Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 

Глава 1. Проблемы профессиональных стрессов.

1.1. Понятие стресса и стрессоустойчивости

1.2. Факторы, влияющие на устойчивость к стрессу

1. Социальная поддержка

Все виды помощи, оказываемые человеку людьми, с которыми он связан, относятся к этому виду поддержки.

Как правило, у тех людей, кото­рым оказывалась относительно большая социальная поддержка со стороны друзей и родственников, обнару­жились менее выраженная эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и меньше симптомов физического нездоровья.

Установлено четыре вида социальной поддержки:

- Эмоциональная поддержка — выражение участия и заинтересован­ности, которые выказывают человеку близкие ему люди. Внимательное, участливое выслушива­ние рассказа о проблемах может служить примером такой поддержки.

-  Оценочная поддержка состоит в помощи человеку оценить и осмыслить его проблемы. Прояснение сути проблемы и ее значимости, вот в чем заключается этот вид поддержки.

-  Информационная поддержка  состоит в даче совета о том, как справиться с про­блемой. Обсуждение возможных решений проблемы, рассмотрение различных стратегий ее преодоления, - в этом и заключается этот вид поддержки.

-  Инструментальная поддержка состоит в по­мощи конкретными действиями. Сюда входит широкий спектр возмож­ных действий, таких, как предоставление временного жилья, материальная поддержка, препровождение в центр социальной помощи, помощь в поиске работы и мно­гое другое.

Однако не всегда друзья, члены семьи, коллеги по работе, соседи оказывают человеку социальную поддержку. Они могут критиковать человека, создавать у него чувство вины, предъявлять излишние требования, провоцировать на ненуж­ные споры, тем самым мешают справлять­ся со стрессом [11]

2. Стойкость 

Стойкость - это черта характера человека, которая выражается в упорстве, настойчивости, стремлении достичь поставленной цели во что бы то ни стало. Это совокупность определенных личностных свойств, которые присущи данному человеку и основываются на самообладании, выдержке, упорстве и мужестве. Эта черта характера способствует высокой со­противляемости к стрессу.

Более стойкие люди чаще обладают внутренним контролем. Внутренний контроль — это черта лич­ности, характеризующая веру людей в то, что все их достижения, успехи и неудачи, явля­ются результатом их собственных действий. Люди, менее стойкие к стрессу, более тяжело переживают его последствия.

3. Оптимизм

Оптимизм – это взгляд на жизнь с позитивной точки зрения, уверенность в лучшем будущем.

Люди, обладающие хорошим физическим здоровьем, как правило, в большинстве своем оптимисты. В ходе исследований, проводимых учеными, было установлено, что оптимис­ты и пессимисты по-разному справляются со стрессом. В стрессовой ситу­ации пессимизм ведет к пассивным стратегиям преодоления стресса и беспечности по отношению к своему здоровью. Оптимисты же в большей степени ориентированы на действия и анализ проблемы. Опти­мизм способствует более адаптивным способам борьбы со стрессом. [2]

4. Реактивность вегетативной нервной системы (ВНС)

Мы знаем, что в ответ на стресс всегда происходит физиологичес­кая реакция организма, и, следовательно, физиологические особенности людей будут активно влиять на устойчивость к стрессу. Мож­но сделать вывод, что на людей с относительно менее возбудимой вегетативной нервной системой стресс воздействует слабее, чем на тех, чья ВНС обладает высокой реак­тивностью.

1.3 Профессиональный стресс. Источники профессионального стресса

1.4.Виды профессионального стресса

Глава 2. Профессиональное выгорание

2.1. Понятие синдрома профессионального выгорания

2.2 Симптомы и факторы профессионального выгорания 

2.3 Причины и проявления профессионального выгорания 

2.4. Меры предупреждения профессионального выгорания 

Заключение 

Список литературы 

- Трудности в делегировании полномочий, например, отказ подчиненных выполнить распоряжение руководителя. [3]

4. Факторы, связанные с деловой карьерой:

- Профессиональная не успешность и боязнь ранней отставки.

- Статус несоответствия, медленное или слишком быстрое продвижение, фрустрация из-за достижения «предела» своей карьеры.

- Отсутствие гарантированной работы, постоянное ожидание каких-то изменений, нестабильность.

- Несоответствие уровня притязаний данному профессиональ­ному статусу.

5. Факторы, связанные с организационной структурой и психоло­гическим климатом:

- Неэффективное консультирование. Невозможность получить своевременную квалифицированную помощь по ряду важных воп­росов.

- Ограничение свободы поведения, интриги, дресс-код и другие ограничения.

1.4.Виды профессионального стресса

Основными видами профессионального стресса являются:

- Информационный стресс. Он возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется высокой ответственностью задания. Часто информационный стресс сопровождается быстрой переменой информационных данных, неопределен­ностью ситуации или недостоверной информацией о ситуации.

