Файл: Использование метода «Дельфи» при принятии управленческих решений (на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая теоретическая характеристика метода «Дельфи» в процессе принятия управленческих решений
1.1. Технология принятия управленческих решений
1.2. Сущность и этапы применения метода «Дельфи»
1.3. Особенности проведения опросов при использовании метода «Дельфи»
2.1. Общая характеристика ПАО «Пивоваренный дом «Бавария»
2.2. Недостатки действующей системы принятия решений на предприятии
2.3. Возможности метода «Дельфи» в управленческом процессе ПАО «Пивоваренный дом «Бавария»
Во втором круге каждый из участников получает второй опросник, в котором необходимо снова рассмотреть элементы, обобщенные исследователями на основе информации, полученной в первом туре. Соответственно, можно требовать от экспертов новой оценки исследуемой проблемы. В этой связи Б. Людвиг пишет: «По результатам второго круга идентифицируются области несогласий и соглашений»[30]. В некоторых случаях экспертов просят указать и обосновать свои приоритеты среди изложенных позиций.
В третьем круге каждый эксперт получает опросник, который включает элементы и оценки, обобщенные исследователями в предыдущем туре, и задание рассмотреть новые решения, а также указать причины того, что некоторые из них остались за рамками консенсуса. Экспертам предоставляется возможность дать дополнительные объяснения своим решениям. В сравнении с предыдущим туром, здесь можно ожидать незначительного повышения степени консенсуса.
В ходе четвертого (чаще всего, последнего) круга экспертам предоставляется возможность пересмотреть свои решения. Б. Лудвиг предупреждает, что количество итераций Дельфи во многом зависит от достижения консенсуса и может варьироваться от трех до пяти.[31]
Перед каждым исследователем стоит вопрос о количестве кругов метода Дельфи. Но независимо от количества итераций, цель их одна: достичь консенсуса экспертов по исследуемой теме.
В заключение важно отметить, что для улучшения результативности метода Дельфи необходимо иметь в виду следующее:
- он должен рассматриваться не как основной инструмент исследования, а как средство поддержки, как продолжение необходимых исследований с применением надежных методов;
- вопросы для исследования, как и сами опросники, необходимо подвергать пилотному тестированию для устранения неясностей или противоречий;
- члены исследовательской (аналитической) и экспертной групп должны быть авторитетными экспертами в своей области.
Поскольку метод Дельфи используется для долгосрочного прогнозирования, необходимо время, чтобы определить, является ли он подходящим для решения той задачи, для которой он использовался, и оказался ли прогноз точным. При этом метод представляет собой ценный футурологический инструмент, который стремится определить будущие измерения общественных процессов при учете максимально большого количества участвующих в нем компонентов. Этот метод является предпосылкой для верификации гипотез при планировании в различных сферах хозяйственной деятельности, техники, науки и всей политической и социальной действительности. Он связан с необычным динамизмом современной жизни и развитием прогресса - сегодня человек способен предвидеть будущее и соотносить с ним свои планы.
Далее следует рассмотреть возможности метода Дельфи в процессе принятия управленческих решений на конкретном предприятии.
2. Использование метода «Дельфи» при принятии управленческих решений в ПАО «Пивоваренный дом «Бавария»
2.1. Общая характеристика ПАО «Пивоваренный дом «Бавария»
Приступая к рассмотрению особенностей процесса принятия управленческих решений в ПАО «Пивоваренный дом «Бавария», следует сначала дать краткую характеристику предприятия.
