Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Социальное обслуживание на сегодняшний день играет существенную роль в социальной защите пожилых граждан, поскольку направлено на удовлетворение базовых потребностей населения.
Организации социального обслуживания населения придаётся в нашей стране с каждым годом всё большее значение, оно рассматривается как крайне необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышающим эффективность всей государственной системы социального обеспечения. Социальная политика по отношению к пожилым гражданам, ее масштабы, направленность и содержание на протяжении всей истории страны находились под влиянием и определялись социально-экономическими и конкретными общественно-политическими задачами, стоявшими перед обществом на том или ином этапе его развития. Выделение в общей структуре социальной политики особого направления - социального обслуживания, касающегося благосостояния и здоровья пожилых граждан, обусловлено довольно специфическими условиями и образом жизни, особенностями их потребностей, а также уровнем развития общества в целом, его культурой.
Система социального обслуживания охватывает широкий спектр услуг, в частности: медицинскую помощь, содержание и обслуживание в домах-интернатах, помощь на дому нуждающимся в постороннем уходе, жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание, организацию досуга и т.д. В области социального обслуживания возможность реализации права на его получение часто зависит от решения компетентного органа, поскольку целый ряд социальных услуг, предоставляемых в данной сфере, всё ещё относится к числу дефицитных, негарантированных абсолютно каждому пожилому и нетрудоспособному человеку. Об этом, в частности, свидетельствует превышение числа нуждающихся в обслуживании с помещением в дома-интернаты по сравнению с общим числом мест в этих учреждениях; в социальной помощи на дому и возможностями данной службы и т. д.
Актуальность исследования темы данной курсовой работы обусловлена необходимостью совершенствования базы социального обслуживания населения, усилением социальной поддержки наиболее уязвимых слоев общества.
Цель курсовой работы заключается в исследовании оценки социального обслуживания населения.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить сущность, цели и задачи социального обслуживания населения.
2. Рассмотреть систему социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности.
3. Рассмотреть учреждения социального обслуживания населения: их виды, управление и специфика деятельности.
4. Выявить проблемы социального обслуживания в России и пути их решения.
Цели и основные задачи, поставленные в исследовании, определили структуру и логику работы, которая состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.
1. Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения
Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это гарантировано Конституцией РФ (ст.7).
До 1991 года отдельные аспекты социального обслуживания реализовывались в системе профсоюзов, органами социального обеспечения, а также общественными организациями.
Для нынешнего этапа развития теории и практики социальной работы в России характерны: целенаправленные усилия государства на всех уровнях (от федерального до муниципального) по обеспечению здоровой социальной среды жизнедеятельности человека, созданию системы поддержки людей; инициирования потенциала самопомощи человека (семьи), оказавшегося в трудной жизненной ситуации; предоставления социальной помощи отдельному человеку или группе лиц путем поддержки, консультирования, реабилитации, социального патронажа и использования других видов социальных услуг.
Социальное обслуживание является одной из форм социальной защиты населения России [11, с. 211].
В современных условиях социальное обслуживание выступает в качестве одного из важных принципов социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности.
В словаре социальной работы Р. Баркера социальное обслуживание определяется как «предоставление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящих от других (тем, кто не может сам о себе позаботиться)» [7, с. 325].
В соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» социальное обслуживание представляет собой деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, правовых услуг, по осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации [2].
Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным настоящим Федеральным законом.
К середине 1990-х гг. была сформирована правовая база основных секторов социальной сферы, заложены основы законодательного регулирования социально-экономического положения отдельных категорий населения (пенсионеры, беженцы, инвалиды, пожилые граждане, вынужденные переселенцы и др.). В первую очередь это основополагающие законодательные акты, устанавливающие основы правового регулирования в области социального обслуживания населения, повышения социальной защищенности граждан или отдельных категорий, а также устанавливающие для них экономические, социальные и правовые гарантии, определяющие механизмы их реализации [8, с. 96].
Социальная работа призвана обеспечить эффективность социального обслуживания населения. Непосредственным источником определения критериев социального обслуживания служат цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации. В то же время эффективность социального обслуживания во многом определяется уровнем профессиональных специалистов, их умением работать с человеком - конкретной личностью или с группой людей, а также требует учета следующих моментов:
- во-первых, цели социального обслуживания могут рассматриваться на уровне общества, отдельных регионов, населенных пунктов, районов и микрорайонов, на уровне групп населения и отдельной личности;
- во-вторых, цели социального обслуживания должны учитывать социально - экономическую, морально - психологическую, экологическую, политическую и прочую обстановку, сложившуюся в условиях политических и экономических реформ первой половины 1990-х гг.;
- в-третьих, цели социального обслуживания в современной России должны быть неразрывно связаны с объективной оценкой и позитивным освещением процессов выхода страны и ее регионов из кризиса, а также стабилизации социального положения различных категорий населения [12, с. 126].
Критериями эффективности социального обслуживания должны стать действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также руководства и управления всем процессом социальной работы с населением и отдельными людьми, нуждающимися в социальном обслуживании.
Основываясь на концепции системных потребностей социально-экономических структур в обществе в применении ее к решению практических и организационных задач сферы социального обслуживания населения, необходимо обозначить системные функции и цели этой сферы:
- системные функции гуманности:
- помощь неимущим, слабым, больным и попавшим в трудные жизненные ситуации людям. Если человек в результате болезни или каких-либо обстоятельств попал в тяжелую ситуацию, то гуманное отношение к нему других членов общества со значительной вероятностью способно сохранить его жизнь и вернуть ему работоспособность. Кроме того, «общественному организму» (государство, общество, народ, нация, этнос и т.п.) полезными могут оказаться не только потенциально сильные и здоровые люди;
- обеспечение поддержания выработки в «общественном организме» так называемых «энергетических излишков». Эта функция обусловлена тем, что потребность в ресурсах для выживания «общественного организма» может резко изменяться, например, во время войны или природных катаклизмов [11, с. 213].
Функции коррекции работы механизмов самоорганизации и саморегуляции в обществе: одной из основных задач по удовлетворению системной потребности в корректировке работы общественных механизмов, основанных на принципе саморегуляции и самоорганизации «общественных организмов», является коррекция поведения людей в соответствии с интересами включающего их «общественного организма». Функции по решению этих задач несут такие институты общества, как система образования и воспитания, религия, семья и т.д. С началом формирования и развития системы социального обслуживания коррекционная работа общественных механизмов самоорганизации и саморегуляции стала одной из ее важнейших задач.
Функции стимулятора развития общества: работа системы социального обслуживания населения способствует росту «уровня нормального потребления». Это обусловлено тем, что снижение уровня потребления социально неблагополучных групп населения (в результате болезни, безработицы и т.д.) обеспечивает их привыкание к более низким стандартам жизни. Поддерживая эти группы людей, система социального обслуживания населения способствует удовлетворению системной потребности «общественных организмов» в повышении «уровня нормального потребления» в обществе [9, с. 122].
2. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности
Социальное обслуживание населения осуществляется через систему социальных служб. Понятие «социальная служба» относится к основным терминам социальной работы.
Социальная служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям:
- социальная защита;
- социальная помощь.
Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы.
К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания [6, с. 59].
К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.
К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами [12, с. 130].
В контексте подходов клиент, в трудную ситуацию, может следующую поддержку основе его (рис. 1).
Рисунок 1. помощи клиенту системе социального
Государственные социальные ориентированы главным на обеспечение лиц различного услугами. Этим совокупность и ее функций, которых, согласно развития социального населения РФ, следующие [10,с. 143]:
- социальной помощи, включает:
- выявление, семей и лиц, наиболее в социальной (малообеспеченных граждан, с несовершеннолетними и другими членами), оказание (финансовой, натуральной) и предоставление временного жилья т.п.;
- бедности: создание условий для обеспечения своего , семейного предпринимательства;
- услуги нуждающимся постороннем уходе ( продуктов, лекарств, на лечение, на дому состоянием здоровья т.д.);
- развитию нетрадиционных дошкольного, школьного внешкольного воспитания;
- временно вынужденного ребенка вне семьи, его устройство в учреждение, под (попечительство), усыновление;
- консультирования, которая :
- консультирование специалистов (, социологов, педагогов, , психологов и .д.);
- участие подготовке молодежи выбору профессии;
- юношей и к браку сознательному родительству;
- медико-психологический ;
- функция социального и реабилитации, включает: