Файл: Комплексный анализ экономической сущности и трансформации рыночных отношений в индустрии спорта России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис.1 Динамика финансирования сферы ФКС из федерального бюджета (2010 -2018 гг.)[27] на фоне динамики ВВП (2010 -2018 гг.)[28]

Государственные расходы на физкультуру и спорт

Анализ расходной политики позволяет заключить следующее:

  • - сфера физкультуры и спорта финансируется по нарастающему тренду;
  • - до 2012 года включительно динамика роста ВВП и финансирования сферы совпадали, что противоре­чит методологическим положениям антициклического регулирования - выявленная тенденция спо­собствовала увеличению амплитуды циклических колебаний;
  • - в 2013 году (предкризисный период) на фоне продолжающегося роста ВВП финансирование сферы сократилось. Сокращение произошло пре­имущественно за счет ведомственных расходов, капитальные же расходы сохранились на прежнем уровне. Данная тенденция в расходной полити­ке государства способствовала сглаживанию цик­лических колебаний экономической активности, однако, сохранение капитальных расходов, име­ющих экстенсивный характер, на прежнем уров­не снизило антициклический эффект бюджетного регулирования сферы ФКС;
  • - в 2014 году российская экономика вступила в рецессию, однако на этом макроэкономическом фоне финансирование сферы по отношению к предыдущему периоду увеличилось на 50%. Рост произошел преимущественно за счет капитальных расходов. По объему финансирования расходная политика этого периода соответствует рекоменда­циям экономических школ, однако, можно пред­положить, что рост за счет расходов интенсив­ного типа произвел бы больший положительный эффект как на сферу ФКС, так и на экономику в целом;
  • - в 2015 году (фаза спада) по отношению к 2014 году наблюдалось сокращение объемов государс­твенной поддержки отрасли на 41,4%, причем, сокращение произошло преимущественно за счет капитальных расходов. Расходная политика этого периода противоречит теоретическим положениям экономических школ[29].

Таким образом, характер расходный политики за анализируемые годы был хаотичным. Создается впечатление, что при формировании расходной политики государство не принимает во внимание рекомендации теоретиков-экономистов.


Как было отмечено выше, цикличность объективно является закономерностью развития экономичес­кой системы. Она влияет на управляемость систе­мой, на процессы, протекающие в ней, на человека, который является главным субъектом экономичес­ких отношений. Все это показывает необходимость влияния на явления экономической динамики со стороны субъектов управления всех уровней.

Действия бюджетного регулятора

Представленный в работе анализ выявил возмож­ность повышения эффективности функциони­рования сферы ФКС через создание в системе управления сферой института, осуществляющего прогнозирование циклических колебаний эконо­мической активности и разработку соответствую­щих анти циклических и антикризисных программ, помогающих адаптировать систему к кризисным явлениям и сгладить циклические колебания. В эти программы могли бы входить варианты дополни­тельного инвестирования сферы, мероприятия, активизирующие потенциал ФКС в периоды спада, рекомендации по проведению дифференциро­ванной расходной политики, способствующей сдерживанию «перегрева» экономики, различные варианты создания резервных фондов, используе­мых во время ожидающегося спада. На наш взгляд, в рамках бюджетного регулирования необходи­мо управлять объемом и типом государственных расходов в разрезе направлений расходной поли­тики. Инструменты (объем и тип расходов) рас­сматриваемого экономического регулятора цик­лов должны применяться в разной комбинации в зависимости от социально-экономического поло­жения как в изучаемой сфере, так и во всей эконо­мике. Непосредственно в неблагоприятные перио­ды действие бюджетного регулятора должно быть направлено на поддержку сферы ФКС путем допол­нительного финансирования инновационного характера, в положительные периоды конъюнкту­ры - на аккумулирование бюджетных поступлений и придание ассигнованиям преимущественно экс­тенсивного характера. Однако следует отметить, что действия субъектов управления, направленные на поддержку передовых технологий и внедре­ние инноваций в ФКС, должны реализоваться на всех этапах цикла.

Кроме того, при регулирова­нии экономических процессов в изучаемой сфере необходимо учитывать общую мировую экономи­ческую конъюнктуру. Данный аспект может опре­делять степень радикальности мер, принимаемых управляющими структурами. Очевидно, что при завершении бескризисного цикла и вхождении в период Кондратьевской Зимы радикальность при­нимаемых мер должна быть выше, а их характер должен быть стратегическим. При этом необходи­мы нестандартные подходы к разрешению склады­вающихся противоречий в экономической системе, что обеспечит переход на новый уровень ее разви­тия. Отметим, что экономические методы регули­рования циклов должны иметь правовой механизм реализации, что достигается использованием адми­нистративных методов.


