Файл: Использование метода «Дельфи» при принятии управленческих решений (на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая теоретическая характеристика метода «Дельфи» в процессе принятия управленческих решений
1.1. Технология принятия управленческих решений
1.2. Сущность и этапы применения метода «Дельфи»
1.3. Особенности проведения опросов при использовании метода «Дельфи»
2.1. Общая характеристика ПАО «Пивоваренный дом «Бавария»
2.2. Недостатки действующей системы принятия решений на предприятии
2.3. Возможности метода «Дельфи» в управленческом процессе ПАО «Пивоваренный дом «Бавария»
2.3. Возможности метода «Дельфи» в управленческом процессе ПАО «Пивоваренный дом «Бавария»
Как было отмечено ранее, сущность метода Дельфи заключается в организации итерационного (многотурового) процесса выявления суждений экспертов по возможным альтернативам исследуемого объекта с последовательным сужением размаха в оценках экспертов соответствующих альтернатив. Осуществляется предоставление им дополнительной информации на второй и последующих итерациях с целью выявления одной или нескольких обоснованных точек зрения экспертной комиссии по исследуемому объекту. Данный метод предполагает использование серии анкет, в каждой из которых содержаться информация и мнения, полученные из предыдущей анкеты.
При реализации метода в «Пивоваренном доме «Бавария» должны выполняться следующие требования[39]:
- анонимность каждого включенного в проведение экспертизы эксперта и информации по сути исследуемого объекта, сгенерированной конкретным экспертом в процессе проведения экспертизы;
- наличие обратной связи в процессе проведения экспертизы, выражающейся в передаче на последующем шаге (туре) другим экспертам анонимной информации, сгенерированной конкретными экспертами на предшествующем шаге, для принятия решения по уточнению своих оценок;
- получение групповой оценки на основе обработки индивидуальных оценок членов группы. При этом значимым является обеспечение возможности давать экспертам ответы на поставленные вопросы преимущественно в количественной форме, организация достаточной информированности экспертов, системное обоснование свою точек зрения экспертами.
Сбор и обработка индивидуальных мнений экспертов о прогнозах развития объекта исследования производится исходя из следующих принципов:
- вопросы в анкетах ставятся таким образом, чтобы можно было дать количественную характеристику ответам экспертов;
- опрос экспертов проводится в несколько этапов, на каждом последующем этапе вопросы и ответы все более уточняются;
- после каждого этапа всех опрашиваемых экспертов знакомят с результатами опроса;
- эксперты обосновывают оценки и мнения, отклоняющие от мнения большинства.
Опрос экспертов производится в четыре этапа с промежутками в один месяц. Разумеется, еще до первого этапа должны быть проведены подготовительные мероприятия с экспертами. Первый этап. Целью первого этапа является составление перечня событий для прогноза в деятельности ПАО «Пивоваренный дом «Бавария».
Первая анкета может быта полностью бесструктурной и допускать любые ответы. Эксперты в письменной форме называют шаги, которые по их мнению должны быта сделаны в деятельности ПАО «Пивоваренный дом «Бавария» в ближайшие 5 лет (можно взять и другой период). При этом требуется доказать, что потребность в данных шагах ощущается уже в настоящее время поэтому их реализация должна осуществиться в течение 5 лет. В результате этого этапа эксперты называют определенное число шагов (мероприятий, акций).
После того как анкеты возвратились к организатору, он должен объединить их, идентифицировать и составить перечень, который становится основой второй анкеты.
Второй этап. Экспертам направляют свободный перечень мероприятий и просят оценить даты, когда могут осуществиться эти события. После того как прогнозы и оценки дат, сделанные членами группы, вернулись к организатору, последний должен подготовить статическую сводку мнений, упоминая аргументы и доводы в пользу того, что рассматриваемое действие осуществимо раньше или позже средней оценки.
Успеху экспертизы способствует предоставление эксперту дополнительной информации о предмете экспертизы. Информация, полученная от эксперта, поступает в распоряжение аналитической группы, обеспечивающей организацию, проведение, обработку промежуточных и окончательных результатов экспертизы. Эксперты должны принять во внимание аргументы и их критику и составить новый прогноз.
Организатор рассчитывает медианы и квартили дат каждого мероприятия. На этом заканчивается работа экспертов. Процедуры, используемые в методе Дельфи, характеризуется тремя основными чертами: анонимность, регулируемой обратной связью и групповым ответом. С помощью статических методов группового ответа уменьшается статический разброс индивидуальных оценок и получается групповой ответ, в котором правильно отражено мнение каждого эксперта.
