Файл: Изучение работы больницы и разработка регламента управления информационными ресурсами.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты разработки регламента бизнес-процессов
1.1 Основные понятия процессного подхода
1.2 Этапы разработки регламента процесса
2. Разработка регламента процесса Управления информационными ресурсами
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Владелец процесса, выходы и входы процесса
2.4 Схемы управления процессов, схемы подпроцессов
3. Совершенствование процесса управления информационными ресурсами
3.1 Мероприятия по улучшению процесса управления информационными ресурсами
Управление информационными ресурсами, включающее организацию данных и управление процессами их обработки, все более выделяется в отдельную управленческую функцию.
Управление информационными ресурсами рассмотрим на примере информационных ресурсов МУЗ «Электростальская центральная городская больница».
МУЗ «Электростальская центральная городская больница» является одним из самых крупных лечебно-профилактических учреждений Московской области и представляет собой многопрофильную больницу с сетью стационарных и амбулаторно-поликлинических подразделений. МУЗ «ЭЦГБ» обслуживает около 146 тыс. населения городского округа Электросталь, а также оказывает медицинскую помощь иногородним пациентам. В состав МУЗ «ЭЦГБ» входит многопрофильный стационар общей мощностью 1034 койки. Коечная сеть больницы представлена тремя терапевтическими отделениями с кардиологическими, гастроэнтерологическими, пульмонологическими, эндокринологическими койками, неврологическим отделением, хирургическими и травматологическим отделениями, двумя реанимационными отделениями (кардио-реанимационный блок и общая реанимация). В состав МУЗ «ЭЦГБ» входит также несколько специализированных стационаров: наркологический, психиатрический, фтизиатрический, дерматовенерологический, инфекционный, а также перинатальный центр и детская больница. В МУЗ «ЭЦГБ» имеется станция скорой медицинской помощи.
Амбулаторно-поликлиническая сеть МУЗ «ЭЦГБ» представлена взрослой городской поликлиникой, имеющей в своем составе пять отделений (терапевтические, общей врачебной практики, хирургическое, функциональной диагностики), стоматологической, детской поликлиникой с филиалом, а также специализированными наркологическим, психиатрическим, дерматовенерологическим и фтизиатрическим диспансерными отделениями. На базе МУЗ «ЭЦГБ» функционируют школа сахарного диабета, школа артериальной гипертонии, детская и взрослая школы бронхиальной астмы, в 2012г. планируется открытие школы остеопороза.
Материально-техническая база МУЗ «ЭЦГБ» постоянно обновляется благодаря поддержке руководства города и области. В настоящее время больница оснащена современным лечебно-диагностическим оборудованием, которое позволяет своевременно диагностировать и лечить большинство заболеваний. В 2012 году в рамках Программы модернизации здравоохранения Московской области планируется поставка в МУЗ «ЭЦГБ» магнитно-резонансного томографа, 4 аппаратов для проведения системного гемодиализа, рентгенологическое и ультразвуковое оборудование, что позволит оказывать пациентам многие виды специализированной медицинской помощи на базе больницы, а не за пределами города.
В МУЗ «ЭЦГБ» работает высококвалифицированный медицинский персонал: среди врачей больницы 2 доктора медицинских наук, 9 кандидатов медицинских наук, 6 заслуженных врачей РФ, 9 заслуженных работников здравоохранения Московской области. Треть врачей, работающих в МУЗ «ЭЦГБ», имеют высшую квалификационную категорию. Коллектив ортопедотравматологического отделения МУЗ «ЭЦГБ» в 2008г. стал лауреатом премии Губернатора Московской области за достижения при проведении оперативных вмешательств с применением металлоостеосинтеза.
Специалисты МУЗ «ЭЦГБ» публикуют результаты своих наблюдений в научных медицинских изданиях, выступают с докладами на областных и окружных научно-практических конференциях. В 2009г. МУЗ «ЭЦГБ» получила аккредитацию на право проведения международных клинических исследований, и за период с 2009г. по 2011г. приняла участие в четырех рандомизированных клинических исследованиях, проводившихся крупнейшими зарубежными и российскими клиниками.
2.2 Владелец процесса, выходы и входы процесса
Владелец процесса управления – сотрудники медицинского учреждения, в частности отдела статистики.
Входные данные системы можно условно разделить на следующие основные группы:
- информация о пациентах (информация поступает от всех отделений больницы);
- информация о врачах (поступает из отдела кадров).
Анализ предметной области и методологии решения задач в отделе статистики позволяет сделать вывод, что в основном поток входной информации будет сводиться к дополнению и корректировке информационной базы, созданной при построении системы. Это означает, что при создании системы будет сформирована база с информацией о пациентах, врачах, операциях и больничных листах. В процессе эксплуатации АИС данные будут лишь корректироваться. При этом предполагается, что информация о пациентах будет уточняться на основании информации поступающей от врачей и приемного покоя.
