Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Глава 1. Теоретические основы сетевой формы организации бизнеса).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
2.1. Современное состояние розничных торговых сетей в России
Потребительский рынок остается одним из наиболее устойчивых к рискам экономического развития секторов отечественной экономики.
Торговая отрасль продолжает оставаться лидером по обеспечению занятости для населения: общая численность занятых в 2013 году составила более 12,4 млн. человек - 18,3% по среднегодовой численности по видам экономической деятельности.
Показатели среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций торговли в целом характеризуется увеличением. Согласно официальной статистике за 5 лет, начиная с 2008 года средняя номинальная начисленная заработная плата работников организаций торговли выросла в среднем на 12850 рублей и в 2012 году составила 22439 рублей. В 2014 году - 25238 рублей.
В последние годы в РФ наблюдается рост общего количества торговых объектов, как в продовольственной, так и в непродовольственной розничной торговле. Динамика роста в целом невысока (1,0-3,6% в год), хотя отмечается более активное увеличение площадей сетевых форматов торговли, супермаркетов и дискаунтеров.
Кроме того, развитие форматов торговли очень неоднородно по территориям России. Например, на долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится около половины торговых площадей гипермаркетов, супермаркетов, дискаунтеров и других торговых сетей.
На долю остальных городов-миллионников - еще 30%. Таким образом, на долю оставшихся жителей, которые составляют 75% населения страны, приходится пятая часть площадей торговых сетей.
В то же время, отдаленные и труднодоступные территории России, зачастую испытывают острый дефицит торговых объектов (вплоть до полного их отсутствия).
Согласно результатам анализа развития торговли, в России и зарубежных странах российская розничная торговля демонстрирует существенное отставание от развитых государств Европы по обеспечению торговыми площадями, а так же доле дистанционной торговли в обороте торговли.
В настоящее время темпы роста российского потребительского сектора являются одним из самых высоких в мире.
Розничная торговля является одной из самых крупных отраслей в России: в 3,5 раза больше строительной отрасли, в 5,5 раз больше сельского хозяйства, в 13 раз больше телекома.
По объему рынка (по итогам 2013года) российская розница занимает 5 место в мире после США, Китая, Японии, и Германии [34].
Самая большая доля розничного рынка принадлежит продуктовой рознице (Рисунок 3).
Рисунок 3 - Структура российской розницы [37]
Что же касается продаж по видам товара, то наибольший процент в обороте розничной торговле занимает продажа алкогольных изделий, на них тратится 7,3% всех денежных средств. Для сравнения на хлеб и хлебобулочные изделия тратится 2,2% всех денег. Ниже представлены 15 видов товара, в обороте розничной торговле, в процентах от общего количества:
- Алкогольные изделия 7,3%
Верхняя одежда 6,5%
- Автомобильное топливо 6,4%
- Автомобили 6,1%
- Продукты из мяса 3,9%
- Мясо животных и птицы 3,5%
- Фармацевтические и медицинские товары 3,4%
- Кондитерские изделия 3%
- Цельномолочная продукция 2,3%
- Обувь кожаная 2,3%
- Хлеб и хлебобулочные изделия 2,2%
- Табачные изделия 2%
- Строительные материалы 1,9%
- Свежие фрукты 1,7%
- Косметические и парфюмерные изделия 1,7%
Российский рынок продуктовой розницы по размеру занимает 5 место в мировом рейтинге. По данному показателю Россию опережают только Индия, Япония, Китай и США. В топ-5 продуктовых ритейлеров в России входят Дикси, Метро, Ашан, Х5, Магнит. В совокупности на них приходится более 20% рынка, тогда как в развитых странах на долю пяти лидеров приходится 60-70% рынка. Магнит и Х5 завоевали по 6% рынка, Ашан - 4%, Метро и Дикси - по 2% (Рисунок 4). Эти сети являются лидерами и по объему выручки.
Рисунок - 4 Топ-5 продуктовых ритейлеров в струтуре рынка [34]
На современном этапе рынок розничной торговли переживает упадок (Рисунок 8). Оборот розничной торговли в 2015 году в сопоставимых ценах упал на рекордные 10% по сравнению с предыдущим годом и составил 27,6 трлн. рублей - такого спада не было с 1991 года. Об этом говорится в Федеральной службе государственной статистики.
