Файл: Комплексный анализ экономической сущности и трансформации рыночных отношений в индустрии спорта России.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Характеристика проблем в современной индустрии спорта
1.1. Экономические отношения в сфере индустрии спорта
1.2. Коммерческая составляющая спортивной индустрии
Создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения
2.1 Участники индустрии спорта
Государственные расходы на физкультуру и спорт
Действия бюджетного регулятора
- на поиске отечественных и зарубежных спонсоров для отдельных спортсменов, клубов, сборных и команд мастеров;
- на предоставлении спортсменам и тренерам сервисных услуг в зарубежных турне;
- на пенсионном обеспечении спортсменов по индивидуальным схемам;
- на страховании спортсменов;
- на юридическом обслуживании спортсменов и тренеров;
- на трудоустройстве спортсменов и тренеров.
Например, российское спортивное агентство «Арена» предоставляет своим клиентам услуги по спортивному маркетингу, поиску спонсоров и рекламодателей, в подготовке вещательных контрактов, в вопросах допинг-контроля и многом другом.
Конечно, при становлении новой спортивной индустрии и формировании рынков спортивных услуг в России не все проходит гладко и своевременно: довольно часто несовершенная законодательная база мешает развитию меценатства и спонсорства в спорте, формированию эффективной системы правовой и социальной защиты спортсменов и тренеров. Пока далеки от совершенства схемы налогообложения производителей спортивных товаров и услуг, принципы финансирования спортивного образования. Но наметившиеся в последние годы позитивные перемены в этой важнейшей сфере экономических отношений, а также первые положительные результаты реформ позволяют говорить о будущих благоприятных перспективах российской спортивной индустрии и спортивной инфраструктуры.
В России определена Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 г[7]. Она предусматривает комплекс мер, включающих создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения; пропаганду здорового образа жизни, физкультуры и спорта; совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва; совершенствование медицинского обеспечения физкультурно-спортивной деятельности; усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров; развитие спортивной инфраструктуры. Реализация стратегии предусматривает продление до 2020 г. действия федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.»[8].
Предполагается, что стратегия будет реализована в два этапа: 2009-2015 гг. и 2016-2020 гг. При этом, в частности, планируется существенно расширить вовлеченность населения, в том числе лиц с ограниченными возможностями, в систематические занятия физкультурой и спортом, повысить уровень обеспеченности спортивными сооружениями, улучшить антидопинговое обеспечение в спорте высших достижений.
Уже давно в спортивной и экономической литературе рассмотрен вопрос о том, каким образом экономические успехи в стране влияют на успехи в спорте. Вначале предполагалось, что успехи в спорте зависят от величины населения. Достижения небольших стран, таких как Болгария, бывшая ГДР, Финляндия, Швеция, в отдельных особенно популярных в этих странах видах спорта опровергают это утверждение. Важно не то, каким ресурсом обладает страна, а как этот ресурс используется.
Другая группа факторов - экономические факторы. Важнейшие из них - доходы населения, доля населения, занятого в промышленности, степень урбанизации[9]. Все эти факторы действуют не изолированно друг от друга, а в тесной связи с имеющимся в стране экономическим порядком и политической системой. Чем выше внутренняя стабильность в стране и чем больше возраст господствующей политической системы, тем больших успехов в спорте следует ожидать.
В государстве с рыночной экономикой спортивная отрасль должна приносить прибыль. На сегодняшний день бюджетное финансирование спорта является основным. Одна из основных задач Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики, а также по оказанию государственных услуг (включая противодействие применению допинга) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта, -проанализировать реальный оборот средств в российском спорте и заставить эти деньги эффективно работать. Государство должно получать доход от своих вложений и, в первую очередь, в виде налогов.
Можно сказать, что процесс развития экономики спорта идет достаточно быстро. При этом экономика спорта уже показывает особенности, присущие каждой отдельно взятой стране. Например, в Германии это, прежде всего, доминирующее положение спортивных союзов и клубов; в США - образцовый профессиональный командный спорт. Для нашей страны становление экономики спорта как науки необходимо для того, чтобы с наибольшим эффектом использовать то, что еще осталось от прошлого, показать возможные резервы ресурсного обеспечения спорта, а в конечном итоге - для сохранения здоровья и работоспособности нации[10].
Специфичность спорта как культурного компонента жизни общества требует особого внимания к регуляции некоторых проблемных вопросов. Совершенствовать спортивное законодательство в отношении положения и деятельности спортивных федераций России следует по двум направлениям:
- Решение финансовых задач. Зарубежный опыт показывает, что основу доходов спортивных организаций составляют поступления от населения в разных видах (членские взносы, приобретение билетов, услуг и т.д.). В некоторых странах эти доходы составят до 90%. В России пока невозможно положиться исключительно на эти финансовые потоки. Пока в России не появится средний класс и не повысится уровень жизни населения, спорт будет испытывать недостаток средств. Поэтому необходимо повысить роль и участие государства и местных органов власти в развитии этой социально значимой сферы деятельности.
- Спортивные федерации должны интенсивно участвовать в развитии массового спорта, участвовать в мероприятиях по обеспечению доступных и качественных спортивных услуг населению. Общественные спортивные организации должны активнее обобщать и распространять опыт самых лучших и популярных массовых спортивных праздников, которые не только способствуют оздоровлению населения, но и сплачивают, объединяют людей, ибо спорт является мощнейшим средством консолидации национального самосознания.
Федеральному агентству по физической культуре и спорту в сотрудничестве с национальными спортивными федерациями надлежит больше внимания уделять организации и развитию именно физической культуры всего населения России. Необходимо существенно расширить подготовку специалистов для этой работы, пересмотреть существующие программы развития физической культуры и спорта.
