Файл: Проведение маркетингового исследования реально существующей организации (Глава 1 Теоретические основы проведения маркетинговых исследований).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы проведения маркетинговых исследований
1.1 Цели, задачи и основные понятия маркетинговых исследований
1.2 Процесс маркетинговых исследований
1.3 Теоретические аспекты системы услуг и совершенствования обслуживания потребителей
Глава 2 Проведение маркетингового исследования анализа уровня обслуживания покупателей
2.1 Общая характеристика деятельности фирменного магазина
2.2 Анализ основных видов услуг, оказываемых покупателям фирменного Магазина МЕТРО Кэш энд Керри
Глава 3 Совершенствование системы обслуживания покупателей
Введение
Для успешного развития экономики необходимо, чтобы главным ориентиром производства и продажи товаров стали потребности и спрос конкретных групп потребителей.
Современная экономика характерна взаимодействием трех основных ее субъектов: производителя, потребителя и государства. Каждый из этих участников хозяйственных процессов имеет конкретные цели, в соответствие с которыми и строит свою деятельность. В условиях рыночного хозяйства для успешной работы его субъектов особое значение приобретают глубокие знания рынка и способность умело применять инструменты воздействия на складывающуюся на нем ситуацию. Совокупность таких знаний и инструментов и составляют основу маркетинга.
В настоящее время большинство компаний в той или иной форме регулярно осуществляют рыночные исследования. Содержание понятия маркетинг определяется стоящими перед ним задачами. С момента появления и до наших дней оно менялось в зависимости от изменений условий производства и реализации продукции. Сейчас маркетинг выступает системой организации всей деятельности фирмы по разработке, производству и сбыту товаров на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли. Другими словами современная система маркетинга ставит производство товаров и услуг в зависимость от запросов потребителей.
Изменения, происходящие в России в течение последних 10 лет затронули все области экономической и хозяйственной деятельности государства. Особое внимание стало уделяться сфере управления в организациях различных форм собственности. Одной из наиболее существенных особенностей происходящих перемен являются изменения в системе отношений между работниками; руководителями и подчиненными; между группами работников - в целом между внешней и внутренней средой организации.
Главная роль рекламы проявляется в том, что данный коммуникационный инструмент является средством для закрепления рыночных позиций и освоения новых ниш. Однако, для практической реализации названного принципа необходимо, чтобы реклама была частью общей маркетинговой стратегии компании. Существуя отдельно от маркетинговых программ, реклама не приносит желаемых результатов, приводя к убыткам.
Целью данной работы является проведение маркетингового исследования обслуживания покупателей на примере МЕТРО Кэш энд Керри.
Предмет исследования - анализ обслуживания потребителей.
Объект исследования - МЕТРО Кэш энд Керри.
Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Глава 1 Теоретические основы проведения маркетинговых исследований
1.1 Цели, задачи и основные понятия маркетинговых исследований
Маркетинговые исследования в англо-американской литературе нередко связывали с понятием «Информационная или осведомительная, разведывательная системы» (Intelligencesistem).
Понятия «маркетинговое исследование» и «исследование сбыта» в англо-американской и немецкой терминологии по маркетингу рассматривают как синонимы, а понятие исследование рынка имеет самостоятельное значение. При этом базируются на англо-американских понятиях «Marketing Research» - исследование сбыта, маркетинговое исследование и «Market Research» - исследование рынка.
Американская Ассоциация Маркетинга определяет «Marketing Research», то есть сбыта, и соответственно и маркетинговое исследование как: систематический поиск, сбор, отработку и интеграцию информации, которая связана или относится ко всем проблемам маркетинга товаров и услуг [16].
Понятие «маркетинговое исследование» состоит из двух лексических единиц - маркетинг и исследование. Согласно определению Ф. Котлера: «Маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена».
Если адаптировать это определение под конъюнктуру современной рыночной действительности, то оно примет следующий вид.
Маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленный на выявление, создание и удовлетворение потребностей посредством товарно-денежного обмена.
