Файл: Рекламные стратегии компаний (по выбору) на отраслевых рынках.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы разработки рекламной кампании
1.1 Понятие, виды и сущность рекламы
1.2 Реклама в комплексе маркетинговых коммуникаций
2. Разработка рекламной стратегии для конкурентного преимущества ОАО «ФосАгро Череповец»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ рынка и конкуренции
2.3.Разработка рекламной кампании для повышения конкуренции предприятия
2. Разработка рекламной стратегии для конкурентного преимущества ОАО «ФосАгро Череповец»
2.1 Общая характеристика предприятия
«ФосАгро» – вертикально-интегрированная компания. Объединяя добычу, переработку, логистику и прикладные исследования, «ФосАгро» эффективно управляет затратами по всей цепочке создания новой стоимости и получает синергию от инвестиций в развитие каждого из направлений своего бизнеса.
Предприятия «ФосАгро» производят и перерабатывают два основных вида сырья для выпуска минеральных удобрений – апатитовый концентрат и аммиак. Обеспеченность сырьевыми ресурсами и гибкая производственная платформа позволяют быстро переориентировать производство на выпуск того или иного вида удобрений в зависимости от колебаний спроса.
Оперативное управление всеми направлениями бизнеса «ФосАгро» осуществляет ЗАО «ФосАгро АГ». Она же управляет производственно-хозяйственной деятельностью предприятий «ФосАгро» — ОАО «ФосАгро-Череповец», ООО «Балаковские минеральные удобрения», ОАО «Апатит», ЗАО «Агро-Череповец», транспортно-экспедиторской компании ООО «ФосАгро-Транс».
Рисунок 2.1.Корпоративная структура ОАО «ФосАгро»
Сферой деятельности ОАО «ФосАгро-Череповец» является производство фосфорсодержащих минеральных удобрений, фосфорной и серной кислот, фторида алюминия, аммиака, карбамида, аммиачной селитры и удобрений на её основе.
2.2 Анализ рынка и конкуренции
Рынок минеральных удобрений характеризуется 2 направлениями:
- удовлетворение потребности других отраслей экономики в производимой продукции высокого качества и требуемого сортамента;
- необходимость дальнейшего развития производства по повышению его технического уровня.
Минеральные удобрения являются основной составляющей в экспорте химической продукции России, что объясняется низкой покупательной способностью отечественных сельхозпроизводителей и относительно высокими ценами на минудобрения на внешнем рынке.
В последнее время возрастает интерес к развитию и модернизации производств минудобрений, ведутся исследования и разработки новых месторождений минерального сырья. Вместе с тем российским производителям приходится учитывать постоянное повышение цен на газ и услуги естественных монополий, а также ограничения, вводимые рядом зарубежных стран на ввоз тех или иных удобрений.
За последние 50 лет мировой рынок минеральных удобрений увеличился практически в 5 раз и его объем достигает более $70 млрд. Его развитие носит стабильный поступательный характер без существенных спадов, что вызвано такими факторами, как сокращение ресурса свободных мировых посевных площадей, рост численности мирового населения, повышение требований к качеству продукции, проникновение сельскохозяйственной продукции на рынок энергоресурсов. Все это требует повышенной отдачи от сельхозугодий и влечет растущее потребление удобрений всех типов.
Ниже будут рассмотрены основные показатели мирового рынка минеральных удобрений, подробно рассмотрены производство и мировая торговля основными их видами, приведена характеристика мирового спроса на минеральные удобрения и представлен прогноз его развития
Положительные результаты деятельности ОАО «ФосАгро Череповец» можно обосновать соответствующей реалиям рынка стратегией компании по развитию на долгосрочную перспективу, которая нацелена на максимальное использование указанных факторов и характеризуется следующими параметрами:
1. Сохранение доли на внутреннем рынке России.
2. Увеличение объемов отгрузки на экспорт.
3. Развитие новых видов продукции и повышение уровня сервиса.
4. Постоянная работа над повышением качества продукции.
Возможные факторы, которые могут негативно повлиять на производство и сбыт продукции:
- Снижение конкурентоспособности национальной экономики.
- Снижение мировых цен на нефть.
- Рост мировых цен на аммиак.
- Рост конкуренции в отрасли.
- Снижение размеров регионального и федерального бюджетов.
- Реформы естественных монополий.
- Повышение транспортных тарифов.
- Высокий износ существующего оборудования в отраслях конечного потребления.
- Увеличивающийся уровень импорта.
