Файл: Международный опыт развития школьного и студенческого спорта (1. Теоретические основы школьного и студенческого спорта).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы школьного и студенческого спорта
1.1 Физическое воспитание как основа школьного и студенческого спорта
1.2 Сущность и задачи школьного и студенческого спорта
1.3Анатомо-физиологические и психологические особенности школьников и студентов
2. Сравнительный анализ международного школьного и студенческого спорта
2.1 Историческое становление международного школьного и студенческого спорта
2.2 Состояние международного школьного и студенческого спорта
2.3 Совершенствование международного школьного и студенческого спорта
Cтуденческий спорт, с его богатым ценностным потенциалом, оказывает непосредственное влияние на общую культуру общества. Это осуществляется посредством социализации личности студента. Физическое и духовное совершенствование личности молодого человека, его полнокровная и активная жизнь, здоровье, здоровый стиль жизни, дух спортивного соперничества, уважения и сопереживания - вот те человеческие ценности, которые заложены в основе физкультурного образования и студенческого спорта[3, с. 11].
Рисунок 1 - Организационные особенности студенческого спорта
Источник: Перспективы развития современного студенческого спорта: на пути к Универсиаде-2013 в Казани: материалы Всероссийской научно-практической конференции (7-8 ноября 2012). – Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2012. – 356 с.
Вся эта система дает возможность каждому практически здоровому студенту сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для регулярных занятий.
Спортивная подготовка проводится в учебном спортивном отделении, куда зачисляются наиболее физически подготовленные студенты[5, с. 169]. Для того чтобы быть зачисленным в это отделение, не достаточно только личного желания студента, необходима определенная предварительная спортивная подготовленность или одаренность для занятий избранным видом спорта.
Запись студентов в спортивное отделение добровольная, так как учебно-тренировочные занятия связаны с дополнительной затратой свободного времени. Занятия, как правило, организуются вне общевузовского учебного расписания и в несколько большем объеме, чем это предусмотрено программой по учебной дисциплине "Физическая культура".
Спортивно-технические нормативы и требования в спортивном отделении ориентированы на Единую спортивную классификацию, на обязательное участие в спортивных соревнованиях определенного уровня[1]. Дифференцированные по видам спорта нормативы и требования для основного и спортивного отделений разрабатываются кафедрой физического воспитания каждого вуза исходя из материально-технического обеспечения учебного процесса, особенностей контингента студентов. Эти требования доступны для каждого студента, но чтобы их выполнить, некоторым занимающимся придется не только усердно работать в часы учебных занятий, но и заниматься дополнительной самоподготовкой в свободное время, поэтому администрации вуза предписывается создавать студентам-спортсменам высокой квалификации необходимые материально-бытовые условия, а также возможность обучения по индивидуальному графику в установленном порядке.
Таким образом, студенческий спорт по существу выполняет функции по подготовке спортивного резерва спорта высших достижений (СВД). Однако так как сочетание успешной учебной деятельности и повышения спортивного мастерства предъявляет к самому студенту серьезные дополнительные требования, следует согласиться с мнением специалистов о том, что занятия спортом в вузе на уровне СВД в лучшем случае, позволят выполнять поисковую, поддерживающую и сопровождающую функции[6, с. 2].
1.3Анатомо-физиологические и психологические особенности школьников и студентов
С 7 до 10 лет показатели силы, скрытого периода двигательной реакции и координации движений при выполнении различных упражнений значительно улучшаются. Особенно значительно увеличивается сила на 1 кг массы при одновременном росте величины её максимального показателя. Значительный прогресс отмечается в развитии дыхания, кровообращения, а также других висцеральных функций[7]. Улучшается рефлекторная и гуморальная регуляция функции внутренних органов, а также их взаимодействие. Иннервационный аппарат скелетной мышцы в этом возрасте соответствует уже тканевым структурам взрослого. Формирование же мышцы как органа завершается несколько позже.