Для руководителя ПАО «Пивоваренный дом «Бавария» принятие решений не является самоцелью. Основное, что должно заботить руководителя - не сам выбор альтернативы, а разрешение определенной управленческой проблемы. Для разрешения же проблемы очень часто требуется не единичное решение, а определенная последовательность решений и, главное, их осуществление. Поэтому решение в системе управления ПАО «Пивоваренный дом «Бавария» - это не одномоментный акт, а результат процесса развивающегося во времени и имеющего определенную структуру.
Заключение
В данной курсовой работе проанализированы особенности использования метода «Дельфи» при принятии управленческих решений. Сделаны следующие выводы.
1. Метод Дельфи получил свое название от древнегреческого города Дельфы, в котором жили оракулы-прорицатели при храме бога Аполлона. Во многих развитых странах этот метод применяется для определения приоритетов научно-технического развития и принятия решений о финансировании крупных государственных программ. Прогноз, который основан на дельфийском методе - это попытка предсказать развитие той или иной технологии на длительную перспективу, когда следует оценить долгосрочные проблемы.
2. Суть метода Дельфи: это инструмент, позволяющий учесть независимое мнение всех участников группы экспертов по обсуждаемому вопросу путем последовательного объединения идей, выводов и предложений и прийти к согласию. Метод основан на многократных анонимных групповых интервью.
Метод Дельфи, определенно, имеет свои преимущества по сравнению с другими методами, которые основаны на обычной статистической обработке результатов индивидуальных опросов. Он позволяет сократить погрешность по всей совокупности индивидуальных ответов. Также он ограничивает колебания внутри опрашиваемых групп. Изолированные друг от друга эксперты или сотрудники организации лучше оценивают ситуацию и делают прогнозы, чем если эти люди объединены в одну группу. Такое изолирование людей позволяет избежать открытых обсуждений, споров между экспертами, так как мнения людей не всегда совпадает. Следовательно, это исключает групповое влияние, приводящее к подчинению мнению большинства.
3. Конечная цель метода Дельфи направлена на получение необходимой информации с помощью последовательных опросов, чтобы добиться максимального консенсуса для нахождения правильного и оптимального решения. В настоящее время метод Дельфи применяет в технике, футурологии, бизнесе, стратегическом планировании и др.
К сожалению, в современной России данный метод не получил такой актуальности и значимости как в других странах. Проблема заключается в том, что в России статистические центры слишком централизованы, нет независимых аналитических структур. Такой стратегический анализ мало востребован как таковой. Последняя проблема вытекает из того, что в нашей стране отсутствуют традиции проведения подобных анализов. Хотя для России формулирование целей и отработка методов отбора приоритетов государственной научно-технологической политики имеет особое значение.
В настоящее время попытки развить данный метод, безусловно, расширились, но также, как и раньше нет согласованности, процедура проведения плохо разработана, отсутствует нормативная база и традиции. Поэтому для России крайне важен опыт других стран при применении такого метода в своей деятельности.
4. В работе анализируется деятельность ПАО «Пивоваренный дом «Бавария». Сделан вывод, что из-за неэффективного процесса принятия управленческих решений финансовые существенно снижены финансовые показатели деятельности организации. В «Пивоваренном доме «Бавария» существует разного рода пересечение функций и задач как в области основной, так и вспомогательной деятельности. Ведется постоянная межведомственная борьба за дополнительные функции и полномочия, которые позволяют воздействовать на финансовые потоки. Низкая культура функционального и информационного взаимодействия менеджмента, слабость горизонтальных связей снижают эффективность управления. В этой связи сделан вывод о возможности использования метода Дельфи для повышения эффективности процесса управления компанией.
5. В целом, метод Дельфи является очень интересным инструментом при принятии управленческого решения, особенно для больших компаний и исследовательских организаций. Данный метод, безусловно, имеет свои сильные и слабые стороны, которые были приведены в данной работе. Но все же, главная проблема, как и во многих других методах, которые направлены на предвидения той или иной ситуации, состоит в том, что будущее - это такой сложный процесс, который в полной мере нельзя предугадать и предсказать, и оно всегда будет отличаться от того, что вы ожидаете.
Список использованных источников
- Бочаров М. К. Наука управления - новый подход.- М.: Норма, 2010. – 380 с.
- Волкова В. Н., Воронков В. А., Денисов А. А. и др. Теория систем и методы системного анализа в управлении и связи.- М.: Норма, 2013.- 248 с.
- Грабовецкий Б.Е., Зянько В.В. Идентификация содержания и ранжирования факторов, ограничивающих развитие венчурного бизнеса, на основе метода экспертных оценок Дельфи // Вiсник Вiнницького полiтехнiчного iнституту. – 2013. - № 4. – С. 46-54.
- Джонсон Дж., Шоулз К., Уингстон Р. Корпоративная стратегия: теория и практика; Пер. с англ.- М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2014.- 800 с.
