Файл: Особенности коммуникаций в организации (Анализ коммуникаций в АО «АВТОАГРЕГАТ»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты коммуникаций в организации
1.1. Сущность и особенности коммуникаций в системе управления в организации
1.2. Виды коммуникаций в организации
Глава 2. Анализ коммуникаций В АО «АВТОАГРЕГАТ»
2.1. Особенности системы внешних коммуникаций на предприятии
2.2. Исследование внутренних коммуникаций в организации
2.3. Недостатки системы коммуникаций на предприятии
Глава 3. Предложения по совершенствованию коммуникаций в АО «АВТОАГРЕГАТ»
Введение
Актуальность. Управление предприятием в современных экономических условиях, когда происходят достаточно быстрые изменения во внешней среде, — это искусство, требующее от руководителей применения новых методов управления. Одним из таких методов является управление организационными коммуникациями, или коммуникационный менеджмент. Особенно велико значение коммуникационного менеджмента в кризисных условиях, предъявляющих повышенные требования к внутренним и внешним коммуникационным взаимодействиям.
Цель работы – анализ и совершенствование системы коммуникаций на примере АО «Автоагрегат».
Задачи работы:
- изучить сущность организационных коммуникаций, их основные характеристики, а также их значимость для организации;
- дать общую характеристику исследуемого предприятия;
- провести оценку системы коммуникаций;
- представить предложения по оптимизации и эффективности использования организационных коммуникаций.
Предметом исследования выступает система организационных коммуникаций на современном предприятии.
Объектом исследования является АО «Автоагрегат».
Информационной базой написания данной работы послужили учебные пособия по представленной теме ведущих отечественных и зарубежных специалистов, таких как Крылов И. В., Романов А. Н., Эриашвили Н. Д., материалы периодической печати Пешковой О. А. и Шапиро С. А., а также обширная электронная информация, представленная Интернет.
Методология исследования включает традиционные методы анализа и синтеза, комплекс приемов исследований и обработку статистических данных.
Глава 1. Теоретические аспекты коммуникаций в организации
1.1. Сущность и особенности коммуникаций в системе управления в организации
Взаимодействия между людьми в организации, между структурными подразделениями, взаимосвязи с внешней средой осуществляются с помощью коммуникаций. Организации без коммуникаций не могут существовать. Эффективные коммуникации являются необходимым условием достижения целей организации. Поэтому организационные коммуникации являются важнейшей составляющей деятельности менеджеров, так как решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей[1].
Система коммуникаций организации — это работники организации, объединенные взаимосвязанными и взаимообусловленными коммуникационными потоками друг с другом и внешней средой в коммуникационный процесс посредством коммуникационных каналов[2].
Коммуникации – это обмен информацией между людьми. Для того, чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей. Без обмена информацией люди в организациях не могут вместе работать, формулировать задачи и решать их. Понятие «коммуникация» характеризует отношения между людьми, точнее их связи в процессе совместной деятельности. Коммуникация и информация различные, но связанные между собой понятия. Коммуникация включает в себя и то, что передается (информацию), и то, как это «что» передается. Информация является лишь средством установления коммуникаций. Однако информация в то же время является необходимым условием коммуникаций[3].
Организационные коммуникации – это процесс, с помощью которого руководители создают и развивают систему предоставления и передачи информации (необходимых сведений) большому количеству людей внутри организации и за ее пределами. Организационные коммуникации служат инструментом обеспечения координации деятельности по всей вертикали и горизонтали, позволяют получить всем участникам организационных процессов необходимую для осуществления их деятельности информацию[4].
В целом коммуникация рассматривается как процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми. Представление коммуникации как процесса, посредством которого некоторая идея передается от источника к получателю с целью изменить поведение этого получателя, дает возможность выделить цели коммуникаций. Они заключаются не только в убеждении и контроле, но и в общении.
Процесс эффективной коммуникации показан на рисунке 1 [5].
Рисунок 1 - Коммуникационный процесс как система, включающая обратную связь и помехи[6]
Коммуникатор – это источник (отправитель), создатель сообщений. В его качестве может выступать как человек, так и организация.
Сообщение – это информация, идея, ради которой и осуществляется коммуникация. Сообщение формируется с помощью символов и может быть письменным, визуальным или устным.
Канал – это путь физической передачи сообщения, средство, с помощью которого оно предаётся. Каналы разделяются на каналы средств массовой информации и межличностные.
Коммуникант (приемник, получатель) – субъект (объект), которому передаётся сообщение. Результаты коммуникаций – изменения, которые вызывают у коммуниканта принятые сообщения. Они могут быть следующих видов: изменения в знаниях получателя; изменения установок получателя; изменения явного поведения коммуниканта.
Обратная связь – реакция получателя на сообщение источника. Учёт обратной связи предполагает ориентацию на получателя, что особенно актуально в системе маркетинга[7].
Коммуникационный процесс представляет собой процесс передачи сообщения от отправителя к получателю по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств. Наличие обратной связи позволяет как отправителю, так и получателю сообщения конструктивным образом корректировать цели, задачи, действия в процессе коммуникации. То, каким образом получатель воспринимает сообщение, отправитель узнает с помощью механизма обратной связи, — именно обратная связь превращает коммуникацию в двусторонний процесс обмена информацией[8].
Цель коммуникационного процесса – обеспечить понимание информации (сообщения), которой обмениваются отправитель и получатель.
Коммуникационный процесс включает в себя следующие этапы [9]:
1. Формулирование идеи или выбор информации для передачи. Отправитель должен хорошо оценить значимость идеи (информации) и продумать суть ее изложения[10].
2. Кодирование и выбор канала передачи информации. Чтобы передать идею или информацию, отправитель кодирует ее с помощью вербальных и невербальных символов и выбирает канал передачи, соответствующий типу символов. Выбор средства сообщения не должен быть ограничен единственным каналом, необходимо использовать сочетание различных каналов.
3. Передача информации – физическая передача конкретной информации.
4. Декодирование (расшифровка) – на этом этапе осуществляется перевод мыслей отправителя в мысли получателя. При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются местами.
Иногда в процессе коммуникаций могут возникать «шумы», источниками которых могут быть язык, различия в восприятии информации, различия в статусе и др.[11].
1.2. Виды коммуникаций в организации
Относительно конкретной организации можно говорить о внешней и внутренней коммуникации.
Внешняя коммуникация – это коммуникация с миром, находящимся за пределами организации, это коммуникации между организацией и внешней средой. Задача внешних коммуникаций – удовлетворить информационные потребности организации о внешнем окружении, наладить связи с государственными органами, общественностью, поставщиками, потребителями. С помощью внешних коммуникаций формируется и поддерживается имидж компании[12].
Внутренние или внутриорганизационные коммуникации (между подразделениями, внутри подразделений по уровням производства и управления, (формальные коммуникации) межличностные коммуникации, неформальные коммуникации. Внутренние коммуникации представляют собой часть производственно-хозяйственной, управленческой деятельности, через них осуществляется связь между подразделениями, их взаимодействие. Коммуникации внутри организации включают в себя информацию, инструктирование, обучение, диалоговые способы воздействия руководителей на подчиненных. Важнейшая цель внутренней коммуникации в организации – создание среди сотрудников поддержки целей и политики, проводимой руководством организации. С помощью коммуникации работники получают необходимые знания и мотивацию, становятся лучшими защитниками и популяризаторами планов компании[13]. Таким образом, хорошо сформированные внутренние коммуникации – это важный организационный инструмент и необходимое условие для эффективного внедрения и развития корпоративной политики[14].
Коммуникативный поток может перемещаться в горизонтальном и вертикальном направлениях. Внутриорганизационные коммуникации включают в себя: нисходящий и восходящий уровни вертикальных коммуникаций, коммуникации по горизонтали, коммуникации между руководителем и подчиненными, коммуникации между формальными и неформальными группами. Внутриорганизационные коммуникационные процессы призваны удовлетворить потребности разных уровней принятия решений.
Коммуникация в малой группе дает шанс участникам коммуникационного процесса (и руководителю, и подчиненному) оперативно участвовать в решении стратегических и текущих задач организации: каждый участвует в обсуждении, каждый может быть услышан. Хорошие результаты дает эффект обратной связи. Взаимодействие усложняется с ростом числа членов группы.
Межличностная коммуникация – коммуникация с другим человеком – наиболее распространенный тип внутренних коммуникаций[15].
Неформальные коммуникации между неформальными группами могут охватывать набор связей – от бытовых до производственных[16]. Основой этого типа коммуникаций является информация, циркулирующая по каналам неформального общения, которые можно назвать каналами распространения слухов. По каналам слухов информация распространяется гораздо быстрее, чем по каналам формального сообщения. Иногда руководители специально запускают «слухи», чтобы проверить реакцию коллектива на возможные будущие решения (например, по кадровым изменениям или изменению порядка выплаты премиальных) [17].
Общественные или массовые коммуникации – процесс сообщения информации с помощью технических средств или средств массовой коммуникации численно большим группам людей: печать, радио, кино, телевидение, интернет. Источник информации передает послание рассредоточенным аудиториям. Ограничена возможность обратной связи[18].
Выводы.
Коммуникации – это обмен информацией между людьми. Для того, чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей. Без обмена информацией люди в организациях не могут вместе работать, формулировать задачи и решать их. Понятие «коммуникация» характеризует отношения между людьми, точнее их связи в процессе совместной деятельности. Коммуникация и информация различные, но связанные между собой понятия. Коммуникация включает в себя и то, что передается (информацию), и то, как это «что» передается. Информация является лишь средством установления коммуникаций. Однако информация в то же время является необходимым условием коммуникаций.
Коммуникации – это процесс, с помощью которого руководители создают и развивают систему предоставления и передачи информации (необходимых сведений) большому количеству людей внутри организации и за ее пределами. Организационные коммуникации служат инструментом обеспечения координации деятельности по всей вертикали и горизонтали, позволяют получить всем участникам организационных процессов необходимую для осуществления их деятельности информацию.