Файл: Роль мотивации в поведении организации (Анализ системы мотивации персонала банка ПАО Сбербанк).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическая основа и содержание понятия мотивация персонала организации
1.1 Сущность, роль, значение мотивации персонала
1.2. Анализ управленческих подходов к процессу мотивации трудового поведения персонала
Глава 2. Анализ системы мотивации персонала банка ПАО Сбербанк
2.1 Мотивации персонала в банковской сфере
2.2 Системы мотивации персонала банка ПАО Сбербанк
Глава 3. Совершенствование системы мотивации персонала ПАО «Сбербанк России»
1) Внешняя мотивация;
2) Внутренняя мотивация;
3) Самомотивация.
1) Основной в управленческом процессе является внешняя мотивация. Такой тип мотивации представляет собой некое воздействие субъекта управления на управленческий объект. То есть для того, чтобы трудовой процесс внутри организации был всегда эффективным и результативным, руководитель должен воздействовать на сотрудников.
2) Следующий тип мотивации - внутренний. Под внутренней мотивацией понимают идеи, цели и задачи, убежденность в необходимости исполнения которых существует у самого работника, то есть он сам работает над их достижением.
3) Самомотивация есть абсолютно у каждого человека. Даже у такого человека, который не имеет никаких задач и целей, существуют различного рода потребности, которые необходимо удовлетворять [2].
В составе типовых стимулов отражаются материальные и нематериальные стимулы.
Виды внешней мотивации:
1. Материальная мотивация;
2. Нематериальная мотивация;
3. Социальная мотивация.
Материальная мотивация - это различные поощрения в виде денежных средств. Многие ученые в настоящее время, как и ранее Ф. Герцберг, не относят заработную плату к мотивирующим факторам. Однако, Г.В. Ветошко, напротив, считает заработную плату главным стимулирующим фактором работы персонала [2].
Факторами материальной мотивации выступают:
1. Система оплаты труда;
2. Финансовые премии и надбавки к зарплате.
Под материальными стимулами, как правило, понимают все виды системы оплаты труда при помощи денежных средств, или иначе говоря, получение дохода в денежной форме. Кроме нее, сюда же относят оплату за использованное имущество сотрудника (например, автомобиль), оплату транспортных расходов или питания во время рабочего дня, медицинское обслуживание по полисам добровольного медицинского страхования, оплачиваемого работодателем, организация туристских поездок для сотрудников и т.д.
Нематериальная мотивация относится к весьма непростым процессам. Это связано в основном с тем, что в организации все сотрудники работают, в первую очередь, ради извлечения для себя максимально возможной денежной прибыли. Соответственно пользоваться материальной мотивацией (повышать заработную плату, награда определенными бонусами в денежной форме) значительно легче для руководителя [7].
Нематериальная мотивация представляет собой такие факторы, как:
1. Предоставление право выбора в трудовой деятельности;
2. Похвала за хорошо выполненную работу, реализацию поставленной цели или решенную задачу;
3. Различные награждения за участие в трудовой деятельности [11].
К нематериальным стимулам относят такие методы стимулирования, которые, не требуя от организации финансовых вложений, позволяют поддерживать эмоциональное состояние коллектива на высоком позитивном уровне.
Под социальной, или моральной мотивацией, понимают нравственные ценности работника, состоящие в осознании им «своего труда как определенного долга перед обществом, понимании ценности и полезности этого труда» [6].
К социальной мотивации относят побудительные мотивы, которые связаны с творческой насыщенностью и содержательностью труда, также большую роль здесь играют относительно благоприятными условиями труда и взаимоотношения в коллективе, возможность карьерного роста, самосовершенствования и самовыражения. Мотивация работника умственного труда зависит от эффективности его работы, от способности достигать поставленных целей. Если его труд лишен эффективности, то желание трудиться и, соответственно, вклад в успех организации скоро уменьшатся [14].