- Эмоциональный стресс возникает как при реальной так и при предпола­гаемой опасности. К данному виду стресса можно отнести чувство вины за невыполненную работу, плохие отно­шения с коллегами. В ряде случаях разрушаются глубинные уста­новки и ценности работника, связанные с его профессией. Все это результат эмоционального стресса.

- Коммуникативный стресс связан с проблемами де­лового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, неспособности контролировать себя при общении с коллегами, незнании средств защиты от манипулятивного воз­действия, неумении тактично отказать в чем-либо.

- Профессиональный стресс дости­жения. Он возникает при несоответствии уровня ожида­ний реальным возможностям работника.

- Стресс, вызванный страхом сделать ошибку. Он возникает при слишком сильной внутренней установке только на успех, а также при наличии фискальных санкций в случае ошибки. Работник постепенно начинает отказываться от всего нового и рискованного. Страх ошибки, как правило, блокирует творческие способности работника.

- Профессиональный стресс конкуренции. Часто в коллегах по работе работник ви­дит своих конкурентов. Он боится, что при малейшей ошибке руководство усомнится в его профессионализме и на его место назначат другого сотрудника. Он также может возникнуть, если в коллектив приходит более молодой и амбициозный работник.


- Профессиональный стресс успеха. Как ни странно, работник может испытывать стресс и тог­да, когда достигает крупного успеха. Нередко после крупного достижения насту­пает состояние «обессмысливания» того, что осуществилось. [3]

Глава 2. Профессиональное выгорание

2.1. Понятие синдрома профессионального выгорания

Огромное внимание в современной психологии уделяется проблеме психических состояний.

Психическое состояние - это конкретная структурная организация всех имеющихся у человека психических качеств, обусловленная данной ситуацией и предвидением результатов действий, их оценкой с позиций личностных ориентаций и установок, целей и мотивов всей деятельности.

Психические состояния имеют сложную структуру. Их длительность – это один из основных параметров, входящий в структуру психических состояний.

Следует выделять мимолетные, длительные и хронические состояния. Особое внимание следует уделить длительным и хроническим психическим состояниям. К ним относят - состояния, которые чаще всего связаны с влиянием повседневных стрессов. Это состояния хронического утомления и хронического стресса. В связи с тем, что они носят долговременный характер, они особенно пагубно отражаются на здоровье человека.

В настоящее время достаточно часто встречается термин «профессиональное выгорание». К сожалению, представители многих профессий подвержены профессиональному выгоранию.

Профессиональное выгорание - это частный случай профессиональной деформации.

По своей сути, профессиональное выгорание - это длительный хронический стресс. Термин «эмоциональное выгорание» (burnout) впервые ввел в психологическую практику американский психиатр Фрейденберг в 1974 году. Синдром профессионального выгорания связан с продолжительным воздействием стрессообразующих факторов средней интенсивности, связанных с профессиональной деятельностью.

В наибольшей степени, выгоранию подвержены сотрудники, которые по роду своей деятельности вынуждены много и интенсивно общаться с людьми. Прежде всего, это руководители, менеджеры и другие представители помогающих и коммуникативных профессий. [12]

Причем особенно быстро выгорают те, кто работает с высокой самоотдачей и ответственностью. Данное поведение в психологии называется «поведение по типу А».


Как отмечал Фрейденберг, «использованными спичками» могут стать, прежде всего, добрые, мягкие и эмоционально вовлеченные в дело идеалисты. Интроверты, которые долго и глубоко переживают свои впечатления. Фанаты, которые сутками работают над воплощением своих идей. Они настолько увлекаются, что не следят за здоровьем, забывают о личной жизни. Работая на пределе своих возможностей в скоростном ритме, вкладывая в дело всю свою душу, они ждут признания общества. И не дождавшись его, получают серьезнейший удар, который многим из них очень дорого обходится. Таким людям требуется уже психиатрическая помощь.

Работник теряет уверенность в себе, начинает обвинять себя в отсутствии знаний, опыта, компетентности и профессионализма. Профессиональное выгорание характеризуется возникновением чувства безразличия ко всему происходящему, в том числе к работе, коллегам и даже в семейной жизни происходит разлад.

Таким образом, профессиональное выгорание - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии. Это проявляется в неудовлетворенности результатами работы, личной отстраненности, симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления. [7]

В.В. Бойко рассматривает «выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций из психотравмирующей ситуации. [5]

Другими словами, профессиональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Выгорание - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

Как было уже сказано выше, профессиональное выгорание нередко проявляется у специалистов, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Профессиональное выгорание - это совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Один из видов профессиональной деформации личности.

Профессиональное выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени, характеризуется нарастающей степенью выраженности его проявлений.

