Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Глава 1. Теоретические аспекты исследования оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Постоянная и ситуационная оперативная готовность оперативных сотрудников к использованию оперативно-технических средств находится в сложном взаимодействии. Будучи реализованным, состояние ситуационной оперативной готовности оказывает обратное управляющее воздействие на компоненты постоянной оперативной готовности к применению оперативно-технических средств.

1.2. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности и ее результатов

Под правовой основой оперативно-розыскной деятельности следует понимать совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности.

Правовая основа ОРД закреплена в ст. 4 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности»[4]. Часть 1 указанной статьи относит к правовой основе ОРД, прежде всего, Конституцию Российской Федерации[5], которая закладывает важнейшие принципы отношений между правоохранительными органами и гражданами в сфере борьбы с преступностью.

К таким принципам относятся: признание государством высшей ценностью прав и свобод человека (ст. 2), равенства граждан перед законом (ст. 19), соблюдение норм международного права в области обеспечения прав человека (ст. 17), обеспечение права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23), на неприкосновенность жилища (ст. 25), гарантии судебной защиты прав и свобод граждан (ст. 46), презумпция невиновности (ст. 49), установление законодательного порядка ограничения основных конституционных прав для достижения общественно значимых целей (ст. 55) и некоторые другие. Ряд этих принципов дополнительно закреплен в ст. 3 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности».

В Конституции РФ закреплены полномочия органов государственной власти по принятию законодательных актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью (статьи 76, 90, 104, 105, 115).

Ряд норм Конституции РФ напрямую регламентирует условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. В частности, ч. 2 ст. 23 и ст. 25 предписывают обязательность получения судебного решения в случае необходимости ограничения права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища. Эти нормы Конституции РФ конкретизированы в ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности».


После Конституции РФ главная роль в правовом регулировании ОРД по праву принадлежит указанному закону. Этот законодательный акт пришел на смену Федеральному закону Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 13 марта 1992 г., который был первым в истории российского права законом, регламентирующим ОРД. До этого оперативно-розыскная деятельность регулировалась ведомственными нормативными правовыми актами.

Таким образом, Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» находится в состоянии постоянного совершенствования, а наиболее радикальные предложения специалистов сводятся к необходимости разработки и принятия новой редакции этого Закона.

Правовую основу ОРД, кроме указанного Закона, составляет довольно значительное число других законодательных актов, которые можно разделить на три основные группы:

- устанавливающие общие положения осуществления ОРД;

- регламентирующие деятельность отдельных субъектов ОРД;

- регулирующие отношения, возникающие при решении частных задач ОРД.

К законодательным актам, устанавливающим общие положения осуществления ОРД, следует отнести Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.08.2019)[6] и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019)[7].

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.08.2019) определяет материальные признаки преступлений, на выявление, предупреждение и раскрытие которых нацелена ОРД. Установление наличия этих признаков является согласно ст. 7 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а при их отсутствии ОРД осуществляться не может.

В УК РФ содержится ряд правовых институтов и норм, имеющих важное значение для осуществления ОРД. Так, ст. 15 УК РФ раскрывает понятие тяжкого преступления, признаки которого, согласно ст. 8 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности», являются одним из основных условий проведения некоторых оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ).

Уголовно-правовые институты крайней необходимости (ст. 39 УК РФ) и обоснованного риска (ст. 41 УК РФ) используются при проведении таких оперативно-розыскных мероприятий, как проверочная закупка, оперативный эксперимент, оперативное внедрение и контролируемая поставка.


Институт деятельного раскаяния (ст. 75 УК РФ) лежит в основе реализации одной из важных норм Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности», предусматривающей освобождение от уголовной ответственности лиц, привлеченных к сотрудничеству с оперативными аппаратами. Установление целого ряда уголовно-правовых запретов (ст. 137-139, 283, 286, 293, 330 УК РФ и др.) является одной из гарантий соблюдения законности и прав граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий.

К законодательным актам, устанавливающим общие положения ОРД, необходимо отнести и уголовно-процессуальное законодательство, которое придало органам исполнительной власти, наделенным полномочиями по осуществлению ОРД, статус органов дознания (ч. 1 ст. 40 УПК РФ).

Определяя полномочия органа дознания, новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) запретил проведение дознания лицом, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41).

УПК РФ определяет порядок взаимодействия следователя и оперативного работника при расследовании преступлений (ч. 4 ст. 157, ч. 2 ст. 163, ч. 7 ст. 164); устанавливает перечень преступлений, по которым обязательно предварительное следствие (ст. 150), что, согласно ст. 8 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности», является обязательным условием осуществления ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан.

Определяя обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу (ст. 73 УПК), виды доказательств (статьи 74-81 УПК РФ), способы их собирания, проверки и оценки (статьи 86-88 УПК РФ), понятие результатов ОРД (п. 36 (прим) ст. 5) и их использование в доказывании (ст. 89 УПК РФ), уголовно-процессуальный закон служит основой для определения приемов получения оперативно-розыскной информации и процедур ее использования в уголовном процессе.

Одним из составных элементов правовой основы оперативно-розыскной деятельности являются законодательные акты, регламентирующие деятельность отдельных субъектов ОРД, которые закладывают основы разграничения полномочий оперативных подразделений, определяют их задачи, устанавливают права и обязанности.

К правовой основе ОРД, согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности», относятся также иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Их можно разделить на три группы:


- указы Президента Российской Федерации;

- постановления Правительства Российской Федерации;

- акты Конституционного Суда и Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащие разъяснения и толкование норм оперативно-розыскного законодательства с точки зрения их конституционности.

Не менее важную роль в правовом регулировании ОРД играют международные правовые акты. Однако законодатель не включил их в ст. 4 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности», хотя ч. 4 ст. 15 Конституции РФ рассматривает нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в качестве составной части ее правовой системы.

Анализ содержания Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» позволяет заключить, что международные правовые акты являются самостоятельными источниками правового регулирования ОРД. В частности, п. 6 ч. 1 ст. 7 указанного закона рассматривает запросы международных правоохранительных организаций в качестве самостоятельного основания проведения ОРМ, а п. 3 ст. 14 закрепляет в числе обязанностей оперативных служб необходимость выполнения запросов правоохранительных органов иностранных государств.

Таким образом, можно сделать вывод, что правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляет весьма обширный перечень законодательных и иных нормативных правовых актов, знание и соблюдение которых является необходимым условием успешного ее осуществления.

В правоприменительной практике следует учитывать, что правовая основа оперативно-розыскной деятельности находится в состоянии динамичного развития и постоянного совершенствования.

Н.А. Кирюшева обращает внимание на ряд причин, которые связаны с проблемами правового регулирования[8]:

- законодательно не определены исходные понятия, составляющих содержание ОРД;

- не соответствие норм оперативно-розыскного и смежных отраслей законодательства;

- отсутствие детализации порядка и условий обеспечения конституционного принципа законности в сфере ОРД в отношении объектов и субъектов (участников) этой деятельности.

Острые противоречия возникают при проведении оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан. В Федеральном законе от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности»[9] установлено, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих перечисленные в нем конституционные права, допускается на основании судебного решения. В то же время часть таких мероприятий согласно указанному закону - осуществляется в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами-субъектами ОРД (ч. 4 ст. 6). При этом неясно, кто в этих случаях должен получать судебное решение на проведение ОРМ. В ряде случаев соблюдение законодательно предусмотренных сроков уведомления суда (судьи) о начатых неотложных ОРМ объективно невозможно, поскольку при совпадении выходных и праздничных дней общая продолжительность нерабочего времени может составить от трех до четырех суток. С учетом этого уведомление суда о проведении неотложных мероприятий в указанных случаях целесообразно законодательно продлить до первого после выходных рабочего дня.


Достаточно много сложностей возникает при использовании результатов ОРД в уголовном процессе. К сожалению, они не разрешены и новым Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019)[10]. В ст. 89 УПК РФ, специально посвященной этому вопросу, содержится лишь общая норма, запрещающая использование результатов ОРД, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в уголовном судопроизводстве.

В главах 10 и 11 УПК РФ, излагающих требования к доказательствам и закрепляющих порядок доказывания, результаты ОРД даже не упоминаются.

Отсутствие в УПК РФ норм, прямо определяющих возможные способы и субъектов получения процессуально значимой оперативно-розыскной информации, ставит под вопрос законность добытых в процессе ОРД сведений, используемых в уголовном процессе. Поэтому четко закрепленный в УПК статус оперативно-розыскных данных как источников доказательственной информации позволил бы, по мнению многих практических работников, вводить ее в уголовный процесс непосредственно «из первых рук».

Таким образом, процедура использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе с принятием нового УПК нисколько не упростилась. Возникающие при этом вопросы по-прежнему связаны с разрешением сложной двуединой проблемы - максимально полной трансформации оперативно-розыскных данных в доказательства и эффективной защиты негласных участников ОРД. Сложность процессуального закрепления результатов ОРД нередко является причиной приостановления уголовных дел за неустановлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых, хотя фактически они бывают при этом установленными.

Нерешенной остается проблема защиты штатных негласных сотрудников оперативных подразделений и лиц, оказывающих им конфиденциальную помощь. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности»[11] по существу лишь декларирует ее, т.к. всесторонне разработанный и отработанный механизм их защиты в российском законодательстве отсутствует. Дополнив перечень оперативно-розыскных мероприятий такими рискованными, как оперативное внедрение, оперативный эксперимент и контролируемая поставка, законодатель не обеспечил надежными правовыми гарантиями их участников, подлежащих государственной защите.

Таким образом, на основе вышеизложенного, а также на основе обобщения практики органов, осуществляющих ОРД, следует приступить к разработке новой редакции Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» и другие законодательные акты. Это могут быть Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ, федеральные законы «О связи», «О почтовой связи», «О банках и банковской деятельности», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О борьбе с терроризмом».