Файл: Международный опыт развития школьного и студенческого спорта (1. Теоретические основы школьного и студенческого спорта).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы школьного и студенческого спорта
1.1 Физическое воспитание как основа школьного и студенческого спорта
1.2 Сущность и задачи школьного и студенческого спорта
1.3Анатомо-физиологические и психологические особенности школьников и студентов
2. Сравнительный анализ международного школьного и студенческого спорта
2.1 Историческое становление международного школьного и студенческого спорта
2.2 Состояние международного школьного и студенческого спорта
2.3 Совершенствование международного школьного и студенческого спорта
В период между двумя мировыми войнами (начало XXвека) школьная физическая культура сохранила свои главные направления - гимнастическое и спортивно-игровое. Европейские педагоги стремились модернизировать известные немецкую, шведскую, французскую гимнастики, приспособить их к новым условиям и новым знаниям в области биологии и физиологии человека. Модернизация шла чаще всего путем отбора лучшего из имеющихся систем физического воспитания и слияния их в новые системы[18, с. 220].
Также следует отметить, что в 20-30-е годы во многих странах популярными стали движения среди школьников за получение спортивных значков за различные спортивно-физкультурные достижения.
Среди внешкольных организаций, занимавшихся физическим воспитанием детей и подростков, в этот период значительную роль играли военно-спортивные молодежные организации. Первая мировая война убедила всех, что для ведения современных боевых действий необходима физически подготовленная, выносливая, психологически настроенная молодежь. Наилучшим местом для подготовки такой молодежи служили скаутские организации, созданные Баден-Пауэлом. В них органически объединились физическая и военизированная подготовка с мировоззренческим воздействием. Влияние скаутизма продолжалось и после окончания школьниками средней школы, вплоть до призыва в армию, а в некоторых странах, где не было воинской повинности, и до зрелого возраста (в основном до заключения брака)[17].
Студенческое спортивное движение имеет почти вековую историю, и сегодня невозможно переоценить его значение и авторитет в международном спортивном сообществе. Уступая по представительству и количеству участников лишь Олимпийским играм, Всемирная Универсиада является самым значимым международным комплексным спортивным мероприятием. Всемирные Универсиады проводятся Международной федерацией студенческого спорта (ФИСУ). С 1994 года Российский студенческий спортивный союз является членом ФИСУ и единственной организацией, представляющей Российский студенческий спорт в этом международном органе. Начиная с 1995 года, Российские студенты-спортсмены успешно выступают на Всемирных Универсиадах и в неофициальном командном зачете стабильно входят в тройку сильнейших команд, лидируя практически на всех зимних Универсиадах. В августе 2005 года, впервые в истории, Российская команда заняла 1 место в неофициальном общекомандном зачете и по количеству «золота» на летней Универсиаде в турецком Измире[17].
Международные встречи студентов-спортсменов имели место еще до первой мировой войны, но они носили неорганизованный характер. Возникновение международного студенческого спортивного движения, имеющего постоянный характер, связано с именем французского университетского деятеля Жана Петижана. Благодаря его усилиям в рамках международной конфедерации студентов (МКС), созданной в 1919 году, был образован спортивный отдел, намеревавшийся уже в 1921 году начать проведение чемпионатов мира среди студентов, что должно, по замыслу инициаторов, способствовать развитию связей и сотрудничества среди студенческой молодежи мира. Однако, только после вступления в МКС студенческих организаций США, Англии и Италии в мае 1923 года в Париже прошел Международный спортивный конгресс университетов, на котором было принято решение о проведении в следующем году первого чемпионата мира среди студентов[25].
В программу чемпионата мира 1924 года в Варшаве были включены только легкоатлетические дисциплины. Второй чемпионат мира среди студентов прошел в Риме (1927). Программа расширилась за счет футбола, тенниса, плавания и фехтования. В этом чемпионате уже участвовали не только студенты Европы, но США и Гаити. Во время этого чемпионата было принято решение, начиная с 1928 года проводить и зимние студенческие чемпионаты мира. Следующий чемпионат мира проходил в Дортмунде (Германии,1930). С 1935 года деятельность спортивного отдела Международной конфедерации студентов взял под свое покровительство МОК, таким образом, официально признав деятельность студенческой спортивной организации. В 1939 году в Международном студенческом движении произошел раскол в связи с развязыванием фашистской Германией Второй мировой войны. Первоначальное право проведения студенческого чемпионата Международная конфедерация студентов предоставила Бонну[14, с. 13].
