Файл: Комплексный анализ экономической сущности и трансформации рыночных отношений в индустрии спорта России.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Характеристика проблем в современной индустрии спорта
1.1. Экономические отношения в сфере индустрии спорта
1.2. Коммерческая составляющая спортивной индустрии
Создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения
2.1 Участники индустрии спорта
Государственные расходы на физкультуру и спорт
Действия бюджетного регулятора
Рис.1 Динамика финансирования сферы ФКС из федерального бюджета (2010 -2018 гг.)[27] на фоне динамики ВВП (2010 -2018 гг.)[28]
Государственные расходы на физкультуру и спорт
Анализ расходной политики позволяет заключить следующее:
- - сфера физкультуры и спорта финансируется по нарастающему тренду;
- - до 2012 года включительно динамика роста ВВП и финансирования сферы совпадали, что противоречит методологическим положениям антициклического регулирования - выявленная тенденция способствовала увеличению амплитуды циклических колебаний;
- - в 2013 году (предкризисный период) на фоне продолжающегося роста ВВП финансирование сферы сократилось. Сокращение произошло преимущественно за счет ведомственных расходов, капитальные же расходы сохранились на прежнем уровне. Данная тенденция в расходной политике государства способствовала сглаживанию циклических колебаний экономической активности, однако, сохранение капитальных расходов, имеющих экстенсивный характер, на прежнем уровне снизило антициклический эффект бюджетного регулирования сферы ФКС;
- - в 2014 году российская экономика вступила в рецессию, однако на этом макроэкономическом фоне финансирование сферы по отношению к предыдущему периоду увеличилось на 50%. Рост произошел преимущественно за счет капитальных расходов. По объему финансирования расходная политика этого периода соответствует рекомендациям экономических школ, однако, можно предположить, что рост за счет расходов интенсивного типа произвел бы больший положительный эффект как на сферу ФКС, так и на экономику в целом;
- - в 2015 году (фаза спада) по отношению к 2014 году наблюдалось сокращение объемов государственной поддержки отрасли на 41,4%, причем, сокращение произошло преимущественно за счет капитальных расходов. Расходная политика этого периода противоречит теоретическим положениям экономических школ[29].
Таким образом, характер расходный политики за анализируемые годы был хаотичным. Создается впечатление, что при формировании расходной политики государство не принимает во внимание рекомендации теоретиков-экономистов.
Как было отмечено выше, цикличность объективно является закономерностью развития экономической системы. Она влияет на управляемость системой, на процессы, протекающие в ней, на человека, который является главным субъектом экономических отношений. Все это показывает необходимость влияния на явления экономической динамики со стороны субъектов управления всех уровней.
Действия бюджетного регулятора
Представленный в работе анализ выявил возможность повышения эффективности функционирования сферы ФКС через создание в системе управления сферой института, осуществляющего прогнозирование циклических колебаний экономической активности и разработку соответствующих анти циклических и антикризисных программ, помогающих адаптировать систему к кризисным явлениям и сгладить циклические колебания. В эти программы могли бы входить варианты дополнительного инвестирования сферы, мероприятия, активизирующие потенциал ФКС в периоды спада, рекомендации по проведению дифференцированной расходной политики, способствующей сдерживанию «перегрева» экономики, различные варианты создания резервных фондов, используемых во время ожидающегося спада. На наш взгляд, в рамках бюджетного регулирования необходимо управлять объемом и типом государственных расходов в разрезе направлений расходной политики. Инструменты (объем и тип расходов) рассматриваемого экономического регулятора циклов должны применяться в разной комбинации в зависимости от социально-экономического положения как в изучаемой сфере, так и во всей экономике. Непосредственно в неблагоприятные периоды действие бюджетного регулятора должно быть направлено на поддержку сферы ФКС путем дополнительного финансирования инновационного характера, в положительные периоды конъюнктуры - на аккумулирование бюджетных поступлений и придание ассигнованиям преимущественно экстенсивного характера. Однако следует отметить, что действия субъектов управления, направленные на поддержку передовых технологий и внедрение инноваций в ФКС, должны реализоваться на всех этапах цикла.
Кроме того, при регулировании экономических процессов в изучаемой сфере необходимо учитывать общую мировую экономическую конъюнктуру. Данный аспект может определять степень радикальности мер, принимаемых управляющими структурами. Очевидно, что при завершении бескризисного цикла и вхождении в период Кондратьевской Зимы радикальность принимаемых мер должна быть выше, а их характер должен быть стратегическим. При этом необходимы нестандартные подходы к разрешению складывающихся противоречий в экономической системе, что обеспечит переход на новый уровень ее развития. Отметим, что экономические методы регулирования циклов должны иметь правовой механизм реализации, что достигается использованием административных методов.