Антициклический и антикризисный прогноз

Управляющая структура (институт) может пред­ставлять собой штатную единицу или коллектив при федеральном органе исполнительной власти в сфере ФКС, наделенный правами выдавать зака­зы научным организациям на антициклический и антикризисный прогноз. В его обязанности могло бы входить: идентификация фазы цикла; определе­ние величины ее возможной амплитуды; разработка сценарного прогноза экономического роста в рас­сматриваемой сфере с учетом цикличности разви­тия экономики; осуществление экспертизы инно­вационных проектов с позиции антициклического регулирования; рекомендация конкретных мер по демпфированию циклических колебаний, как на этапе подъема, так и на этапе спада. Средства на создание института могли бы быть найдены за счет оптимизации расходной политики с точки зрения антициклического регулирования, что являлось бы дополнительным мотивом повышения и под­держания эффективности работы нового института. Также источниками финансирования могли бы стать средства, заранее аккумулированные в госу­дарственном бюджете, или в созданном государс­твенном резерве антикризисного регулирования.

В заключении отметим, что управление цикличес­ким развитием экономической системы и ее эле­ментов должно осуществляться на федеральном, региональном, местном уровнях, на уровне хозяй­ственных единиц, а также в разрезе отраслей и сфер экономики, что обеспечивает синергетический эффект данного процесса.

Заключение

Спортивная индустрия - все множество продавцов и покупателей спортивной продукции и услуг, поставщиков и потребителей спортивной информации, организаторов спортивно-зрелищных мероприятий и других операторов спортивных рынков.

Спортивная индустрия включает в себя:

  • болельщиков (зрителей), являющихся потребителями спортивных товаров, услуг и информации;
  • предприятия, производящие спортивные товары, услуги и информацию;
  • спортсменов, тренеров, физкультурников, спортклубы, лиги и федерации, которые являются как производителями, так и потребителями спортивной продукции и информации.

Тесно связано со спортивной индустрией и государство, которое, с одной стороны, является заинтересованным участником спортивной индустрии, с другой - выступает координатором и регулятором спортивно-экономических отношений.


Список использованных источников

Описание нормативно-правовых актов органов законодательной и

исполнительной власти:

  1. Стратегия утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2013 г. № 1101-р.
  2. Положение о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2012 г. № 408
  3. Постановление правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года N 7 «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» (с изменениями на 26 декабря 2014 года).
  4. Федеральный бюджет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www1.minfin.ru/ru/budget/ federal_budget.

Описание источника статистических данных

  1. Национальные счета России в 2010 -2014 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. gks.ru/bgd/regl/b10_15/Main.htm.
  2. Показатели уточненного прогноза социально¬экономического развития Российской Федерации на 2016 -2018 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/ sections/macro/prognoz/doc20151217_03.

Описание учебников и учебных пособий

  1. Галкин В.В. Экономика физической культуры и спорта - Учеб. пособие. -- Воронеж, 2014.
  2. Душанин А. П., Виноградов П. А. Анализ правовой базы физической культуры и спорта в России // Теория и практика физ. культуры, 2012, № 6, с. 62.
  3. Зубарев Ю.А. Маркетинг спортивных услуг: Учеб. пособие. -- Волгоград, 2012. С.514
  4. Переверзин И.И. Менеджмент спортивного сооружения -- М., 2011.
  5. Попов А.Н. Экономика физической культуры и спорта: Учеб. пособие. -- Челябинск, 2011.
  6. Экономика физической культуры и спорта: Учеб. пособие / Под ред. В.У. Агеевца, Р.М. Орлова. -- СПб., 2012.

Описание статьи из периодического издания

  1. «Спортивное право требует пересмотра. Интервью ректора МГЮА, судьи арбитражного суда при Олимпийском комитете России В.В. Блажеева главному редактору портала «Закония» Рубену Маркарьяну. - 11.03.2012 г.» // < http://www.zakonia.ru//>.
  2. Боевая ничья. Может ли слабая команда стать сильным брэндом? // Компания.-2014.-№7.
  3. ВШФМ: образование для футбольных специалистов // Премьер лига.-2013-№1. - 0,5 п.л.

Глобализация образования: компетенции и системы кредитов. - М.: Маркет ДС, 2015. - 31 п.л. (в