На проблему психического выгорания нет единой точки зрения. Но несомненно то, что она включает в себя широкий спектр эмоционально-волевых и интеллектуальных компонентов. Все эти компоненты играют большую роль в приспособляемости человека к негативным условиям в профессиональной или жизненной ситуации. Очень важное условие успешной работы с людьми – это научиться менять негативные эмоции на положительные. Важная задача любого профессионала, - это умение управлять своими эмоциями и своими желаниями.


Следует отметить, что профессиональная деформация личности - это изменение ее качеств, таких как характер, способов общения и поведения, стереотипов восприятия, ценностных ориентаций. Эти изменения наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности.

Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи). Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, отношении к людям. Высокий уровень профессиональной деформации также наблюдается у медицинских работников, военнослужащих и сотрудников спецслужб.

Психологи отмечают, что у руководителей среднего звена профессиональная деформация заключается в психологической дезориентации из-за постоянного давления на них как внешних, так и внутренних факторов. Все это порождает еще одну общую для многих руководящих сотрудников проблему: неспособность к эффективному самосовершенствованию и развитию. Кроме того, профессиональная деформация у них выражается в высоком уровне агрессивности, неадекватном отношении к людям и возникающим ситуациям, ну и, наконец, в потере вкуса к жизни.

Профессиональная деформация личности может носить положительный или отрицательный, эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный, характер. Она проявляется в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике.

Частными случаями профессиональной деформации являются административный восторг и управленческая эрозия. [5]

Административный восторг – специфическое психологическое состояние, выражающееся в чрезмерном увлечении администрированием, упоении своей властью. Нередко административный восторг является одним из свидетельств профессиональной деформации личности у руководителей различного ранга. Он приводит к злоупотреблению властью, административному произволу.

Управленческая эрозия или порча властью - один из интересных психологических феноменов. Длительное пребывание на руководящей должности приводит к тому, что решения, которые принимает руководитель, становятся все менее эффективными и рациональными. Власть как организующая и направляющая сила, как говорят, портится и, со временем, эффективность деятельности руководителей уменьшается.

Тем, кто занимает наивысшие должности, угрожает наибольшая опасность. Руководители принимают все менее правильные решения. Это связано с тем, что в процессе руководства другими людьми власть над ними приносит начальнику все большее удовольствие. Чем больше власти, тем сильнее хочется ее расширить. В этом случае человек не столько думает об интересах дела, сколько стремиться к доминированию. Общественная польза заменяется личным удовольствием и упоением властью. Стремление к власти у такого руководителя подчиняется тем же законам, что и всякого рода зависимости. Увеличение власти никогда не дает ему полного удовлетворения. Наоборот, оно вызывает еще большее стремление контролировать других, влиять на них.


Руководители, заболевшие властью, становятся все непредсказуемей. Новые задачи часто требуют новых форм управления, тогда как руководители сохраняют старые формы и стратегии управления. Проблема сохранения и расширения властных полномочий становится для них важнейшей. Они постоянно расширяют сеть контролирующих или репрессивных средств. Желая оправдать свои шаги, могут придумывать всяческие угрозы для своей организации. Возникновение и развитие управленческой эрозии не зависит от стиля руководства. Ей подвержены менеджеры, использующие как демократический, так и авторитарный стиль. Этот стиль, являющийся сначала эффективным, со временем может потерять свою практическую ценность.

Руководители, которые хуже других приспосабливаются к новым условиям и настоятельно защищают старые методы руководства, принимают всё худшие решения, все хуже осуществляют функции организации и реализации управления. Испытанные методы реализации власти со временем становятся устаревшими; схемы решений, и средства контроля не дают ожидаемого эффекта.

Одним из основных методов профилактики управленческой эрозии является ротация. По происшествии определенного периода времени, руководство организацией поручается новым людям. Новые люди, как правило, демонстрируют больше творчества и энтузиазма. Поэтому во многих организациях определен максимальный срок выполнения руководящих функций. [7]

Обязательность работы в строго установленном режиме дня, большая эмоциональная насыщенность являются профессиональными причина стрессов, способствующими развитию профессионального выгорания. У ряда специалистов стрессовое состояние объясняется тем, что общение длится часами, повторяется в течение многих лет, а собеседниками выступают больные с тяжелой судьбой, преступники, неблагополучные дети и подростки, а также люди, пострадавшие в катастрофах, рассказывающие о своем сокровенном, страданиях, страхах, ненависти.

Работник, подверженный выгоранию, пытается создать эмоциональную дистанцию в отношениях с ними как способ преодолеть истощение. По отношению к собственным профессиональным достижениям развивается негативная установка.

Существует несколько теорий, выделяющих стадии эмоционального выгорания.

Н.Г. Осухова выделяет 3 стадии развития профессионального выгорания.

- Приглушенность эмоций, исчезновение остроты чувств. Пища кажется грубой и пресной. Приглушены чувства к семье. Скучно и пусто на душе.