17 ноября 1945 года прошла учредительная конференция Международного союза студентов. В 1947 году создан Международный союз спортсменов-студентов (МСС).
С 1947 года проведение Всемирных студенческих игр возобновляется под эгидой Международного союза студентов (МСС). В период с 1949 по 1959 гг. после создания ФИСУ, из-за политических разногласий обозначился раскол в международном спортивном движении. МСС продолжал проведение зимних и летних студенческих Игр, а ФИСУ в противовес этому устраивали так называемые Недели спорта. В 1959 году было достигнуто соглашение о том, что страны-члены МСС вошли в состав ФИСУ. С этого момента Игры проводятся под названием Универсиад. Проведение Универсиад связано с Примо Небило- участником итальянского сопротивления. Идею проведения Унеиверсиад пробивал вместе с Анжело Скарпело. Позднее Скарпело стал первым президентом КУЗИ-итальянского союза студенческого спорта[15, с. 61-62].
Первая летняя Универсиада прошла в 1959 году в Турине (Италия). В ней приняли участие 985 спортсменов из 45 стран мира. В программу соревнований входило семь видов спорта: легкая атлетика, баскетбол, фехтование, плавание, теннис, волейбол, водное поло. С 1961 года добавились соревнования по прыжкам в воду, спортивной гимнастике, а с 1979 – по футболу. В 1971 году в Африке создается Африканская федерация университетского спорта (ФАСУ), которая провела в 1974 году в Аккре (Гана) 1 Универсиаду Африки. В ней приняли участие 2000 спортсменов-студентов из 13 африканских стран. Летняя Универсиада 1989 года в Дуйсбурге (ФРГ) прошла по сокращенной программе: легкая атлетика, баскетбол, фехтование и гребля. В 1994 году Российский студенческий спортивный союз был принят в Международную федерацию университетского спорта (ФИСУ). Начиная с 90-х годов проведение Универсиад приобретает строгую периодичность. В программу зимних Универсиад были включены лыжный спорт, фигурное катание, хоккей с шайбой, а с 1968 года и конькобежный спорт. В последующем в программу Универсиад были включены горнолыжный спорт, биатлон, шорт-трек (с 1989 года). От одного до трех видов спорта выбирала страна-организатор. В разное время в программу входили лыжное двоеборье, прыжки с трамплина, сноуборд[23, с. 70].
В программу зимней Универсиады в Тарвизио (Италия) в 2003 году было представлено уже 12 видов спорта. Кроме Универсиад, ФИСУ проводит также по четным годам чемпионаты мира среди студентов по популярным видам спорта, не вошедшим в программу Универсиад. Это такие виды, как вольная и греко-римская борьба, гандбол и другие.
В настоящее время ФИСУ объединяет около 160 национальных студенческих спортивных федераций, ассоциаций, союзов и т.д. Представители этих стран регулярно (1 раз в два года) встречаются на заседаниях Генеральной ассамблеи. Исполком ФИСУ состоит из 23 постоянных членов и избирается на 4 года. Председателем ФИСУ в настоящее время является Джордж Кильян. Генеральным секретарем ФИСУ является Рош Кампана.В 2003 году ФИСУ отметил 50-летие, а Универсиады – 40-летие проведения соревнований.
2.2 Состояние международного школьного и студенческого спорта
По уровню государственного регулирования спортивной сферы страны могут быть условно разделены на две категории.
К первой относятся те страны, где государство практически не вмешивается в спортивную жизнь, она целиком автономна, то есть развитие спорта относится к компетенции самих спортивных движений. Наиболее яркий пример США, где не оказывается финансовой поддержки спорту со стороны федерального правительства. В других странах (Великобритания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Япония) государство осуществляет лишь материальную поддержку спорту при его полной автономии[23, с. 75].
Ко второй категории относятся страны, проводящие государственную спортивную политику. Они берут на себя ответственность за развитие спорта. На центральном уровне эта работа поручается спортивному министерству или другому ведомству, в котором существует специальный орган, курирующий физкультурно-спортивную работу. Министерства по спорту функционируют в четырнадцати европейских государствах [25, с. 134].