  1. соавторстве, лично автора - 1,5 п.л.)
  2. Дебет и кредит профессионального клуба // Мир профессионального спорта. - 2012. - №4. - 0,2 п.л.
  3. Инвестиционная привлекательность индустрии спорта // Современная экономика. Приложение к журналу «Экономические науки». - 2015. - №2. - 0,3 п.л.
  4. Как управлять спортивной организацией в условиях рыночных отношений // Современная экономика. Приложение к журналу «Экономические науки». - 2014. -№5.-0,4п.л.
  5. Клубный менеджмент. Первые шаги // Мир профессионального спорта. - 2012. - №3. - 0,2 п.л.
  6. Мировой спорт как новый объект экономических отношений // Современная экономика. Приложение к журналу «Экономические науки». - 2013г. - № 4. - 0,6 п.л.
  7. О специфических продуктах индустрии спорта // Современная экономика. Приложение к журналу «Экономические науки». - 2014. - № 4. - 0,5 п.л.
  8. Предпринимательство и спорт: вопросы взаимовыгодного партнерства // Современная экономика. Приложение к журналу «Экономические науки».- 2015. -№ 4. - 0,4 п.л.
  9. Проблемы поиска и привлечения инвесторов и спонсоров в индустрию спорта // Вопросы теории и практики инвестирования. Сборник научных трудов / Московский государственный университет экономики, информатики и статистики. - М., 2011. - 0,2 п.л.
  10. Рыночные отношения в индустрии спорта. Монография - М.: Экономика, 2015. - 15 п.л.
  11. Спортивные менеджеры - на старт // Платное образование. - 2015. №12. - 0,13 п.л.
  12. Спортивный менеджер — новая профессия // Высшее образование в России.-2016.-№4.-0,15 п.л.
  13. Существуют ли рецепты развития спорта в России? // Мир профессионального спорта. - 2012. - №1. -0,3 п.л.
  14. Учеба для взрослых: зачем, как и за сколько? // Элитное образование. - 2013. - №5. - 0,4 п.л.
  15. Формирование и развитие индустрии спорта как новой и особой сферы экономических отношений // Современная экономика. Приложение к журналу «Экономические науки». - 2015.-№1. - 0,7 п.л.
  1. Инвестиционная привлекательность индустрии спорта // Современная экономика. Приложение к журналу «Экономические науки». - 2015., С.39

  2. Предпринимательство и спорт: вопросы взаимовыгодного партнерства // Современная экономика. Приложение к журналу «Экономические науки».- 2015. -№ 4., С.14

  3. Клубный менеджмент. Первые шаги // Мир профессионального спорта. - 2012. - №3., С.16

  4. «Спортивное право требует пересмотра. Интервью ректора МГЮА, судьи арбитражного суда при Олимпийском комитете России В.В. Блажеева главному редактору портала «Закония» Рубену Маркарьяну. - 11.03.2012 г.» // < http://www.zakonia.ru//>

  5. Душанин А. П., Виноградов П. А. Анализ правовой базы физической культуры и спорта в России // Теория и практика физ. культуры, 2012, № 6, С.33

  6. Проблемы поиска и привлечения инвесторов и спонсоров в индустрию спорта // Вопросы теории и практики инвестирования. Сборник научных трудов / Московский государственный университет экономики, информатики и статистики. - М., 2011., С. 22

  7. Стратегия утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2013 г. № 1101-р

  8. Положение о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2012 г. № 408

  9. Как управлять спортивной организацией в условиях рыночных отношений // Современная экономика. Приложение к журналу «Экономические науки». - 2014. -№5. С. 39

  10. Экономика физической культуры и спорта: Учеб. пособие / Под ред. В.У. Агеевца, Р.М. Орлова. -- СПб., 2012.

  11. Существуют ли рецепты развития спорта в России? // Мир профессионального спорта. - 2012. - №1. С.11

  12. Душанин А. П., Виноградов П. А. Анализ правовой базы физической культуры и спорта в России // Теория и практика физ. культуры, 2012, № 6, С.56

  13. Клубный менеджмент. Первые шаги // Мир профессионального спорта. - 2012. - №3. С. 14

  14. Спортивные менеджеры - на старт // Платное образование. - 2015. №12. С. 15-18

  15. Мировой спорт как новый объект экономических отношений // Современная экономика. Приложение к журналу «Экономические науки». - 2013г.С. 44

  16. Существуют ли рецепты развития спорта в России? // Мир профессионального спорта. - 2012. - №1. С.17

  17. Постановление правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года N 7 «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» (с изменениями на 26 декабря 2014 года).

  18. Национальные счета России в 2010 -2014 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. gks.ru/bgd/regl/b10_15/Main.htm.

  19. Национальные счета России в 2010 -2014 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. gks.ru/bgd/regl/b10_15/Main.htm.

  20. Постановление правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года N 7 «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» (с изменениями на 26 декабря 2014 года).

  21. Постановление правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года N 7 «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» (с изменениями на 26 декабря 2014 года).

  22. Показатели уточненного прогноза социально¬экономического развития Российской Федерации на 2016 -2018 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/ sections/macro/prognoz/doc20151217_03.

  23. Дебет и кредит профессионального клуба // Мир профессионального спорта. - 2012. - №4. С.42

  24. Зубарев Ю.А. Маркетинг спортивных услуг: Учеб. пособие. -- Волгоград, 2012., С.370

  25. Инвестиционная привлекательность индустрии спорта // Современная экономика. Приложение к журналу «Экономические науки». - 2015. - №2. С. 55

  26. Как управлять спортивной организацией в условиях рыночных отношений // Современная экономика. Приложение к журналу «Экономические науки». - 2014. С. 123

  27. Показатели уточненного прогноза социально­ экономического развития Российской Федерации на 2016 -2018 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/ sections/macro/prognoz/doc20151217_03.

  28. Национальные счета России в 2010 -2014 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. gks.ru/bgd/regl/b10_15/Main.htm.

  29. Национальные счета России в 2010 -2014 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. gks.ru/bgd/regl/b10_15/Main.htm.