Файл: Совершенствование систем оплаты труда на предприятии (Анализ организации и регулирования оплаты труда на примере компании «ОКО»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Общая характеристика формы и системы оплаты труда в России
1.1 Сущность и функции оплаты труда
1.2 Основные формы и системы оплаты труда
1.3 Цели и задачи бухгалтерского учета оплаты труда
2. Анализ организации и регулирования оплаты труда на примере компании «ОКО»
2.1 Организационно-экономическая характеристика компании ООО «ОКО»
2.3 Недостатки существующих систем оплаты труда в организации
3 Совершенствование системы оплаты труда в компании
3. 1 Этапы выбора оптимальной системы оплаты труда
3.2 Основные направления совершенствования внутрифирменной системы оплаты труда
*рисунок выполнен на основе источника [10]
Соблюдение данных принципов является необходимым условием для обеспечения полноты и достоверности информации об оплате труда.
Из всего сказанного выше следует, что бухгалтерский учет оплаты труда является необходимым условием эффективного управления и контроля над затратами и результатами деятельности работников предприятия, а также выявления роста производительности труда и прибыли предприятия.
2. Анализ организации и регулирования оплаты труда на примере компании «ОКО»
2.1 Организационно-экономическая характеристика компании ООО «ОКО»
Компания ООО «ОКО» была образована в 2007 году в городе Мелеуз республики Башкортостан. За прошедшие годы она обрела огромный опыт безупречного и ответственного сервиса, который выражается во множестве клиентов. Компания обеспечивает индивидуальный подход к каждому клиенту, квалифицированную консультацию, точный расчет стоимости заказа, помощь в грамотном выборе продукции.
Компания «ОКО» - надежная, активно развивающаяся компания, занимающаяся разработкой, изготовлением и установкой высококачественных металлопластиковых изделий с использованием элитного, экологически чистого, сертифицированного профиля PROPLEX (Австрия), работающая в соответствии с требованиями европейской экологической программы «Ответственность за завтра».
Миссия компании - обеспечивать потребителя качественными ПВХ-окнами, гарантирующими защиту и комфорт, посредством разработки и производства оконных систем, комплексных поставок комплектующих и предоставления всестороннего профессионального сервиса.
Основными направлениями деятельности компании «ОКО» в настоящее время являются:
- пластиковые окна и двери профильной системы PROPLEX;
- пластиковые окна и двери профильной системы REHAU (Германия);
- отделка балконов и лоджий;
- остекление загородных домов;
- пластиковая раздвижная система Slidors (Россия);
- алюминиевая раздвижная система Provedal (Россия).
Преимущественно компания использует пластиковый профиль Proplex, который изготавливается по австрийским технологиям в России.
Система пластиковых профилей Proplex предназначена для изготовления дверей и окон для любых помещений и специально приспособлена под российские условия эксплуатации. Система соответствует всем российским требованиям по теплоизоляции, а также всем основным международным стандартам.
Для конечного потребителя выгода такого большого ассортиментного ряда очевидна. Заказывая окно, покупатель получает возможность выбрать именно ту систему, которая в наиболее полном объеме удовлетворяет его потребности и, конечно же, соответствует его финансовым возможностям. Для производителя ПВХ-конструкций существует также ряд преимуществ в использовании нескольких систем PROPLEX. Во-первых, предоставляется возможность работать в нескольких потребительских сегментах, для того, чтобы предложить более широкий выбор продуктов. Во-вторых, все профильные системы PROPLEX разработаны таким образом, чтобы минимизировать неудобства, которые могут быть связаны с переналадкой оборудования при переходе с одной системы на другую.
Компания всегда стремится предоставить только лучшую и качественную продукцию, учитывая все требования и пожелания клиентов.
В компании используется линейно-функциональная структура управления. Во главе каждого подразделения стоит один руководитель, в чьих руках сосредотачиваются все функции управления. Он осуществляет единоличное руководство над подчиненными ему сотрудниками компании. Приказы, которые он отдает, обязательны для выполнения нижестоящими звеньями. Каждый руководитель, в свою очередь, подчиняется директору компании. Структура компании «ОКО» состоит из административно-управленческого персонала, производственного персонала, обслуживающего персонала и вспомогательного персонала.
