Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Глава 1. Теоретические аспекты исследования оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы «Понятие оперативно-розыскной деятельности» определяется необходимостью совершенствования оперативно-розыскных органов в ходе проведения оперативно-розыскной деятельности и правового регулирования их деятельности. Необходимость и достаточность правового регулирования оперативно-розыскной деятельности объективно подтверждается стабильностью обеспечиваемого правопорядка.

С уровнем правового регулирования оперативно-розыскной деятельности прямо связана ее результативность. Недостаточная урегулированность открывает простор для воздействия субъективного фактора, причем это воздействие имеет и позитивный, и негативный характер. 

Одним из негативных последствий проведения оперативно-розыскных мероприятий является возможность использования полученных сведений в личных целях. Ведь развитие оперативно-розыскной деятельности предполагает все более глубокое погружение в частную жизнь различных лиц, извлечение множества сведений, в том числе и таких, которые их обладатели не хотели бы оглашать. Логика развития системы обеспечения государственной безопасности и правопорядка такова, что эти вторжения с развитием государства будут все более глубокими и всеобъемлющими. Уже сейчас технические средства наблюдения провожают нас до дверей наших домов. Законодателю необходимо представлять себе пределы сбора информации.

Не менее важный результат - оценка возможности реализации сведений самими оперативно-розыскными органами: наиболее эффективно правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в том случае, когда, ограничивая возможности злоупотребления полномочиями, оно все же не сковывает инициативу исполнителей.

Цель исследования: рассмотреть понятие оперативно-розыскной деятельности.

В соответствии с целью в работе поставлены задачи:

1. Рассмотреть понятие оперативно-розыскной деятельности и ее оперативно-технического обеспечения.

2. Охарактеризовать правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности и ее результатов.

3. Обозначить проблемы обеспечения прав личности в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности.

4. Предложить возможности и формы использования в доказывании по уголовным делам сведений, полученных в ходе оперативно-розыскных мероприятий и направления разрешения проблем в ходе оперативно-розыскной деятельности.

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывавшиеся в процессе выполнения гласных и негласных мероприятий по добыванию, проверке и реализации информации о противоправных и опасных для государства деяниях и лицах, совершавших эти деяния.


Предмет исследования включает в себя нормативно-правовые акты, другие документальные материалы, характеризующие организацию, формы и методы деятельности розыскных органов.

Источниками исследования являются: Конституция Российской Федерации, Кодексы (УК РФ, УПК РФ), Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности», а также научные труды отечественных авторов по конституционному праву и отраслевым юридическим наукам, материалы судебной практики и СМИ.

Практическая и теоретическая значимость результатов исследования: выводы и предложения, сформулированные в работе, могут быть использованы законодателями в правотворческом процессе, при совершенствовании правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.

Структура исследования включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования оперативно-розыскной деятельности

1.1. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее оперативно-технического обеспечения

Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности»[1], в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1).

Также, оперативно-розыскная деятельность не только направлена на борьбу с преступностью, но в некоторых случаях и на проверку лиц, поведение которых не связано с преступной деятельностью.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности», органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в пределах своих полномочий также вправе собирать данные, необходимые для принятия решений: о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды; о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления; об установлении или поддержании лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ); об обеспечении безопасности органов, осуществляющих ОРД; о выдаче разрешения на частную детективную и охранную деятельность. Таким образом, Законом урегулированы правоотношения, объектами которых являются любые, в том числе и законопослушные, граждане (ч. 2 ст. 7). Эта норма указывает на то, что объектами ОРД могут быть любые лица, в том числе и проверяемые.


Согласно ст. 3 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности»[2] ОРД основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на специальных принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Наличие специальных принципов является отличительным признаком всей ОРД, выделяя её в особый вид государственной правоохранительной деятельности. Одновременно они обусловливают и определённую специфику в реализации конституционного принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД.

Формирование оперативной готовности оперативных подразделений к применению оперативно-технических средств предполагает овладение оперативными сотрудниками определенной суммой знаний, навыками и умениями их использования, а также признание их значимости в своей профессиональной деятельности при решении задач ОРД.

Современные возможности ОТС, в том числе разработанных или конструктивно приспособленных в целях достижения эффективного выявления и фиксации оперативно значимой информации, требуют наличия у оперативных сотрудников специализированных углубленных знаний о тактико-технических характеристиках соответствующих видов средств оперативной техники и навыков по их применению.

Профессиональная деятельность сотрудников протекает в специфических условиях, преимущественно не гласно, которые нельзя не учитывать при проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием ОТС.

В.Н. Омелин считает, что понятие оперативно-технического обеспечения ОРД можно рассматривать в широком и узком смысле[3].

В широком смысле оперативно-техническое обеспечение ОРД предполагает:

- формирование комплекса законодательных, подзаконных, в том числе ведомственных, нормативных правовых актов, регламентирующих применение технических средств в ОРД;

- повышение уровня оперативно-технической подготовки сотрудников оперативных подразделений, применяющих ОТС при решении возложенных на них оперативно-служебных задач;

- модернизацию имеющихся и создание новых образцов ОТС, используемых в ОРД;

- улучшение технического оснащения оперативных подразделений.

Основываясь на этих положениях, оперативно-техническое обеспечение ОРД в широком смысле можно сформулировать как систему правовых, научных, организационных и иных мер по созданию необходимых условий для разработки, внедрения и практического использования оперативно-технических средств, применяемых для решения возложенных на оперативные подразделения оперативно-служебных задач.


Соответственно, субъектами такого обеспечения являются соответствующие структурные подразделения государственных органов, осуществляющие ОРД (МВД, ФСБ, ФСИН России и др.), учебные, научные учреждения и территориальные подразделения указанных органов.

Оперативно-техническое обеспечение ОРД в узком смысле характеризуется следующими признаками:

- осуществляется только в рамках и способами, указанными в законах и подзаконных, в том числе ведомственных, нормативных актах органов, осуществляющих ОРД;

- субъектами этой деятельности могут быть только оперативные сотрудники, а также лица, оказывающие им конфиденциальное содействие;

- практическое применение ОТС осуществляется в зависимости от конкретной оперативно-розыскной ситуации.

Решение оперативного сотрудника об использовании ОТС зависит, прежде всего, от уяснения следующих вопросов: можно ли получить фактические данные, представляющие оперативный интерес, без применения ОТС и будут ли при этом обеспечены полнота и точность фиксации указанных сведений.

Рассмотрим типичные оперативно-розыскные ситуации, которые требуют применения средств оперативной техники при проведении оперативно-розыскных мероприятий:

- невозможность или крайняя затруднительность получения оперативно значимой информации иным путем;

- быстрота и эффективность, которые сопутствуют поставленной цели;

- возможность зашифровать оперативно-розыскные силы, средства и методы работы;

- возможность искусственного создания условий для наиболее вероятного оставления следов преступления.

Основываясь на этих положениях, оперативно-техническое обеспечение ОРД в узком смысле может быть определено следующим образом.

Это предусмотренное законами и подзаконными, в том числе ведомственными, нормативными актами органов, осуществляющих ОРД, практическое применение оперативными сотрудниками, а также лицами, оказывающие им конфиденциальное содействие, оперативно-технических средств при проведении оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих получение фиксированной информации о действиях объектов оперативной заинтересованности, а также фактах и событиях в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, и решения других задач, возложенных на оперативные подразделения.

Выделим лишь наиболее значимые стороны основных признаков (элементов) оперативно-технического обеспечения ОРД (техническую оснащенность оперативных подразделений, оперативную готовность оперативных сотрудников к использованию оперативно-технических средств и постоянную и ситуационную оперативную готовность оперативных сотрудников к использованию оперативно-технических средств).


Техническая оснащенность оперативных подразделений.

Этот элемент наиболее значимый в представленной нами системе. Техническая оснащенность оперативных подразделений выражена в степени оснащенности ОТС обнаружения и фиксации оперативно значимой информации. Степень технической оснащенности, как в качественном, так и в количественном отношении, отражает возможности оперативных подразделений успешно решать поставленные перед ними оперативно-служебные задачи.

Оперативная готовность оперативных сотрудников к использованию оперативно-технических средств.

Акцентируя внимание на этом аспекте, следует подчеркнуть, что можно иметь в достаточном количестве любую технику и не получить желаемого эффекта, так как техника сама по себе, без специалистов, в совершенстве владеющих ею, ничего решить не способна. Самый современный и совершенный компьютер без надлежащего программного обеспечения и грамотного пользователя — это не более чем дорогостоящие «счеты» или, в крайнем случае, пишущая машинка.

Поэтому подход к оперативно-техническому обеспечению ОРД только как к проблеме снабжения оперативных подразделений средствами оперативной техники не верен по существу. Обеспечение оперативных подразделений оперативно-техническими средствами — это только один из элементов системы оперативно-технического обеспечения ОРД, никоим образом не исчерпывающий его содержания.

По общему правилу, для применения оперативно-розыскных сил, средств и методов требуется, чтобы оперативный состав действовал быстро, тактически грамотно, был подготовлен к решению возникающих оперативно-тактических задач.

С нашей точки зрения, оперативная готовность сотрудников оперативных подразделений к применению ОТС представляет собой адекватную требованиям ОРД профессионально-техническую подготовку оперативных сотрудников, включающую специальные знания, умения, навыки по применению ОТС при выполнении возложенных на них оперативно-служебных задач.

Наряду с постоянной оперативной готовностью оперативных сотрудников к использованию ОТС существует состояние ситуационной оперативной готовности, отражающее особенности складывающейся оперативно-розыскной ситуации при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Ситуационная оперативная готовность — это актуализация приобретенных ранее знаний, умений, навыков, имеющегося опыта для решения конкретных оперативно-тактических задач, возникающих в ходе ОРД; состояние мобилизованности оперативного сотрудника на целенаправленное тактически грамотное применение ОТС в конкретных условиях.