Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Общие положения финансовой политики РФ).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика сущности, целей и задач финансовой политики Российской Федерации
1.1 Общие положения финансовой политики РФ
1.2 Характеристика элементов финансовой политики
1.3 Содержание и цели финансовой политики
Глава 2 Анализ современной финансовой политики в Российской Федерации
2.1 Характеристика современной финансовой политики Российский Федерации
2.2 Проблемы финансовой политики РФ
2.3. Направления развития финансовой политики Российский Федерации на 2019-2024 год
К мерам ужесточения налогового администрирования можно отнести ужесточение последствий неуплаты налоговых и других фискальных платежей (повышение ставки пеней за просрочку уплаты налогов, начиная с 31 дня просрочки), консолидация неналоговых платежей в Налоговый кодекс РФ. Первым шагом в этом направлении следует считать возврат с 2017 г. страховых взносов (кроме «травматизма») в сферу налогового законодательства.
Одной из важных особенностей неналоговых платежей (платежи за недра, экологические платежи, система «Платон» и пр.) является весьма слабый механизм администрирования платежей. Поэтому консолидация неналоговых платежей в Налоговый кодекс РФ позволит улучшить качество их администрирования, попутно пополняя казну дополнительными суммами пеней и штрафов.
Кроме того, одними из направлений налоговой политики являются усиление борьбы с теневой экономикой, развитие электронных технологий контроля экономической деятельности, в том числе для целей налогообложения. Здесь следует отметить внедрение с 2015 г. автоматизированной системы АСК НДС-2, которая дала налоговым органам новые и весьма широкие возможности анализа хозяйственных связей налогоплательщиков с контрагентами, использование с 1 июля 2016 г. электронного ресурса ЕГАИС для контроля розничных продаж подакцизной алкогольной продукции, внедрение с 1 июля 2017 г. онлайн- касс. Все эти меры открывают большие возможности контроля налоговыми органами за хозяйственной деятельностью юридических и физических лиц [2, с. 147-149].
Подведя итог, можно сказать, что дальнейшее совершенствование финансовых и бюджетных механизмов позволит выйти российской экономике из кризиса и перейти к инновационному развитию.
2.2 Проблемы финансовой политики РФ
Составной частью экономической политики России является финансовая политика. Ее основные цели и задачи разрабатывают и реализуют Президент РФ, исполнительные органы государственной власти РФ и утверждают законодательные органы государственной власти РФ путем рассмотрения и утверждения бюджетов на очередной финансовый год.
Органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов РФ, опираясь на цели и задачи политики Российской Федерации, строят финансовую политику на соответствующей территории. Актуальность рассмотрения финансовой политики на современном этапе обуславливается ее определяющей ролью по отношению к региональной.
В ее состав входит налоговая политика, инвестиционная политика, социальная политика и бюджетная, которая занимает центральное место. Она играет важную роль в формировании финансовой базы развития государства и обеспечении для его граждан достойных условий жизни.
В основные задачи бюджетной политики РФ на среднесрочную перспективу можно включить:
- использование долгосрочного и среднесрочного бюджетного планирования;
- внедрение программно-целевого метода в бюджетный процесс, предполагающего ориентацию бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов;
- повышение эффективности использования бюджетных средств;
- переход от сметного финансирования бюджетных учреждений и прямого предоставления значительной части бюджетных услуг к принципу их оплаты в соответствии с получаемыми обществом результатами;
- повышение эффективности государственной социальной политики;
- совершенствование механизма оплаты труда в бюджетной сфере, обеспечивающее соответствие уровня заработной платы работников этой сферы среднему уровню оплаты труда в коммерческом секторе соответствующей отрасли, повышение производительности труда и качества оказываемых бесплатных социальных услуг.
Политика в области государственного социального страхования, связанная с функционированием государственных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования и социальную защиту населения при временной нетрудоспособности, является важной составной частью финансовой политики Российской Федерации на современном этапе. Эффективная ее реализация прежде всего влияет на социальное развитие общества, улучшение условий жизни и благосостояние населения.