Группа компаний «Пивоваренный дом «Бавария» - это современное динамично развивающееся предприятие на юге России, продукция которого широко известна во всех субъектах Северо-Кавказского федерального округа и ряде субъектов Южного федерального округа России. Продукция и сами предприятия Группа компаний «Пивоваренный дом «Бавария» отмечены медалями самого высшего достоинства на многочисленных российских и зарубежных выставках и конкурсах. Это результат многолетнего слаженного труда сплоченной команды классных специалистов, для которых главное - обеспечить высшую степень качества выпускаемой продукции и услуг.[32]
Первое из предприятий группы компаний «Пивоваренный дом «Бавария» было создано в 1994 году. Сейчас в состав группы входят: "АГРОФИРМА ФАТ’, ООО "ФАТ-Агро" и "Рестораны "Бавария". «Пивоваренный дом Бавария» основан в 1994 году в столице Северной Осетии - г. Владикавказ совместно с германо-венгерской фирмой "Паннонпатент". Установленное этой фирмой пивоваренное оборудование и предоставленная баварская технология позволяют выпускать настоящее баварское пиво. А используемые германский солод и лучшие сорта ароматного и горького хмеля сваренные на чистейшей горной воде, придают пиву марки «Бавария» необычайно легкий вкус с приятной легкой хмелевой горечью. Публичное акционерное общество «Пивоваренный дом Бавария» создано по решению Учредительного собрания от 29 декабря 1994г., путем преобразования арендного предприятия по производству пива и безалкогольных напитков «Пивоваренный дом «Бавария» в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике РСО-Алания.[33]
Первого января 2007 года открылся первый пивной ресторан «Бавария» который по сей день пользуется огромной популярностью среди жителей и гостей г.Владикавказа, так как продукция и услуги ресторана «Бавария» удовлетворят самым изысканным вкусам истинных ценителей качества.
В настоящее время ПАО «Пивоваренный дом «Бавария» выпускает достаточно широкий ассортимент продукции. Всю продукцию можно сгруппировать в следующие продуктовые группы: пиво, слабоалкогольные напитки, безалкогольные напитки, сухие напитки и пищевые концентраты.
Рассматривая организацию управления, можно сказать, что на предприятии действует линейно-функциональная структура управления с функциональным приоритетом, то есть генеральный директор предприятия передает часть своих полномочий функциональным директорам. В таком случае исполнители получают задания не непосредственно от генерального директора предприятия, а от руководителей функциональных подразделений. На основании данных отчета о прибылях и убытках проведем анализ основных показателей деятельности «Пивоваренного дома Бавария» за 2013-2015 гг. [34]
В 2015г. по сравнению с 2013 г. произошло увеличение выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг на 1482 млн. руб. (или на 0,5%). За вычетом налогов выручка снизилась на 9282 млн. руб. или на 4,2%.
Рост себестоимости реализованных товаров составил 7957 млн. руб. или 5,1 %.
Таблица 5
Основные показатели деятельности «Пивоваренного дома Бавария» за 2013-2015 гг.*
Показатели |
2013г., Млн. руб. |
2014г., млн. руб. |
2015г., млн. руб. |
Отклонение (+,-) |
Темп роста, % |
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг |
286432 |
291962 |
293444 |
+1482 |
100,5 |
Налоги, включаемые в выручку от реализации продукции, товаров, работ, услуг |
69094 |
70709 |
81473 |
+10764 |
115,2 |
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг (за минусом налога НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей) |
220721 |
221253 |
211971 |
-9282 |
95,8 |
Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг |
148907 |
156903 |
164860 |
+7957 |
105,1 |
Расходы на реализацию |
40873 |
43058 |
32603 |
-10455 |
75,7 |
Прибыль от реализации |
18753 |
21292 |
14508 |
-6784 |
68,1 |
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов |
-1093 |
-1205 |
-839 |
+366 |
- |
Прибыль (убыток) от внереализацион-ных доходов и расходов |
-10981 |
-12077 |
-7956 |
+4121 |
- |
Прибыль общая |
7563 |
8010 |
5713 |
-2297 |
71,3 |
Налог на прибыль |
1573 |
1227 |
2147 |
+920 |
175,0 |
Прочие налоги, сборы из прибыли |
1174 |
1244 |
1915 |
+671 |
153,9 |
Прочие расходы и платежи из прибыли |
57 |
31 |
458 |
+427 |
1477,4 |
Чистая прибыль |
4982 |
5508 |
1193 |
-4315 |
21,7 |
Рентабельность оборота, % |
2,08 |
2,74 |
1,95 |
-0,79 |
- |
Рентабельность текущих затрат, % |
4,90 |
5,11 |
3,47 |
-1,64 |
- |
* таблица составлена на основе данных финансовой отчетности предприятия
Следует отметить, что результатами финансовой деятельности предприятия за 2013 г. является прибыль в размере 8010 млн. руб., а за 2014 г. была получена прибыль в размере 5713 млн. руб., по сравнению с 2013 г. она снизилась на 2297 млн. руб. или на 2 8,7 %. Чистая прибыль за 2013 г. составила 5508 млн. руб., в 2014 г. была также получена чистая прибыль, однако она снизилась на 4315 млн. руб.
