Файл: Международный опыт развития школьного и студенческого спорта (1. Теоретические основы школьного и студенческого спорта).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы школьного и студенческого спорта
1.1 Физическое воспитание как основа школьного и студенческого спорта
1.2 Сущность и задачи школьного и студенческого спорта
1.3Анатомо-физиологические и психологические особенности школьников и студентов
2. Сравнительный анализ международного школьного и студенческого спорта
2.1 Историческое становление международного школьного и студенческого спорта
2.2 Состояние международного школьного и студенческого спорта
2.3 Совершенствование международного школьного и студенческого спорта
Введение
Интерес к спортивному контакту и развитию спорта связан со многими ситуациями. Сегодня спорт стал уникальным явлением в общественно-политической жизни общества. Помимо своих основных функций-конкурентоспособности, образования и оздоровления-спорт выполняет и другие не менее важные задачи, вытекающие из его сложной природы. Поэтому можно сказать, что спорт обладает как коммуникативными, так и интеграционными возможностями. Спорт является не только культурным, но и ярким явлением политической жизни XXI века [14, С. 5]и, несомненно, имеет значительные экономические последствия.
В командной игре студентов и школьников учат работать в команде, связывать общие цели, способствовать взаимопомощи и поддержке. Такие навыки способствуют созданию дружественных отношений между людьми и их сплочению. Кроме того, занятия спортом, спортивные соревнования,спортивные мегасобытия, сами спортсмены, их достижения способствуют формированию положительного имиджа страны и ярких имиджеобразующих качеств [12, с. 31], именно эти факторы определяют Актуальность курсовой работы.
Целью настоящего исследования является определение места и развития международного школьного и студенческого спорта.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- Изучить теоретические основы школьного и студенческого спорта.
- Провести сравнительный анализ международного школьного и студенческого спорта.
- Предложить мероприятия по совершенствованию международного школьного и студенческого спорта.
Объектом исследования является международный спорт. Предметом – развитие международного школьного и студенческого спорта.
Нормативно-правовой базой исследования выступили Международная хартия физического воспитания и спорта и Европейский манифест «Молодые люди и спорт».
Теоретической основой исследования выступили труды таких авторов, как Антонова И.Н., Бальсевич В. К., Марчук С. А., Мишечкина В. В., Шутова Т.Н. и т.д.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав основной части, заключения и библиографии.
В первой главе работы автор охарактеризует физическое воспитание как основу школьного и студенческого спорта, изучит сущность и задачи школьного и студенческого спорта , также анатомо-физиологические и психологические особенности данной категории спортсменов.
Во второй главе автор представит хронологию исторического становление международного школьного и студенческого спорта, раскроет состояние международного школьного и студенческого спорта, предложит мероприятия по совершенствованию международного школьного и студенческого спорта.
1. Теоретические основы школьного и студенческого спорта
1.1 Физическое воспитание как основа школьного и студенческого спорта
Для того чтобы создать представление о школьном и студенческом спорте, сначала необходимо разобраться с тем, что из себя представляет физическое воспитание школьников и студентов.
Физическое воспитание – это вид воспитания, направленное на укрепление здоровья. Основной идеей такого воспитания является обучение различным упражнениям в двигательном процессе, формирование у каждой личности определённых физических качеств, а также в целом развитие физкультурных знаний[13, с. 107].
Физическое воспитание необходимо для формирования базовых основ физкультурного образования. В целом физическое воспитание представляет собой исторически определённый вид социальной практики, основанной на мировоззренческой, научно-методической, программно-нормативной и организационной базе, которая, в свою очередь, обеспечивает физическое совершенствование людей[13, с. 108].
Существуют различные понятия, отражающие сущность и особенности данного процесса. Область деятельности физического воспитания включает в себя понятия: физическое развитие, физическое формирование, физическая культура, физкультурная работа, физическая подготовка, физическое совершенство [1].
Физическое развитие – это обобщённый комплекс изменений в организме человека, который характеризуется необходимостью, а также прогрессивной или регрессивной обусловленной тенденцией [12, с. 114].
