Файл: Роль финансовых органов в управлении государственными и муниципальными финансами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. О содержании системы управления в области государственных и муниципальных финансов

1.1 Понятие и содержание финансовой деятельности государства

1.2 Методы финансового регулирования и контроля

1.3 Органы управления финансами в Российской Федерации

Глава 2 Об основных направлениях управлении государственными и муниципальными финансами

2.1 Бюджетная политика как основа управления государственными и муниципальными финансами

2.2 Налоговое регулирование

2.3 Кредитно-денежное регулирование

Глава 3. О современных проблемам регулирования государственного финансо­вого контроля в РФ

3.1 Управление государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации, проблематика, перспективы развития

3.2 Направления развития нормативно-правового регулирования финансового контроля в Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире, как известно, нормальное функционирование экономики возможно только при условии, когда каждое структурное подразделение орга­нично связано с иными структурными подразделениями.

Таким образом, только на основе данной взаимосвязи будет достигнута необходимая пропорциональность структуры общественного произ­водства, которая обеспечивает сбалансированное его развитие как единого целого.

Стоит отметить, что экономика любой страны развивается неравномерно: отдельные ее звенья вырываются вперед, другие - от­стают в своем росте.

Для обеспечения согласованного функциониро­вания разных частей экономики осуществляют ее финансовое регулирование, под которым понимается такое распределение фи­нансовых ресурсов, которое приводит к изменению темпов роста от­дельных структурных подразделений, перестройке производства в со­ответствии с изменившимися потребностями общества. В условиях рынка регулирование экономики обеспечивается путем перераспреде­ления финансовых ресурсов.

Актуальность темы. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Поэтому возникновение и существование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.

Таким образом, необходимость государственного вме­шательства в экономику с целью ее регулирования обусловлена ре­шением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего об­щества - обеспечением крупных структурных сдвигов, поддержкой приоритетных направлений экономического развития, расширением и совершенствованием объектов социальной и производственной инф­раструктуры и т.д.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть и проанализировать управление государственными и муниципальными финансами и определить роль финансовых органов в управлении государственными и муниципальными финансами

Для того, чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность понятия финансовой деятельности государства;


2. Определить виды и типы эффективного финансового регулирования экономики;

3. Рассмотреть содержание системы управления в области государственных и муниципальных финансов;

4. Описать значение финансовых органов в управлении государственными и муниципальными финансами.

Объект данной курсовой работы – финансовая деятельность государства.

Предметом курсовой работы Роль финансовых органов в управлении государственными и муниципальными финансами

При написании курсовой работы, я опиралась на такие источники как Конституция РФ, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию, Прогноз социально – экономического развития РФ, а также на труды известных экономистов.

Степень разработанности. На сегодняшний день, инструменты, методы и рычаги государственного финансового контроля и регулирования до конца не исследованы, остается множество нерешенных вопросов, касающихся вмешательства государства в экономику, его глубины, а так же способов и приемов такого вмешательства. Именно поэтому, выбранная мной тема как нельзя более актуальна в настоящее время.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, составляющих основную часть, заключения и списка использованных литературных источников.

Во введении обосновывается актуальность данной темы, поставлены основные цели и задачи курсового проекта.

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты содержания системы управления в области государственных и муниципальных финансов, рассмотрена роль органов управления финансами в Российской Федерации.

Во второй главе рассмотрены основные регуляторы в финансовой деятельности государства.

Третья глава посвящена основным проблемам системы управления в области государственных и муниципальных финансов и определены пути их разрешения.

В заключении подведены итоги настоящего исследования.

Глава 1. О содержании системы управления в области государственных и муниципальных финансов


1.1 Понятие и содержание финансовой деятельности государства

Финансовая деятельность государства – это комплексных мер, действий, применяемых государством или коррекцией и установления основ экономических процессов. Государство отвечает за:

1.Фискальную политику (бюджет, налоги)

2.Монетарную политику (денежные средства, кредиты)

3.Внешнюю торговлю

4.Распределение доходов

В процессе анализа структуры науки и учебной дисциплины финансового права нередко начинают с понятия финансовой деятельности государства, хотя это понятие не включено в систему элементов отрасли права. Почему так, ведь многие отраслевые науки российского права не включают в свой состав отдельно понятие той сферы отношений, которые являются предметом отрасли права?

Объяснение следует искать в той роли, которую играет финансовая деятельность государства для установления признаков финансового права. Если говорить о финансовой деятельности государства как о едином целостном явлении, то ее можно представить в виде сферы проявления активности государства, выполнения им своей миссии с использованием определенных методов и средств.

В этом качестве она активно определяет специфику всей системы финансового права, выделяет для финансового права соответствующее правовое пространство в структуре всех аспектов финансовой деятельности государства, поскольку инициирует соответствующие правоотношения, указывает на активное участие в правоотношениях государства как субъекта и определяет объект соответствующих правоотношений в виде финансов.