Снижение характерно и для показателей рентабельности: рентабельность оборота снизилась на 0,79 %, а рентабельность текущих затрат - на 1,64 %, что свидетельствует об ухудшении эффективности деятельности «Пивоваренного дома «Бавария» в 2015 г. по сравнению с 2014 годом.
2.2. Недостатки действующей системы принятия решений на предприятии
Проведем анализ недостатков действующей системы контроля и мотивации управленческих решений в «Пивоваренном доме «Бавария». У менеджеров предприятия не всегда имеется четкое понимание отличий задач от функций. Служащие по-разному понимая одни и те же функции, отдают предпочтение отраслевому подходу к процессу управления своими ведомствами и подчиненными им организациями. Это порождает в большинстве случаев их «функциональную пересеченность», приводит к уходу от ответственности за свой участок работы. В «Пивоваренном доме «Бавария» существует разного рода пересечение функций и задач как в области основной, так и вспомогательной деятельности. Ведется постоянная межведомственная борьба за дополнительные функции и полномочия, которые позволяют воздействовать на финансовые потоки. Низкая культура функционального и информационного взаимодействия менеджмента, слабость горизонтальных связей снижают эффективность управления.
В организации «Пивоваренный дом Бавария» нет схемы подготовки и принятия оперативных решений, особенно в чрезвычайных случаях. До аналитических исследований дело практически не доходит. Слабо осуществляется информационная поддержка принятия управленческих решений. Нет целенаправленной аналитической и прогнозной работы, не осознана необходимость поддержки автоматизированных информационных систем при выработке проектов решений.
Функции руководителей и аппарата управления по организации разработки решения заключаются в управлении общим процессом выработки решений; определении сущности задачи участии в ее конкретизации, в выборе критериев оценки решений; окончательном выборе решения; организации его исполнения.[35] При необходимости выбирается управленческая стратегия, которая всегда предлагает ответить на вопросы целесообразности принятия управленческого решения в той или иной ситуации. Для процедуры разработки управленческого решения руководителю «Пивоваренного дома «Бавария» необходимо осуществить следующие действия:
1. Оформить документацию о начале выполнения работ с указанием конкретного задания, состава персонала и системы его подчинения, времени исполнения решений.
2. Разработчикам решения разъяснить права, ответственность и полномочия; содержание организационных документов о начале выполнения работ по разработке решения.
3. Обсудить с разработчиками неучтенные детали для успешного выполнения работ. Акцентировать внимание на важности задания и значении его качественного исполнения.
4. Установить соответствие решения действующему законодательству и уставным документам фирмы.
После вышеперечисленных этапов управленческое решение принимается. Следующим этаном является его реализация, которая представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение установленных целей и сроков[36].
Процедуры организации выполнения управленческого решения включают в себя оформление необходимой документации, разъяснение исполнителям их полномочий и сущности задачи организацию контроля за реализацией, мотивационной и при необходимости - поощрительной деятельности. Основные формы реализации управленческих решений в «Пивоваренном доме «Бавария»[37]:
1. Предписание - официальное извещение какому-либо должностному лицу об обязательном выполнении приведенного решения в установленный срок.
2. Деловая беседа - специально организованная встреча с подчиненным, группой подчиненных для обмена мнениями по заранее оговоренной теме актуарной для организации.
3. Убеждение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью добиться у подчиненных требуемых прочных взглядов по содержанию управленческого решения для его выполнения.
4. Разъяснение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью объяснить, сделать более понятным суть и содержание управленческого решения.
5. Наставление - деловая беседа проводимая руководителем с целью научить, передать опыт для успешного выполнения решения.
6. Обучение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью дать новые знания или информацию для выполнения решений.
В Пивоваренном доме «Бавария» наблюдается высокая мотивация исполнителей управленческого решения и присутствуют четко сформулированные стратегические цели работы.[38]
Вместе с тем на предприятии пока еще малоприменимы групповые методы принятия решений, одним из которых является Дельфи.