Физическое развитие необходимо понимать, как процесс и обобщённый итог формирования способностей и функций организма человека, которые были достигнуты под воздействием наследственности, окружающей среды и уровня двигательной активности.
Физическое формирование – это влияние окружающей среды на человека с целью перемены уровня его телесной организации. Оно может быть как стихийным, так и целенаправленным [12, с. 115].
Для того чтобы осуществить физическое воспитание, необходимо, во-первых, заняться этим с раннего детства, и, во-вторых, использовать такие средства, как: физические упражнения, физические процедуры, гимнастика, подвижные игры, спортивная нагрузка и соблюдение определённого порядка дня.
Любые физические упражнения необходимо проводить по определённым методикам, индивидуально подобранным для каждого человека, исходя из его личных качеств и физических возможностей[11, с. 121]. Необходимость выполнений упражнений также обусловлена тем, что они имеют сильное влияние в целом на работу центральной нервной системы и также сокращают утомляемость коры головного мозга, увеличивая общую функциональность. Было выявлено, что после регулярного выполнения упражнений организм человека начинает лучше справляться с учебной и рабочей деятельностью. Вместе с тем, под влиянием физической нагрузки наблюдаются улучшения в работе опорно-двигательного аппарата, а именно: кости становятся прочнее, суставы подвижнее, увеличивается размер мышц, их мощь, а также эластичность.
Физические процедуры имеют важность не в меньшей степени, потому как применяются для того, чтобы развить и поддержать мышечную систему, систему органов кровообращения и дыхания[9, с. 72].
Важную роль в жизни учащихся и работающих людей занимает, в первую очередь, гигиеническая гимнастика, обязывающая утром проводить зарядку, в течение учебного или же рабочего дня заниматься двигательной активностью, периодически отдыхая от основной деятельности. Такие несложные упражнения обеспечивают работу мышц, поддерживая организм в бодром состоянии на протяжении всего дня, тем самым снижая утомление[8, с. 29].
В физическом воспитании учащихся основная роль отдана базовой гимнастике, упражнения которой в большей степени составляют учебную программу по предмету «Физическая культура». Выполнение упражнений даёт возможность обеспечить физическое становление учащихся, а также сформировать их жизненные умения в области труда и быта. Именно движения в соответствующем направлении, управление движениями рук, ног, тела, головы, рабочими позами. Такие упражнения рассчитаны на развитие силовых способностей, выносливости, реакции и быстроты.
Также основным средством воспитания являются активные игры, не в меньшей степени, влияющие на общее физическое воспитание личности[9, с. 73]. Необходимым фактором проведения игр является активность учащихся, следовательно, тем самым формируются двигательные навыки, а также развиваются следующие качества: быстрота, ловкость, скорость реакции, сила, выносливость, альтернативное мышление. Эмоциональность игр позволяет выявить личностные характеристики, проявить лидерские качества. К тому же, активные игры помогают поддерживать эмоциональное состояние учащихся.
Командные игры позволяют научить студентов работе в коллективе, объединяя их одной общей целью, что способствует взаимной поддержке и помощи[10]. Такие навыки способствуют созданию дружественных отношений между людьми, а также их сплочению.
Некоторые виды физических упражнений рассматриваются как отдельные виды спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивная и художественная гимнастика, плавание и другие). Спорт как средство физического воспитания дает возможность комплексно реализовывать задачи по поддержанию самочувствия, развитию физических сил и двигательных способностей, морально-волевых качеств с достижением больших результатов в отдельных видах спорта. Спецификой спорта считаются спортивные соревнования[10]. Спортивные соревнования являются средством контроля за состоянием физкультурно-спортивной работы, стимулируя физическое совершенство и способствуя вовлечению в занятия спортом.