Возраст от 7 до 10 лет является периодом активного совершенствования двигательной деятельности, когда происходит становление различных координационных механизмов, обеспечивающих высокий уровень развития организма и взаимодействие различных органов и систем[7]. Вместе с тем организм ребёнка ещё не полностью сформирован. Особенно это проявляется при выполнении длительных и интенсивных упражнений, когда выявляется незрелость и недостаточность компенсаторных механизмов в организме и общей системе рефлекторной регуляции.
В этот период, предшествующий половому созреванию, различия в ряде показателей между мальчиками и девочками не особенно значительны. В дальнейшем различия девочек и мальчиков усиливаются [8, с. 30].
У младших школьников происходит наибольшее становление быстроты, являющейся комплексным физическим качеством, характеризующим способность совершать двигательные действия в минимальное время. Она может определяться по времени ответной реакции на внешний раздражитель, времени одиночного движения, темпу движений. Причём все эти проявления быстроты не связаны между собой.
У детей и подростков имеются благоприятные предпосылки для развития скоростных способностей в силу того, что им свойственны высокая возбудимость иннервационных механизмов, регулирующих деятельность двигательного аппарата, и повышенная интенсивность обменных процессов[14, с. 14]. Уже к 6 годам высокого уровня дифференцировки и развития достигает чувствительное звено иннервационного аппарата (проприорецепторы) скелетной мускулатуры ребёнка, однако двигательная иннервация достигает уровня взрослых лишь к 12-13 годам.
Во всём возрастном диапазоне воспитания и реализации двигательных качеств, особенно быстроты, большое значение имеют периферические координационные механизмы и центрально-нервная регуляция двигательных единиц[16].
Быстрые движения при минимальном сопротивлении, в отличие от медленных, выполняемых, например, при разучивании или значительных отягощениях, обеспечиваются сокращением быстрых волокон, а также сопровождаются слабым включением мышц - антагонистов. Это способствует улучшению межмышечной координации. Нервно-координационные факторы особенно актуальны для построения и реализации физкультурных программ развития быстроты у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В этом возрасте развитие других физиологических механизмов в воспитании быстроты (увеличение максимальной силы и скорости сокращения мышц) противопоказано. Однако при отсутствии чётко выраженного двигательного навыка, даже в относительно простом движении, мышечная координация характеризуется неустойчивостью[17].
Особое значение в становлении основных физических качеств у школьников следует придавать особенностям их индивидуального возрастного развития, учёту так называемых сенситивных периодов в онтогенезе человека. Выявление таких периодов для проявления того или иного из известных физических качеств в онтогенезе ребёнка очень сложная задача[20]. Однако, если направленное развитие конкретного качества адекватными средствами физического воспитания осуществляется в сенситивный период, то эффект значительно выше, а количество применяемых средств и затраченное время меньше.
Многие исследователи разделяют идею о том, что анатомо-физиологические изменения подросткового возраста во многом обусловливают психологическую перестройку личности данного периода[21, с. 60]. В то же время важно понимать, что специфика психического функционирования подростка также связана с социальными и психологическими факторами. Поэтому анатомо-физиологические изменения можно рассматривать как важную, но недостаточную составляющую для интерпретации психологических особенностей поведения в подростковом и юношеском возрасте. Только в том случае, когда сам подросток воспринимает и интерпретирует происходящие с ним телесные изменения как свидетельство своей взрослости, анатомо-физиологический изменения становятся существенным фактором психологических трансформаций личности. Отметим также, что большая часть самих физиологических изменений происходит именно в подростковом, а не в юношеском возрасте. Достижение биологической и половой зрелости становится важной задачей подросткового возраста.
Специфичность студенчества как социальной группы заключается в одинаковом отношении ко всем общественным формам собственности, его роли в общественной организации труда и частичном участии в производительном и непроизводительном труде[19, с. 290]. Как специфическая социальная группа она характеризуется особыми условиями жизни, труда и быта; социальным поведением и системой ценностной ориентации. В качестве основных черт, отличающих студенчество от остальных групп, выделяются социальный престиж, активное взаимодействие с различными социальными образованиями и поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям[20].
