Файл: Оценка конкурентного статуса фирмы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Конкуренция является процессом борьбы между организациями за потребителей своей продукции или услуг. На современном этапе развития мировой экономики, характеризующейся «затовариванием» рынка, конкурентоспособность становится одним из самых главных факторов не только успеха, но и «выживания» предприятия. Само понятие «конкурентоспособность» распространилось далеко за пределы экономических отношений, став синонимом понятия «эффективность» во всех остальных аспектах общественной жизни.

Современным компаниям необходимы квалифицированные специалисты в области конкуренции и маркетинга, они необходимы для:

  • оценки позиций компании на рынке,
  • поиска потенциальных конкурентов и их оценки,
  • поиска потенциальных потребителей и их сегментирование,
  • прогнозирования,
  • разработки рекламных ходов,
  • для выявления потребностей потребителей
  • и тд.

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение и изучение конкурентных позиций и действий компаний на рынке.

Объектом исследования является термины, понятия, виды и типы конкуренции и конкурентных позиций.

Задачи исследования:

  1. Изучить термины, понятия, виды и типы конкуренции и конкурентных позиций.
  2. Изучить функции конкурентных позиций, их этапы и места их применения.
  3. Изучить функции конкурентных позиций на примере жизнедеятельности организации.

Глава 1. Конкурентная позиция компании

1.1 Сущность и типы конкурентных позиций

В настоящее время понятие «конкурентная позиция» чаще всего используется в системе маркетинга, как области деятельности, направленной на достижение конкурентных преимуществ. Из зарубежных авторов к классикам данного направления можно отнести, прежде всего, Ф. Котлера , И. Ансоффа и Г. Асселя.

Конкурентная позиция -- в теории конкуренции положение фирмы по отношению к субъектам конкурентного окружения, образующееся из совокупности позиций, которые фирма занимает и отстаивает в конкурентной среде

Конкурентные позиции участников рынка выступают в теории конкуренции обобщённым выражением конкретного положения, которое они занимают в конкурентной среде по отношению к конкурентам и другому окружению в процессе их профессиональной деятельности по управлению собственным бизнесом.


Термин «позиция» имеет различные толкования в современной российской и зарубежной литературе по экономике, управлению и бизнесу.

Наряду с понятием «конкурентные позиции» встречаются термины:

  • «рыночные позиции»,
  • «ценовые позиции»,
  • «потребительские позиции»,
  • «маркетинговые позиции»,
  • «ресурсные позиции».

Каждую из перечисленных дефиниций следует использовать в соответствии с присущим им изначальным смыслом.

А. В. Бабошин даёт следующее определение: «Конкурентная позиция компании - фиксированное для определённого момента времени положение компании относительно её конкурентов. Она формируется в процессе осуществления субъектом предпринимательства конкурентных действий (воздействий на конкурентов и их противодействия), в ходе которых происходит реализация потенциала конкурентоспособности данной компании. Приобретение конкурентной позиции компанией влияет на изменение уровня, а также на возможности реализации конкурентоспособности последующих конкурентных действий».

Конкурентными являются позиции, занимаемые участниками рынка по отношению к конкурентам и остальному окружению (потребителям, поставщикам, работникам, государству, общественности), измеряемые с помощью сопоставления объёмов продаж товаров/услуг/работ конкурентов.

Конкурентные позиции фирмы могут быть:

  • -Устойчивыми и неустойчивыми;
  • -Прочными и непрочными;
  • -Сильными и слабыми.

Качественная и количественная определённость конкурентных позиций означает, что позиции субъектов бизнеса на конкурентном рынке всегда являются определёнными и соизмеримыми.

Многообразие направлений и предметов деятельности компании обусловливает и многообразие её конкурентных позиций по отраслям и товарным группам. Таким образом, одна и та же фирма может приобретать различные конкурентные позиции в системе бизнеса.

Также конкурентные позиции субъекта бизнеса способны меняться под воздействием: динамики сроков и скорости фирмы деловой деятельности, динамики конкурентного потенциала фирмы, изменения величины рентабельности (убыточности) фирмы.

Таким образом, конкурентное позиционирование компании - это совокупность конкурентных действий, направленных на изменение или удержание занимаемой конкурентной позиции.

На конкурентные позиции фирмы можно смотреть с разных точек зрения. Любая позиция компании это результаты ее жизнедеятельности и ее участие в экономических отношениях.


Из курса маркетинга предоставленного университетом МФПУ «Университет» в качествен учебной дисциплины «Маркетинг», были применены знания основ маркетинга для формирования точки зрения конкурентной позиции, а именно, конкурентная позиция с точки зрения целевой аудитории.

Цель маркетинга - знать и понимать клиента настолько хорошо, чтобы предлагаемые на рынок продукты или услуги полностью соответствовали потребностям покупателей и приносили доход компании. Если стоит задача увеличить доход от продаж, то необходимо выяснить - кто именно является нашей целевой аудиторией:

  • Что они хотят,
  • Что для них важно
  • Что им может помешать совершить покупку.

Таким образом, необходимо изучить сегменты рынка с точки зрения целевой аудитории, понять какие слои населения нуждаются в товарах и услугах фирмы, кто может их себе позволить, для кого они не востребована и как сделать так, что бы товары и услуги нашей фирмы стали востребованы и вытесняла товары и услуги фирм конкурентов.

