Файл: Комплексный анализ экономической сущности и трансформации рыночных отношений в индустрии спорта России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:

  1. Создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения.
  2. Разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни.
  3. Модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования.
  4. Совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров.
  5. Развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.
  6. Развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.
  7. Создание системы обеспечения общественной безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями.

Основные целевые ориентиры и этапы их реализации

 В качестве основных стратегических целевых ориентиров развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на первом этапе (2009 - 2015 годы) и на втором этапе (2016 - 2020 годы) определены[21]:

  • увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения в Российской Федерации: на первом этапе - с 15,9 % в 2008 году до 30 % в 2015 году и на втором этапе - до 40 % в 2020 году;
  • увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения: на первом этапе - с 34,5 % до 60 % и на втором этапе - до 80 %;
  • увеличение доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности данной возрастной категории: на первом этапе - с 20,2 % до 35 % и на втором этапе - до 50 %;
  • увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся адаптивной физической культурой и адаптивным спортом, в общей численности данной группы населения: на первом этапе - с 3,5 % до 10 % и на втором этапе - до 20 %;
  • достижение объема недельной двигательной активности населения: на первом этапе - от 6 до 8 часов при не менее чем 2 - 3-разовых занятиях и на втором этапе - 6 - 12 часов при не менее чем 3 - 4-разовых занятиях, в зависимости от возрастных и других особенностей граждан;
  • увеличение количества штатных работников физической культуры и спорта: на первом этапе - с 295,6 тыс. человек до 320 тыс. человек и на втором этапе - до 360 тыс. человек;
  • уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности: на первом этапе - с 22,7 % до 30 % и на втором этапе - до 48 %;
  • успешное выступление спортивной сборной команды на летних и зимних Паралимпийских играх;
  • победа спортивной сборной команды России в неофициальном общекомандном зачете на XXII Олимпийских зимних играх 2014 года в г. Сочи, вхождение в тройку призеров на Играх Олимпиад и Олимпийских зимних играх, а также победа спортивной сборной команды России в неофициальном общекомандном зачете на XXVII Всемирной летней универсиаде в г. Казани в 2013 году[22].

Создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения

Основные направления:

  • разработка и формирование организационной основы управления развитием физической культуры и спорта;
  • совершенствование системы спортивных и физкультурных мероприятий;
  • совершенствование взаимодействия субъектов физической культуры и спорта;
  • разработка параметров двигательной активности для населения различных возрастных и социальных групп;
  • разработка системы физического воспитания и развития человека в различные периоды его жизни, в первую очередь подрастающего поколения.

Комплекс мер:

  • создание сети спортивных клубов по месту жительства, в том числе спортивных клубов выходного дня для самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом;
  • совершенствование ежегодного Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. Составной частью Единого календарного плана должна стать система Всероссийских Спартакиад среди различных групп населения (под девизом "Спартакиада длиною в жизнь"), как основа комплексных многоэтапных спортивных и физкультурных мероприятий в стране;
  • совершенствование Единой всероссийской спортивной классификации с учетом изменений в соревновательном процессе отечественной и международной систем соревнований и спортивном движении;
  • разработка и внедрение рекомендаций по объему двигательной активности, включая утреннюю и производственную гимнастику в зависимости от индивидуальных особенностей граждан;
  • обеспечение преемственности программ физического воспитания в учреждениях образования, от дошкольников до студентов;
  • реализация дифференцированного подхода к размещению объектов спорта с учетом плотности населения, транспортной доступности и развиваемых в субъекте Российской Федерации видов спорта;
  • повышение статуса спортивных федераций по видам спорта как основной структурной единицы развития вида спорта;
  • повышение статуса профессиональной Лиги (Ассоциации);
  • совершенствование нормативного правового регулирования, в том числе уточнение функций и полномочий субъектов физической культуры и спорта в Российской Федерации;
  • проведение мониторинга систематически занимающихся физической культурой и спортом, соотношения спроса и предложения на спортивно-оздоровительные услуги.

Ожидаемые результаты:

 На первом этапе:

  • регулярность проведения Спартакиад среди различных групп и категорий населения страны, в том числе летней и зимней Спартакиады народов России с периодичностью раз в четыре года (для сильнейших спортсменов);
  • внедрение усовершенствованной Единой всероссийской спортивной классификации по летним видам спорта после проведения Игр Олимпиады и Единой всероссийской спортивной классификации по зимним видам спорта после окончания Олимпийских зимних игр;
  • выполнение норм всероссийского физкультурно-спортивного комплекса обучающимися и студентами образовательных учреждений;
  • доведение до 20 % количества организаций, имеющих спортивные клубы;
  • увеличение до 25 % от общего числа систематически занимающихся физической культурой и спортом доли лиц, объем недельной двигательной активности которых составляет не менее 6 часов.

 На втором этапе:

  • доведение до 45 % количества организаций, имеющих спортивные клубы;
  • увеличение до 35 % доли лиц, объем недельной двигательной активности которых составляет не менее 6 часов, от общего числа систематически занимающихся физической культурой и спортом.

2.1 Участники индустрии спорта

Участников спортивного маркетинга можно подразделить на пять основных групп.

Покупатели услуг спортивного маркетинга: сюда относятся заинтересованные в проведении репортажей телекомпании и радиостанции, лица, желающие получить права на лицензирование розничной торговли и лицензионные виды производства, организаторы спортивных соревнований и все спонсоры.

Продавцы указанных выше возможностей (их поставщики):телевизионные и радиокомпании, спортивные лиги, представители команд, спортивные организаторы, такие как Комитет Атланты по проведению Олимпийских игр, органы, выдающие лицензии, организации, устраивающие соревнования или способствующие их проведению - все они продают эмоциональную сущность и возможности спортивных состязаний[23].

Чтобы привлечь внимание зрителей, организуются показательные выступления по фигурному катанию, выставки бейсбольных вкладышей, а компании, производящие спортивную продукцию для массового потребителя вроде Nike и Reebok, привлекают для пропаганды своих товаров выдающихся спортсменов.

Служащие всех задействованных структур. В обеспечении проведения спортивного мероприятия принимают участие сотрудники и работники - представители самых разных видов деятельности. Обязанности, связанные с продажей и контролем билетов на входе, мелкие и крупные торговые точки для продажи различных товаров зрителям и другие работы требуют большого количества служащих, которые необходимы для установки оборудования, контроля за его работой, обслуживания и демонтажа. Скажем, площадки для гольфа готовятся к соревнованиям и рекламному обеспечению зрителей не привидениями или другими внеземными существами, а нанятыми для этого сотрудниками[24].


Спортсмены: мужчины и женщины, чьи таланты неизменно приводят в волнение самые различные группы зрителей. Именно они, в конечном счете, ответственны за перемещение миллиардов долларов, обеспечивая непрерывный производственный цикл.

Крупные быстро набирающие финансовый вес группы, которые через очень короткое время будут иметь самое большое влияние на спортивные лиги. Спортивные деятели, несомненно, зависят от корпоративных вливаний, которые осуществляются через спонсорство. Для поощрения получения этими группами доли в собственности спортивных лиг последние фактически гарантирут им возможность постоянных вложений. Указанные группы приносят в спорт не только деньги. Их вклад заключается и в опыте, экспертных оценках рекламных кампаний, привлечении союзников (например, налаживание связей с телевизионным станциями и другими средствами массовой информации, торговыми магнатами и доступом к розничной торговле) и в желании достичь успеха в деле[25].

Продавцы (организаторы) готовят и определяют стоимость всех компонентов спортивных состязаний, привлекательных для спон­соров, а это так или иначе влияет на события как на самой спортивной площадке, так и за ее пределами. Продажа билетов и прав на ведение трансляций, присваивание соревнованиям каких-то особых наименований и заключение соглашений по поддержке товаров и услуг знаменитыми спортсменами трансформируют эмоциональный настрой болельщиков и чистоту помыслов спорта почти в голое, неприкрытое извлечение доходов.

Покупатели (спонсоры) ведут переговоры от имени своих компаний в целях формирования программ продаж, которые могли бы пробудить энтузиазм у розничных торговцев, завлечь на спор­тивные арены потребителей и создать хороший настрой у служащих компаний. Их финансовые обязательства по отношению к спортивным лигам, самим спортивным состязаниям, спортсменам, с которыми они заключают соглашения о поддержке, телевизионщикам и работникам радио и внутри их собственной профессиональной сферы действия - все влияет на рыночную цену любой стороны спортивной деятельности[26].

Менеджеры корпораций, занимающиеся кампаниями по продвижению производимой продукции, постоянно получают множество предложений с просьбой выделить средства. И до тех пор, пока не изменятся общие тенденции, существующие в рекламном деле и организации продвижения товаров, покупатели корпоративного спонсорства будут продолжать влиять на спорт, причем как на самой игровой площадке или беговом поле, так и за их пределами.


Поскольку взаимоотношения спорта и спонсорства укрепляются, постольку борьба за обладание спонсорскими правами принимает все новые и новые формы. Поскольку спортивное спонсорство все теснее сотрудничает со средствами массовой информации и розничной торговли, то постепенно и компании получают все больше и больше возможностей при ведении переговоров с продавцами.

3. Экономические методы регулирования сферы физической культуры и спорта в контексте цикличности развития экономической системы

Управление экономической системой на разных стадиях экономического цикла вызывает мно­жество вопросов, на которые специалистам необходимо найти ответы и предложить реше­ния. В статье автор анализирует экономические методы управления сферой физической культуры и спорта в контексте цикличности развития экономической системы.

Ключевые слова: государственная поли­тика, физическая культура и спорт, бюджет, экономический цикл, государственные расходы, финансирование

Экономический рост, являющийся целью экономических систем, проявляется как общий тренд развития на долгосрочном временном интервале. Цикличность - неотъемле­мая черта рыночной экономики. Следовательно, необходимым фактором циклического развития рыночной (капиталистической) социально-эко­номической модели, наряду с действием стихий­ных законов рынка, должно выступать постоянное целенаправленное регулирование экономических циклов. Важнейшим механизмом анти циклического регулирования1 является расходная политика.

Соотнесем динамику федерального финансирова­ния физической культуры и спорта (ФКС) с темпа­ми экономического роста, что позволит оценить государственную расходную политику, проводимую относительно сферы ФКС, в рамках теоретических концепций анти циклического регулирования (см. рис. ниже).

Анализируя финансирование сферы, можно наблю­дать неравномерное его изменение, причем как в абсолютных, так и в относительных суммах: в 2011 году по отношению к 2010 году финансирование возросло на 43,8%, в 2012 году - на 88,5%, в 2013 году бюджетные ассигнования сократились более чем на треть (32,2%), в 2014 году финансирование увеличилось на 50% и в абсолютных суммах превы­сило показатель 2012 года. В 2015 году по отноше­нию к 2014 году объемы государственной подде­ржки сферы снова падают на 41,4%. В бюджете на 2016 год изменена бюджетная классификация, чем объясняется рост расходов на 257,3% по отноше­нию к предыдущему периоду. В 2017 и 2018 годах запланировано снижение расходов на 32,3% и 9,9% соответственно.