Файл: Международный опыт развития школьного и студенческого спорта (1. Теоретические основы школьного и студенческого спорта).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы школьного и студенческого спорта
1.1 Физическое воспитание как основа школьного и студенческого спорта
1.2 Сущность и задачи школьного и студенческого спорта
1.3Анатомо-физиологические и психологические особенности школьников и студентов
2. Сравнительный анализ международного школьного и студенческого спорта
2.1 Историческое становление международного школьного и студенческого спорта
2.2 Состояние международного школьного и студенческого спорта
2.3 Совершенствование международного школьного и студенческого спорта
Сегодня сложились определенные подходы к организации спортивного сотрудничества на постсоветском пространстве. Большую роль в подготовке и осуществлении спортивных мероприятий играет Международный фонд гуманитарного сотрудничества (МФГС). При его поддержке проходят многие интересные турниры, устраиваются соревнования, объединяющие не только спортсменов и болельщиков из стран СНГ, но ^ и более широкую международную аудиторию. Очень важно, что Фонд уделяет внимание детскому спорту и различным образовательным программам, занимается организацией международных молодежных спортивно-образовательных лагерей, детских конкурсов и турниров.
Подобные мероприятия, как и другие не менее оригинальные формы контактов, показывают широкий формат и исключительные возможности современных спортивных связей, которые находят свое продолжение в культурно-гуманитарных программах, образовательных проектах, научных дискуссиях, посвященных не только спорту, но и важнейшим социальным, и даже политическим проблемам.
Гуманитарные аспекты спортивного сотрудничества на пространстве СНГ представлены в различных проектах, которые воспринимаются организаторами намного шире, чем просто спортивные события. Спортивные мероприятия в государствах СНГ нацелены на развитие массовых физкультурных движений, детско-юношеского спорта, популяризацию здорового образа жизни. Одним словом, спорт на пространстве СНГ — это средство решения важнейших социальных и гуманитарных задач, что и было отмечено в мероприятиях 2012 г., который был объявлен Годом спорта и здорового образа жизни на пространстве СНГ.
Осознавая значимость спорта в современном мире, мероприятия в рамках тематического Года проводились как в области физической культуры и спорта, так и в области охраны здоровья населения, экологии и природопользования. Сама концепция Года отражает гуманитарный характер настоящего масштабного и многоцелевого мероприятия. Обзор аналитических материалов, представленных по итогам реализации программы Года, позволяет отметить комплексный и многоуровневый подход организаторов к состоявшимся в странах Содружества событиям. Интегративный характер программы Года проявился в обширной географии участников и мероприятий (были охвачены территории всех стран Содружества), в интеграции спорта с различными сферами деятельности (культура, образование, наука, здравоохранение, СМИ и др.). Программа Года предусматривала открытие дискуссионных площадок научно-просветительского характера с привлечением специалистов из разных областей науки, образования, здравоохранения. Подобный подход и оригинальные инициативы, несомненно, указывают на значительный потенциал спортивных связей и большую заинтересованность стран СНГ в развитии таких контактов.
3. В сфере технологии подготовки спортсменов - использовать современные информационные технологии. Одним из инновационных методов является видеоанализ спортивной деятельности.
Совершенствование спортивного инвентаря, а также повышение качества спортивных сооружений привели к необходимости внедрения в процесс подготовки инноваций и новых технологий [1]. Видеоанализ или Motion capture (захват движений) в спорте представляет собой запись ряда упражнений спортсмена с последующей обработкой полученной видеоинформации. Полученные данные биомеханической структуры движений при помощи специального компьютерного программного обеспечения проходят процедуру обработки, итогом которой выступает пошаговый детальный анализ. Современные системы видеоанализа используют несколько видеокамер для полной, трехмерной, иногда четырехмерной съёмки исследуемых. Также для более точного захвата рабочей области при выполнении упражнения используют специальные маркеры, которые предварительно закрепляют на теле испытуемого спортсмена.
Анализ научно-методических литературных источников показал, что за длительный период по изучаемой проблеме был проведен ряд исследований с использованием метода видеоанализа. На данный момент был разработан программный комплекс, который позволяет наглядно давать оценку спортивных достижений с точностью до миллисекунд. Широкое применение в различных видах спорта получила швейцарская система видеоанализа «Dartfish» [2]. Она позволяет регистрировать и обрабатывать результаты тренировочной и соревновательной деятельности, производить по кадровый расчет траекторий движения спортсмена для анализа, сравнивать до четырех видеозаписей сразу. Однако в связи с включением данного метода в практику спортивной подготовки высококвалифицированных спортсменов возникла необходимость в смене средств и методов различных сторон подготовки спортсменов.