- Отсутствие реально работающих механизмов финансирования и страхования долгосрочных программ строительства.
- Снижение международной конкурентоспособности отечественного машиностроения.
- Уменьшение реальных располагаемых доходов населения.
Возможные действия предприятия по уменьшению такого влияния:
- Развитие дилерской сети с целью обеспечения потребностей мелких потребителей.
- Поиск и внедрение новых видов продукции совместно с клиентами.
- Принятие на вооружение принципов технической поддержки[8].
Способы, применяемые эмитентом и способы которые эмитент планирует использовать в будущем для снижения негативного эффекта факторов и условий, влияющих на деятельность эмитента:
ОАО «ФосАгро Череповец» планомерно увеличивает объемы отгрузки на экспорт и на внутренний рынок, предлагает все большее количество новых видов продукции, работать над совершенствованием технологий, повышением качества продукции и удовлетворенности клиентов.
Общество разрабатывает совместно с иностранными партнерами инвестиционные проекты, направленные на увеличение производства продукции, востребованной на европейском рынке.
ОАО «ФосАгро Череповец» планирует и в дальнейшем следовать данной стратегии. Учитывая изменения внешнего окружения, можно сделать вывод о положительных тенденциях для реализации стратегии развития ОАО «ФосАгро Череповец». Объем мирового производства минеральных удобрений в 2012 году был на уровне 169 млн. тонн в пересчете на содержание питательных веществ, что на 3% выше уровня 2011 года.
Для мировой промышленности минеральных удобрений характерен ряд особенностей:
- прямая зависимость производства от доступности и регулярности поставок сырья: природного газа, угля, нафты (для производства азотных удобрений), фосфатов (для производства фосфорных удобрений) и калийных солей (для производства калийных удобрений),
- капиталоемкое производство;
- концентрация производств вблизи источников сырья (например, предприятия по производству калийных удобрений) или рынков сбыта;
- тенденция строительства предприятий с большой единичной мощностью с целью снижения себестоимости производства на единицу готовой продукции;
- значительная доля экспорта в объеме общемирового производства минеральных удобрений (хлористый калий – около 80%, фосфорные удобрения (моноаммонийфосфат и диаммонийфосфат) – более 40%, аммиачная селитра – более 25%, карбамид – около 23%) в силу неравномерного географического распределения природных ресурсов в странах и регионах мира.
Таблица 2.4
Характеристика отрасли минеральных удобрений
Параметр |
Калийные удобрения |
Фосфатные удобрения |
Азотные удобрения |
Сырье |
Калийные руды -хлорид калия |
Фосфоритные руды – фосфорная кислота |
Аммиак |
Географическая доступность сырьевых ресурсов |
Весьма ограничена |
Ограничена |
Легко доступна во многих странах (природный газ) |
Стоимость новых мощностей |
Около $500 млн. на 1 млн. тонн КCl |
Около $45 млн. (производство фосфорной кислоты) |
Около $70 млн. (производство аммиака) |
Страны производители |
1. Канада |
1. США |
1. Китай |
2. Россия |
2. Марокко |
2. США |
|
3. Германия |
3. Россия |
3. Индия |
|
4. Беларусь |
4. Китай |
4. Россия |
|
Основные импортеры |
Хлорид калия |
ДАФ |
Аммиак |
1. США |
1. Китай |
1. США |
|
2. Бразилия |
2. Пакистан |
2. Индия |
|
3. Китай |
3. Индия |
3. Южная Корея |
|
4. Индия |
4. Вьетнам |
4. Турция |
|
Доля экспортных сделок |
82% (хлорид калия) |
46% (ДАФ) |
13% (аммиак) |
Характеристика рынка |
Глобальный, единицы игроков |
Региональный, десятки игроков |
Региональный, сотни игроков |
На сегодняшний день крупнейшими производителями минеральных удобрений в мире являются Китай, который контролирует 21% рынка, США (13%), Индия (10%), Россия (8%) и Канада (8%). В последние годы влияние США на мировом рынке удобрений падает. С 2011 года самые большие показатели роста демонстрируют рынки стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.
Как было отмечено выше, центры производства фосфатных и азотных удобрений распределены в районах потребления, а калийных - в районах добычи сырья. В соответствии с этим на сегодняшний день крупнейшими производителями азотных и фосфоросодержащих удобрений являются регионы и страны-потребители – Азия (Китай и Индия) и Северная Америка (США), а производителями калийных удобрения – страны, располагающие сырьем: Канада, России и Белоруссия.
