Файл: Корпоративная культура в организации(Общие понятия и сущность корпоративной культуры.).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие понятия и сущность корпоративной культуры.
Первые исследования культуры организации.
Подходы к пониманию корпоративной культуры.
Глава 2. Виды корпоративных культур.
Глава 3. Элементы корпоративной культуры.
3.1 Система ценностей, стандарты поведения.
«Вливание» устоявшихся традиций в новые корпоративные принципы компании – вполне закономерное явление, - считает директор департамента по связям с государственными, общественными и спортивными организациями компании «Спортмастер» Сергей Агибалов. - Корпоративная культура компании «Спортмастер», двенадцать лет работающей на розничном рынке, эволюционировала вместе с самой фирмой – по мере укрупнения сети все больше внимания уделялось организационной структуре управления, властной структуре, системе контроля. Тем не менее, нашлось место и старым традициям – как и двенадцать лет назад, в день рождения коммерческого директора каждый сотрудник получает фрукты, пирожное и бокал шампанского».
Один из наиболее ярких примеров компании с сильной корпоративной культурой - ИКЕА. Компания старается не только внедрить такие ценности как самокритика, скромность, постоянная работа над собой на уровне корпорации, но и донести их до потребителей. Руководство глобальной компании придерживается мнения, что сохранение и развитие сильной культуры ИКЕА – один из ключевых факторов, обеспечивающих успех концепции ИКЕА в настоящем и будущем. Именно поэтому каждый новый сотрудник, приходя в компанию, в течение нескольких первых дней «погружается» в культуру ИКЕА. Наряду со своими правами и обязанностями, введением в технику безопасности он знакомится с традициями, миссией, ценностями компании, узнает о деятельности ИКЕА по охране окружающей среды и о том, как он сам может принять участие в решении экологических вопросов – например, сортируя мусор или экономя электричество и воду в процессе работы.[36]
Активно заимствуя западную практику, российский ритейл не отвергает и некоторые элементы корпоративной культуры советских времен. Самый наглядный пример – внедрение принципов соцсоревнования в супермаркетах. В магазинах сети спортивных товаров «Высшая Лига», например, висят доски почета, а лучшим продавцам по годовым результатам вручаются медали.
В «Седьмом Континенте» среди магазинов формата «Пять звезд» проводится конкурс «Знак Качества». По итогам конкурса магазин-победитель получает переходящий вымпел, а сотрудники магазина – нагрудные значки и специальный приз от компании.
Иностранные сетевые ритейлеры с традиционно сильной корпоративной культурой - IKEA, Auchan, Metro Cash&Carry, с успехом используют ее для завоевания конкурентного преимущества на рынке - например, предлагая своим сотрудникам более привлекательные социальные условия. Естественно, что в таких условиях российские компании, заинтересованные в своем дальнейшем развитии, стремятся ни в чем от них не отставать, и корпоративная культура не является исключением.[37]
Заключение.
Несмотря на активное обсуждение проблематики корпоративной культуры в деловой периодике, многие руководители задают именно такой вопрос: «что же такое корпоративная культура — брендинг, мотивация, внутрифирменные коммуникации, этика?» Единственно правильного ответа на этот вопрос не даст никто. Корпоративная культура в широком смысле - это междисциплинарное направление исследований, находящееся на стыке нескольких наук, таких как менеджмент, психология, организационное поведение, социология, культурология. Корпоративная культура в узком смысле - это система связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной деятельности в конкретной организации; это система символов и образцов поведения, представлений, ценностей, разделяемая большинством членов организации; это совокупность подходов организации к различным действиям и мероприятиям, ее коллективное мировоззрение и дух. Корпоративная культура - это набор приемов и правил решения проблемы внешней и внутренней интеграции работников.
Подводя итоги, выделим ключевые моменты, на которые необходимо обратить внимание:
- При разработке и внедрении корпоративной культуры важно участие не только HR-специалиста, но и ключевых сотрудников компании, во главе с топ-менеджментом.
- Корпоративная культура это система норм и ценностей, а не простая совокупность отдельных ее элементов, мероприятий и стилевых атрибутов.
- Внедряя корпоративную культуру нельзя допускать двойных стандартов, правила должны действовать для всех.
- Необходимо разделить требования к сотрудникам на те, которые строго обязательны для исполнения и те, которые желательны.
Также важно отметить, что корпоративная культура не является чем-то застывшим и неизменным.
Поскольку основная ее цель способствование эффективной деятельности предприятия, корпоративная культура должна развиваться вместе с организацией и быть такой, какой она нужна в текущий момент времени.
Библиографический список.
Байдильдина А. М. ТЕОРИЯ И ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ // Вестник КазНУ. Серия экономическая. 2012 №5.
Дудин А.С. Корпоративная культура / Сайт компании Business Seminar URL: http://www.b-seminar.ru/article/show/469.htm (Дата обращения 19.01.2016).