Рисунок 3 - Основные направления видеоанализа в спорте
Использование видеоанализа в тренировочном процессе на современном этапе занимает особое место и напрямую способствует повышению зрелищности и улучшению результатов соревнований. На основе видеоанализа можно быстрее разработать комплекс упражнений, способствующих исправлению замеченных недостатков, мешающих росту спортивного результата спортсмена, а также подобрать более эффективные средства для достижения поставленной спортивной цели.
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Физическое воспитание – это вид воспитания, направленное на укрепление здоровья. Основной идеей такого воспитания является обучение различным упражнениям в двигательном процессе, формирование у каждой личности определённых физических качеств, а также в целом развитие физкультурных знаний
2. Основная задача спортивной ориентации на этапе начальной подготовки — помочь ребенку правильно выбрать вид спорта для спортивного совершенствования. Студенческий спорт представляет собой обобщенную категорию деятельности студентов в форме соревнования и подготовки к нему с целью достижения предельных результатов в избранной спортивной специализации.
3. Особое значение в становлении основных физических качеств у школьников следует придавать особенностям их индивидуального возрастного развития, учёту так называемых сенситивных периодов в онтогенезе человека. В настоящее время у большинства студентов вузов достаточно ярко выражена проблема психосоматического здоровья. Это недуг, который доставляет очень много проблем в жизни и учебе.
4. Основы школьного физического воспитания были заложены в Великобритании в период коренных преобразований системы образования. Быстрый рост промышленности в Великобритании вызвал необходимость воспитания новых молодых людей, энергичных и дееспособных, умевших отстаивать свои личные интересы, а также интересы Великобритании далеко за ее пределами. Эти задачи должна была решить школьная педагогика, обогащенная новой современной методологией.
Сейчас в развитых зарубежных странах сфера спорта четко разделена на массовый спорт, или спорт для всех, спорт высших достижений (олимпийский) и профессиональный спорт. Каждое из этих направлений финансируется из разных источников и различной частью общего бюджета спортивных организаций.
6. Актуальными проблемами в международном опыте школьного и студенческого спорта являются: финансовое обеспечение, нет притока молодых, амбициозных кадров, а также методические проблемы подготовки высококвалифицированных спортсменов в игровых видах.
Поэтому предлагается на основании выявленных проблем провести следующие мероприятия:
- В сфере финансирования - размещать акции спортивных клубов на международных биржах.
- В сфере привлечения новых кадров в международный школьный и студенческий спорт - использовать гуманитарное сотрудничество.
- сфере технологии подготовки спортсменов - использовать современные информационные технологии. Одним из инновационных методов является видеоанализ спортивной деятельности.
Таким образом, задачи исследования выполнены, а цель – достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Международная хартия физического воспитания и спорта (Принята в г. Париже 21.11.1978 на 20-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО). Организация физической культуры: Учеб. пособие для вузов физич. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2005.– 296 с.
- Молодые люди и спорт: Европейский манифест. Принят конференцией министров по спорту европейских стран в Лиссабоне 18 мая 1995 года; Декларация участников европейской конференции «Спорт и местное управление», принятая в г. Годоло (Венгрия) 3 февраля 1996 года; Резолюция 9-й Европейской конференции министров спорта, принятая в Братиславе 31 мая 2000 года.
- Алексеева Н.Д. Видеоанализ в горнолыжном спорте / Н.Д. Алексеева, М.В. Давыдов, П.В. Святченко. // Психологические и педагогические основы интеллектуального развития сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 ч.. – 2018. – С. 10–12.
- Академик: свободный электронный справочник и энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/ (дата обращения: 05.03.2020).
- Антонова И.Н. Изучение работоспособности сердечной мышцы студентов экономического вуза на занятиях по физической культуре / И.Н. Антонова, Т.Н. Шутова, О.В. Везеницын, С.А. Мартынов. В сборнике: Гуманитарное образование в экономическом вузе: материалы V Междунар. науч.-практ. заочной интернет - конф. – Москва, 2017. – С 168-178.
- Бальсевич В. К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации : материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России в период с 2006 по 2026 г. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2016. № 5. С. 2–6.
- Вареник О. Н. Особенности организации детского спорта в разных странах мира // ППМБПФВС. 2007. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-detskogo-sporta-v-raznyh-stranah-mira (дата обращения: 01.03.2020).
- Димитров, И. Роль планирования и прогнозирования в реализации социально-экономической политики государства /И. Димитров//Экономика и управление. – 2013. – № 5. – С. 29 – 32.
