Файл: Метод экспертных оценок и область его применения решений на примере ЗАО «РЕНТАРН».pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Сущность метода экспертного оценивания
1.2. Основные этапы реализации метода экспертных оценок
Глава 2. Понятие управленческих решений и характеристика основных методов их принятия
2.1.Сущность и основные виды управленческих решений
2.2.Основные методы принятия управленческих решений
Введение
Процесс принятия управленческого решения можно охарактеризовать как выбор из нескольких альтернатив, направленный на разрешение проблемной ситуации [10, с. 141].
Существует множество различных признаков, позволяющих осуществить классификацию управленческих решений. Однако, наиболее значимым является критерий условий, в которых данное решение принимается.
Условия принятия управленческих решений могут быть:
- определенными, то есть безрисковыми;
- неопределенными, связанные с высоким уровнем риска [42, с. 11].
Актуальность темы настоящей курсовой работы определяется тем важным значением, которое придается использованию метода экспертных оценок для решения различных задач на современном этапе.
Целью написания настоящей курсовой работы является исследование области применения метода экспертных оценок для принятия решения на примере ЗАО «Ретран».
Для достижения поставленной цели в ходе написания работы были решены следующие основные задачи:
- рассмотрены теоретические аспекты использования метода экспертных оценок для принятия управленческих решений;
- дана общая характеристика ЗАО «Рентран»;
- проведен сравнительный анализ ЗАО «Рентран» с конкурентами в целях принятия управленческих решений по выбору стратегии развития предприятия с использованием метода экспертных оценок;
- осуществлен выбор стратегических направлений развития ЗАО «Рентарн» с использованием метода Дельфи.
Объектом исследования в настоящей курсовой работе выступает ЗАО «Рентран».
Предметом исследования является процесс принятия управленческого решения в ЗАО «Рентран».
Источниками для написания настоящей курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные рассматриваемой проблеме, статьи из научных и периодических изданий, а также источники сети Интернет.
Глава 1. Теоретические аспекты применения метода экспертных оценок для принятия управленческих решений
1.1. Сущность метода экспертного оценивания
Экспертное оценивание представляет собой процедуру получения оценки какой – либо проблемы, основанную на мнению специалистов (экспертов) с целью последующего принятия решения [3, с.69].
Субъектами экспертного оценивания выступают специалисты в продленной области, то есть эксперты, представляющие собой лица, обладающие знаниями и способностями к высказыванию аргументированного мнения в определенной области.
Для организации работы экспертов и обработки их мнений используются специальные методы, которые носят название методов экспертных оценок.
В качестве характерных особенностей использования метода экспертных оценок в качестве научного инструмента для решения сложных неформализуемых проблем можно назвать:
- научно обоснованную организацию проведения всех этапов экспертизы, которая обеспечивает наибольшую эффективность работы;
- использование методов количественного анализа как на этапе организации экспертизы, так и в момент проведения оценки суждений экспертов и обработки результатов [5, с. 121].
Вышеназванные особенности являются специфическими чертами метода экспертных оценок.
Следует отметить, что сфера применения метода экспертных оценок достаточно обширна, в частности, данный метод может использоваться в следующих случаях:
- необходимости составления перечня событий в различных областях;
- необходимости определения наиболее вероятных исходов событий;
- необходимости упорядочивания по степени важности тех или иных показателей;
- необходимости определения альтернативных вариантов развития событий и оценки степени их вероятности и пр.
В настоящее время для решения перечисленных выше задач используются различные виды методов экспертных оценок. Основными из них являются:
- анкетирование и интервьюирование;
- мозговой штурм;
- дискуссия;
- совещание;
- оперативная игра;
- сценарий.
Каждый из перечисленных выше методов экспертных оценок обладает как своими преимуществами, так и определенными недостатками, которые и определяют рациональную область применения.
В большинстве случаев наилучший эффект возможно получить посредством комплексного применения нескольких видов экспертного оценивания.
Методы анкетирования и сценария предполагают необходимость индивидуальной работы эксперта.
Реализация методы интервьюирования может производиться как индивидуально, так и с привлечением группы экспертов.
Все остальные виды экспертного оценивания предполагают необходимость коллективного участия экспертов.
В целом, следует отметить, что для наибольшей эффективности, независимо от группового или индивидуального участия экспертов в работе, целесообразным является получение информации от многих экспертов. Это позволяет получить на основе обработки данных более достоверные результаты, а также новую информацию о зависимости явлений, событий, фактов, суждений экспертов, не содержащуюся в явном виде в высказываниях экспертов.
В заключении, следует отметить, что на практике при использовании различных методов экспертных оценок возникает ряд проблем, в частности:
- проблема подбора экспертов для решения той или иной проблемы;
- проблема проведения опроса экспертов;
- проблема обработки результатов опроса экспертов;
- проблема организации процедуры экспертной оценки.
Экспертный опрос представляет собой разновидность опроса, в ходе которого осуществляется опрос профессионалов, специалистов в определенной сфере знаний или области деятельности [8, с. 55].
В качестве экспертов выступают лица, которые обладают специфической компетентностью относительно определенной сферы социальной жизни и, в то же время, занимают позицию стороннего наблюдателя.