Развитие сотрудников с помощью мотивации делает их более заинтересованными в своей сфере деятельности, а именно заинтересованность дает большую результативность и эффективность в реализации любых целей. Конкурентоспособность предприятия отчасти состоит из совокупности компетенций всех сотрудников.
Таким образом, с целью стимулирования персонала к повышению эффективности своей деятельности в организации должны применяться меры внешнего материального и нематериального стимулирования (включая такие их составляющие как организационная и социальная мотивация).
Совокупность применяемых мер стимулирования называется системой мотивации персонала организации и в зависимости от того, насколько качественно она будет выстроена, настолько применяемые в ней меры будут способствовать повышению мотивации персонала, от чего во многом зависят и экономические результаты предприятия. Другими словами, грамотно разработанная и эффективно применяемая система стимулирования труда работников фирм позволит предприятиям добиться успеха в своем виде деятельности.
Для изучения потребностей, мотивов, ценностных ориентаций работников, а также их отношения к труду в конкретной организации используют ряд методов:
1) Включенное наблюдение (позволяет непосредственно наблюдать образцы поведения сотрудников в организации и интерпретировать их действия);
2) Мотивационная беседа (выявляет факторы, способные мотивировать собеседника);
3) Тесты и опросники (дают возможность выстроить индивидуальные и групповые мотивационные профили);
4) Мотивационный семинар (представляет собой комбинацию различных методов – опросы, интервью, ролевые игры, упражнения) [3].
Успешность применения того или иного метода зависит от индивидуальных особенностей и подготовленности исследователя (менеджера, специалиста по управлению персоналом): эмпатии, наблюдательности, умения интерпретировать поведенческие паттерны, от навыков психодиагностики.
Построение системы мотивации в организации является сложной задачей и зависит как от субъективных особенностей работников, так и от стратегических задач компании, наличия необходимых ресурсов и других факторов. В условиях кризиса компании не всегда могут располагать достаточным количеством денежных средств для организации эффективной системы мотивации ее сотрудников, поэтому важно понять и выявить те методы и инструменты, которые позволят менеджерам сделать, так чтобы их сотрудники чувствовали себя важными, не нарушая непрерывность денежного потока компании. Также необходимо, чтобы компания нашла оптимальный способ использовать материальные и нематериальные стимулы параллельно для достижения наилучших результатов [16]
Мотивация как роль управления должна реализовываться через механизмы стимулов, и всякие действия работника должны иметь положительные или отрицательные последствия с точки зрения удовлетворения его потребностей и достижения его целей. Руководитель должен построить такую мотивационную структуру, с помощью которой он бы смог осуществить воспитание коллектива в нужной форме
Резюмируя вышесказанное, мотивация – это процесс активизации трудовой деятельности и, в то же время, составляющая процесса управления персоналом организации. Особенность мотивации персонала заключается в достижении целей организации на основе заинтересованности сотрудников, умения понимать и воспринимать их потребности. Эффективные способы практического использования влияния мотивации на результативность деятельности работника организации индивидуальны и зависят от множества факторов внутренней и внешней среды развития. В современных условиях возникает необходимость функционирования служб, профессионально занимающихся изучением мотивации персонала.
1.2. Анализ управленческих подходов к процессу мотивации трудового поведения персонала
Управление персоналом – это деятельность по руководству людьми, направленная на достижение целей организации, предприятия путем использования опыта, умений, профессионализма данных людей с учетом удовлетворения их личных потребностей [17].
Комбинации из различных методов, приемов управления, используемые для достижения наибольшей эффективности возможностей работников, составляют ту или иную модель управления персоналом.