Штат сотрудников компании составляет 27 человек: генеральный директор - 1 чел., главный бухгалтер - 1 чел., бухгалтер - 3 чел., начальник производства - 1 чел., маркетолог - 2 чел., менеджер по продажам - 2 чел., сборщик-стекольщик - 5 чел., установщики - 5 чел., снабженец-1 чел., помощник - 2 чел., водитель - 2 чел., уборщица - 2 чел.
Рисунок 4 - Организационная структура компании «ОКО»
На текущий момент компания осуществляет свою деятельность по двум направлениям: производство и установка пластиковых окон и дверей. Проведем прогнозируемую оценку стоимости компании на 2016 год.
Здесь будет использована доступная финансовая отчетность за 2014-2015 годы. Главные статьи этой отчетности будут сопоставлены с объемом продаж. В качестве прогнозного периода был выбран 2016 год.
При прогнозе значений параметров были сделаны следующие ведущие предположения:
- темп роста продаж, составит 10%, если учитывать благоприятные тенденции макроэкономики;
- В связи с повышением цен на энергоносители и заработной платы, доля себестоимости в цене увеличится с 75% до 80%;
- соответствие реализации и оборотного капитала останется около того же уровня, какой был и раньше;
- эффективная ставка налога на прибыль увеличится с 8 до 12%;
- уровень управленческих расходов останется на прежнем уровне;
- уровень амортизации останется таким же, как и раньше;
- за счет улучшения экономической ситуации в стране уровень дебиторской задолженности уменьшится на 6%;
- кредиторская задолженность из-за увеличения объема продаж и увеличения прибыли компании снизится на 8% (см. таблицу 2).
Таблица 2 - прогноз параметров модели на 2016 год, %.
Факторы стоимости |
2012 г. |
2013 г. |
1. Темп роста продаж |
10 |
10 |
2. Себестоимость продукции/Продажи |
75 |
80 |
3. Эффективная ставка налога на прибыль |
8 |
12 |
4. Дебиторская задолженность/Продажи |
24 |
18 |
5. Кредиторская задолженность/Продажи |
58 |
50 |
6. Управленческие расходы/Продажи |
13 |
13 |
7. Амортизация/Основные средства |
6 |
6 |
2.2 Действующее положение оплаты труда в компании и анализ заработной платы по отдельным категориям работников
В компании установлена оплата труда работникам в соответствии с заключенными контрактами по принятым тарифным ставкам (должностным окладам) и положением о премировании в организации, при соответствии их квалификации с конкретными результатами выполненных работ. Это осуществляется на основе заключенного коллективного договора.
Работодатель гарантирует работникам заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда. Также его обязанностью является обеспечение безопасности здоровья и жизни работников в процессе трудовой деятельности. Он несет ответственность за это в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Директор организации обязуется при наличии денежных средств оказывать такую материальную помощь, как:
- выплаты социального характера при рождении ребенка;
- выплаты на свою собственную свадьбу и свадьбы детей;
- выплаты в связи с кончиной членов семьи и обеспечение необходимым транспортом.
Выдача заработной платы в соответствии с заключенным коллективным договором производится своевременно, не позднее 25 числа следующего месяца. Отдельным работникам в исключительных случаях может выдаваться внеплановый аванс в счет заработной платы, но не более размера месячного заработка.
В соответствии с трудовым законодательством рабочим предоставляется время отдыха. Дополнительно предусматривается время отдыха без сохранения заработной платы в таких случаях:
- проводы в армию собственных детей (не более двух дней);
- свадьба детей (не более трех дней).
Также предусматривается отпуск без сохранения заработной платы на основе письменного заявления работника (ст. 128 ТК РФ):
- работающим пенсионерам по старости (не более 14 календарных дней в году);
- женам и родителям военнослужащих, которые погибли вследствие ранения или увечья, полученных при выполнении обязанностей на военной службе, а также вследствие заболевания, полученного на военной службе - не более 14 календарных дней);
- в случае регистрации брака или рождения ребенка, смерти родственников -до 5 календарных дней.
