Файл: Использование метода «Дельфи» при принятии управленческих решений (на примере конкретной организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во втором круге каждый из участников получает второй опросник, в котором необходимо снова рассмотреть элементы, обобщенные исследователями на основе информации, полученной в первом туре. Соответственно, можно требовать от экспертов новой оценки исследуемой проблемы. В этой связи Б. Людвиг пишет: «По результатам второго круга идентифицируются области несогласий и соглашений»[30]. В некоторых случаях экспертов просят указать и обосновать свои приоритеты среди изложенных позиций.

В третьем круге каждый эксперт получает опросник, который включает элементы и оценки, обобщенные исследователями в предыдущем туре, и задание рассмотреть новые решения, а также указать причины того, что некоторые из них остались за рамками консенсуса. Экспертам предоставляется возможность дать дополнительные объяснения своим решениям. В сравнении с предыдущим туром, здесь можно ожидать незначительного повышения степени консенсуса.

В ходе четвертого (чаще всего, последнего) круга экспертам предоставляется возможность пересмотреть свои решения. Б. Лудвиг предупреждает, что количество итераций Дельфи во многом зависит от достижения консенсуса и может варьироваться от трех до пяти.[31]

Перед каждым исследователем стоит вопрос о количестве кругов метода Дельфи. Но независимо от количества итераций, цель их одна: достичь консенсуса экспертов по исследуемой теме.

В заключение важно отметить, что для улучшения результативности метода Дельфи необходимо иметь в виду следующее:

- он должен рассматриваться не как основной инструмент исследования, а как средство поддержки, как продолжение необходимых исследований с применением надежных методов;

- вопросы для исследования, как и сами опросники, необходимо подвергать пилотному тестированию для устранения неясностей или противоречий;

- члены исследовательской (аналитической) и экспертной групп должны быть авторитетными экспертами в своей области.

Поскольку метод Дельфи используется для долгосрочного прогнозирования, необходимо время, чтобы определить, является ли он подходящим для решения той задачи, для которой он использовался, и оказался ли прогноз точным. При этом метод представляет собой ценный футурологический инструмент, который стремится определить будущие измерения общественных процессов при учете максимально большого количества участвующих в нем компонентов. Этот метод является предпосылкой для верификации гипотез при планировании в различных сферах хозяйственной деятельности, техники, науки и всей политической и социальной действительности. Он связан с необычным динамизмом современной жизни и развитием прогресса - сегодня человек способен предвидеть будущее и соотносить с ним свои планы.


Далее следует рассмотреть возможности метода Дельфи в процессе принятия управленческих решений на конкретном предприятии.

2. Использование метода «Дельфи» при принятии управленческих решений в ПАО «Пивоваренный дом «Бавария»

2.1. Общая характеристика ПАО «Пивоваренный дом «Бавария»

Приступая к рассмотрению особенностей процесса принятия управленческих решений в ПАО «Пивоваренный дом «Бавария», следует сначала дать краткую характеристику предприятия.

Группа компаний «Пивоваренный дом «Бавария» - это современное динамично развивающееся предприятие на юге России, продукция которого широко известна во всех субъектах Северо-Кавказского федерального округа и ряде субъектов Южного федерального округа России. Продукция и сами предприятия Группа компаний «Пивоваренный дом «Бавария» отмечены медалями самого высшего достоинства на многочисленных российских и зарубежных выставках и конкурсах. Это результат многолетнего слаженного труда сплоченной команды классных специалистов, для которых главное - обеспечить высшую степень качества выпускаемой продукции и услуг.[32]