Причиной этому послужило сложное геополитическое положение России. Во второй половине 2014 года российская валюта оказалась под давлением нескольких факторов. Обостренная ситуация в Украине, санкции Запада, а также падение цен на нефть привели к девальвации рубля. В декабре 2015 года ситуация ухудшилась на рынке энергоносителей. Начало 2016 года стало негативным для российской валюты - курсы доллара и евро к рублю продолжали расти на фоне падения нефтяных котировок до уровня 30 долларов за баррель.
Эти неприятная экономическая ситуация не могла не повлиять на российскую розницу. Так, оборот розничной торговли в России в декабре 2015 года в сопоставимых ценах снизился на 15,3% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее и стал 2,9 трлн. рублей. В 2015 году оборот розничной торговли на 91,5% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 8,5% (в 2014 году 91,3% и 8,7% соответственно). В 2015 году в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, составил 48,6%, непродовольственных товаров 51,4% (в 2014 году - 47% и 53% соответственно).
Несмотря на это российские торговые сети смогли удержаться в рейтинге крупнейших ритейлеров мира. Причина в том, что крупные ритейлеры могут работать на опережение ситуации. Они финансово устойчивы, их закупочная сила и отношения с поставщиками часто позволяют быстрее подстраиваться под изменения в структуре спроса и новые рыночные условия, как это произошло, например, после введения продуктового эмбарго, когда ритейлеры были вынуждены искать замену части поставщиков.
Так же нужно отметить, что общее падение оборота в розничной торговле не отражает реального падения спроса и снижения количества покупок, поскольку из-за роста цен денежный оборот снизился меньше, чем фактическое количество покупок. Значит, покупать стали меньше, а выручка практически не снизилась из-за подъема цен (Рисунок 5).
Рисунок 5 - Денежные доходы и расходы населения, млн. рублей по состоянию на 01.12.2014 года [16]
Следующей причиной удержания российских ритейлеров в лидерах стала миграция потребителей из крупных торговых форматов (супермаркетов и гипермаркетов) в дискаунтеры и магазины «у дома», а этот формат считается основным для «Магнита» и «Дикси». Так же актуален пример с Х5 Retail Group, стратегия которого заключалась в активном проведении различных маркетинговых мероприятий на протяжении 3 месяцев. Благодаря этому за первый квартал 2015 года выручка в дискаунтерах «Пятерочка» увеличилась на 5,2%.
По данным исследования РБК, большинство потребителей сейчас посещают несколько магазинов крупных сетей только в поисках лучших ценовых предложений. Для россиян, называющих главным мотивом для совершения покупки цену, сейчас сохраняется на рекордном по сравнению с предыдущими годами уровне - 75% (данные исследования за первые 6 месяцев
- года). Кроме того, покупатели изменили структуру своей продуктовой корзины: они все чаще делают выбор в пользу промотоваров.
Спрос на ходовые товары упал вместе с падением доходов, а на товары второстепенной необходимости упал значительно ниже. Например, в продуктовом ритейле и одежде, падение составило в среднем 5-8%. Если говорить о некоторых группах непродовольственных товаров, то продажи снизились на еще больший процент: продажи компьютеров упали на 22%, аудиотехники - на 19,5%, телевизоров - на 26%, холодильников - на 18,3%, автомобилей - на 23%.
Больше всего пострадали магазины, работающие в верхних ценовых сегментах. Известно, что ряд брендов даже ушли с рынка, а другие приостановили развитие [4].
Будущее не внушает большинству ритейлеров оптимизма. Они объясняют свой пессимизм ожиданием дальнейшего снижения покупательской способности населения, вновь нарастающей волатильностью обменного курса рубля, отсутствием улучшений на внешнеполитической арене и во внутриэкономической ситуации. В некоторых случаях на отрасль оказывает влияние и возможное принятие негативных для сектора правительственных решений.