Иванов И. Н. Менеджмент корпорации : Учебник. Серия: Высшее образование Издательство: ИНФРА-М, 2004 г. 368 с.
Исаченко И. И., Елизарова О.И., Кондрусь Е.А., Машинская И.С. ПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ: Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 080200.62 «Менеджмент» (бакалавриат) - М: МГУП, 2012. 251 с.
Камерон, К, Куинн, Р. Диагностика и измерение организационной культуры.// СПб.: Питер, - 2001. 158 с.
Квачко А.В. Значение корпоративной культуры на примере группы компаний // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4769 (дата обращения: 20.01.2016).
Корпоративная культура предприятия / Сайт компании ООО «ЦЕНТР ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ЭКСПЕРТИЗЫ» URL: http://www.ceae.ru/urid-ko-kul.htm (Дата обращения 19.01.2016).
Крымчанинова М. В. Образ организации как фактор воздействия на корпоративную культуру : Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва, 2004, 236 c.
Макеева В. Г. Культура предпринимательства //: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012. 310 с.
Могутнова Н.Н. Первые шаги. Корпоративная культура: понятие, подходы // Социологические исследования. — 2005. — № 4.
Надя Крылов, (США) - бизнес-консультант; магистр управления / Сайт центра суперкадров URL: http://суперкадры.рф/trenery/22-nadya-krylov (Дата обращения 19.01.2016)
Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). Общая редакция и вступительная статья доктора экономических наук Л.И. Евенко. Перевод с английского. М. Изд-во Прогресс. 1986г. 424с.
Рябова А.И. Развитие корпоративной культуры в российских торговых сетях // Экономический интернет журнал Nota Bene [Электронный ресурс]. URL: http://nbene.narod.ru/comm/fcomm12.htm (дата обращения: 20.01.2016).
Управление человеческими ресурсами: учебник / Л. В. Карташова ; ред. В. И. Видяпин и др.; Институт экономики и финансов "Университет". - М.: ИНФРА -М, 2012. 235 с.
Фролов С.С. Социология: Учебник. – 3-е изд., доп. – М.: Гардарики, 2000. 344 с.
Чемпи Дж., Перестройка управления, М.: Экономика, 1999 г. 364 с.
Щербинина Д.А. Корпоративная культура как способ повышения эффективности работы сотрудников // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/02/3875 (дата обращения: 20.01.2016).
Подолякин В.И. Основы экономики организации: стоимость и структура капитала: учеб. пособие. – Иваново: ИГТА, 2011. 112 с.
-
Байдильдина А. М. ТЕОРИЯ И ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ // Вестник КазНУ. Серия экономическая. 2012 №5. – С. 5 ↑
-
Корпоративная культура предприятия / Сайт компании ООО «ЦЕНТР ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ЭКСПЕРТИЗЫ» URL: http://www.ceae.ru/urid-ko-kul.htm (Дата обращения 19.01.2016). ↑
-
Квачко А.В. Значение корпоративной культуры на примере группы компаний // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4769 (дата обращения: 20.01.2016). ↑
-
Крымчанинова М. В. Образ организации как фактор воздействия на корпоративную культуру : Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва, 2004. – С. 204 ↑
-
Крымчанинова М. В. Образ организации как фактор воздействия на корпоративную культуру : Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва, 2004. – С. 205 ↑
-
Крымчанинова М. В. Образ организации как фактор воздействия на корпоративную культуру : Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва, 2004. – С. 205 ↑
-
Могутнова Н.Н. Первые шаги. Корпоративная культура: понятие, подходы // Социологические исследования. — 2005. — № 4. — С. 130—136. ↑
-
Исаченко И. И., Елизарова О.И., Кондрусь Е.А., Машинская И.С. ПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ: Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 080200.62 «Менеджмент» (бакалавриат) М: МГУП, 2012. – С. 160 ↑
-
Квачко А.В. Значение корпоративной культуры на примере группы компаний // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4769 (дата обращения: 20.01.2016). ↑
-
Щербинина Д.А. Корпоративная культура как способ повышения эффективности работы сотрудников // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/02/3875 (дата обращения: 20.01.2016). ↑
-
Камерон, К, Куинн, Р. Диагностика и измерение организационной культуры.// СПб.: Питер, - 2001. ↑
-
Корпоративная культура предприятия / Сайт компании ООО «ЦЕНТР ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ЭКСПЕРТИЗЫ» URL: http://www.ceae.ru/urid-ko-kul.htm (Дата обращения 19.01.2016). ↑
-