Большинство компаний считают себя крупными на рынке, но действуют в масштабах региона или даже в пределах городов и их областей. Именно крупные компании работают в масштабах страны, анализируя рынок, а именно:

  • Потенциальных потребителей
  • Потенциальных конкурентов (сильных и слабых)
  • Логистические тонкости
  • Платежеспособность
  • И тд

Конкурентная позиция с точки зрения регионов на примере компаний «А» и «В».

Допустим обе эти компании крупные производители продукции «Х», но компания «А» отечественная, а компания «В» иностранная.

В крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург и т.д., продукция компании «В» считается более надежной, престижной, удобной и доступной, не смотря на то, что компания «А» выпускает аналогичную или же самостоятельно разработанную продукцию, которая дешевле в производстве, дешевле в ценовом плане и так же доступна на рынках крупных городов. Но стоит провести анализ краев и районов и регионов по платежеспособным потребителям.

В итоге, в городах Ставропольского края с населением от 100 тыс. человек и более продукция компании «В» менее востребована из-за дороговизны, а отечественная продукция дешевле и неприхотлива в ремонте.

Касательно городов Дальнего Востока и конкретно Владивостока, продукция обоих компаний может быть вообще невостребована, поскольку преобладает высокое импортозамещение товарами из Японии, которые по качеству, срокам доставки, доступности и цене более выгодны.


Подводя итог можно сформулировать вывод:

Продукция отечественной компании «А» востребована в большинстве регионов и небольших городах, за счет совей дешевизны, простоты и доступности продукции, а продукция иностранной компании «В» засчет большей престижности и качества, чем у отечественного производителя. Но в то же время они обе проигрывают импортозамещению из Японии в городах и регионах Дальнего Востока.

Также можно сформулировать второй вывод по конкурентной позиции с точки зрения платежеспособности населения.

По данным «РосСтата» В областях платежеспособность населения на порядок ниже, чем в крупных городах как Москва и Санкт-Петербург.

Средняя заработная плата на душу населения по данным «РосСтата» на 2017 год.

Город

З/П, руб.

Москва

65000-66000

Санкт-Петербург

45500

Белгород

27000

Брянск

21000

Владимир

23000

Воронеж

26000

Иваново

21000

Калуга

27000

Кострома

225000

Курск

23000

Липецк

25000

Орел

17000

Следовательно, в большинстве своем население просто не в состоянии приобрести импортную продукцию, но способно покупать доступную отечественную. Однако, не стоит забывать, что эта информация не касается каждого жителя приведенных в таблице городов. Это усредненная информация, отражающая общую картину. Не взирая на показатели, более богатые слои населения в меньшинстве, но в состоянии позволить более дорогую и надежную продукцию.

1.2 Способы оценки конкурентной позиции

В настоящее время используются следующие подходы к оценке конкурентных позиций предприятия.

Изучение конкурентоспособности с позиций сравнительных преимуществ на базе теории равновесия. Данный подход основан на классической теории международного разделения труда, учитывающей закон сравнительных преимуществ. Согласно этому закону каждая страна специализируется на производстве и экспорте тех товаров, по которым ее издержки более низкие, хотя в отдельных случаях по абсолютной величине они могут быть выше, чем у конкурентов.


На практике определить сравнительные преимущества крайне затруднительно. Чаще всего используется подход, основанный на пред­положении о том, что чем ниже издержки производства в отрасли, тем большие преимущества имеет предприятие (отрасль) по сравнению с конкурентами. В конечном счете, сравнительные преимущества оп­ределяются по конечному результату взаимодействия предприятия с рынком с точки зрения достижения поставленных целей по следующим показателям: объем прибыли, норма прибыли, уровень продаж, доля рынка.

Теория равновесия по Маршаллу предполагает такое состояние предприятия, когда у него нет стимулов для кардинального изменения своего положения на рынке. В условиях равновесия все факторы производства используются с одинаковой эффективностью. Поэтому у конкурентов отсутствуют стимулы для вхождения в отрасль. Критерием конкурентоспособности в данной ситуации является наличие у предприятия факторов производства, которые могут быть использованы с большей, чем у конкурентов, эффективностью. Данный подход начал применяться в ОЭСР Комитетом по изучению экономического положения и проблем развития и предполагает использование таких показателей, как процентные ставки по банковским кредитам, относительная стоимость закупаемого оборудования и относительные ставки заработной платы.

Методологию, основанную на теории равновесия, можно исполь­зовать для оценки конкурентоспособности потенциала конкретного предприятия лишь ограниченно. Это объясняется тем, что теория была разработана для системы несовершенной конкуренции и базируется на утверждении о том, что отрасль должна прийти в состояние равновесия, что в реальности крайне редко наблюдается на длительный период времени.

Изучение конкурентоспособности на основе теории эффективной конкуренции. Этот подход предполагает определение критерия эффективной конкуренции структурным и функциональным методами.

Согласно структурному методу оценка конкурентоспособности предприятия определяется по уровню монополизации отрасли, а именно: по степени концентрации производства и капитала и учету «входных барьеров». В международном маркетинге выделяются следующие базовые факторы, определяющие интенсивность конкуренции и уро­вень конкурентоспособности предприятия: потенциал рынка, легкость доступа, вид товара, «входные барьеры», однородность рынка, структура отрасли (конкурентные позиции предприятия), степень вовлечения предприятий в отрасль, возможность технологических нововведений, экономия на масштабе, диверсификация предприятий.