Улучшение ситуации на рынке торговой недвижимости в ближайшее время не ожидается, так как в сезон доходы от которого должны были пойти на закупки товаров уже для следующего сезона, в развитие, и т.п., происходит падение покупательской активности. В связи с этим, есть большая вероятность, что оборотов на дальнейшее развитие многим сетям может просто не хватить. Как следствие, можно ожидать дальнейшего сокращения числа магазинов.
2.2. Конкурентные преимущества и пути выхода международных розничных торговых сетей на зарубежные рынки
Международные торговые сети - это такие крупные объединения, которые используют в своей хозяйственной деятельности международный подход и предполагают формирование международного производственно-сбытового, торгового и финансового комплекса. Основными компонентами транснациональных компаний в сфере ритейла являются международный характер деятельности и обеспечение связи производителя и потребителя на качественно новом уровне [38, с.27].
Таким образом, международный ритейл - это торговая сеть, представленная предприятиями розничной торговли, управляемая головной компанией, деятельность которой рассчитана на массового потребителя и основана на больших оборотах продукции. Целью международного ритейла в условиях глобализации является проникновение и освоение зарубежных рынков, с одновременным использованием мировых стратегий поглощения менее конкурентоспособных игроков, основанных на разветвленной филиальной сети в странах присутствия [45, с.23].
В настоящее время международные торговые сети имеют существенное влияние в мировом ритейле. Возникает такое явление как глобализация торговой отрасли, она проявляется в увеличении масштабов организаций, их деятельности и влияния. За последние 30 лет появились новые форматы торговли, мелкие магазины объединились в сетевые структуры, обеспечивающие более эффективную технологию продаж, ценообразование и систему закупок. Международные торговые сети взяли на себя функции оптовых организаций, имея свою систему логистики, обеспечивающую производителям товаров большие объемы закупок напрямую, минуя оптовых
дистрибьюторов. Международные торговые сети обладают производственными и финансовыми мощностями, и такая концентрация капитала является причиной эффективного развития на совершенно новом уровне.
Очевидно, что потребитель сам выбирает наиболее предпочтительные ему формы торговли и это стимулирует международные торговые сети основывать новые форматы и предлагать потребителям оптимальный набор товаров и услуг.
Как раз этим и вызван успех на зарубежных рынках таких иностранных торговых сетей как «Auchan», «Metro Cash and Carry», эти компании работают в востребованных форматах (супермаркет, гипермаркет и дискаунтер), на долю которых в западных странах приходится уже более 90% продаж [10, c.98].
Конкурентные преимущества международных торговых сетей состоят в следующем:
- Консолидированные закупки. Это закупки через центральный склад или распределительный центр, они снижают риск недопоставок со стороны поставщиков, а также позволяют получить более низкую цену при большом объеме заказа. При выходе на новые рынки международные торговые сети готовы сразу же предлагать востребованный ассортимент, применяя имеющуюся для этого налаженную систему закупок. Они гарантируют себе эффективную деятельность, сопровождая этот процесс проведением исследования рынка.
- Повышение рентабельности торговли за счет получения низких входных цен на товары от поставщиков.
- Налаженная система работы и длительный опыт работы. Международные торговые сети имеют преимущества перед локальной сетью в том, что не несут затраты на организацию и процесс налаживания логистики и операционной деятельности магазинов поскольку имеют филиалы и представительства во многих странах мира. Например, у «Metro Cash and Carry» (немецкая сеть) есть инструкция на каждый вид работы каждого сотрудника торговой организации. При выходе на рынок новой страны для сети не приходится устанавливать правила с нуля управление происходит по заданному сценарию.
- Открытие нескольких форматов магазинов, для удовлетворения потребностей каждого покупателя.
- Наличие финансовых ресурсов, например, для быстрого освоения рынка и покупки действующих национальных сетей.
- Организации торговли с использованием современных технологий. Известное имя торговой сети позволяет заключать с поставщиками не только максимально выгодные контракты, но даже диктовать свои условия.
Международные торговые сети никогда не начинают свою деятельность в странах с низким рейтингом привлекательности для ритейлеров и политически нестабильных государствах [41].