Файл: Формирование и использование финансовых ресурсов коммерческих организаций (Роль финансового планирования на предприятии).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Особенности эффективного управления деятельностью предприятия в условиях рынка
1.2 Роль финансового планирования на предприятии
1.3 Методика финансового планирования
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ООО «НПФ СБЕРБАНКА»
2.1 Краткая характеристика ООО «НПФ Сбербанка»
2.2 Анализ финансовых результатов ООО «НПФ СБЕРБАНКА»
2.3. Оценка эффективности хозяйственной деятельности ООО «НПФ СБЕРБАНКА»
Анализ данной таблицы показывает, что в 2018 году темп прироста объема реализации продукции по сравнению с 2016 годом составил 10 %, а по сравнению с 2017 годом составил – 2,56 %, что свидетельствует о спаде реализованной продукции.
Анализ реализации продукции ООО «НПФ СБЕРБАНКА»
Для провидения анализа реализации продукции ООО «НПФ СБЕРБАНКА» используются исходные данные за 2016-2018год. При этом были учтены инфляционные процессы, влияющие на рост цен. Анализ проводим в таблице 10.
Таблица 10 - Динамика объема реализации продукции ООО «НПФ СБЕРБАНКА» в 2016-2018гг.
Годы |
Объем реализации продукции, тыс. руб. |
Абсолютный прирост объема реализации продукции, тыс. руб. |
Темп роста объема реализации продукции, % |
Темп прироста объема реализации, % |
Значение 1% прироста объема реализации, тыс. руб. |
||||
Пред. год |
Базис. год |
Пред. год |
Базис. год |
Пред. год |
Базис год |
Пред. год |
Базис год |
||
2016г. базис |
926498,60 |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
2017г. |
1045994,81 |
119496,24 |
119496,2 |
112,90 |
112,91 |
12,93 |
12,91 |
9263,30 |
9263,3 |
2018г. |
1019231,31 |
-26763,51 |
92732,71 |
97,40 |
10,00 |
-2,64 |
10,00 |
10293,6 |
9273,3 |
Из данных таблицы 10 видно, что на предприятии 2017 году произошел рост объема реализации по сравнению с 2016 годом на 119496,24тыс. руб.
В 2018году в связи с увеличением цен на продукцию и изменения спроса потребителя (потребитель выбирает более дешевый товар) произошел спад производства по сравнению с 2017годом на 2,64%, а в сравнение с базисным 2016годом реализация продукции выросла на 10%.
Составной частью анализа динамики объема реализации является установление влияния структурных сдвигов в реализации товаров (таблица 11).
Из таблицы 11 делаем выводы что в 2018году темп прироста объема реализации продукции по сравнению с 2016 годом составил 10 %, а по сравнению с 2017 годом составил – 2,56 %, что свидетельствует о спаде реализованной продукции. Что свидетельствует о нарушение ассортиментной и ценовой политики организации.
Таблица 11 - Исходные данные для анализа структурных сдвигов в объеме реализации ООО «НПФ СБЕРБАНКА» в 2016-2018гг.
№п/п |
Показатели |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
Темп прироста, % |
|
2018/ 2016г |
2018/ 2017г. |
|||||
1 |
Объем реализации продукции тыс. руб. |
926498,64 |
1045994,81 |
1019231,33 |
10,00 |
-2,56 |
2 |
Средняя цена1 шт. продукции, руб. |
3400 |
4789 |
3677 |
8,17 |
-23,22 |
Результат анализа структурных сдвигов свидетельствует о том, что на предприятие слабо вдеться работа по использованию внутренних организационных и экономических резервов, позволивших бы увеличить реальный выпуск продукции и услуг.
Важным условием роста объема производства является равномерная работа предприятия в течение года по месяцам и ритмичная в течение месяца.
Для характеристики равномерности работы нами рассчитан коэффициент равномерности по формуле:
(1)
, где ∆О- величина не доданных услуг в анализируемом текущем году по сравнением с предшествующим (тыс. руб.);
Оф- фактический объем реализации услуг за анализирующий период (тыс. руб.).
Далее проводим анализ реализации продукции компанией в 2016-2018гг. (таблица 12).
По данным таблицы 12 видно, что в 2017 году по сравнению с 2016 годом коэффициент равномерности равен единицы, что свидетельствует о равномерной работе предприятия.
В 2018году по сравнению с 2017годом имеются периоды, в которых предприятием было допущено снижение объема реализации продукции.
Таблица 12 - Анализ равномерности реализации продукции в ООО «НПФ СБЕРБАНКА» в 2016-2018гг.
Месяцы |
Фактический объем реализации продукции тыс. руб. |
Величина недоданной продукции, тыс. руб. |
Коэффициент равномерности, % |
||||
2016г. |
2017г. |
2018г. |
2017- 2016гг. |
2018- 2017гг. |
2017г. |
2018г. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Январь |
84311,42 |
85771,60 |
91730,8 |
1460,20 |
5959,25 |
1 |
1 |
Февраль |
79678,94 |
88909,60 |
82557,7 |
9230,68 |
-6351,80 |
1 |
0,92 |
Март |
78752,41 |
93093,50 |
84596,2 |
14341,20 |
-8497,30 |
1 |
0,9 |
Апрель |
74119,95 |
79495,60 |
80519,3 |
5375,71 |
1023,67 |
1 |
1 |
Май |
70413,94 |
76357,60 |
76442,4 |
5943,73 |
84,73 |
1 |
1 |
Июнь |
66707,95 |
78449,60 |
74403,9 |
11741,70 |
-4045,7 |
1 |
0,95 |
Июль |
71340,44 |
82633,60 |
79500 |
11293,20 |
-3133,6 |
1 |
0,96 |
Август |
73193,43 |
93093,50 |
82557,7 |
19900,20 |
-10536 |
1 |
0,87 |
Сентябрь |
76899,45 |
83679,60 |
86634,7 |
6780,20 |
2955,08 |
1 |
1 |
Октябрь |
82458,40 |
89955,60 |
87653,9 |
7497,17 |
-2301,7 |
1 |
0,97 |
Ноябрь |
83384,94 |
92047,50 |
88673,1 |
8662,67 |
-3374,4 |
1 |
0,96 |
Декабрь |
85237,98 |
1025070 |
103962 |
17269,60 |
1454,1 |
1 |
1 |
Итого |
926499,64 |
1045995,81 |
1019231,33 |
119496,00 |
-26764,50 |
1 |
0,97 |
В целом, значение коэффициента равномерности за 2018год свидетельствует о неравномерности реализации продукции ООО «НПФ СБЕРБАНКА».