Маркетинговое исследование - сбор, отображение и анализ информации по разным аспектам маркетинговой деятельности.
Таким образом, маркетинговое исследование подразумевает комплексный подход к вопросу изучения различных аспектов маркетинговой деятельности. Оно не исчерпывается только получением информации, а содержит в себе также этапы обработки данных и анализа [17].
Также маркетинговые исследования определяются как систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах [19].
Таким образом, маркетинговое исследование представляет собой широкое понятие, которое включает в себя исследование рынка сбыта, исследование внутренней среды фирмы, исследование маркетингового инструментария, его разработанности и эффективности использования, исследование рынка производительных сил (рабочая сила, сырье и материалы, денежный рынок и рынок капитала), исследование внешней среды, организацию исследований на основе бенчмаркинга и проведения маркетинговой разведки [16].
Главное назначение (результат) маркетинговых исследований - это генерирование маркетинговой информации для принятия решений в области взаимодействия (коммуникаций) субъектов маркетинговой системы, таких решений, которые обеспечивали бы требуемое рынком количество и качество товарных и сервисных сделок, соблюдая требования основных факторов внешней среды и потребителя.
Цель маркетинговых исследований состоит в информационно-аналитическом обеспечении маркетинговой деятельности на всех уровнях:
а) на макроуровне - дается анализ состояния рынка, закономерности и тенденции его развития, проводится анализ спроса;
б) на микроуровне - осуществляется анализ и прогноз собственных возможностей предприятия, оценка его конкурентоспособности, состояния и перспектив развития того сегмента рынка, на котором функционирует данное предприятие.
Маркетинговые исследования позволяют разработать концепции общего представления о структуре и закономерностях динамики рынка и обосновании необходимости и возможностей конкретной фирмы для более эффективной адаптации ее производства, технологий и структуры, а также выводимой на рынок продукции или услуг к спросу и требованиям конечного потребителя.
Задачи маркетинговых исследований вытекают из функций маркетинговых исследований, которые непосредственно связаны с процессом принятия решений.
Маркетинговые исследования выполняют три основные функции (рисунок 1):
Функции маркетинговых исследований
Исследователь собирает информацию о каких-либо явлениях и процессах и дает характеристику объему, структуру, по вариации и динамике явлений
Описательная
Исследователь отвечает на вопрос: почему явление достигло такого уровня, развивалось именно такими темпами и какие факторы повлияли на это развитие
Аналитическая
Предназначена для прогноза дальнейшего развития событий развитие
Прогнозная
Рисунок 1 – Функции маркетинговых исследований
Маркетинговые исследования структурно включают два главных направления:
исследование характеристик рынка:
- исследование структуры рынка;
- определение характеристик рынка (сегмента рынка);
- анализ спроса;
- анализ предложения;
- исследования зависимости спроса и предложения;
- исследование остроты конкуренции;
2) исследование внутренних действительных и потенциальных возможностей производственной или посреднической деятельности фирмы:
- исследование внешней среды предприятия;
- исследование потребителей;
- изучение поставщиков;
- изучение конкурентов;
- изучение отраслевых тенденций;
- изучение культурных демографических тенденций развития общества.
Однако все результаты маркетинговых исследований предназначены руководству для принятия предпринимательских решений в целом, и маркетинговых решений в частности, которые связаны с неопределенностью поведения субъектов маркетинговой системы, а их принятие сопровождается, как правило, риском.
К основным принципам проведения маркетинговых исследований относятся объективность, точность и тщательность.
1 Принцип объективности означает необходимость учета всех факторов и недопустимость принятия определенной точки зрения до завершения анализа всей собранной информации.
2 Принцип точности означает четкость постановки задач исследования, однозначность их понимания и трактовки, а также выбор инструментов исследования, обеспечивающих необходимую достоверность результатов исследования.
3 Принцип тщательности означает детальность планирования каждого этапа исследования, высокое качество выполнения всех исследовательских операций, достигаемое за счет высокого уровня профессионализма и ответственности исследовательского коллектива, а также аффективной системы контроля его работы [11].
На практике применяют различные формы проведения маркетинговых исследований, классификация которых осуществляется по следующим критериям (таблица 1):
Таблица 1 – Классификация маркетинговых исследований (составлена по источнику [11])
Тип классификации |
Виды маркетинговых исследований |
По виду объекта исследования |
-исследование рынков сбыта, - исследование рынков производительных сил, рынка капитала и т.д., - исследование внутренней среды фирмы, - исследование окружающей среды |
По территориальному признаку |
- региональное, - национальное, - интернациональное |
По временному признаку |
- ретроспективное, - оперативное (текущее), - диагностическое, - прогнозное |
По продуктивному (вещевому) признаку |
- для исследования средств производства, - для исследования средств потребления, - для исследования услуг |
По виду показателей, характеризующих объект исследования |
- объективные исследования (цена, объем продаж, структура спроса), - субъективные исследования (возраст, пол, профессия) |
По способу получения данных и информации |
- первичные, полевые - вторичные, кабинетные |
По количеству преследуемых целей |
-одноцелевые, - многоцелевые |
По виду преследуемых целей |
- поисковые, - описательные, - казуальные, - тестовое, - проточные |
По количеству представленных интересов |
- индивидуальные, - коллективные |
По степени охвата проблемы |
- полные, - частичные |
По регулярности проведения исследования |
- однократные, - многократные |
По характеру получаемых результатов |
- количественные, - качественные |
Приведенная классификация форм проведения маркетинговых исследований является рекомендательной. На практике возможны и другие формы маркетинговых исследований, которые могут быть опосредованы конкретной информационной системой, имеющей место при организации маркетинговой деятельности.
1.2 Процесс маркетинговых исследований
Цель исследования зависит от фактически сложившейся рыночной ситуации. Эта общая постановка задачи. Она вытекает из стратегических установок маркетинговой деятельности предприятия и направлена на снижение уровня неопределенности в принятии управленческих решений.
Маркетинговые исследования всегда нацелены на определение и решение какой-либо конкретной проблемы. Процесс маркетинговых исследований состоит из шести этапов.
Этап 1. Определение проблемы
Первый этап любого маркетингового исследования заключается в выяснении проблемы. При ее определении мы должны принимать во внимание цель исследования, соответствующую исходную информацию, какая информация необходима и как она будет использована при принятии решения. Определение проблемы включает в себя ее обсуждение с лицами, принимающими решения (топ-менеджерами), интервью с экспертами в данной сфере бизнеса, анализ вторичных данных и, возможно, проведение отдельных качественных исследований, например фокус-групп. Как только проблема точно установлена, можно разрабатывать план маркетингового исследования и приступать к его проведению.
Этап 2. Разработка подхода к решению проблемы
Разработка подхода к решению проблемы включает в себя формулировку теоретических рамок исследования, аналитических моделей, поисковых вопросов, гипотез, а также определение факторов, которые могут влиять на план исследования. Этот этап характеризуется следующими действиями: обсуждение с руководством компании-клиента и экспертами по данной сфере, изучение ситуаций и моделирование, анализ вторичных данных, качественные исследования и прагматические соображения.
Этап 3. Разработка плана исследования
План маркетингового исследования детализирует ход выполнения процедур, необходимых для получения нужной информации. Он необходим для того, чтобы разработать план проверки гипотез, определить возможные ответы на поисковые вопросы и выяснить, какая информация необходима для принятия решения. Проведение поискового исследования, точное определение переменных и определение соответствующих шкал для их измерения - все это тоже входит в план маркетингового исследования. Необходимо определить, каким образом должны быть получены данные от респондентов (например, проведение опроса или эксперимента). Одновременно необходимо составить анкету и план выборочного наблюдения. Более строго разработка плана маркетингового исследования состоит из следующих этапов.