Зачастую эти две модели спортивного регулирования дополняют одна другую. Например, итальянское законодательство признает за своим Олимпийским комитетом главенствующую роль в национальном спортивном движении. Кроме того, спортивная деятельность регулируется либо центральными структурами (Германия), либо региональными (Италия).
В странах, где преобладает командно-административная и смешанная система хозяйствования (Китай, Малайзия, Куба, другие страны преимущественно социалистического выбора и страны, которые переходят к рыночной экономике), степень участия государства в процессе подготовки молодых спортсменов является довольно высокой. Нужды детского спорта в них почти полностью обеспечиваются из бюджета. Также внимание государственных органов в таких странах акцентируется преимущественно на привлечении к занятиям физической культурой и спортом, как можно большего количества детей. Процесс подготовки спортсменов высшей квалификации носит, в основном, экстенсивный характер.
В наиболее экономически развитых странах с преимущественно рыночной экономикой, странах, где уровень благосостояния населения является довольно высоким, степень участия государства в обеспечении подготовки молодых спортсменов значительно ограничена. В этих странах существенным является участие в данном процессе других субъектов: учебных заведений, спортивных клубов, спонсоров, родителей и др. Законодательством таких стран стимулируется привлечение средств на нужды детско-юношеского спорта из других негосударственных источников.
Общей для всех наиболее развитых в спортивном отношении стран является тенденция к спортивной ориентации молодых спортсменов в довольно раннем возрасте. Особенно она заметна в странах первой группы. В наиболее развитых странах данная тенденция также наблюдается, но основная работа по подготовке перспективных спортсменов происходит во время их обучения в колледжах и университетах, а до этого времени дети посещают спортивные секции по собственному выбору во внеурочное время.
Современные тенденции развития студенческого спорта в мире:
1. Эффективная система государственного регулирования развития спорта в образовательных учреждениях.
2. Физическое воспитание и спорт являются неотъемлемой частью, а в ряде стран определяющим звеном национальной системы образования.
3. Высокий социальный статус национальных студенческих спортивных организаций, их тесное сотрудничество, урегулированное законодательством, с Министерством спорта, Министерством образования, национальным олимпийским комитетом. Четкое разграничение сфер влияния и ответственности.
4. Наличие нормативно-правовой базы развития физического воспитания и спорта в образовательных учреждениях.
5. Современная материально-техническая база для занятия спортом детей и молодежи.
6. Эффективная система организации студенческих соревнований в стране, подготовки и участия спортсменов в международных соревнованиях.
7. Современное информационное обеспечение деятельности по развитию физического воспитания и спорта в образовательных учреждениях, пропаганда национальных и международных достижений в области студенческого спорта.
8. Активная международная деятельность, направленная на укрепление авторитета страны посредством выдвижения своих представителей в руководящие органы международной федерации студенческого спорта, организации международных мероприятий различной направленности (соревнований, конференций, фестивалей)[25, с. 54].
Обобщение зарубежного опыта свидетельствует, что спортивные центры являются основной организационной формой менеджмента и физическом воспитании и спорте в большинстве развитых стран мира. В зарубежных странах наряду с популярными клубами профессионального футбола, хоккея и по другим игровым видам спорта функционирует множество различных типов спортивных клубов оздоровительной направленности. Так, например, в Германии действует 85,5 тысяч спортивно-оздоровительных центров, в которых 5,9 млн. участников занимаются более чем 100 различными видами торта. В США насчитывается более 15 000 клубов, в Финляндии - около 6000 и т.д.
Анализируя зарубежную литературу по спорту, физическому воспитанию и спортивной рекреации, следует иметь в виду, что зарубежные авторы не используют привычный для нас термин ''физическая культуpa". В подавляющем большинстве зарубежных стран употребляются иные термины: "фитнес" - физическая подготовленность; "физикл эдъюкэйшн" - физическое воспитание; "физикл рекриэйшн" - физическое оздоровление. Слово "спорт", произошедшее от французского слова "dc sporte" (развлечение, увеселение, забава), используется для обозначения различных видов спортивной деятельности, связанных с результатами, сравнением результатов в соревнованиях[24, с. 118]. В США различают следующие виды спортивной деятельности: