Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Общие положения финансовой политики РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

За последний период времени значительное воздействие на стратегию и тактику финансовой политики в РФ оказала неустойчивая обстановка в мире. Применение санкций со стороны США и Западных стран напрямую призывают к конфронтации на уровне государств и являются официаль­ным объявлением «экономической холодной войны» против Российской Федерации. США стремится к созданию экономических и финансовых кризисов в нашей стране, разрушению фондовых рынков, чтобы как мож­но больше извлечь средства из экономики России и заставить брать креди­ты у США. После введения санкций против РФ в нашей стране появилась необходимость в создании собственной национальной платежной системы, которая не должна зависеть от всех иностранных валют. До тех пор, пока в России не будет создана такая система, не следует говорить о какой-либо независимости от других государств. [6, с. 104]

В связи со сложившейся ситуацией Российской Федерации необходимо создать новую экономическую и финансовую политику, в интересах кото­рой должны быть на первом месте валютно-финансовая, денежно- кредитная и налоговая политика страны.

Проводимая страной финансовая политика обязана принимать во вни­мание инновационные тенденции развития экономики в обществе, учиты­вать особенности внутренней и внешней обстановки, реальный финансо­вые и экономические резервы страны, и именно от степени ее рациональ­ности будут зависеть темпы развития различных отраслей промышленно­сти Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод, что эффективное осуществление финансовой политики РФ зависит от выполнения поставленных целей го­сударства, последовательного выполнения необходимых реформ, быстрое реагирование на изменение условий экономического развития и своевре­менного принятия решений для устранения проблем.

1.2 Характеристика элементов финансовой политики

Деятельность многих стран включает в себя компоненты, являющиеся ключевыми, которые определяют место этого государства на мировой арене и при этом определяют стабильность в экономике. Главной и самой значимой составной частью является финансовая политика. При её помощи обеспечивается регулирование денежных потоков, находящихся как внутри государства, так и за его пределами.

Финансовая политика - это составная часть экономической политики страны, в которой конкретизированы основные направления развития производства, определены объемы финансовых ресурсов, а также направления их использования, разработан механизм стимулирования и регулирования социально-экономических процессов с помощью финансовых методов.


Важным аспектом финансовой политики выступает формирование финансового механизма, с помощью которого осуществляется государственная деятельность в финансовой сфере.

Под финансовым механизмом понимается система установленных правительством страны видов, форм и методов организации отношений, касающихся финансов.

Финансовый механизм является наиболее динамичной частью финансовой политики, он изменяется в процессе решения тактических задач, именно поэтому можно наблюдать скорейшие изменения в финансовом механизме при переменах в экономической и социальной ситуации.

Выделим важнейшие задачи финансовой политики:

  1. Обеспечение условий, которые позволят сформировать максимально возможные финансовые ресурсы;
  2. Рациональное распределение финансовых ресурсов и их использование;
  3. Организация регулирования посредством финансовых методов социально-экономических процессов в стране;
  4. Разработка оптимального финансового механизма, его развитие вместе с изменяющимися целями.

Результаты финансовой политики во многом зависят от качественного механизма обсуждения и реализации интересов всех слоев населения и имеющихся у страны объективных возможностей применения различных факторов воздействия на финансовую политику.

Государственная политика в области финансов во многом зависит от степени развития финансовой системы страны и самостоятельности отдельных звеньев.

Элементы финансовой политики представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Основные составляющие политики в области финансов

Рассмотрим каждую составляющею подробно [1].

Налоговая политика —нацелена на создание налоговой системы, оптимальной для текущей экономической ситуации.

Это система правительственных мер в сфере взыскания налогов. Реализуется путем: изменения соотношения прямых и непрямых налогов; коррекции налогового механизма и его составляющих — базы, ставок и льгот; регулирования налогового бремени.

Бюджетная политика - это правительственная политика в области государственного бюджета и налогообложения, направленная на обеспечение занятости населения и получение валового национального продукта, способствующего ревальвации. [20, с. 471]

Денежно-кредитная политика (ДКП) страны - это совокупность мероприятий в области кредита и денежного обращения, направленных на достижение экономического благополучия страны.

В рамках ценовой политики осуществляется регулирование тарифов и цен на монопольную продукцию.


Таможенная политика - это деятельность государства, направленная на регулирование внешнеторговой деятельности путем установления особого режима перемещения товара через государственную границу.

Социальная политика — комплекс экономических, правовых, организационных мер, направленных на поддержание определенного уровня жизни. Главной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения страны. [29, с. 383]

Цель инвестиционной политики - это повышение значимости бюджета в развитии государства, создание благоприятных условий для инвестирования, развитие кредитования, привлечение зарубежных инвестиций.

Все большую значимость приобретает международная политика в области финансов, основу которой составляет управление кредитными и валютно-финансовыми отношениями на международной арене. Такая политика направлена в большинстве случаев на развитие и наращивание производственных сил в стране.

Основная тенденция российской финансовой политики сохраняется, и заключается она в изъятии денег из бюджета и экономики и направлении их в Фонд Национального Благосостояния (ФНБ), залотовалютные резервы (ЗВР), а затем за границу.