К главным проблемам финансовой политики России можно отнести:
1. Сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов, которая позволяет уравнять величину поступлений в бюджет и расходов. А превышение же расходов над поступлениями влечет за собой несбалансированность бюджета, он становится не эффективен. Такое явление сопутствует кризисам, чрезвычайным ситуациям, ошибкам правительства в управлении финансовой политикой. Решение данной проблемы может быть достигнуто за счет увеличения сбора налогов и сокращения расходов, расширения источников финансирования бюджета.
Совершенствование налоговой системы. Налоговая система России - молодая, имеет недостатки и недоработки как на методологическом уровне, так и на концептуальном.
В настоящее время она не может служить экономическому развитию, является одним из существенных факторов, способствующих экономическому спаду и стагнации.
Достичь усовершенствования можно путем расширения налогооблагаемой базы, сокращения просроченной задолженности, усиления финансового контроля, введения государственной монополии на производство алкогольной продукции. Она должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания.
Оптимизация структуры расходов государства. Необходимо решить вопрос о реструктуризации государственного долга и установлении верхней границы доходности по государственным заимствованиям.
Принятие реального бюджета. Для решения данной проблемы нужно возрождать производство в стране, создавать условия, при которых накопления и активы, созданные в России, будут работать именно в отечественных интересах.
Расширение инвестиционного финансирования, которое может быть достигнуто за счет внутренних и внешних заимствований, вкладов средних слоев населения, а также лиц, получающих высокие и сверхвысокие доходы, средств нерезидентов.
Обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики путем формирования активов Федеральной резервной системы за счет правительственных займов, доходность которых соответствует учетной ставке ФРС (как это практикуют в США).
Большое значение имеет стабилизация валютного курса рубля. Нужно обратить внимание на проблему перевода валютных корреспондентских счетов российских банков в Банк России. Благодаря этому снизился бы вывоз капитала, возросла денежная масса в обращении.
Повышение эффективности использования государственной собственности, а именно обеспечить поступление в бюджет арендной платы, дивидендов от использования государственного имущества.
Переход к единому счету Федерального казначейства, что обеспечит централизацию всех средств бюджета, минимизацию остатков на отдельных бюджетных счетах. Ресурсы могли бы эффективно использоваться на покрытие кассовых разрывов бюджета. Казначейская система требует серьезного реформирования.
Развитие финансовых взаимоотношений со странами СНГ и дальнего зарубежья (использование во взаимных расчетах доллара США, привлечение крупных внешних займов).
Важно проводить согласованную финансовую политику, направленную на интересы широких слоев населения, потому что именно они создают национальное богатство и обладают огромным интеллектуальным потенциалом. Преодоление финансового кризиса находится на базе оживления, развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы и укрепления экономических и политических позиций России.
2.3. Направления развития финансовой политики Российский Федерации на 2019-2024 год
Президентом России были поставлены национальные цели развития на ближайшие 6 лет практически во всех сферах общественной жизни – повышение качества жизни и благосостояния граждан, снижение бедности и неравенства, повышение качества и доступности здравоохранения и образования, создание современной инфраструктуры.
Достижение этих амбициозных целей возможно только на надежной и крепкой основе устойчивого ускорения экономического роста.
Расширение потенциала экономики
Повышение инвестиционной активности
В целях повышения инвестиционной активности в соответствии с Посланием Президента Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г. Правительством разработан план мероприятий, направленных на ускорение темпов роста инвестиций в основной капитал и повышение до 25% их доли в ВВП. При этом в части бюджетной политики стимулирование инвестиций должно включать меры по трем ключевым направлениям:
I. Системные меры, в том числе:
- Формирование стабильных налоговых условий. Ключевая цель в части предлагаемых изменений налогообложения ненефтегазового сектора – зафиксировать налоговые условия для делового сообщества на ближайшие 6 лет, предусмотрев при этом такую донастройку налоговой системы, которая способствовала бы реализации национальных целей развития, поставленных Президентом Российской Федерации.
- Учитывая высокое искажающее влияние и болезненность (для бизнеса) налогов на труд, представляется, что изменение структуры налоговой нагрузки, предполагающее гарантию неувеличения текущего уровня страховых взносов с небольшим увеличением уровня косвенного налогообложения, соответствует логике такой донастройки.
- Соответственно повышена основная ставка НДС с 18% до 20% с фиксацией на постоянной основе ставки тарифа страховых взносов на уровне 30%. При этом в целях минимизации влияния повышения ставки НДС на социально-незащищенные группы людей, льготные ставки НДС на основные социально значимые товары и услуги сохранены.
- В качестве меры для обеспечения стабильных налоговых условий предлагается внести изменения в налоговое и бюджетное законодательство, предусматривающие, что ключевые изменения элементов налогообложения, ухудшающие положение налогоплательщиков или существенно изменяющие налоговые условия, опубликованные после 1 сентября, вступают в силу не ранее, чем через год.
- Стабильность и предсказуемость неналоговых (квази-налоговых) платежей. Помимо налоговых условий, также важна и предсказуемость таких элементов фискальной системы как неналоговые платежи. Основная задача – обеспечить предсказуемые условия ведения бизнеса, навести порядок в существующих и предотвратить бесконтрольное появление новых платежей. Данная задача будет решаться поэтапно. На первом этапе по тем из них, которые обладают признаками налогов или сборов, предполагается регулирование в рамках налогового законодательства. В дальнейшем предполагается выработать подходы к регулированию остальных платежей по результатам их инвентаризации и анализа.
- Создание целостной системы управления средствами Фонда национального благосостояния. Такая система должна как предусматривать механизм минимизации бюджетных рисков посредством обеспечения минимального объема средств в форме ликвидных резервных активов, необходимого для покрытия в бюджетном цикле выпадающих доходов федерального бюджета в случае реализации масштабного внешнего стресса, так и содействовать увеличению доходности управления средствами Фонда при безусловном сохранении действенности механизма «бюджетных правил» в части обеспечения стабильности и предсказуемости экономических и финансовых условий вне зависимости от конъюнктуры рынка энергоносителей.
II. Стимулирующие налоговые и финансовые меры, в том числе:
- Налоговые меры.
Стимулом для инвестиций в рамках изменений параметров налоговой системы призвана стать отмена сложного и дестимулирующего ускоренное внедрение и развитие технологий отечественной промышленности налога на движимое имущество.
В целях стимулирования экспорта обеспечено ускорение возмещения НДС экспортерам путём снижения пороговых значений сумм, уплаченных предприятием за три предшествующих года налогов с 7 до 2 млрд рублей.
Совершенствование регулирования инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций, в том числе: (1) снятие ограничений на его применение участниками КГН; (2) расширение сферы его применения в части компенсации затрат налогоплательщиков, осуществляющих строительство объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур в рамках договора о комплексном освоении территории.
В целях обеспечения конкурентоспособности территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), расположенных в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) и свободного порта Владивосток (СПВ) по отношению к территориям, расположенным в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, и улучшения инвестиционного климата установлены пониженные тарифы страховых взносов резидентам ТОСЭР в ДФО и резидентам СПВ, получившим соответствующий статус и открывшим новые производства до 31 декабря 2025 г., установив минимальный объем инвестиций, осуществляемых такими резидентами.
- Финансовые меры.
Формирование долгосрочных источников финансовых ресурсов путем создания надежной системы пенсионных накоплений на основе накопительного пенсионного плана индивидуального пенсионного капитала и развития инструментов страхования жизни.
Справедливая конкурентная среда и сокращение теневого сектора
В 2019-2021 гг. планируется продолжить реализацию комплекса мер по улучшению администрирования доходов бюджетной системы, в том числе за счет дальнейшей цифровизации налогового администрирования и интеграции всех источников информации и потоков данных в единое информационное пространство с последующей автоматизацией ее анализа на основе внедрения современных технологий обработки больших массивов.
При этом особое внимание будет уделено повышению собираемости налога на доходы физических лиц и страховых взносов, а также созданию единой информационной среды налоговых и таможенных органов включая единый механизм сквозного контроля на всех этапах оборота импортных товаров, подлежащих прослеживаемости. Особенностью системы прослеживаемости будет являться полностью электронный документооборот счетов-фактур и универсального передаточного документа между уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по созданию, внедрению и сопровождению национальной системы прослеживаемости, и налогоплательщиками, в том числе применяющими специальные режимы налогообложения, при продаже импортных товаров.