В современной литературе выделяется несколько моделей, которые отражают особенности национального мировосприятия [15]:
1) Модель «спортивная команда» («рынок труда»), характерная для американских фирм с агрессивной политикой, отличается:
- наймом на короткий срок за пределами организации;
- подбором работников в соответствии с их профессиональными способностями, знаниями и возможностями;
- противостоянием между работником и администрацией;
- минимальным обучением и повышением квалификации персонала;
- пренебрежением к социальным потребностям и заинтересованность экономической составляющей работников (главный мотив деятельности - материальное вознаграждение, полученное за личные результаты);
- обусловленностью уровня заработной платы общим экономическим положением; - верностью людей профессии, а не фирме [16].
2) Для модели «человеческий капитал» («крепость»), например, используемую в Японии, характерны следующие черты:
- переменная занятость, когда весь кадровый состав делится на временных и постоянных (ядро) работников, т.е. тех, кого нанимают на долгий период (пожизненный найм);
- вложения в обучение персонала, решение социальных проблем;
- постоянное обучение и повышение квалификации на рабочем месте;
- участие работников в управлении;
- регулярное перемещение кадров (перевод с одной должности на другую, из одного подразделения компании в другое, иногда — вплоть до полной смены сферы деятельности);
- командный принцип в работе и вознаграждении;
- зависимость оплаты труда от возраста и трудового стажа.
Японская система управления персоналом формировалась в условиях, когда не хватало трудовых ресурсов, и была нацелена на удержание работников, увеличение эффективности использования их труда. Новые технологии производства и здесь не противопоставлялись работникам, а, наоборот, гарантировали занятость.
3) Партнерская (западноевропейская) модель характеризуется:
- социальным партнерством и коллективным договором;
- получением руководящих должностей прежде всего своими сотрудниками;
- минимальным статусным различием между руководством и подчиненными;
- существованием благоприятных условий труда;
- поощрением открытого делового общения;
- помощью в поисках работы при увольнениях;
- участием в распределении прибыли;
- регулярным обучением персонала [8].
4) Российская модель управления отличается:
- покровительством, опекой и контролем старшими младших;
- большим вниманием со стороны руководителей к проблемам организации, чем к проблемам работников;
- произволом собственников и администрации и беззащитностью перед ними работников любой квалификации;
- отсутствием профессионализма у работников сферы управления кадрами (часто руководителями кадровых служб становятся доверенные лица собственника, а не специалисты);
- слабым влиянием на организацию внешних специалистов;
- безразличием большинства работодателей и работников к росту квалификации и улучшению результативности труда;
- сложностью увольнения работников (в связи с чем комплектование квалифицированными кадрами идет не извне, а за счет развития собственных ресурсов) [15].
На формирование этой модели оказала влияние негативная обстановка, сложившаяся в социально-трудовой сфере России:
- большая нехватка высококвалифицированных работников на фоне повышения роли знаний и постоянного снижения ее качественного уровня (прежде всего образовательного) по сравнению Западом;
- резкое падение рождаемости;
- снижение трудового сознания, которое, по данным исследований, произошло у 80% работников;
- кадровая политика большинства предприятий и учреждений не соответствовала требованиям рыночной экономики;
- увеличение количества людей, не получающих удовлетворения от своего труда, и вследствие этого нарастание мотивационного кризиса;
- отсутствие мобильности в профессионально-квалификационной структуре отечественного рынка труда, его плохая восприимчивость к изменениям;
- отсутствие у работников правовых знаний и опыта работы в условиях рынка [16].
В России долгое время считалось, что любой руководитель, умеющий управлять производством, обладающий здравым смыслом, дисциплиной и
жизненным опытом, может управлять персоналом, не имея специальной профессиональной подготовки. А менеджмент персонала в России имеет особое значение, потому что нашим соотечественникам свойствен противоречивость поведения и в многонациональной стране сильно разнятся национально-культурные традиции. Российские граждане не любят слишком жесткие правила и условия, полное отсутствие инициативы. Они хотят сами себе устанавливать режим работы и способы деятельности. Многие из них творчески и экономно подходят к процессу труда: стараться сделать так, чтобы не делать лишней работы, а лучше вообще ничего не делать.