Таким образом, входной информацией разрабатываемой АИС является данные по пациентам и врачам.
Входная информация должна вводиться в компьютер посредством устройства ввода (клавиатуры) и размещаться для последующего хранения и использования на носителе в БД. В нашем случае информация должна храниться в таблицах, составляющих информационную основу Access. Создание таблиц выполняется с использованием «Конструктора таблиц». Структуры таблиц приведены в таблицах 1 – 2.
Таблица 1
Описание таблицы «Пациент» (Pazient)
Имя |
Тип |
Размер |
Описание |
Cod pazienta |
Счетчик |
Длинное целое |
Код пациента |
Nomer karty |
Текстовый |
10 |
Номер карты |
Phamiliya IO |
Текстовый |
40 |
Фамилия, имя, отчество |
Data rozhdeniya |
Дата/время |
Краткий формат |
Дата рождения |
Pol |
Числовой |
байт |
Пол |
Region |
Текстовый |
50 |
Код региона проживания |
Gorod |
Текстовый |
50 |
Город |
Adres |
Текстовый |
60 |
Адрес |
Zhitel |
Числовой |
Длинное целое |
Житель: город или село |
Vid Oplaty |
Числовой |
Длинное целое |
Вид оплаты |
Soz status |
Числовой |
Длинное целое |
Соц.статус |
Kategoriya L'gotnosti |
Числовой |
Длинное целое |
Категория льготности |
Источник – собственная разработка
Таблица 2
Описание таблицы «Больница» (Bolniza)
Имя |
Тип |
Размер |
Описание |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
Kod |
Счетчик |
Длинное целое |
Код |
|||
Cod pazienta |
Числовой |
Длинное целое |
Код пациента |
|||
Kem napravlen |
Текстовый |
10 |
Кем направлен |
|||
Kem dostavlen |
Текстовый |
10 |
Кем доставлен |
|||
Diagno3 Napravl U4rezh |
Текстовый |
10 |
Диагноз направившего учр |
|||
Diagno3 Priemn Otd |
Текстовый |
10 |
Диагноз приемного отд |
|||
Sost op'yaneniya |
Числовой |
Длинное целое |
Состояние опьянения |
|||
Gospitali3aziya |
Числовой |
Длинное целое |
Госпитализация (планово, экстренность) |
|||
Dost ot Na4ala 3abolevaniya |
Текстовый |
5 |
Доставлен от начала заболевания |
|||
Vid Travmy |
Числовой |
Длинное целое |
Вид травмы |
|||
Data postupleniya v priemnoe |
Дата/Время |
Краткий формат даты |
Дата поступления в приемное отд |
|||
Otdelenie |
Текстовый |
10 |
Отделение |
|||
Prophil |
Текстовый |
10 |
Профиль |
|||
Data Vypiski |
Дата/Время |
Краткий формат даты |
Дата выписки |
|||
Vremya Vypiski (smerti) |
Дата/Время |
Краткий формат времени |
Время выписки (смерти) |
|||
K/dni |
Числовой |
Длинное целое |
Койко-дни |
|||
Isxod Gospitali3azii |
Числовой |
Длинное целое |
Исход госпитализации |
|||
Rez-t Gospitali3azii |
Числовой |
Длинное целое |
Результат госпитализации |
|||
Vid dokum (V/N) |
Текстовый |
5 |
Вид документа (БЛ) |
|||
Otkryt |
Дата/Время |
Краткий формат даты |
Открыт |
|||
3akryt |
Дата/Время |
Краткий формат даты |
Закрыт |
|||
Polnyx let |
Числовой |
Длинное целое |
Полных лет |
|||
Pol |
Числовой |
Длинное целое |
Пол |
|||
Mesto raboty |
Числовой |
Длинное целое |
Место работы |
|||
Obsl RW |
Числовой |
Длинное целое |
Обследование RW |
|||
Obsl AIDS |
Числовой |
Длинное целое |
Обследование AIDS |
|||
OSN 3abolevanie |
Текстовый |
6 |
Основное заболевание |
|||
Oslozhnenie |
Текстовый |
6 |
Осложнение |
|||
Sop 3ab |
Текстовый |
6 |
Сопутствующее заболевание |
|||
Osn 3ab (pat) |
Текстовый |
6 |
Осн.заб (пат) |
|||
Oslozhn (pat) |
Текстовый |
6 |
Осложнение (пат) |
|||
Sop 3ab (pat) |
Текстовый |
6 |
Соп.заб (пат) |
Источник – собственная разработка
Важнейшей формой вывода сводных данных для пользователя по-прежнему остаются бумажные носители, получаемые на печатных устройствах. В нашем случае разрабатываемая АИС отдела статистики формирует ряд бумажных документов, необходимых для больницы. С учетом формализации задач можно выделить следующие документы:
1) Одним из основных документов является отчет по коечному фонду, который является одним из главных показателей, выполненной работы больницы в каждом отделении за определенный период. Данный документ включает в себя основные реквизиты количество пациентов (поступивших, выбывших, в т.ч. умерших) и количество койко-дней (Таблица 3).
Таблица 3
Описание отчета «Коечный фонд»
Раздел отчета |
Название реквизита |
Значение |
1 |
2 |
3 |
Шапка отчета |
Название |
Название отчета |
Период |
Период выводимого отчета |
|
Отделения |
Все отделения больницы |
|
Поступившие: |
Число поступивших |
|
Из них старше 60 лет |
Число поступивших |
|
Из них до 17 лет |
Число поступивших |
|
Выписанные: |
Число выписанных |
|
Из них старше 60 лет |
Число выписанных |
|
Из них до 17 лет |
Число выписанных |
|
В том числе умершие: |
Число умерших |
|
Взрослые |
Число умерших |
|
Дети |
Число умерших |
|
Кол-во к-дней |
Количество дней |
|
Принял заказ |
Таблица «Заказ» |
2) В целях обеспечения анализа работы деятельности больницы по нозологии необходимо знание количества людей, по одному заболеванию. Для этого есть специальный отчет «Деятельность стационара». Однако в рамках работы в программе Norton Commander, которая используется в настоящее время, у данного отчета есть существенный недостаток, выводимый отчет не показывает нозологию по отделениям, а выводит лишь только по диагнозам, вследствие чего, возникают затруднения для выявления более подробных показателей (Таблица 4).
Таблица 4
Описание отчета
Раздел отчета |
Название реквизита |
Значение |
---|---|---|
Шапка отчета |
Название |
Название отчета |
Период |
Период выводимого отчета |
|
Отделения |
Все отделения больницы |
|
Поступившие: |
Число поступивших |
|
Из них старше 60 лет |
Число поступивших |
|
Из них до 17 лет |
Число поступивших |
|
Выписанные: |
Число выписанных |
|
Из них старше 60 лет |
Число выписанных |
|
Из них до 17 лет |
Число выписанных |
|
В том числе умершие: |
Число умерших |
|
Взрослые |
Число умерших |
|
Дети |
Число умерших |
|
Кол-во к-дней |
Количество дней |
|
Принял заказ |
Таблица «Заказ» |
2.3 Ресурсы процесса
Основными ресурсами выполнения процесса управления являются:
- Трудовые ресурсы (сотрудники больницы);
- Финансовые ресурсы (затраты на создание автоматизированной системы);
- Оборудование (необходимое для автоматизации, например, ПК, принтер и т.д.).
2.4 Схемы управления процессов, схемы подпроцессов
Программное обеспечение должно обеспечить автоматизированное решение выявленных задач отдела статистики. С учетом выбранной технологии – использования диалогового интерфейса программа должна состоять из основных функциональных блоков, обеспечивающих решение задач. Следовательно, программа должна включать следующие компоненты:
1) Блок работы с информацией о пациенте – основная задача – ввод, просмотр и корректировка данных о пациентах. Для обеспечения удобной работы данная форма должна вызываться несколькими способами:
– на основании номера;
– на основании фамилии.
Данная форма может вызываться в режиме просмотра (редактирования) или в режиме ввода нового.
Другим важным блоком программы является блок составления отчетов. В соответствии с общепринятым интерфейсом данный блок должен представлять группу команд меню, содержащую команды для вызова соответствующих отчетов. Для каждого отчета могут задаваться свои параметры, по умолчанию отчет выполняется за текущий рабочий месяц.
Важным блок любой информационной программы, оперирующей с БД, является использование разнообразных справочников. Компонент работы со справочниками, в общем, должен обеспечивать следующие функции: удобный просмотр, поиск нужной информации; корректировка данных.
2) Следующим функциональным блоком является блок, содержащий сервисные функции. В данный блок должны входить следующие процедуры:
- установка рабочего периода;
- архивирование/восстановление БД;
- переиндексация данных.
С учетом, что разрабатываемая система является частью содержащей важную статистическую информацию организации, а также личные данные граждан, следовательно, необходимо наличие средств защиты от несанкционированного доступа. К данным средствам относятся меры как организационного характера (контроль за доступом к компьютеру, контроль за копированием информации), так и необходимо наличие программных средств защиты. В общем случае эта задача решается необходимостью ввода пароля при загрузке программы. Также, целесообразным является ведение протокола работы программы. В данный протокол заносится информация об изменения информационной базы. В последующем ответственный за информацию может просматривать сделанные изменения.