Файл: Изучение работы больницы и разработка регламента управления информационными ресурсами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управление информационными ресурсами, включающее организацию данных и управление процессами их обработки, все более выделяется в отдельную управленческую функцию.

Управление информационными ресурсами рассмотрим на примере информационных ресурсов МУЗ «Электростальская центральная городская больница».

МУЗ «Электростальская центральная городская больница» является одним из самых крупных лечебно-профилактических учреждений Московской области и представляет собой многопрофильную больницу с сетью стационарных и амбулаторно-поликлинических подразделений. МУЗ «ЭЦГБ» обслуживает около 146 тыс. населения городского округа Электросталь, а также оказывает медицинскую помощь иногородним пациентам. В состав МУЗ «ЭЦГБ» входит многопрофильный стационар общей мощностью 1034 койки. Коечная сеть больницы представлена тремя терапевтическими отделениями с кардиологическими, гастроэнтерологическими, пульмонологическими, эндокринологическими койками, неврологическим отделением, хирургическими и травматологическим отделениями, двумя реанимационными отделениями (кардио-реанимационный блок и общая реанимация). В состав МУЗ «ЭЦГБ» входит также несколько специализированных стационаров: наркологический, психиатрический, фтизиатрический, дерматовенерологический, инфекционный, а также перинатальный центр и детская больница. В МУЗ «ЭЦГБ» имеется станция скорой медицинской помощи.

Амбулаторно-поликлиническая сеть МУЗ «ЭЦГБ» представлена взрослой городской поликлиникой, имеющей в своем составе пять отделений (терапевтические, общей врачебной практики, хирургическое, функциональной диагностики), стоматологической, детской поликлиникой с филиалом, а также специализированными наркологическим, психиатрическим, дерматовенерологическим и фтизиатрическим диспансерными отделениями. На базе МУЗ «ЭЦГБ» функционируют школа сахарного диабета, школа артериальной гипертонии, детская и взрослая школы бронхиальной астмы, в 2012г. планируется открытие школы остеопороза.

Материально-техническая база МУЗ «ЭЦГБ» постоянно обновляется благодаря поддержке руководства города и области. В настоящее время больница оснащена современным лечебно-диагностическим оборудованием, которое позволяет своевременно диагностировать и лечить большинство заболеваний. В 2012 году в рамках Программы модернизации здравоохранения Московской области планируется поставка в МУЗ «ЭЦГБ» магнитно-резонансного томографа, 4 аппаратов для проведения системного гемодиализа, рентгенологическое и ультразвуковое оборудование, что позволит оказывать пациентам многие виды специализированной медицинской помощи на базе больницы, а не за пределами города.


В МУЗ «ЭЦГБ» работает высококвалифицированный медицинский персонал: среди врачей больницы 2 доктора медицинских наук, 9 кандидатов медицинских наук, 6 заслуженных врачей РФ, 9 заслуженных работников здравоохранения Московской области. Треть врачей, работающих в МУЗ «ЭЦГБ», имеют высшую квалификационную категорию. Коллектив ортопедотравматологического отделения МУЗ «ЭЦГБ» в 2008г. стал лауреатом премии Губернатора Московской области за достижения при проведении оперативных вмешательств с применением металлоостеосинтеза.

Специалисты МУЗ «ЭЦГБ» публикуют результаты своих наблюдений в научных медицинских изданиях, выступают с докладами на областных и окружных научно-практических конференциях. В 2009г. МУЗ «ЭЦГБ» получила аккредитацию на право проведения международных клинических исследований, и за период с 2009г. по 2011г. приняла участие в четырех рандомизированных клинических исследованиях, проводившихся крупнейшими зарубежными и российскими клиниками.

2.2 Владелец процесса, выходы и входы процесса

Владелец процесса управления – сотрудники медицинского учреждения, в частности отдела статистики.

Входные данные системы можно условно разделить на следующие основные группы:

  • информация о пациентах (информация поступает от всех отделений больницы);
  • информация о врачах (поступает из отдела кадров).

Анализ предметной области и методологии решения задач в отделе статистики позволяет сделать вывод, что в основном поток входной информации будет сводиться к дополнению и корректировке информационной базы, созданной при построении системы. Это означает, что при создании системы будет сформирована база с информацией о пациентах, врачах, операциях и больничных листах. В процессе эксплуатации АИС данные будут лишь корректироваться. При этом предполагается, что информация о пациентах будет уточняться на основании информации поступающей от врачей и приемного покоя.

