Файл: Использование метода «Дельфи» при принятии управленческих решений (на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая теоретическая характеристика метода «Дельфи» в процессе принятия управленческих решений
1.1. Технология принятия управленческих решений
1.2. Сущность и этапы применения метода «Дельфи»
1.3. Особенности проведения опросов при использовании метода «Дельфи»
2.1. Общая характеристика ПАО «Пивоваренный дом «Бавария»
2.2. Недостатки действующей системы принятия решений на предприятии
2.3. Возможности метода «Дельфи» в управленческом процессе ПАО «Пивоваренный дом «Бавария»
Введение
В процессе управления производственной системой непрерывно возникают такие ситуации, когда руководители различных уровней и подразделений сталкиваются с необходимостью выбора различных альтернативных вариантов решений. Выработка и принятие решения - узловая процедура в деятельности руководителя, которая определяет весь дальнейший ход процесса управления, в том числе конечный результат управленческой деятельности.
Процесс принятия определенных управленческих решений в современном менеджменте занимает свою исключительную нишу. Среди большого количества проблем управленческих дисциплин, и менеджмента в том числе, наиболее важными являются разработка, принятие и осуществление управленческого решения. Они представляют собой основной инструмент управляющего воздействия. Данная тема является наиболее актуальной, так как в управлении процесс принятия решения более систематизированный, чем в частной жизни. Руководитель организации принимает решение или то или иное действие не только для удовлетворения своих целей, но и для всей организации в целом. Поэтому многие организации в процессе принятия какого-либо управленческого решения используют метод Дельфи, так как мнение экспертов, безусловно, играет важную роль.
Актуальность темы исследования, таким образом, заключается в необходимости оценки возможностей метода Дельфи для повышения управленческого процесса современной организации.
Цель исследования – рассмотреть особенности использования метода «Дельфи» при принятии управленческих решений в конкретной организации.
Задачи курсовой работы вытекают из указанной цели и состоят в следующем:
- охарактеризовать технологию принятия управленческих решений;
- выявить сущность и этапы применения метода «Дельфи» в управленческом процессе;
- проанализировать специфику и требования к опросам экспертов при использовании данного метода;
- рассмотреть недостатки действующей системы принятия решений в ПАО «Пивоваренный дом «Бавария»;
- изучить возможности применения метода «Дельфи» в управленческом процессе ПАО «Пивоваренный дом «Бавария».
Объектом исследования данной курсовой работы является процесс принятия управленческих решений в ПАО «Пивоваренный дом «Бавария». Предмет исследования – специфика применения метода Дельфи в управленческом процессе ПАО «Пивоваренный дом «Бавария».
Теоретической основной курсовой работы стали научные труды, раскрывающие сущность управленческого процесса и метода Дельфи таких авторов, как С.Л. Дзахоева, В.А. Зинченко, С.Б. Илиева, Н.А. Кизим и др.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод научного познания, принципы системного анализа, микросистемный и институциональный подходы, приемы и средства логического, экономического и графического анализа.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут стать основой для написания дипломной работы, а также для продолжения исследования затронутых проблем применения метода Дельфи.
Структура курсовой работы. Исследование состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. Общая теоретическая характеристика метода «Дельфи» в процессе принятия управленческих решений
1.1. Технология принятия управленческих решений
Эффективное управление предприятием - залог успешности бизнеса. Предприятие представляет собой сложнейший механизм, управление которым требует учета огромного количества факторов, поэтому от того, как оно построено и каким образом принимаются управленческие решения, зависят как текущие результаты работы предприятия, так и его развитие.
Сущность управления на протяжении десятилетий остается неизменной. Так, определяя понятие «управление», классик менеджмента А. Файоль приводит шесть его функций:
1) технические операции (производство, обработка);
2) коммерческие операции (закупка, продажа, обмен);
3) финансовые операции (распоряжение средствами);
4) страховые операции (страхование, охрана имущества и лиц);
5) учетные операции (бухгалтерия, учет, статистика и др.);
6) административные операции (предвидение, организация, распорядительство, координация и контроль)[1].
Необходимо отметить, что подходы к пониманию сущности управления разнятся в зависимости от направлений науки, в рамках которых оно анализируется. По мнению В.А. Зинченко, управлять - это означает предвидеть (учитывать будущее и разрабатывать программу действий), организовывать (создавать двойной - материальный и социальный - организм учреждения), распоряжаться (принуждать коллектив работать надлежащим образом), координировать (взаимосвязывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия) и контролировать (обеспечивать, чтобы все происходило в соответствии с установленными правилами).[2]
В настоящее время ученые по-разному трактуют сущность понятия «управление» (некоторые определения приведены в табл. 1 приложения 1).
На основе теории контент-анализа, а также данных табл. 1 сущность понятия «управление» предлагается сформулировать как совокупность последовательных воздействий субъекта управления на объект управления для достижения последним цели и обеспечения функционирования и развития предприятия.
Как правильно замечает Кизим Н. А., «управленческая деятельность это не есть просто процесс совокупности последовательных действий, а циклический процесс, который повторяется»[3]. Автор предлагает рассматривать управленческую деятельность с трех сторон: структуры, содержания (функции) и процесса.
С позиции структурного подхода управленческий цикл содержит в себе следующие стадии: 1) принятие управленческого решения; 2) реализация управленческого решения; 3) контроль за реализацией принятого решения.
С позиции процессного подхода управленческий цикл состоит из следующих фаз: 1) целеполагания; 2) определение ситуации; 3) выявление проблемы; 4) выбор и принятие решения; 5) организация выполнения решения; 6) распоряжение по реализации решения; 7) учет результатов выполнения решения; 8) контроль за реализацией решения.
С позиции функционального подхода управленческий цикл содержит в себе следующие функции: 1) анализ; 2) планирование; 3) организация; 4) регулирование; 5) координация; 6) учет; 7) контроль.[4]
Все три подхода к характеристике управленческого цикла взаимосвязаны между собой. Анализ работ целого ряда ученых[5] показал, что данная схема взаимосвязи трех подходов должна иметь вид (табл. 1).
Таблица 1
Предлагаемая схема взаимосвязи трех подходов к характеристике управленческой деятельности*
Структурный подход (стадии управленческого цикла) |
Процессный подход (фазы управленческого цикла) |
Функциональный подход (функции управленческого цикла) |
1. Принятие управленческого решения |
1. Выбор цели 2. Оценка ситуации 3. Выявление проблемы 4. Выбор и принятие решения |
1. Целеполагание 2. Анализ и прогнозирование 3. Диагностика 4. Планирование |
2.Реализация управленческого решения |
5. Распоряжения по выполнению решения 6. Выполнение решения 7. Учет и контроль за результатами по выполнению решения |
5. Организация 6. Регулирование и координация 7. Учет и контроль |
* таблица составлена автором на основе трудов Зинченко В.А., Кизим Н.А.
Как видно из табл. 1, управленческая деятельность состоит из 2 этапов: принятие и реализация управленческого решения. Каждый из этих этапов предполагает свою технологию проведения. Ученые при этом предлагают различные алгоритмы ее осуществления. Так, Ивасенко А. Г., Никонова Я. И., Плотникова Е. Н. характеризуют последовательность работ при принятии управленческого решения следующим образом[6] (табл. 2).
Таблица 2
Последовательность принятия управленческого решения различными школами*
Американская |
Немецкая |
Японская |
Российская |
Диагноз проблем |
Постановка проблемы (идентификация) |
Постановка задачи |
Постановка проблемы |
Формулировка критериев и ограничений |
Поиск (добывание) информации |
Предложение альтернативных решений |
Разработка вариантов решений |
Выявление альтернатив |
Оценка |
Выбор наилучшего решения |
Выбор решения |
Оценка альтернатив |
Принятие решения |
||
Окончательный выбор |
* таблица составлена автором на основе статьи указанных выше авторов
Авторы предлагают следующие основные этапы разработки управленческих решений (рис. 1).
Рис. 1. Основные этапы разработки управленческих решений[7]
Джонсон, Джерри, Шоула, Кивен, Уиттингтон, Ричара фазы процесса принятия управленческих решений показывают следующим образом (рис. 2).
Рис. 2. Фазы процесса принятия управленческих решений[8]
Основываясь на проведенном выше исследовании и работах ряда ученых[9], в зависимости от поставленной задачи предлагается следующая модель принятия управленческого решения на предприятии (табл. 3).
Таблица 3
Модель принятия управленческого решения на предприятии в зависимости от поставленной задачи (подхода)*
Целевой подход |
Ситуационный подход |
Проблемный подход |
Выбор цели |
Оценка ситуации |
Выявление проблемы |
Оценка ситуации |
Выявление проблемы |
Оценка ситуации |
Выявление проблемы |
Выбор цели |
Выбор цели |
Выбор и принятие решения |
Выбор и принятие решения |
Выбор и принятие решения |
* таблица составлена автором работы
Каждый из приведенных этапов в свою очередь имеет свой инструментарий, который используется при его проведении. Наиболее широко применяемым является следующий инструментарий (табл. 4).
Таблица 4
Инструментарий, используемый при принятии управленческого решения на предприятии*
Этап принятия управленческого решения |
Инструментарий |
Выбор цели |
Декомпозиция дерева целей Матрица ценностей и целей Метод Дельфи Метод мозговой атаки |
Оценка ситуации |
Матричный подход Метод сравнения Метод прогнозирования Pest-анализ |
Swoot-анализ Метод Дельфи |
|
Выявление проблемы |
Pest-анализ Swoot-анализ Метод Дельфи |
Выбор и принятия решения |
Матричный подход Математическое моделирование |
* таблица составлена автором работы
Представленный в табл. 4 инструментарий позволяет принимать эффективные управленческие решения на различных этапах их формирования. Далее рассмотрим один из наиболее эффективных из представленных методов – метод «Дельфи».
1.2. Сущность и этапы применения метода «Дельфи»
Метод Дельфи разработан в США «Рэнд Корпорэйшн» («Rand Corporation»). Он представляет собой гибкий метод, подходящий для исследований при условии неполноты знаний о различных явлениях в социальном мире, и предоставляет множество богатых возможностей для научных исследований в различных областях познания, сосредоточенных на решении проблем, поиске новых возможностей и реализации краткосрочных и (или) долгосрочных прогнозов.[10] Метод является подходящим средством для разработки различных проектов и проведения научных исследований. Он опирается не только на количественные параметры, но и на качественные характеристики, позволяет получить хорошие результаты для репрезентативных исследований, обладает достаточной гибкостью для применения в различных ситуациях и для решения широкого спектра сложных проблем.