Исторически впервые словосочетание «финансовая деятельность государства» встречается у В.А. Лебедева [12], который указывал на две ее формы: публичную, обеспечивающую бюджетную сферу; и договорную, в ходе которой казна заключала сделки с частными лицами на принципах юридического равенства.

В настоящее время точка зрения В.А. Лебедева на финансовую деятельность государства как публичную и договорную может быть продолжена.

В советское время понятие финансовой деятельности государства было употреблено М.А. Гурвичем (1952 г.), а затем рассмотрено в учебнике Е.А. Ровинского (1961 г.).

В последующем оно указывалось в большинстве учебников и рассматривалось во многих научных статьях и монографиях.

С точки зрения экономического содержания финансовая деятельность государства представляет собой совокупность действий и мер воздействия со стороны государства на механизм образования и распределения внутреннего валового продукта, на порядок осуществления денежных и связанных с ними иных контрольно-организационных отношений, направленных на достижение целей государства и общества.


Таким образом, государство как властный субъект различными формами и методами воздействует на систему денежных отношений и субъектов финансовых отношений [10, 133].

Заслуживает поддержки определение финансовой деятельности государства в контексте его взаимосвязи с правом, данное К.С. Бельским Конкретно он отмечает, что «отношения, возникающие в процессе финансо- вой деятельности государства, и экономические финансовые отношения, образующие в своей совокупности финансы, есть одно и то же, высту- пая при этом предметом финансового права» [9].

С точки зрения своей организации финансовая деятельность государства реализуется посредством осуществления своих функций, средств и методов. Рябова Е.В. к средствам финансовой деятельности государства относит правовые нормы, нормы бухгалтерского учета, операционно-технические, коммуникативные, транспортные[13].

Помимо правовых форм тот же автор также указывает на возможность осуществления финансовой деятельности государства неправовыми формами.

Говоря о содержании финансовой деятельности государства, необходимо учитывать, что она по степени своего распространения не охватывает всю финансовую сферу.

Как правильно отмечает Файзрахманова Л.М. государство не подменяет всех остальных субъектов в финансовой сфере, не делает их простыми статистами [17].

Можно сказать, что государство может инициировать финансовые отношения либо воздействовать на отношения, которые могли возникнуть без его участия.

Вопрос о финансовой деятельности муниципальных образований в данном случае учитывается через совокупную деятельность государства, ибо местное самоуправление как тип публичной власти, реализующийся на территории муниципального образования, есть по сущности продолжение того же государства, но организационно-обособленное [16].

Не зря на официальном уровне и в научной литературе говорят о трех типах публично-правовых образований единого государства. О едином государстве, включая все виды ее публично-правовых образований, указывается в Конституции РФ в ее первых статьях.

Практически во всех случаях финансовой деятельности государства, которое выступает как единое целостное образование, его полномочия реализуются отдельными публично-правовыми образованиями.

А они, в свою очередь, наделяют компетенцией осуществлять финансовую деятельность от имени государства или муниципального образования органы власти (как исполнительной, так и законодательной ветви).


В отдельных случаях таковыми полномочиями наделяются иные субъекты в публичной и частной сферах.

Финановая деятельность государства как вид субъектной деятельности по своей форме и содержанию обусловлена потребностями общественного развития, уровнем экономических показателей, состоянием государства, сложившейся системой взглядов в обществе и другими важными обстоятельствами внутреннего и внешнего аспектов.

Отказ от прежних взглядов на особенности финансовой деятельности государства обусловлен не субъективными пожеланиями ученых, а предопределен обстоятельствами объективного характера [9, с. 78].

В условиях, когда остро ощущается потребность в увеличении роли государства в экономике и финансах (хотя и дозированного увеличения), придание финансовому праву признаков комплексной отрасли приведет к еще большим проблемам в упорядочении финансовых отношений и недостаточности правовых возможностей обеспечения публичных интересов в финансовой сфере [13].

Есть страны, где финансовое право является комплексной отраслью, но там другая экономическая и правовая культура, там есть мощные традиции решения многих проблем силами гражданского общества. У нас этих предпосылок пока нет.

Таким же образом переход страны от социалистической к рыночной экономике изменил условия и структуру финансов, создал возможности для сотрудничества государства и бизнеса [15].

В то же время потребности обеспечения публичных интересов поставили перед государством задачу передачи части публичных функций банкам и ряду других коммерческих структур.

Тем самым возникла задача распространения на них публично-правового метода регулирования, совмещаемого с частноправовым методом. Растущий по объему рынок частных финансов, в свою очередь, испытывает потребность в реализации властного метода со стороны государства не только для целей обеспечения конкурентной среды, но и для защиты национального бизнеса от внешних конкурентов.

В целом финансовая деятельность государства выступает одним из способов проявления управленческой деятельности государства посредством последовательного применения финансово-правовых механизмов с целью обеспечения публичных интересов, связанных с совершенствованием жизнедеятельности общества.

1.2 Методы финансового регулирования и контроля