Антициклический и антикризисный прогноз
Управляющая структура (институт) может представлять собой штатную единицу или коллектив при федеральном органе исполнительной власти в сфере ФКС, наделенный правами выдавать заказы научным организациям на антициклический и антикризисный прогноз. В его обязанности могло бы входить: идентификация фазы цикла; определение величины ее возможной амплитуды; разработка сценарного прогноза экономического роста в рассматриваемой сфере с учетом цикличности развития экономики; осуществление экспертизы инновационных проектов с позиции антициклического регулирования; рекомендация конкретных мер по демпфированию циклических колебаний, как на этапе подъема, так и на этапе спада. Средства на создание института могли бы быть найдены за счет оптимизации расходной политики с точки зрения антициклического регулирования, что являлось бы дополнительным мотивом повышения и поддержания эффективности работы нового института. Также источниками финансирования могли бы стать средства, заранее аккумулированные в государственном бюджете, или в созданном государственном резерве антикризисного регулирования.
В заключении отметим, что управление циклическим развитием экономической системы и ее элементов должно осуществляться на федеральном, региональном, местном уровнях, на уровне хозяйственных единиц, а также в разрезе отраслей и сфер экономики, что обеспечивает синергетический эффект данного процесса.
Заключение
Спортивная индустрия - все множество продавцов и покупателей спортивной продукции и услуг, поставщиков и потребителей спортивной информации, организаторов спортивно-зрелищных мероприятий и других операторов спортивных рынков.
Спортивная индустрия включает в себя:
- болельщиков (зрителей), являющихся потребителями спортивных товаров, услуг и информации;
- предприятия, производящие спортивные товары, услуги и информацию;
- спортсменов, тренеров, физкультурников, спортклубы, лиги и федерации, которые являются как производителями, так и потребителями спортивной продукции и информации.
Тесно связано со спортивной индустрией и государство, которое, с одной стороны, является заинтересованным участником спортивной индустрии, с другой - выступает координатором и регулятором спортивно-экономических отношений.
Список использованных источников
Описание нормативно-правовых актов органов законодательной и
исполнительной власти:
- Стратегия утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2013 г. № 1101-р.
- Положение о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2012 г. № 408
- Постановление правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года N 7 «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» (с изменениями на 26 декабря 2014 года).
- Федеральный бюджет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www1.minfin.ru/ru/budget/ federal_budget.
Описание источника статистических данных
- Национальные счета России в 2010 -2014 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. gks.ru/bgd/regl/b10_15/Main.htm.
- Показатели уточненного прогноза социально¬экономического развития Российской Федерации на 2016 -2018 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/ sections/macro/prognoz/doc20151217_03.
Описание учебников и учебных пособий
- Галкин В.В. Экономика физической культуры и спорта - Учеб. пособие. -- Воронеж, 2014.
- Душанин А. П., Виноградов П. А. Анализ правовой базы физической культуры и спорта в России // Теория и практика физ. культуры, 2012, № 6, с. 62.
- Зубарев Ю.А. Маркетинг спортивных услуг: Учеб. пособие. -- Волгоград, 2012. С.514
- Переверзин И.И. Менеджмент спортивного сооружения -- М., 2011.
- Попов А.Н. Экономика физической культуры и спорта: Учеб. пособие. -- Челябинск, 2011.
- Экономика физической культуры и спорта: Учеб. пособие / Под ред. В.У. Агеевца, Р.М. Орлова. -- СПб., 2012.
Описание статьи из периодического издания
- «Спортивное право требует пересмотра. Интервью ректора МГЮА, судьи арбитражного суда при Олимпийском комитете России В.В. Блажеева главному редактору портала «Закония» Рубену Маркарьяну. - 11.03.2012 г.» // < http://www.zakonia.ru//>.
- Боевая ничья. Может ли слабая команда стать сильным брэндом? // Компания.-2014.-№7.
- ВШФМ: образование для футбольных специалистов // Премьер лига.-2013-№1. - 0,5 п.л.
Глобализация образования: компетенции и системы кредитов. - М.: Маркет ДС, 2015. - 31 п.л. (в
- соавторстве, лично автора - 1,5 п.л.)
- Дебет и кредит профессионального клуба // Мир профессионального спорта. - 2012. - №4. - 0,2 п.л.
- Инвестиционная привлекательность индустрии спорта // Современная экономика. Приложение к журналу «Экономические науки». - 2015. - №2. - 0,3 п.л.
- Как управлять спортивной организацией в условиях рыночных отношений // Современная экономика. Приложение к журналу «Экономические науки». - 2014. -№5.-0,4п.л.
- Клубный менеджмент. Первые шаги // Мир профессионального спорта. - 2012. - №3. - 0,2 п.л.
- Мировой спорт как новый объект экономических отношений // Современная экономика. Приложение к журналу «Экономические науки». - 2013г. - № 4. - 0,6 п.л.
- О специфических продуктах индустрии спорта // Современная экономика. Приложение к журналу «Экономические науки». - 2014. - № 4. - 0,5 п.л.
- Предпринимательство и спорт: вопросы взаимовыгодного партнерства // Современная экономика. Приложение к журналу «Экономические науки».- 2015. -№ 4. - 0,4 п.л.
- Проблемы поиска и привлечения инвесторов и спонсоров в индустрию спорта // Вопросы теории и практики инвестирования. Сборник научных трудов / Московский государственный университет экономики, информатики и статистики. - М., 2011. - 0,2 п.л.
- Рыночные отношения в индустрии спорта. Монография - М.: Экономика, 2015. - 15 п.л.
- Спортивные менеджеры - на старт // Платное образование. - 2015. №12. - 0,13 п.л.
- Спортивный менеджер — новая профессия // Высшее образование в России.-2016.-№4.-0,15 п.л.
- Существуют ли рецепты развития спорта в России? // Мир профессионального спорта. - 2012. - №1. -0,3 п.л.
- Учеба для взрослых: зачем, как и за сколько? // Элитное образование. - 2013. - №5. - 0,4 п.л.
- Формирование и развитие индустрии спорта как новой и особой сферы экономических отношений // Современная экономика. Приложение к журналу «Экономические науки». - 2015.-№1. - 0,7 п.л.
-
Инвестиционная привлекательность индустрии спорта // Современная экономика. Приложение к журналу «Экономические науки». - 2015., С.39 ↑
-
Предпринимательство и спорт: вопросы взаимовыгодного партнерства // Современная экономика. Приложение к журналу «Экономические науки».- 2015. -№ 4., С.14 ↑
-
Клубный менеджмент. Первые шаги // Мир профессионального спорта. - 2012. - №3., С.16 ↑
-
«Спортивное право требует пересмотра. Интервью ректора МГЮА, судьи арбитражного суда при Олимпийском комитете России В.В. Блажеева главному редактору портала «Закония» Рубену Маркарьяну. - 11.03.2012 г.» // < http://www.zakonia.ru//> ↑
-
Душанин А. П., Виноградов П. А. Анализ правовой базы физической культуры и спорта в России // Теория и практика физ. культуры, 2012, № 6, С.33 ↑
-
Проблемы поиска и привлечения инвесторов и спонсоров в индустрию спорта // Вопросы теории и практики инвестирования. Сборник научных трудов / Московский государственный университет экономики, информатики и статистики. - М., 2011., С. 22 ↑
-
Стратегия утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2013 г. № 1101-р ↑
-
Положение о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2012 г. № 408 ↑
-
Как управлять спортивной организацией в условиях рыночных отношений // Современная экономика. Приложение к журналу «Экономические науки». - 2014. -№5. С. 39 ↑
-
Экономика физической культуры и спорта: Учеб. пособие / Под ред. В.У. Агеевца, Р.М. Орлова. -- СПб., 2012. ↑
-
Существуют ли рецепты развития спорта в России? // Мир профессионального спорта. - 2012. - №1. С.11 ↑
-
Душанин А. П., Виноградов П. А. Анализ правовой базы физической культуры и спорта в России // Теория и практика физ. культуры, 2012, № 6, С.56 ↑
-
Клубный менеджмент. Первые шаги // Мир профессионального спорта. - 2012. - №3. С. 14 ↑
-
Спортивные менеджеры - на старт // Платное образование. - 2015. №12. С. 15-18 ↑
-
Мировой спорт как новый объект экономических отношений // Современная экономика. Приложение к журналу «Экономические науки». - 2013г.С. 44 ↑
-
Существуют ли рецепты развития спорта в России? // Мир профессионального спорта. - 2012. - №1. С.17 ↑
-
Постановление правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года N 7 «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» (с изменениями на 26 декабря 2014 года). ↑
-
Национальные счета России в 2010 -2014 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. gks.ru/bgd/regl/b10_15/Main.htm. ↑
-
Национальные счета России в 2010 -2014 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. gks.ru/bgd/regl/b10_15/Main.htm. ↑
-
Постановление правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года N 7 «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» (с изменениями на 26 декабря 2014 года). ↑
-
Постановление правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года N 7 «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» (с изменениями на 26 декабря 2014 года). ↑
-
Показатели уточненного прогноза социально¬экономического развития Российской Федерации на 2016 -2018 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/ sections/macro/prognoz/doc20151217_03. ↑
-
Дебет и кредит профессионального клуба // Мир профессионального спорта. - 2012. - №4. С.42 ↑
-
Зубарев Ю.А. Маркетинг спортивных услуг: Учеб. пособие. -- Волгоград, 2012., С.370 ↑
-
Инвестиционная привлекательность индустрии спорта // Современная экономика. Приложение к журналу «Экономические науки». - 2015. - №2. С. 55 ↑
-
Как управлять спортивной организацией в условиях рыночных отношений // Современная экономика. Приложение к журналу «Экономические науки». - 2014. С. 123 ↑
-
Показатели уточненного прогноза социально экономического развития Российской Федерации на 2016 -2018 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/ sections/macro/prognoz/doc20151217_03. ↑
-
Национальные счета России в 2010 -2014 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. gks.ru/bgd/regl/b10_15/Main.htm. ↑
-
Национальные счета России в 2010 -2014 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. gks.ru/bgd/regl/b10_15/Main.htm. ↑