Таким образом, здоровый образ жизни ориентирован не только на охрану и укрепление здоровья, но и на гармоничное развитие личности, включая физические и духовные интересы, возможности человека, правильное использование его резервов. При этом следует понимать, что физическая культура и спорт имеют общенациональное значение, ведь это действительно сила, здоровье и самочувствие нации.
1.2 Сущность и задачи школьного и студенческого спорта
Спорт - это соревновательная или игровая деятельность, развитие которой требует определенной подготовки и соблюдения правил[13, с. 108]. Детский, юношеский, школьный и студенческий спорт – это база, на которую может и должен опираться спорт высших достижений.
Школьный вид спорта связан со спортивной деятельностью в рамках школы, как во время занятий, так и во внеклассных мероприятиях[11, с. 122]. Его цель - способствовать развитию ребенка благодаря множеству аспектов, связанных с занятиями спортом.Школа, с другой стороны, это то, что связано со школой (образовательным учреждением).
Школьные виды спорта в этом контексте не направлены на соревнования. Ожидается, что студенты будут веселиться, учиться заботиться о своем теле и развивать различные навыки. Школьные виды спорта могут способствовать, например, командной работе.
Благодаря школьным видам спорта учащиеся могут приобретать навыки, улучшать свои физические возможности, повышать самооценку и формировать здоровые привычки. Спорт также обеспечивает интеграцию и обучает основным понятиям уважения (коллегам, соперникам, властям, нормам и т. Д.).
Часто проводятся межшкольные соревнования, в которых учащиеся одной школы сталкиваются с учащимися из других учреждений. Помимо этого соревновательного характера, учителя должны прививать мальчикам, что самое главное не победа, а участие в деятельности. Оставляя успех на заднем плане, усилия, приложенные каждым из участников, помещаются в центр[4].
Иногда школьный спорт - это первый подход ребенка к спорту. Благодаря необходимой поддержке и соответствующим личным условиям это открытие может привести к профессиональному занятию спортом в будущем[13, с. 107].
Таблица 1
Система отбора в спортивную школу
Таблица составлена по: Спортивные студенческие события: Инновации для наследия и устойчивого развития. Всемирная конференция Международной федерации университетского спорта «Инновации – Образование – Спорт» (Красноярск, Россия, 5-7 марта 2019 г.): Тезисы докладов / АНО «Дирекция Красноярск 2019»; [Отв.ред. М.С. Злотников]. – Красноярск: ООО РПК «АртСтиль», 2019. – 364 с.
Основная задача спортивной ориентации на этапе начальной подготовки — помочь ребенку правильно выбрать вид спорта для спортивного совершенствования. Правильное решение этой задачи не только свидетельствует об эффективности работы ДЮСШ, отдельных тренеров, но и имеет достаточно глубокий социальный смысл. Успешные занятия спортом позволяют молодому человеку раскрыть свои природные задатки, ярко ощутить результаты вложенного труда и уверенность в собственных силах. Все это создает хороший фундамент для последующей жизни и активной позиции в любых сферах деятельности[5, с. 170].
Студенческий спорт представляет собой обобщенную категорию деятельности студентов в форме соревнования и подготовки к нему с целью достижения предельных результатов в избранной спортивной специализации. Он исторически является главным источником широкого распространения физической культуры и спорта среди молодежи, его сердцевиной, основной питающей средой всей физкультурно-спортивной деятельности молодежи.
Рассматривая спорт как часть общей культуры общества, выделяют в структуре его ценностей три важнейших компонента: общекультурный, социально-психологический, специфический[4].
Все эти три ценностных показателя раскрывают потенциал спорта, в том числе и студенческого. Занятия спортом студентов позволяет им приблизиться к решению главной задачи современности - предоставлению возможности каждому человеку в изменяющемся, непредсказуемом мире чувствовать себя уверенно, защищено, при этом грамотно формируя и сберегая свое физическое, духовное и нравственное здоровье[3, с. 10]. Все это в целом дает возможность улучшить качество жизни студенческой молодежи, развить спортивную культуру личности студентов в условиях вуза, тем самым непосредственно влияя на общую культуру общества.