Основной отличительной особенностью методы экспертного опроса по сравнению с остальными видами опроса заключается в том, что опрашиваемый (эксперт) выступает не объектом исследования, а своего рода участником исследования.
Реализация метода экспертного опроса предполагает осуществление следующих основных этапов.
На первом этапе производится разработка концептуальной схемы и программы исследования.
Концептуальная схема представляет собой перечень факторов, которые оказывает определенное воздействие на исследуемый объект, а также имеющиеся гипотезы об их взаимодействии. Тот факт, что эксперты являются специалистами в определенной области, не должен снижать требований к тщательной разработке программных и опросных документов.
На следующем этапе производится разработка инструментария для целей проведения исследования.
На следующем этапе осуществляется снабжение экспертов как необходимой первичной, так и дополнительной информацией. Информационное обеспечение экспертов выступает важной стороной деятельности организаторов экспертизы, целесообразно довести до сведения экспертов всю имеющуюся у организаторов опроса информацию по исследуемой проблеме.
Часто программа исследования и особенно его концептуальная схема, доводится до экспертов с целью оптимизации их деятельности. Если эксперт принимает решение или проводит оценивание в условиях дефицита информации, это может негативно сказаться на результатах его деятельности.
Следует учитывать также учитывать фактор различной лабильности экспертов по отношению к новой для них информации. Время усвоения и оценки новой информации в значительной мере зависит от формы подачи этой информации, в частности от ее доходчивости и компактности.
Основным инструментом экспертного опроса выступает анкета или бланк-интервью, то есть, процедура опроса может заключаться либо в анкетировании, либо в интервьюировании экспертов.
При его составлении некоторые технические и методические приемы, широко используемые в массовых опросах, теряют свое значение при опросе такой специфической аудитории, как эксперты. Так, например, нет никакой нужды применять в экспертной анкете косвенные или контрольные вопросы, тесты или какие-либо другие приемы, имеющие своей целью выявить «скрытые» позиции респондента.
Более того, использование подобных приемов может нанести заметный ущерб качеству экспертной оценки. Эксперт в полном смысле этого слова - активный участник научного исследования, и попытка скрыть от него цель исследования, превратив таким образом в пассивный источник информации, чревато потерей его доверия к организаторам исследования.
При выборе конкретной процедуры опроса необходимо учитывать не только реальные ограничения на процесс проведения экспертизы, но и достоинства и недостатки этих процедур. Так, например, очные опросы более предпочтительнее заочных по информативности, так как позволяют исключить возможное неправильное истолкование экспертом вопросов анкеты. Более того, при заочном опросе эксперт вообще может не дать ответа на некоторые вопросы ввиду их непонимания, хотя при очном опросе это затруднение может быть оперативно устранено за счет переформулировок и уточнений поставленных вопросов.
1.2. Основные этапы реализации метода экспертных оценок
Реализация метода экспертного оценивания предполагает последовательное осуществление следующих основных этапов:
- постановка основных целей исследования;
- осуществление выбора формы проведения исследования;
- подготовка информационных материалов для проведения экспертного исследования;
- осуществление подбора экспертов;
- непосредственно проведение экспертизы;
- обработка и анализ результатов проведенной экспертизы;
- подготовка отчета по результатам проведенной экспертизы [7, с. 128].
Охарактеризуем основные этапы проведения экспертного оценивания более подробно.
На первом этапе проведения экспертного оценивания производится постановка его целей. В частности, целями могут выступать:
- выбор наилучшего варианта решения той или иной проблемы среди имеющихся;
- поиск возможного варианта решения проблемы;
- прогнозирование развития вариантов развития событий и т.д.
На втором этапе применения методы экспертных оценок производиться выбор формы проведения исследования.
Существующие в настоящее время виды экспертных оценок можно классифицировать по ряду критериев.
В зависимости от количества итераций, то есть процедур повторения для повышения точности, различают следующие виды методов экспертных оценок:
- одношаговые;
- итерационные.
В зависимости от формы участия экспертов различают:
- заочную форму;
- очную форму.
Следует отметить, что применение очного методы позволяет сосредотачивать внимание экспертов на решаемой проблеме и, тем самым, повысить качество полученного результата. Однако, реализация заочного метода гораздо связана с гораздо меньшим объемом затрат на его осуществление.
В зависимости от решаемых задач различают следующие виды методов экспертного оценивания:
- методы, генерирующие решения;
- методы, оценивающие варианты различных решений.
В зависимости от типа получаемых ответов методы могут быть:
- идейными;
- ранжирующими;
- оценивающими объект.
В зависимости от способов обработки мнений экспертов различают следующие группы методов:
- непосредственные;
- аналитические.
В зависимости от количества привлекаемых для реализации метода экспертов различают:
- без ограничения;
- ограниченные [8, с. 56].
После выбора методы проведения экспертного исследования осуществляется бюджетирование затрат на его осуществление.
Эксперты перед вынесением суждения должны разносторонне рассмотреть представленную проблему.
Для проведения процедуры по рассмотрению проблем необходимым условием выступает подготовка информационных материалов, содержащих описание исследуемой проблемы, имеющихся статистических данных, справочных материалов, бланков анкет и, при необходимости, инвентаря.