Так, например, на промышленность в бюджете РФ предусмотрено 291 млрд. рублей на 2019 год, что на 32 млрд. больше 2018 года, и эта цифра сохраняется на следующие годы. Из этой суммы 236 млрд. рублей идет на транспортное машиностроение. На легкую промышленность всего 3,7 млрд. рублей. На производство средств производства - 5 млрд. рублей. Малый и средний бизнес в 2019 году получат 57 млрд. рублей. В 2019 году расходная часть бюджета увеличивается всего на 1,4 трлн. рублей, в основном за счет нефтегазовых доходов, почти 2 триллиона изымается из бюджета по бюджетному правилу. Рост расходов составляет 7,7% при инфляции в 5%, что соответствует обычному уровню роста.

Итак, к ресурсам финансовой политики РФ относятся:

  • развитые производительные силы, т.е. люди, которые находятся в трудоспособном возрасте, обладают определенными знаниями и могут участвовать в производственном процессе, а также основные фонды предприятий;
  • собственный финансовый капитал;
  • развитая финансовая инфраструктура.

Все эти три составляющие при взаимодействии образуют ключевые финансовые потоки.

Таким образом, в современных условиях роль финансовой политики значительно повышается. Он обеспечивает силу экономику государства, а также уровень активизации и дальнейшего роста экономических процессов в стране.


1.3 Содержание и цели финансовой политики

Сущность политики выражают отношения между социальными группами, классами, нациями по поводу установления, удержания, укрепления и реализации государственной власти.

Субъектами политики выступают отдельные индивиды, классы, элита, государство, партии, профсоюзы и другие социальные общности. По выбранному критерию различают политику: внешнюю и внутреннюю; экономическую, социальную, национальную, военную, культурную; местную, региональную, общегосударственную, международную, мировую (глобальную); стратегическую (долгосрочную) и тактическую (текущую).

Составной частью экономической политики является финансовая политика, которая присущими ей специфическими способами и методами содействует достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой.

Финансовая политика – деятельность государства по целенаправленному использованию финансов.

Главная цель финансовой политики – увеличение объёма финансовых ресурсов на базе экономического роста, наращивания государственных финансов для более полного удовлетворения общественных потребностей.

Содержание финансовой политики многогранно и может быть представлено как единство трёх составных частей:

  • выработка научно обоснованных концепций развития финансов;
  • определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;
  • осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей. [4, с. 71]

Финансовая политика получает правовое оформление в финансовом праве. Финансовое право – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Требования к формированию финансовой политики.

  • Учёт конкретных исторических условий и особенностей момента. Это означает, что финансовая политика должна исходить из потребностей развития общества на данном этапе, учитывать особенности внешней и внутренней обстановки, учитывать возможности государства.
  • Научный подход к выработке финансовой политики. Знание и учёт всех факторов, влияющих на общественное развитие, соответствие объективным законам экономики, знание и учёт выводов теории финансов и т.п.
  • Комплексный подход к выработке и проведению финансовой политики. С одной стороны это согласование мероприятий финансовой политики во всех звеньях финансовой системы, с другой стороны – обеспечение тесной взаимосвязи между функциональными частями финансовой политики.
  • Результативность финансовой политики. Реализация мероприятий финансовой политики должна предусматривать финансовую отдачу и её постоянный рост. [16, с. 85]

На современном этапе финансовая политика является составной частью общей экономической политики, и её цели исходят из целей общеэкономических. Общеэкономические цели:

  • преодоление спада материального производства;
  • обеспечение прогрессивного научно-технического развития во всех областях;
  • повышение социальной защищенности граждан, подъём уровня благосостояния.

Исходя из общегосударственных целей, цели финансовой политики следующие:

  • Финансовая поддержка предпринимательства, ограничение монополизма.
  • Усиление влияния финансов на структурную перестройку экономики.
  • Стабилизация кредитно-денежной системы. Преодоление кризиса неплатежей.
  • Сокращение нерациональных государственных расходов, прежде всего дотаций и льгот.
  • Увеличение поступлений в бюджеты за счёт собираемости налогов, за счёт ликвидации неоправданных налоговых льгот, за счёт перекрытия внетаможенного ввоза товаров.
  • Активное развитие финансового и страхового рынка.
  • Проведение жёсткого контроля за целевым расходованием средств бюджета.
  • Привлечение иностранных инвестиций. [10, с. 94]

В России финансовая политика является прерогативой федеральных органов управления. Поэтому под государственной финансовой политикой понимается совокупность мероприятий государства в области финансов, проводимых в целях мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования для осуществления своих функций и задач

Глава 2 Анализ современной финансовой политики в Российской Федерации

2.1 Характеристика современной финансовой политики Российский Федерации

Финансовая политика Российской Федерации в настоящее время отталкивается от текущей экономической ситуации. Изменения внешних и внутренних факторов, включая динамику цен на нефть и другие товары российского экспорта, сохраняющееся геополитическое напряжение, продолжение действия экономических санкций в отношении России, отток капитала, все это свидетельствует о необходимости учета данных факторов при разработке и реализации финансовой политики.