- Дзахоева С.Л. Развитие технологий принятия управленческих решений в ООО «Пивоваренный дом «Бавария» [Электронный ресурс] // «Студенческий научный форум-2016». – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/1487/23863 (дата обращения: 28.12.2016)
- Зинченко В.А. Сущность и технология принятия управленческих решений на предприятии // БизнесИнформ. – 2013. – № 10. – С. 164-169.
- Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Плотникова Е.Н. Разработка управленческих решений. - 3-е изд, перераб. и доп.- М.: КноРус, 2015.- 168 с.
- Илиева С.Б. Базовые процессы и круговое протекание метода Дельфи // Научные труды Северо-Западного института управления. – 2014. - № 1. – С. 141-148.
- Карданская Н. Л. Основы принятия управленческих решений.- М.: Русская Деловая литература, 2008.- 288 с.
- Кизим Н. А. Крупномасштабные экономико-производственные системы: организация и хозяйствование.- Х.: Бизнес Информ, 2009.- 228 с.
- Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь.- М.: MBF, 2006.- 704 с.
- Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014. - 448 с.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- СПб: Вильямс, 2014.- 672 с.
- Официальный сайт «Пивоваренного дома Бавария» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bavaria-group.ru/index.php (дата обращения: 28.12.2016)
- Ременников В.В. Разработка управленческого решения. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2012. - 378 с.
- Смирнова Ю.А. Метод дельфи как инструмент эффективного стратегического планирования и управления // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. – 2015. - № 3-4 (июль). – С. 964-969.
- Табачникова Э.Ю. Особенности применения метода «Дельфи» в компаниях сферы консультационных услуг (на примере компании «Консультант-парк») // Молодой ученый. – 2014. - № 16. – С. 289-292.
- Финансовая отчетность «Пивоваренного дома Бавария» за 2013 – 2015 гг.
- Хохлачев Е. Н. Теоретические основы управления. Часть 2. Анализ и синтез систем управления. Учебное пособие.- М.: РВСН, 2006. – 448 с.
- Шинкаренко В. Г., Бондаренко А. С. Управление конкурентоспособностью предприятия / Министерство образования и науки Украины. Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет.- Харьков: ХНАДУ, 2013.- 186 с.
Приложение 1
Таблица 1
Некоторые подходы к определению понятия «управление»*
Содержание
Автор |
|
Карданская Н. А. |
Целенаправленное воздействие субъекта управления (управляемой подсистемы) на объект управления (управляемую подсистему), что обеспечивает сохранение, функционирование и развитие системы |
Лопатников Л. И. |
Совокупность действий субъекта управления, который осуществляет управление экономической системой и соответствующим поведение субъекта управления |
Кизим Н. А. |
Совокупность последовательных действий управляющей подсистемы, направленных на управляемую подсистему для достижения целей крупномасштабной экономико-производственной системы |
Шинкаренко В. Г., Бондаренко А. С. |
Процесс функционирования системы органов и работников управления, направленный на достижение поставленных целей путем реализации определенных функций с использованием соответствующих методов и принципов управления |
М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури |
Процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации |
Хохлачев Е. Н. |
Формирование и реализация воздействий, выбранных из множества возможных на основании определенной информации, обеспечивающих желаемое движение (функционирование, поведение) объекта, приводящее к поставленной цели |
Бочаров М. К. |
Определение цели и факт (результат) ее достижения с помощью необходимых и достаточных способов, средств и воздействий |
Волков В. Н., Воронков В. А., Денисов А. А. |
Процесс организации такого целенаправленного воздействия на некоторую часть среды, называемую объектом управления, в результате которого удовлетворяются потребности субъекта, взаимодействующего с этим объектом |
*Таблица составлена автором на основе источников указанных ученых, представленных в списке использованных источников
Приложение 2
Рис. 1. Последовательность этапов метода «Дельфи»
-
Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014. С. 17. ↑
-
Зинченко В.А. Сущность и технология принятия управленческих решений на предприятии // БизнесИнформ. – 2013. – № 10. – С. 164. ↑
-
Кизим Н. А. Крупномасштабные экономико-производственные системы: организация и хозяйствование.- Х.: Бизнес Информ, 2009. С. 124. ↑
-
Там же. С. 124-127. ↑
-
Зинченко В.А. Сущность и технология принятия управленческих решений на предприятии // БизнесИнформ. – 2013. – № 10. – С. 166; Кизим Н. А. Крупномасштабные экономико-производственные системы: организация и хозяйствование.- Х.: Бизнес Информ, 2009. С. 124-127. ↑