Первое из предприятий группы компаний «Пивоваренный дом «Бавария» было создано в 1994 году. Сейчас в состав группы входят: "АГРОФИРМА ФАТ’, ООО "ФАТ-Агро" и "Рестораны "Бавария". «Пивоваренный дом Бавария» основан в 1994 году в столице Северной Осетии - г. Владикавказ совместно с германо-венгерской фирмой "Паннонпатент". Установленное этой фирмой пивоваренное оборудование и предоставленная баварская технология позволяют выпускать настоящее баварское пиво. А используемые германский солод и лучшие сорта ароматного и горького хмеля сваренные на чистейшей горной воде, придают пиву марки «Бавария» необычайно легкий вкус с приятной легкой хмелевой горечью. Публичное акционерное общество «Пивоваренный дом Бавария» создано по решению Учредительного собрания от 29 декабря 1994г., путем преобразования арендного предприятия по производству пива и безалкогольных напитков «Пивоваренный дом «Бавария» в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике РСО-Алания.[33]


Первого января 2007 года открылся первый пивной ресторан «Бавария» который по сей день пользуется огромной популярностью среди жителей и гостей г.Владикавказа, так как продукция и услуги ресторана «Бавария» удовлетворят самым изысканным вкусам истинных ценителей качества.

В настоящее время ПАО «Пивоваренный дом «Бавария» выпускает достаточно широкий ассортимент продукции. Всю продукцию можно сгруппировать в следующие продуктовые группы: пиво, слабоалкогольные напитки, безалкогольные напитки, сухие напитки и пищевые концентраты.

Рассматривая организацию управления, можно сказать, что на предприятии действует линейно-функциональная структура управления с функциональным приоритетом, то есть генеральный директор предприятия передает часть своих полномочий функциональным директорам. В таком случае исполнители получают задания не непосредственно от генерального директора предприятия, а от руководителей функциональных подразделений. На основании данных отчета о прибылях и убытках проведем анализ основных показателей деятельности «Пивоваренного дома Бавария» за 2013-2015 гг. [34]

В 2015г. по сравнению с 2013 г. произошло увеличение выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг на 1482 млн. руб. (или на 0,5%). За вычетом налогов выручка снизилась на 9282 млн. руб. или на 4,2%.

Рост себестоимости реализованных товаров составил 7957 млн. руб. или 5,1 %.

Таблица 5

Основные показатели деятельности «Пивоваренного дома Бавария» за 2013-2015 гг.*

Показатели

2013г.,

Млн.

руб.

2014г.,

млн.

руб.

2015г.,

млн.

руб.

Отклонение (+,-)

Темп

роста,

%

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг

286432

291962

293444

+1482

100,5

Налоги, включаемые в выручку от реализации продукции, товаров, работ, услуг

69094

70709

81473

+10764

115,2

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг (за минусом налога НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей)

220721

221253

211971

-9282

95,8

Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг

148907

156903

164860

+7957

105,1

Расходы на реализацию

40873

43058

32603

-10455

75,7

Прибыль от реализации

18753

21292

14508

-6784

68,1

Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов

-1093

-1205

-839

+366

-

Прибыль (убыток) от внереализацион-ных доходов и расходов

-10981

-12077

-7956

+4121

-

Прибыль общая

7563

8010

5713

-2297

71,3

Налог на прибыль

1573

1227

2147

+920

175,0

Прочие налоги, сборы из прибыли

1174

1244

1915

+671

153,9

Прочие расходы и платежи из прибыли

57

31

458

+427

1477,4

Чистая прибыль

4982

5508

1193

-4315

21,7

Рентабельность оборота, %

2,08

2,74

1,95

-0,79

-

Рентабельность текущих затрат, %

4,90

5,11

3,47

-1,64

-


* таблица составлена на основе данных финансовой отчетности предприятия

Следует отметить, что результатами финансовой деятельности предприятия за 2013 г. является прибыль в размере 8010 млн. руб., а за 2014 г. была получена прибыль в размере 5713 млн. руб., по сравнению с 2013 г. она снизилась на 2297 млн. руб. или на 2 8,7 %. Чистая прибыль за 2013 г. составила 5508 млн. руб., в 2014 г. была также получена чистая прибыль, однако она снизилась на 4315 млн. руб.

