Файл: Особенности отраслевого сегмента рынка труда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Позитивным результатом данного исследования является то, что система высшего и среднего профессионального образования Томской области в достаточном объеме готовит кадры для отраслей экономики региона, являющихся стратегическими приоритетами и формирующими основной спрос на трудовые ресурсы в среднесрочной перспективе. Это – научно-образовательный комплекс, обрабатывающая промышленность (электроника, электротехника, фармацевтика), нефтегазодобыча. Значительный объем кадров будет подготовлен для работы в ЖКХ и энергетике (в том числе атомной). Согласно Стратегии эти кадровые ресурсы или человеческий капитал являются важным звеном при реализации приоритетных отраслевых инвестиционных проектов. Выпуск кадров по вышеперечисленным специальностям настолько высок, что превышает потребности региона, поэтому часть специалистов, получивших образование на территории Томской области, с большой вероятностью продолжат работать на территории других субъектов Российской Федерации или в зарубежных странах.

Главными отрицательными сторонами современной системы вузов и образовательных организаций СПО Томской области, несущими наибольшие риски для региона по выполнению задач обеспечения кадрами, является недостаточная численность специалистов в отраслях здравоохранение, транспорт и связь, строительство, торговля и сфера обслуживания населения.

Некоторые из этих отраслей являются ключевыми – так, подготовка качественных кадров в здравоохранении жизненная необходимость для области. Наличие высококвалифицированных специалистов здравоохранения позволит оказать положительное влияние на развитие человеческого капитала региона – повысить продолжительность жизни, снизить потери трудодней из-за болезней, снизить показатели заболеваемости населения и понизить детскую смертность.

Учитывая структуру подготовки выпускников и прогнозную структуру занятости Томской области – дефицит кадров в здравоохранении может быть покрыт только при увеличении выпуска студентов в Сибирском государственном медицинском университете, в медицинским колледже и привлечении высококвалифицированных врачей из других регионов Российской Федерации. Эта проблема требует принятия своевременных решений – необходимо оценить возможности расширения подготовки по медицинским специальностям в Томской области и, одновременно, продолжить реализацию мер по повышению привлекательности региона для возможных мигрантов – высококвалифицированных специалистов здравоохранения из регионов России, которые могли бы занять места выбывших кадров в здравоохранении. Положительным опытом в этом направлении является реализация проектов и программ «Земский доктор», «Обеспечение жильем молодых специалистов».


В среднесрочном периоде отраслью, испытывающей наибольший спрос на специалистов, будет являться оптовая и розничная торговля. Практически весь дефицит в торговле компенсируется работниками без высшего и среднего профессионального образования или иных профессий, а также мигрантами.

С целью полноценного развития всех отраслей в регионе и повышения качества оказываемых населению услуг, обеспечение спроса на кадры в торговле работниками с профессиональным образованием потребует специальных мер по корректировке кадровой и образовательной политики.

Необходимость увеличения объема подготовки кадров для строительства – также один из трендов развития рынка труда Томской области. Ожидаемое повышение количества занятых в строительстве (по целевым индикаторам Стратегии развития Томской области до 2020 г.) при текущей структуре подготовки кадров подразумевает, большей частью, заполнение вакансий мигрантами. Такая стратегия имеет существенные риски – в Сибири в целом наблюдается общий дефицит строительных кадров, внешняя миграция несет с собой как социальные, так и социально-экономические и общественно-политические угрозы. Недостаток подготовки профессиональных кадров с учетом потребностей Томской области в будущем отмечается в госуправлении, транспорте и связи.

Дополнительная подготовка специалистов может способствовать повышению качества оказываемых государственных и муниципальных услуг, а в инфраструктурном секторе – предотвратить острый дефицит трудовых ресурсов.

Подводя итоги, можно утверждать, что решение вопроса повышения сбалансированности спроса и предложения на рынке труда Томской области, сокращения кадрового дефицита может быть полностью обеспечено возможностями научно-образовательного комплекса Томской области. Для этого необходимо взаимодействие на постоянной основе региональных органов власти и местного самоуправления Томской области, организаций высшего и среднего профессионального образования, предприятий, организаций, предпринимателей по комплексной поддержке процессов подготовки и трудоустройства специалистов всех отраслей, формирующих структуру экономики Томской области.

Один из инструментов политики на рынке труда – изменение числа студентов, принимаемых на различные направления подготовки. Реализация этой меры может оказать положительное влияние на баланс трудовых ресурсов Томской области в среднесрочной перспективе, сократить имеющийся дефицит кадров по наиболее «проблемным» отраслям, не допустить роста безработицы.