О высокой степени концентрации производства минеральных удобрений и их сырья свидетельствует тот факт, что на 15 стран приходится почти 80% общемирового объема выпуска аммиака, который идет на производство азотных удобрений. 85% объема мирового производства фосруды сосредоточено в 7 странах. В 6 странах выпускается более 85% общемирового объема хлористого калия.
Особенности расположения мощностей по производству минеральных удобрений обуславливают их товаропотоки на мировом рынке. В частности, если азотных удобрений экспортируется в зависимости от вида в среднем около 25-40% от мирового производства, фосфорных – 35-50%, то калийных – 80%. В пересчете на 100% питательного вещества доля калийных удобрений в мировом экспорте удобрений составляет 60%.
Для стран Восточной Европы, включая Россию, характерна несколько отличная от общемировой ситуация, когда большая часть производимых азотных удобрений не потребляется, а экспортируется. В результате на данный момент восточноевропейские страны являются крупнейшими экспортерами азотных удобрений. Это связано с тем, что до развала СССР данный сектор производства, также работавший на внутреннее потребление, перестал быть востребованным внутри страны – объемы потребления удобрений сократились в несколько десятков раз. Поэтому отрасль была вынуждена переориентироваться на экспорт.
Рисунок 2.2. Объемы производства минеральных удобрений крупнейшими производителями
Объемы международной торговли минеральными удобрениями и сырьем для их производства ежегодно возрастают. Только в 2014 г. объем импорта аммиака, карбамида, диаммонийфосфата и серы возрос на 7%, 3%, 8% и 4% соответственно против уровня 2011 г. Это связано именно с тем, что география потребления и производства минеральных удобрений не совпадают. Наиболее емкие и растущие рынки лишены либо недостаточно обеспечены собственными производствами.
В последнее десятилетие ХХ века мировой рынок минеральных удобрений превратился в один из наиболее консолидированных и остро конкурентных. В Западной Европе 80% общего производства удобрений контролируют 8 крупных фирм, в США 60% азотных удобрений поставляют 5 компаний. В развивающихся странах производство удобрений сосредоточено в руках нескольких государственных или управляемых государством компаний. В России до 90 % калийных и фосфорных удобрений поставляют 6 компаний, а производство азотных находится под контролем ОАО «Газпром».
Крупнейшим поставщиком минеральных удобрений на мировой рынок является компания PotashCorp, за которой следует Mosaic. В десятку лидеров также входят Беларуськалий, OCP, Agrium, Israel Chemicals, Yara, Уралкалий, Сильвинит. Среди других крупных производителей - Sinochem (Китай), IFFCO (Индия), Еврохим (Россия), Фосагро (Россия), SAFCO (Саудовская Аравия), Egyptian Fertilizer Company (EFC), Arab Fertilizer and Chemicals Company (AFCCO) (Египет), Тольяттиазот (Россия), Черкассы (Украина) и Koch (США).
Экспортная программа предприятия - целевая программа деятельности предприятия в области внешнеэкономической деятельности, предусматривающая вывоз товаров, технологий, результатов научных разработок и услуг за границу для продажи на внешнем рынке. Экспортная программа предприятия должна быть ориентирована на возмещение издержек производства, транспортных расходов и получение прибыли за счет доходов от реализации.
Благодаря наличию собственного порта и доступу к Волго-Балтийскому водному пути ОАО «ФосАгро Череповец» имеет выход к 5-ти морям: Балтийскому, Белому, Азовскому, Черному и Каспийскому.
Наиболее близлежащим к ОАО «ФосАгро Череповец» морским портом является Санкт-Петербургский Морской порт, расстояние до которого по железной дороге 479 км и по реке 845 км.
В настоящее время удобрения ОАО «ФосАгро Череповец», отгружаемые на экспорт, переваливаются через морские порты Санкт-Петербург и Мурманск.
В период навигации (продолжительность навигации на Волго-Балтийском водном пути составляет от 185 до 195 дней в году) значительный объем экспортной продукции отгружается из промпорта завода речными судами типа Волго-Дон грузовместимостью 5 тыс.тонн с последующей перевалкой в морские суда грузовместимостью до 40 тыс.тонн в порту С.Петербург.
Однако возможна отгрузка удобрений прямыми рейсами из Череповца судами типа река-море в порты стран Западной Европы, Турцию, Иран и страны Средиземноморского бассейна.
В межнавигационный период отгрузка удобрений на экспорт производится только по железной дороге.