Корпоративная культура предприятия / Сайт компании ООО «ЦЕНТР ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ЭКСПЕРТИЗЫ» URL: http://www.ceae.ru/urid-ko-kul.htm (Дата обращения 19.01.2016). ↑
-
Щербинина Д.А. Корпоративная культура как способ повышения эффективности работы сотрудников // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/02/3875 (дата обращения: 20.01.2016). ↑
-
Корпоративная культура предприятия / Сайт компании ООО «ЦЕНТР ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ЭКСПЕРТИЗЫ» URL: http://www.ceae.ru/urid-ko-kul.htm (Дата обращения 19.01.2016). ↑
-
Фролов С.С. Социология: Учебник. – 3-е изд., доп. – М.: Гардарики, 2000. ↑
-
Корпоративная культура предприятия / Сайт компании ООО «ЦЕНТР ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ЭКСПЕРТИЗЫ» URL: http://www.ceae.ru/urid-ko-kul.htm (Дата обращения 19.01.2016). ↑
-
Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). Общая редакция и вступительная статья доктора экономических наук Л.И. Евенко. Перевод с английского. М. Изд-во Прогресс. 1986г. ↑
-
Корпоративная культура предприятия / Сайт компании ООО «ЦЕНТР ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ЭКСПЕРТИЗЫ» URL: http://www.ceae.ru/urid-ko-kul.htm (Дата обращения 19.01.2016). ↑
-
Надя Крылов, (США) - бизнес-консультант; магистр управления / Сайт центра суперкадров URL: http://суперкадры.рф/trenery/22-nadya-krylov (Дата обращения 19.01.2016) ↑
-
Корпоративная культура предприятия / Сайт компании ООО «ЦЕНТР ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ЭКСПЕРТИЗЫ» URL: http://www.ceae.ru/urid-ko-kul.htm (Дата обращения 19.01.2016). ↑
-
Управление человеческими ресурсами: учебник / Л. В. Карташова ; ред. В. И. Видяпин и др.; Институт экономики и финансов "Университет". - М. : ИНФРА -М, 2012. – С. 225 ↑
-
Исаченко И. И., Елизарова О.И., Кондрусь Е.А., Машинская И.С. ПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ: Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 080200.62 «Менеджмент» (бакалавриат) . – М: МГУП, 2012. С. 170 ↑
-
Корпоративная культура предприятия / Сайт компании ООО «ЦЕНТР ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ЭКСПЕРТИЗЫ» URL: http://www.ceae.ru/urid-ko-kul.htm (Дата обращения 19.01.2016). ↑
-
Иванов И. Н. Менеджмент корпорации : Учебник. Серия: Высшее образование Издательство: ИНФРА-М, 2010 г. - С. 112 ↑
-
Дудин А.С. Корпоративная культура/ Сайт компании Business Seminar URL: http://www.b-seminar.ru/article/show/469.htm (Дата обращения 19.01.2016). ↑
-
Чемпи Дж., Перестройка управления, М.: Экономика, 1999 г., С - 48 ↑
-
Корпоративная культура предприятия / Сайт компании ООО «ЦЕНТР ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ЭКСПЕРТИЗЫ» URL: http://www.ceae.ru/urid-ko-kul.htm (Дата обращения 19.01.2016). ↑
-
Исаченко И. И., Елизарова О.И., Кондрусь Е.А., Машинская И.С. ПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ: Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 080200.62 «Менеджмент» (бакалавриат) М: МГУП, 2012. – С. 169 ↑
-
Корпоративная культура предприятия / Сайт компании ООО «ЦЕНТР ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ЭКСПЕРТИЗЫ» URL: http://www.ceae.ru/urid-ko-kul.htm (Дата обращения 19.01.2016). ↑
-
Корпоративная культура предприятия / Сайт компании ООО «ЦЕНТР ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ЭКСПЕРТИЗЫ» URL: http://www.ceae.ru/urid-ko-kul.htm (Дата обращения 19.01.2016). ↑
-
Корпоративная культура предприятия / Сайт компании ООО «ЦЕНТР ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ЭКСПЕРТИЗЫ» URL: http://www.ceae.ru/urid-ko-kul.htm (Дата обращения 19.01.2016). ↑
-
Исаченко И. И., Елизарова О.И., Кондрусь Е.А., Машинская И.С. ПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ: Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 080200.62 «Менеджмент» (бакалавриат) М: МГУП, 2012. ↑
-
Корпоративная культура предприятия / Сайт компании ООО «ЦЕНТР ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ЭКСПЕРТИЗЫ» URL: http://www.ceae.ru/urid-ko-kul.htm (Дата обращения 19.01.2016). ↑
-
Макеева В. Г. Культура предпринимательства //: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012. - С. 218. ↑
-
Рябова А.И. Развитие корпоративной культуры в российских торговых сетях // Экономический интернет журнал Nota Bene [Электронный ресурс]. URL: http://nbene.narod.ru/comm/fcomm12.htm (дата обращения: 20.01.2016). ↑
-
Рябова А.И. Развитие корпоративной культуры в российских торговых сетях // Экономический интернет журнал Nota Bene [Электронный ресурс]. URL: http://nbene.narod.ru/comm/fcomm12.htm (дата обращения: 20.01.2016). ↑