Важнейшей задачей органов исполнительной власти Томской области на ближайшие годы является создание благоприятных условий для сохранения в регионе лучших выпускников вузов и образовательных организаций СПО, которые в течение следующих лет должны будут создать основу научно-образовательного кластера и продолжить работу в развитии стратегических приоритетов Томской области, путем реализации инвестиционных, инновационных проектов, увеличения действующих мощностей, повышения их эффективности на основе модернизации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рынок труда – это тип или вид рынка, где объектом купли-продажи (в данном случае найма) является товар-труд. Рынок труда имеет следующие особенности: процесс купли-продажи труда (он носит длительный характер); особенность труда как товара состоит в том, что собственником и носителем этого товара является работник со всеми его правами человека и гражданина общества, на страже которых стоит государство; труд - это товар производственного назначения, личный фактор производства; труд как товар играет главенствующую роль в создании доходов общества; труд обладает свойствами, которыми не обладает никакой другой товар, он способен совершенствоваться. Рынок труда порождает сложные проблемы (бедность, безработицу, инфляцию), социальную напряженность в обществе (митинги, демонстрации протеста, забастовки), современные грандиозные движения и социальные революции, а также разнообразные организации наемных трудящихся. Порождая все эти проблемы, рынок труда сам по себе, свойственным ему механизмом не может, не способен самостоятельно их решить. Поэтому рынок труда вынуждает государство осуществлять его регулирование.

Анализ отраслевых рынков труда проведен на примере Томской области. Решение вопроса повышения сбалансированности спроса и предложения на рынке труда Томской области, сокращения кадрового дефицита может быть полностью обеспечено возможностями научно-образовательного комплекса Томской области. Для этого необходимо взаимодействие на постоянной основе региональных органов власти и местного самоуправления Томской области, организаций высшего и среднего профессионального образования, предприятий, организаций, предпринимателей по комплексной поддержке процессов подготовки и трудоустройства специалистов всех отраслей, формирующих структуру экономики Томской области.


Один из инструментов политики на рынке труда – изменение числа студентов, принимаемых на различные направления подготовки. Реализация этой меры может оказать положительное влияние на баланс трудовых ресурсов Томской области в среднесрочной перспективе, сократить имеющийся дефицит кадров по наиболее «проблемным» отраслям, не допустить роста безработицы.

Важнейшей задачей органов исполнительной власти Томской области на ближайшие годы является создание благоприятных условий для сохранения в регионе лучших выпускников вузов и образовательных организаций СПО, которые в течение следующих лет должны будут создать основу научно-образовательного кластера и продолжить работу в развитии стратегических приоритетов Томской области, путем реализации инвестиционных, инновационных проектов, увеличения действующих мощностей, повышения их эффективности на основе модернизации.

Основные действия правительства по регулированию рынка труда должны быть направлены на опережающее обучение и переселение людей в другие регионы, где нужна рабочая сила; переобучение работников и повышение квалификации. Без участия государства на федеральном и региональном уровне эту ситуацию не изменить. Более того, необходимо внедрить территориальный заказ на подготовку квалифицированных специалистов, как это делается в отношении товарной продукции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.11.2014).
  2. Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 (ред. от 02.07.2013, с изм. от 05.05.2014) «О занятости населения в Российской Федерации».
  3. Аврамова Е.М. Рынок труда и система образования: трудности перевода сигналов // Обществ. науки и современность. - 2011. - № 3. - С.51-61.
  4. Булатов А. Макроэкономика. Учебник. – М.: Юрайт, 2014.
  5. Васнев С.А., Васнева Н.Н. Управление и регулирование занятостью: теоретические и статистические аспекты // Экономика и управление: проблемы, решения. 2013. № 12. С. 84-95.
  6. Волгин Н.А. Экономика труда. Рыночные и социальные аспекты. Учебно-методический комплекс для подготовки магистров. – М.: РАГС, 2010.
  7. Жеребин В.М., Алексеева О.А., Ермакова Н.А. Проблема занятости у условиях информационного общества и возможности статистики в их изучении // Вопросы статистики. 2014. № 6. С. 24-33.
  8. Иглицкая Е.А. Политика государства на рынке труда - важнейшее направление модернизации экономики России // Соц.-гуман. знания. - 2011. - № 1. - С.323-329.
  9. Капелюшников, Р. И., Ощепков, А. Ю. Российский рынок труда: парадоксы посткризисного развития. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. – С. 21.
  10. Павленков В. Рынок труда. Занятость. Безработица. – М.: Издательство МГУ, 2004.
  11. Полякова И.А. Эволюция воззрений на отечественный рынок труда: статистический аспект. // Учет и статистика. 2008. № 9. С. 255-262.
  12. Рофе А. Экономика труда. Учебник. – М.: КноРус, 2014.
  13. Сачук Т.В. Рынок труда в России последней трети XIX— начала XX веков. — Спб., 2001.
  14. Сорочайкин А.Н., Сорочайкин И.А. Теоретические основы исследования занятости населения в современной России // Экономика и управление в XXI веке. Т. 10. Управление персоналом: кол. монография / под общ. ред. А.Н. Сорочайкина. Самара: Издательство «Самарский университет», 2012. С. 161–180.
  15. Тупицына Е.В. Статистика населения, занятости и безработицы // Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. 2014. № 5. С. 59-71.
  16. Шульгина Л. В. Занятость населения и человеческий капитал. – Воронеж. - Воронежская гос. технол. акад., 2012.
  17. http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики
  18. http://www.rostrud.info/ - Федеральная служба по труду и занятости