Таким образом, входной информацией разрабатываемой АИС является данные по пациентам и врачам.

Входная информация должна вводиться в компьютер посредством устройства ввода (клавиатуры) и размещаться для последующего хранения и использования на носителе в БД. В нашем случае информация должна храниться в таблицах, составляющих информационную основу Access. Создание таблиц выполняется с использованием «Конструктора таблиц». Структуры таблиц приведены в таблицах 1 – 2.


Таблица 1

Описание таблицы «Пациент» (Pazient)

Имя

Тип

Размер

Описание

Cod pazienta

Счетчик

Длинное целое

Код пациента

Nomer karty

Текстовый

10

Номер карты

Phamiliya IO

Текстовый

40

Фамилия, имя, отчество

Data rozhdeniya

Дата/время

Краткий формат

Дата рождения

Pol

Числовой

байт

Пол

Region

Текстовый

50

Код региона проживания

Gorod

Текстовый

50

Город

Adres

Текстовый

60

Адрес

Zhitel

Числовой

Длинное целое

Житель: город или село

Vid Oplaty

Числовой

Длинное целое

Вид оплаты

Soz status

Числовой

Длинное целое

Соц.статус

Kategoriya L'gotnosti

Числовой

Длинное целое

Категория льготности

Источник – собственная разработка

Таблица 2

Описание таблицы «Больница» (Bolniza)

Имя

Тип

Размер

Описание

1

2

3

4

Kod

Счетчик

Длинное целое

Код

Cod pazienta

Числовой

Длинное целое

Код пациента

Kem napravlen

Текстовый

10

Кем направлен

Kem dostavlen

Текстовый

10

Кем доставлен

Diagno3 Napravl U4rezh

Текстовый

10

Диагноз направившего учр

Diagno3 Priemn Otd

Текстовый

10

Диагноз приемного отд

Sost op'yaneniya

Числовой

Длинное целое

Состояние опьянения

Gospitali3aziya

Числовой

Длинное целое

Госпитализация (планово, экстренность)

Dost ot Na4ala 3abolevaniya

Текстовый

5

Доставлен от начала заболевания

Vid Travmy

Числовой

Длинное целое

Вид травмы

Data postupleniya v priemnoe

Дата/Время

Краткий формат даты

Дата поступления в приемное отд

Otdelenie

Текстовый

10

Отделение

Prophil

Текстовый

10

Профиль

Data Vypiski

Дата/Время

Краткий формат даты

Дата выписки

Vremya Vypiski (smerti)

Дата/Время

Краткий формат времени

Время выписки (смерти)

K/dni

Числовой

Длинное целое

Койко-дни

Isxod Gospitali3azii

Числовой

Длинное целое

Исход госпитализации

Rez-t Gospitali3azii

Числовой

Длинное целое

Результат госпитализации

Vid dokum (V/N)

Текстовый

5

Вид документа (БЛ)

Otkryt

Дата/Время

Краткий формат даты

Открыт

3akryt

Дата/Время

Краткий формат даты

Закрыт

Polnyx let

Числовой

Длинное целое

Полных лет

Pol

Числовой

Длинное целое

Пол

Mesto raboty

Числовой

Длинное целое

Место работы

Obsl RW

Числовой

Длинное целое

Обследование RW

Obsl AIDS

Числовой

Длинное целое

Обследование AIDS

OSN 3abolevanie

Текстовый

6

Основное заболевание

Oslozhnenie

Текстовый

6

Осложнение

Sop 3ab

Текстовый

6

Сопутствующее заболевание

Osn 3ab (pat)

Текстовый

6

Осн.заб (пат)

Oslozhn (pat)

Текстовый

6

Осложнение (пат)

Sop 3ab (pat)

Текстовый

6

Соп.заб (пат)


Источник – собственная разработка

Важнейшей формой вывода сводных данных для пользователя по-прежнему остаются бумажные носители, получаемые на печатных устройствах. В нашем случае разрабатываемая АИС отдела статистики формирует ряд бумажных документов, необходимых для больницы. С учетом формализации задач можно выделить следующие документы:

1) Одним из основных документов является отчет по коечному фонду, который является одним из главных показателей, выполненной работы больницы в каждом отделении за определенный период. Данный документ включает в себя основные реквизиты количество пациентов (поступивших, выбывших, в т.ч. умерших) и количество койко-дней (Таблица 3).