Снижение характерно и для показателей рентабельности: рентабельность оборота снизилась на 0,79 %, а рентабельность текущих затрат - на 1,64 %, что свидетельствует об ухудшении эффективности деятельности «Пивоваренного дома «Бавария» в 2015 г. по сравнению с 2014 годом.

2.2. Недостатки действующей системы принятия решений на предприятии

Проведем анализ недостатков действующей системы контроля и мотивации управленческих решений в «Пивоваренном доме «Бавария». У менеджеров предприятия не всегда имеется четкое понимание отличий задач от функций. Служащие по-разному понимая одни и те же функции, отдают предпочтение отраслевому подходу к процессу управления своими ведомствами и подчиненными им организациями. Это порождает в большинстве случаев их «функциональную пересеченность», приводит к уходу от ответственности за свой участок работы. В «Пивоваренном доме «Бавария» существует разного рода пересечение функций и задач как в области основной, так и вспомогательной деятельности. Ведется постоянная межведомственная борьба за дополнительные функции и полномочия, которые позволяют воздействовать на финансовые потоки. Низкая культура функционального и информационного взаимодействия менеджмента, слабость горизонтальных связей снижают эффективность управления.

В организации «Пивоваренный дом Бавария» нет схемы подготовки и принятия оперативных решений, особенно в чрезвычайных случаях. До аналитических исследований дело практически не доходит. Слабо осуществляется информационная поддержка принятия управленческих решений. Нет целенаправленной аналитической и прогнозной работы, не осознана необходимость поддержки автоматизированных информационных систем при выработке проектов решений.

Функции руководителей и аппарата управления по организации разработки решения заключаются в управлении общим процессом выработки решений; определении сущности задачи участии в ее конкретизации, в выборе критериев оценки решений; окончательном выборе решения; организации его исполнения.[35] При необходимости выбирается управленческая стратегия, которая всегда предлагает ответить на вопросы целесообразности принятия управленческого решения в той или иной ситуации. Для процедуры разработки управленческого решения руководителю «Пивоваренного дома «Бавария» необходимо осуществить следующие действия:


1. Оформить документацию о начале выполнения работ с указанием конкретного задания, состава персонала и системы его подчинения, времени исполнения решений.

2. Разработчикам решения разъяснить права, ответственность и полномочия; содержание организационных документов о начале выполнения работ по разработке решения.

3. Обсудить с разработчиками неучтенные детали для успешного выполнения работ. Акцентировать внимание на важности задания и значении его качественного исполнения.

4. Установить соответствие решения действующему законодательству и уставным документам фирмы.

После вышеперечисленных этапов управленческое решение принимается. Следующим этаном является его реализация, которая представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение установленных целей и сроков[36].

Процедуры организации выполнения управленческого решения включают в себя оформление необходимой документации, разъяснение исполнителям их полномочий и сущности задачи организацию контроля за реализацией, мотивационной и при необходимости - поощрительной деятельности. Основные формы реализации управленческих решений в «Пивоваренном доме «Бавария»[37]:

1. Предписание - официальное извещение какому-либо должностному лицу об обязательном выполнении приведенного решения в установленный срок.

2. Деловая беседа - специально организованная встреча с подчиненным, группой подчиненных для обмена мнениями по заранее оговоренной теме актуарной для организации.

3. Убеждение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью добиться у подчиненных требуемых прочных взглядов по содержанию управленческого решения для его выполнения.

4. Разъяснение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью объяснить, сделать более понятным суть и содержание управленческого решения.

5. Наставление - деловая беседа проводимая руководителем с целью научить, передать опыт для успешного выполнения решения.

6. Обучение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью дать новые знания или информацию для выполнения решений.

В Пивоваренном доме «Бавария» наблюдается высокая мотивация исполнителей управленческого решения и присутствуют четко сформулированные стратегические цели работы.[38]

Вместе с тем на предприятии пока еще малоприменимы групповые методы принятия решений, одним из которых является Дельфи.