- Димитров, И.Л., Студенческий спортивный клуб: взаимодействие с заинтересованными сторонами /Димитров, И.Л., Починкин, А.В., Вишейко, С.В., Козуб, Н. // Проблемы и инновации спортивного менеджмента, рекреации и спортивно – оздоровительного туризма материалы Всероссийской научно –практической конференции с международным участием. – 2017. – С. 71–74.
- Дзвоник, В. Учиться смотреть на спортивные события глазами обывателя / В. Дзвоник // Studentsport.ru – 2016. URL: http://studentsport.ru/news/interview/3843505/ (дата обращения: 01.03.2020).
- Ефремова Н.Г. Изучение особенностей мотивации к процессу физического воспитания в системе высшего образования / Н.Г. Ефремова, С.Б. Маврина. В сборнике: Образование и педагогические науки в XXI веке: Актуальные вопросы, достижения и инновации. Материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза. - 2017. - С. 121-125.
- Каленникова Н. Г., Кабанова Л. Н. Сравнительный анализ состояния здоровья различных групп населения, проживающих на территории Брянской области // Медикобиологические проблемы физической культуры и спорта в современных условиях : материалы Междунар. науч.-практ. конф. 17–19 нояб. 2003 г. / БелГУ. Белгород, 2013. С. 114–118.
- Майбородин, С.В. Состояние, проблемы и пути развития студенческого спорта / С. В. Майбородин, А. Б. Габибов, А. А. Веровский, С. Г. Саенко // Современные тенденции развития науки и технологий. – №9 – 2 –2015. – С. 106-108.
- Марчук С. А. Некоторые аспекты здоровьесбережения студенческой молодежи // Теория и практика физической культуры. 2014. № 4. С. 13–15.
- Мишечкина В. В. Автономия личности // Науч. журн. 2011. № 2(4). С. 61–62.
- Научный словарь-справочник по техническим и гуманитарным дисциплинам [Электронный ресурс]. URL: https://spravochnick.ru/ (дата обращения: 05.03.2020).
- Орлова В.В., Халалеева О.Е. СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 2-2. – С. 164-168;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5049 (дата обращения: 02.03.2020). - Подоруев Ю.В. Система фитнеса в процессе физического воспитания студентов / Ю.В. Подоруев, Р.Р. Пихаев, Р.И. Заппаров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2017. №9 (151). -С. 218-223.
- Починкин, А. В. Финансовая поддержка студенческого спорта на вузовском уровне/А. В. Починкин, И. Л. Димитров, С. В. Вишейко//Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития: материалы Всероссийской научно – практической конференции, 2 – 3 ноября, Санкт – Петербург. – СПб., 2016. – С. 290 – 295
- Рахмистрюк В.А. Сравнительный анализ развития студенческого спорта в России и США: проблемы и перспективы // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(34). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/23(34).pdf (дата обращения: 05.03.2020)
- Спортивные студенческие события: Инновации для наследия и устойчивого развития. Всемирная конференция Международной федерации университетского спорта «Инновации – Образование – Спорт» (Красноярск, Россия, 5-7 марта 2019 г.): Тезисы докладов / АНО «Дирекция Красноярск 2019»; [Отв.ред. М.С. Злотников]. – Красноярск: ООО РПК «АртСтиль», 2019. – 364 с.
- Физическая культура, спорт, туризм: науч.-метод. сопровождение: матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (26–27 апреля 2018 г., г. Пермь, Россия / ред. кол. : Е.В. Старкова (глав. ред.), Т.А. Полякова (науч. ред.); Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018.
- Шутова Т.Н. Содержание атлетической гимнастики и фитнеса в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп / Т.Н. Шутова, О.В. Везеницын, Д.В. Выприков, И.М. Бодров // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. Вып. 4. - Тула, 2015. – С. 70-76.
- Шутова Т.Н. Классификации фитнес-программ и технологий, их применение в физическом воспитании студентов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. - №2. - С. 116-122.
- Шутова Т.Н. Концептуальные основы атлетической гимнастики в физическом воспитании студентов / Т.Н. Шутова, Д.М. Гаджиев, Р.Р. Пихаев. В сборнике: Физическая культура, спорт, туризм: Научно-методическое сопровождение. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2016. - С. 134-138.
- Шутова, Т.Н., Андрющенко Л.Б. Фитнес-технологии для повышения двигательной активности молодежи на основе глобального подхода / Т.Н. Шутова, Л.Б. Андрющенко // Теория и практика физической культуры. – 2017. – №3. – С. 54-56.