-
Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Плотникова Е.Н. Разработка управленческих решений. - 3-е изд, перераб. и доп.- М.: КноРус, 2015. С. 55. ↑
-
Источник: Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Плотникова Е.Н. Разработка управленческих решений. - 3-е изд, перераб. и доп.- М.: КноРус, 2015. С. 56. ↑
-
Источник: Джонсон Дж., Шоулз К., Уингстон Р. Корпоративная стратегия: теория и практика; Пер. с англ.- М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2014. С. 484. ↑
-
Кизим Н. А. Крупномасштабные экономико-производственные системы: организация и хозяйствование.- Х.: Бизнес Информ, 2009. С. 124-132. ↑
-
Илиева С.Б. Базовые процессы и круговое протекание метода Дельфи // Научные труды Северо-Западного института управления. – 2014. - № 1. – С. 141. ↑
-
Там же. С. 141-142. ↑
-
Илиева С.Б. Базовые процессы и круговое протекание метода Дельфи // Научные труды Северо-Западного института управления. – 2014. - № 1. – С. 142. ↑
-
Смирнова Ю.А. Метод дельфи как инструмент эффективного стратегического планирования и управления // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. – 2015. - № 3-4 (июль). – С. 965. ↑
-
Грабовецкий Б.Е., Зянько В.В. Идентификация содержания и ранжирования факторов, ограничивающих развитие венчурного бизнеса, на основе метода экспертных оценок Дельфи // Вiсник Вiнницького полiтехнiчного iнституту. – 2013. - № 4. – С. 46-47. ↑
-
Илиева С.Б. Базовые процессы и круговое протекание метода Дельфи // Научные труды Северо-Западного института управления. – 2014. - № 1. – С. 143. ↑
-
Там же. С. 143-144. ↑
-
Табачникова Э.Ю. Особенности применения метода «Дельфи» в компаниях сферы консультационных услуг (на примере компании «Консультант-парк») // Молодой ученый. – 2014. - № 16. – С. 290. ↑
-
Там же. С. 290-291. ↑
-
Илиева С.Б. Базовые процессы и круговое протекание метода Дельфи // Научные труды Северо-Западного института управления. – 2014. - № 1. – С. 144. ↑
-
Грабовецкий Б.Е., Зянько В.В. Идентификация содержания и ранжирования факторов, ограничивающих развитие венчурного бизнеса, на основе метода экспертных оценок Дельфи // Вiсник Вiнницького полiтехнiчного iнституту. – 2013. - № 4. – С. 47-48. ↑
-
Илиева С.Б. Базовые процессы и круговое протекание метода Дельфи // Научные труды Северо-Западного института управления. – 2014. - № 1. – С. 145. ↑
-
Там же. С. 145. ↑
-
Смирнова Ю.А. Метод дельфи как инструмент эффективного стратегического планирования и управления // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. – 2015. - № 3-4 (июль). – С. 967. ↑
-
Там же. С. 968 ↑
-
Илиева С.Б. Базовые процессы и круговое протекание метода Дельфи // Научные труды Северо-Западного института управления. – 2014. - № 1. – С. 146. ↑
-
Смирнова Ю.А. Метод дельфи как инструмент эффективного стратегического планирования и управления // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. – 2015. - № 3-4 (июль). – С. 968. ↑
-
Илиева С.Б. Базовые процессы и круговое протекание метода Дельфи // Научные труды Северо-Западного института управления. – 2014. - № 1. – С. 146-147. ↑
-
Грабовецкий Б.Е., Зянько В.В. Идентификация содержания и ранжирования факторов, ограничивающих развитие венчурного бизнеса, на основе метода экспертных оценок Дельфи // Вiсник Вiнницького полiтехнiчного iнституту. – 2013. - № 4. – С. 52. ↑
-
Смирнова Ю.А. Метод дельфи как инструмент эффективного стратегического планирования и управления // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. – 2015. - № 3-4 (июль). – С. 969. ↑
-
Цит. по: Илиева С.Б. Базовые процессы и круговое протекание метода Дельфи // Научные труды Северо-Западного института управления. – 2014. - № 1. – С. 147. ↑
-
Там же. С. 148. ↑
-
Официальный сайт«Пивоваренного дома Бавария» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bavaria-group.ru/index.php (дата обращения: 28.12.2016) ↑
-
Там же. ↑
-
Финансовая отчетность «Пивоваренного дома Бавария» за 2013 – 2015 гг. ↑
-
Дзахоева С.Л. Развитие технологий принятия управленческих решений в ООО «Пивоваренный дом «Бавария» [Электронный ресурс] // «Студенческий научный форум-2016». – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/1487/23863 (дата обращения: 28.12.2016) ↑
-
Ременников В.В. Разработка управленческого решения. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2012. С. 278. ↑
-
Официальный сайт «Пивоваренного дома Бавария» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bavaria-group.ru/index.php (дата обращения: 28.12.2016) ↑
-
Там же. ↑
-
Ременников В.В. Разработка управленческого решения. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2012. С. 278. ↑