Таблица 3

Описание отчета «Коечный фонд»

Раздел отчета

Название реквизита

Значение

1

2

3

Шапка отчета

Название

Название отчета

Период

Период выводимого отчета

Отделения

Все отделения больницы

Поступившие:

Число поступивших

Из них старше 60 лет

Число поступивших

Из них до 17 лет

Число поступивших

Выписанные:

Число выписанных

Из них старше 60 лет

Число выписанных

Из них до 17 лет

Число выписанных

В том числе умершие:

Число умерших

Взрослые

Число умерших

Дети

Число умерших

Кол-во к-дней

Количество дней

Принял заказ

Таблица «Заказ»

2) В целях обеспечения анализа работы деятельности больницы по нозологии необходимо знание количества людей, по одному заболеванию. Для этого есть специальный отчет «Деятельность стационара». Однако в рамках работы в программе Norton Commander, которая используется в настоящее время, у данного отчета есть существенный недостаток, выводимый отчет не показывает нозологию по отделениям, а выводит лишь только по диагнозам, вследствие чего, возникают затруднения для выявления более подробных показателей (Таблица 4).

Таблица 4

Описание отчета

Раздел отчета

Название реквизита

Значение

Шапка отчета

Название

Название отчета

Период

Период выводимого отчета

Отделения

Все отделения больницы

Поступившие:

Число поступивших

Из них старше 60 лет

Число поступивших

Из них до 17 лет

Число поступивших

Выписанные:

Число выписанных

Из них старше 60 лет

Число выписанных

Из них до 17 лет

Число выписанных

В том числе умершие:

Число умерших

Взрослые

Число умерших

Дети

Число умерших

Кол-во к-дней

Количество дней

Принял заказ

Таблица «Заказ»


2.3 Ресурсы процесса

Основными ресурсами выполнения процесса управления являются:

  • Трудовые ресурсы (сотрудники больницы);
  • Финансовые ресурсы (затраты на создание автоматизированной системы);
  • Оборудование (необходимое для автоматизации, например, ПК, принтер и т.д.).

2.4 Схемы управления процессов, схемы подпроцессов

Программное обеспечение должно обеспечить автоматизированное решение выявленных задач отдела статистики. С учетом выбранной технологии – использования диалогового интерфейса программа должна состоять из основных функциональных блоков, обеспечивающих решение задач. Следовательно, программа должна включать следующие компоненты:

1) Блок работы с информацией о пациенте – основная задача – ввод, просмотр и корректировка данных о пациентах. Для обеспечения удобной работы данная форма должна вызываться несколькими способами:

– на основании номера;

– на основании фамилии.

Данная форма может вызываться в режиме просмотра (редактирования) или в режиме ввода нового.

Другим важным блоком программы является блок составления отчетов. В соответствии с общепринятым интерфейсом данный блок должен представлять группу команд меню, содержащую команды для вызова соответствующих отчетов. Для каждого отчета могут задаваться свои параметры, по умолчанию отчет выполняется за текущий рабочий месяц.

Важным блок любой информационной программы, оперирующей с БД, является использование разнообразных справочников. Компонент работы со справочниками, в общем, должен обеспечивать следующие функции: удобный просмотр, поиск нужной информации; корректировка данных.

2) Следующим функциональным блоком является блок, содержащий сервисные функции. В данный блок должны входить следующие процедуры:

  • установка рабочего периода;
  • архивирование/восстановление БД;
  • переиндексация данных.

С учетом, что разрабатываемая система является частью содержащей важную статистическую информацию организации, а также личные данные граждан, следовательно, необходимо наличие средств защиты от несанкционированного доступа. К данным средствам относятся меры как организационного характера (контроль за доступом к компьютеру, контроль за копированием информации), так и необходимо наличие программных средств защиты. В общем случае эта задача решается необходимостью ввода пароля при загрузке программы. Также, целесообразным является ведение протокола работы программы. В данный протокол заносится информация об изменения информационной базы. В последующем ответственный за информацию может просматривать сделанные изменения.