В настоящее время у большинства студентов вузов достаточно ярко выражена проблема психосоматического здоровья. Это недуг, который доставляет очень много проблем в жизни и учебе[21, с. 110]. Как правило, данное расстройство возникает на фоне стресса и переживаний, тревожности, паники. Неуравновешенные эмоциональные состояния присущи студентам, так как экзамены, сдача курсовых и других видов работ подвергают психику обучающихся переживаниям и чрезмерному стрессу, которые, увы, для здоровья бесследно не проходят. Как следствие, после продолжительных стрессов могут возникнуть тревожность, страхи, психические расстройства. На этом фоне возникают и физические недуги: учащенный пульс, нехватка воздуха, головные боли, повышенная утомляемость, головокружение, в результате чего студент больше устает, запоминает меньше информации, уровень его ученических способностей понижается. Однако и это далеко не все негативные последствия, связанные с состоянием здоровья молодого поколения.
Таким образом, здоровый образ жизни ориентирован не только на охрану и укрепление здоровья, но и на гармоничное развитие личности, включая физические и духовные интересы, возможности человека, правильное использование его резервов. При этом следует понимать, что физическая культура и спорт имеют общенациональное значение, ведь это действительно сила, здоровье и самочувствие нации[22].
2. Сравнительный анализ международного школьного и студенческого спорта
2.1 Историческое становление международного школьного и студенческого спорта
Проанализируем создание основ школьного физического воспитания в Европе. Основы школьного физического воспитания были заложены в Великобритании в период коренных преобразований системы образования. Быстрый рост промышленности в Великобритании вызвал необходимость воспитания новых молодых людей, энергичных и дееспособных, умевших отстаивать свои личные интересы, а также интересы Великобритании далеко за ее пределами[23, с. 71]. Эти задачи должна была решить школьная педагогика, обогащенная новой современной методологией.
Теоретические основы новой педагогики разработал каноник Вестминстерского аббатства Чарлз Кингсли (1819-1875). Он являлся также теоретиком христианского социализма. Идеалом для Кингсли служил образ юного христианина-атлета, в котором светское и духовное образование органично сочеталось бы с развитием физических качеств. До сих пор в большинстве своем школьные администрации отрицали необходимость спортивных состязаний для молодежи. Кингсли писал: «...спорт, соревнование, молодечество человека, показывающего свою ловкость, есть для молодежи область, где можно упражняться в созидании общества. Подрастающее поколение в этой борьбе на малом закалится для большой арены жизни.»[18, с. 210] Каноник сделал вывод, что воспитания целеустремленного поколения можно добиться только совместным воздействием школы, церкви, интерната и спортивной площадки. Особое значение он придавал спортивным состязаниям, говорил, что, если правила честной игры, принятые в спорте, станут нормой поведения людей в повседневной жизни, тогда легче будет справиться с проблемами гражданского общества христианско-социальными средствами. Кингсли дал теоретическое обоснование школьному физическому воспитанию в элитных учебных заведениях Великобритании.
Одним из известнейших педагогов-практиков, внесших свой вклад в реформу системы школьного воспитания в Англии, был Томас Арнольд (1795-1842). Работая директором собственной школы неподалеку от Виндзора, он придавал большое значение организованным занятиям физическими упражнениями -плаванием, метанием копья, прыжками, гимнастикой. Сам руководил ими и принимал в них участие. Кроме того, он первым из директоров школ пригласил тренеров-профессионалов из действующих спортсменов для обучения крикету вначале своих сыновей, а потом и других детей. После этого и другие школы, например в Харроу, Итоне, начали приглашать профессиональных игроков в качестве тренеров для своих учащихся[19, с. 291].