Таким образом, эффективность системы физической культуры и спорта РФ напрямую зависит от четкого, полного законодательного урегулирования правоотношений в рассматриваемой области. Законодательная база должна строиться на основе положений международных правовых документов в области физической культуры и спорта. Более того, нормативная база по физической культуре и спорту вообще и касательно спортивных федераций в частности должна быть взаимосвязана с действующими нормами российского законодательства в области образования, здравоохранения, финансов, налогообложения, страхования и другими основными федеральными законодательными актами. Спортивные федерации должны принимать непосредственное участие в разработке и обсуждении спортивных нормативных актов[11].
1.2. Коммерческая составляющая спортивной индустрии
Такое явление, как коммерциализация отечественного спорта, не всегда находило понимание у специалистов физического культуры. Некоторые исследователи рассматривали коммерциализацию спорта как негативное явление, пагубно влияющее на воспитание человека и препятствующее гармоничному развитию личности. Однако современные реалии общественного развития убедительно свидетельствуют о необходимости развития рыночных отношений в области спорта и особенно спорта высших достижений.
В современных условиях, учитывая опыт олимпийского движения, представляется возможным и целесообразным с других позиций рассмотреть принципиальные социологические и социально-педагогические аспекты коммерциализации спорта и понять объективное влияние рынка на тенденции его дальнейшего развития.
Коммерциализация спорта включает следующие составляющие[12]:
- - социальную;
- - экономическую;
- - финансовую;
- - кадровую.
Социальная составляющая коммерциализации спорта имеет три ключевых компонента:
- - выбор и продвижение работников (спортсменов, тренеров, судей) в соответствии с их деловыми качествами и компетентностью, с учетом других основных критериев: а) высокой квалификации; б) опыта общения и готовности к сотрудничеству, лояльности к организации, команде предприятию, фирме;
- - заработная плата должна (обязана) быть справедливой и стимулирующей добросовестный и качественный труд;
- - ликвидация барьеров (статусных, стратификационных, социально-психологических) между различными категориями работников, формирование «духа команды» и «общего дела».
Экономическая составляющая действий в рыночных условиях предполагает гарантированную ответственность организации, команды, фирмы (спортивной федерации, спортивного клуба) за свои действия, создание необходимых условий для планомерного и обеспеченного тренировочного процесса.
Кадровая составляющая включает разработку системы найма, которая учитывает: а) желание работника выдвинуться, что стимулируется рейтинговой системой оценки классификации спортсмена; б) наличие желания освоить им специфику своей деятельности; в) добиться существенных результатов в своей деятельности.
Кадровая политика предполагает соблюдение определенных правил работы с людьми:
- - отношение к спортсмену должно быть не только как к штатному работнику, но и как к личности;
- - заработная плата должна соответствовать уровню спортивной квалификации, усилиям и реальному вкладу в общее дело, а также стимулировать члена команды к еще лучшей работе;
- - ясная и определенная возможность поступательной карьеры спортсмена должна строиться в зависимости от успешности его деятельности.
Все это напрямую относится к деятельности спортсмена, тренера, менеджера и руководителя (владельца) команды. Все взаимоотношения между ними организуются на основе контракта, в котором оговариваются условия труда, выполнение заданий, заработная плата и штрафные санкции за невыполнение контрактных условий.
В практике важную роль играет выбор финансовой составляющей профессиональной команды, которая включает бюджет команды и некоторые другие вопросы.
В настоящее время формирование бюджета команды по различным видам спорта является одной из главных задач, которая обеспечивает полноценное участие спортсменов в соревнованиях и достижение существенных результатов.
Без денег в современном спорте не обойтись. Например, большой футбол в нашей стране иногда называют «игрой миллионов». В этой игре «бедняки» могут выиграть матч-другой на морально-волевых качествах, но не более. Для стабильного результата нужны серьезные кадры и серьезные стимулы, которые и определяются бюджетом команды (таблица).
В то же время сами по себе деньги не могут решить всех задач, стоящих перед командой. Эффект от одних и тех же денежных средств может быть абсолютно разный и определяется не только их толковым распоряжением, но и чистотой намерений. Кто-то приобретает стоящих футболистов, приглашает квалифицированного тренера, вкладывает в собственную школу материальные средства и всерьез борется за лидерство. А кто-то занимается пополнением собственных карманов за счет разницы официальной и реальной цены игроков.
Таблица 1 - Бюджеты профессиональных футбольных клубов в чемпионате России в 2016 г.
Клуб (место в чемпионате) |
Бюджет (млн долл.) |
Количество забитых мячей |
Стоимость забитого мяча (тыс. долл.) |
1. ЦСКА (Москва) |
49 |
38 |
775 |
2. «Локомотив» (Москва) |
39 |
23 |
590 |
3. «Зенит» (Санкт-Петербург) |
48 |
17 |
354 |
4. «Торпедо» (Москва) |
48 |
11 |
229 |
5.?«Крылья Советов» (Самара) |
47 |
15 |
319 |
6. «Шинник» (Ярославль) |
29 |
10 |
345 |
7. «Спартак» (Москва) |
42 |
30 |
714 |
8. «Сатурн» (Московская обл.) |
34 |
17 |
567 |
9. «Москва» |
34 |
12 |
353 |
10. «Рубин» (Казань) |
28 |
15 |
536 |
11. «Алания» (Владикавказ) |
26 |
8 |
308 |
12. «Динамо» (Москва) |
26 |
17 |
654 |
13. «Амкар» (Пермь) |
24 |
7 |
292 |
14. «Ростов» |
26 |
8 |
308 |
15. «Кубань» (Краснодар) |
23 |
12 |
522 |
16. «Ротор» (Волгоград) |
26 |
6 |
231 |