В организации ведется табель учета рабочего времени для контроля над соблюдением трудового распорядка и учета рабочего времени. В табеле учета рабочего времени регулярно отражается время прихода на работу каждого работника и ухода с работы, продолжительность его рабочего времени, а также простои, неявки или опоздания на работу.
Учет использования рабочего времени и явок на работу выполняется методом сплошной регистрации, то есть отмечаются все явившиеся, опоздавшие и отсутствующие по каким-либо причинам работники.
Таблица 3 - Фонд заработной платы в разрезе должностей
Должность |
Количество штатных единиц |
Должностной оклад |
% выплачиваемой премии |
Среднемесячная зарплата, руб. |
Генеральный директор |
1 |
21900 |
20 |
26280 |
Главный бухгалтер |
1 |
15200 |
20 |
18240 |
Начальник производства |
1 |
15000 |
20 |
18000 |
Маркетолог |
2 |
14000 |
20 |
16800 |
Менеджер по продажам |
2 |
13500 |
20 |
16200 |
Бухгалтер |
3 |
11200 |
20 |
13440 |
Сборщик- стекольщик |
5 |
9000 |
20 |
10800 |
Установщики |
5 |
9000 |
20 |
10800 |
Помощники |
2 |
8500 |
20 |
10200 |
Снабженец |
1 |
8000 |
20 |
9600 |
Кладовщик |
2 |
7500 |
20 |
9000 |
Уборщица |
2 |
6000 |
20 |
7200 |
ИТОГО |
27 |
13880 |
В таблице показаны данные за 2015 год. В данной компании применяется система оплаты труда на основе должностных окладов. В общем численность сотрудников составляет 25 человек, а среднемесячная заработная плата около 13880 рублей. Каждый работник получает определенный оклад соответственно занимаемой должности. Дополнительные денежные средства, то есть в виде премий и надбавок, работники получают в размере 20 % от собственного оклада.
Рассмотрим категории работников компании «ОКО» и фонд оплаты труда за 2014 и 2015 годы в организации.
Таблица 4 - Фонд оплаты труда отдельных категорий работников «ОКО»
№ п/п |
Категории работников |
Фонд оплаты труда, тыс руб. |
||
2014 |
2015 |
Темп роста, % |
||
1 |
Генеральный директор |
234, 380 |
262, 8 |
112, 1 |
2. |
Главный бухгалтер |
161, 448 |
182, 4 |
113 |
3. |
Начальник производства |
168, 480 |
180, 2 |
107 |
4. |
Маркетолог |
143, 6 |
168, 18 |
117, 1 |
5 |
Менеджер по продажам |
150, 480 |
162, 4 |
108 |
6 |
Бухгалтер |
121, 180 |
134, 4 |
110, 9 |
7 |
Сборщик-стекольщик |
100, 8 |
108, 2 |
107, 3 |
8 |
Установщики |
100, 8 |
108, 2 |
107, 3 |
9 |
Помощники |
96, 780 |
102, 8 |
106, 2 |
10 |
Снабженец |
89, 130 |
96 |
107, 7 |
11 |
Кладовщик |
84, 240 |
90, 8 |
107, 8 |
12 |
Уборщица |
68, 5 |
72, 4 |
105, 7 |
Итого ФОТ |
1435, 968 |
1617, 12 |
109, 2 |
Исходя из данных расчетов, можно сделать вывод о том, что большая доля средней заработной платы в составе фонда заработной платы приходится на маркетологов. В среднем рост зарплаты маркетологов в период с 2014 по 2015 год составил 17, 1%. Заработная плата генерального директора возросла на 12, 1%, у главного бухгалтера - на 13%, у начальника производства на 7%, у менеджеров по продажам - на 8%, у бухгалтеров - на 10, 9%, у сборщиков-стекольщиков и установщиков - на 7, 3%, у помощников - на 6, 2%, у снабженца - на 7, 7%, у кладовщиков - на 7, 8% и у уборщиц - на 5, 7% в 2015 году по сравнению с 2014. Весь средний рост зарплаты по всем категориям работников в период с 2014 по 2015 год составил 9, 2%.