческие, финансовые операции, охрану, счетные операции и административные. Таким образом, администрирование или управление было впервые выделено как самостоятельное направление деятельности.
Управлять – значит вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы, – писал Файоль. Управлять – значит обеспечивать правильный ход всех направлений деятельности. Для этого администратор должен предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать и контролировать[7].
Функция предвидения состоит в «подготовке будущего» путем исследований, анализа и разработки программы действий, охватывающей все направления деятельности предприятия.
Функция организации (организовывания) должна обеспечить предприятие всем необходимым для производства: материалами, оборудованием, капиталами, персоналом. При этом Файоль выделял два основных направления этой работы: организацию материального и социального «организмов» предприятия.
Функция – распорядительства призвана приводить в – действие организованный «социальный организм». Эта задача распределяется между различными руководителями предприятия, на каждом из которых лежит бремя и ответственность за свою часть. Цель распорядительства для каждого руководителя – извлечь наибольшую пользу из работников, находящихся в его ведении, в интересах предприятия, как целого. Согласовывание (или координация) имеет своей целью обеспечить каждому элементу «социального организма» возможность выполнять свою частную роль в согласии с другими элементами[8].
Цель контроля, как функции управления, в проверке, все ли исполняется в соответствии с принятой программой, отданными приказаниями и установленными принципами. Контроль применяется ко всему: к предметам, лицам и действиям. Он практикуется во всех областях. Операции контроля входят в круг обязанностей руководителя и его сотрудников в небольшом предприятии; в большом же – они частью переданы специальным функционерам: инспекторам, контролерам. Для того, чтобы контроль оказывался действенным, необходимо, чтобы он проводился вовремя и имел практические последствия[9].
Почти столетие назад А. Файоль сформулировал не только основные функции управления, но и основные принципы администрирования, общие правила, задачи, обязанности и требования к управленческому персоналу, которые легли в основу многих направлений современного менеджмента. Понимание функций менеджмента развивалось и углублялось вместе с развитием науки и практики управления[10].
Сегодня в литературе можно встретить различные перечни и классификации функций менеджмента. К функциям менеджмента, кроме выделенных Файолем – планирования, организации, – распорядительства, координации, и контроля, некоторыми авторами относятся установление целей (целеполагание), регулирование, активизация, разработка стратегии, обратная связь, руководство, коммуникация, исследование, учет и оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство, переговоры, заключение сделок и другие направления деятельности[11].
Классифицируя функции менеджмента, некоторые авторы выделяют основные функции менеджмента, общие функции менеджмента, функции дифференциации, функции интеграции, специальные функции менеджмента.
К основным функциям при этом относятся планирование, организация, оперативное руководство, координация, контроль, мотивация
К общим функциям менеджмента, отражающим конкретные виды управленческой деятельности, относят управление персоналом, управление информацией, управление производством, управление финансами, управление имуществом, управление качеством, управление запасами, управление маркетингом.
Функции дифференциации управления обеспечивают организацию управленческого взаимодействия, распределение обязанностей и полномочий различных звеньев управленческой системы. Функция интеграции управления призвана обеспечить согласованную деятельность всех звеньев для достижения общих целей[12].
Некоторые авторы выделяют три группы функций: общие функции, социально-психологические и технологические[13].
Существуют и другие группировки функций. Например, С.С. Скобкин считает, что «Управление может быть разделено на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:
- общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
- управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
- конкретные области управления (маркетинг, инновации, производство, кадры, финансы, основные фонды)[14].
Как видим, наиболее распространенным и общепринятым на сегодняшний день является подход к классификации функций менеджмента, при котором выделяются две укрупненные группы функций – общие функции управления и конкретные или специальные функции.
1.2. Общие функции в системе менеджмента
Разными авторами предлагаются различные перечни общих функций управления. Эти перечни, как правило, различаются не содержанием управленческих функций, а их детализацией или группировкой. Не отрицая возможности разных взглядов на классификацию функций менеджмента, мы будем исходить из наиболее распространенного подхода, в соответствии с которым к общим функциям управления относятся планирование, организация, мотивация, контроль[15].
Эти функции отражают основные взаимосвязанные направления управленческой деятельности. Каждая из этих четырех функций реализуется при помощи других трех. Так, например, осуществление функции организации невозможно без использования механизмов планирования, мотивации и контроля[16].
В свою очередь осуществление функции контроля предполагает и планирование, и организацию и мотивацию.
1. Функция планирования состоит в «подготовке будущего» путем исследований, анализа и разработки программы действий, охватывающей все направления деятельности предприятия.
Функция планирования, выделенная А. Файолем в качестве важнейших функций управления и состоящая в «подготовке будущего», получила за прошедшее столетие существенное развитие как в плане целей, так и в плане механизмов. Если в начале прошлого века планирование деятельности организации в основном исходило из анализа факторов внутренней среды организации, то с развитием рынка и усилением конкуренции в странах с рыночной экономикой в планировании все больше внимания должно было уделяться анализу и учету воздействия на деятельность организации многообразных факторов внешней среды. Это определило развитие методов анализа, прогнозирования, а затем и стратегического планирования.