В итоге в 2018году предприятие не реализовало продукции на 26764,5 тыс. руб.(0,03%), по сравнению с 2017годом.
Существенное влияние на равномерность реализации оказывает сезонность в работе предприятия. Сезонность характеризует коэффициент сезонности, который рассчитывается на основе данных (таблицы 2.2.5) по формуле:
(2)
, где Омес.i- объем проданного товара;
Омес.- среднемесячный объем проданного товара.
Омес.2016=926498,6/12=77208,2тыс.руб.
Омес.2017=1045994,8/12=87166,23 тыс. руб.
Омес.2018=1019231,3/12=84935,94 тыс. руб.
Из рассчитанных значений видно, что коэффициент сезонности в 2017года по сравнению с 2016годом вырос в 1,13%, а 20186году по сравнению с 2017годом снизился 1,03%.
Рассчитанные значения коэффициента сезонности (К сез.), абсолютное отклонение от средней величины (1-К сез.) и квадрат абсолютного отклонения систематизированы в таблице 13.
Таблица 13 - Расчетно-аналитические показатели для исследования сезонности реализации продукции ООО «НПФ СБЕРБАНКА» в 2016-2018гг.
Месяцы |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
||||||
К сез. |
Абсолютное отклонение |
Квадрат абсолютного отклонения |
К сез. |
Абсолютное отклонение |
Квадрат абсолютного отклонения |
К сез. |
Абсолютное отклонение |
Квадрат абсолютного отклонения |
|
Январь |
1,09 |
0,09 |
0,0081 |
0,98 |
0,02 |
0,0004 |
1,08 |
0,08 |
0,0064 |
Февраль |
1,03 |
0,03 |
0,0009 |
1,02 |
0,02 |
0,0004 |
0,97 |
0,03 |
0,0009 |
Март |
1,02 |
0,02 |
0,0004 |
1,06 |
0,06 |
0,0036 |
0,99 |
0,01 |
0,0001 |
Апрель |
0,96 |
0,04 |
0,0016 |
0,91 |
0,09 |
0,0081 |
0,94 |
0,06 |
0,0036 |
Май |
0,91 |
0,09 |
0,0081 |
0,87 |
0,13 |
0,0169 |
0,9 |
0,1 |
0,01 |
Июнь |
0,86 |
0,14 |
0,0196 |
0,9 |
0,1 |
0,01 |
0,81 |
0,12 |
0,0144 |
Июль |
0,92 |
0,08 |
0,0064 |
0,94 |
0,06 |
0,0036 |
0,93 |
0,07 |
0,0049 |
Август |
0,94 |
0,06 |
0,0036 |
1,06 |
0,06 |
0,0036 |
0,97 |
0,03 |
0,0009 |
Сентябрь |
0,99 |
0,01 |
0,0001 |
0,95 |
0,05 |
0,0025 |
1,02 |
0,02 |
0,0004 |
Октябрь |
1,06 |
0,06 |
0,0036 |
1,03 |
0,03 |
0,0009 |
1,03 |
0,03 |
0,0009 |
Ноябрь |
0,8 |
0,2 |
0,04 |
1,05 |
0,05 |
0,0025 |
1,04 |
0,04 |
0,0016 |
Декабрь |
1,1 |
0,1 |
0,01 |
1,76 |
0,76 |
0,5776 |
1,22 |
0,22 |
0,0484 |
Итого |
11,68 |
0,92 |
0,024 |
12,53 |
1,43 |
0,6301 |
11,9 |
0,81 |
0,0925 |
По полученным данным коэффициента сезонности построим график сезонности (рисунок 6).
По рисунку 6 видно, что самый высокий показатель реализации ООО «НПФ СБЕРБАНКА» достигает в декабре, а самый низкий коэффициент реализации в июне.
Рисунок 6 – График сезонных колебаний спроса на товары ООО «НПФ СБЕРБАНКА»
Таким образом, можно сделать вывод, что сезонный спад в объеме товарооборота в 2016-2018 году наблюдается в ООО «НПФ СБЕРБАНКА» в период апрель- август.
Размах вариации, как показатель сезонности, характеризует разность между наибольшим и наименьшим значений месячных коэффициентов сезонности. По данным таблицы на исследуемом предприятии размах вариации составляет;
За 2016год=1,09-0,8=0,29
За 2017год=1,76-0,87=0,29
За2018год=1,22-0,81=0,41
Размах вариации в сравнение 2018года с 2016годом вырос почти в 2 раза, а по сравнению с 2017годом снизился в 2 раза, что свидетельствует о увеличении и снижении сезонны колебаний.
Средне линейное отклонение за каждый год находим по формуле 3:
(3)
за 2016г. Ơ=0,92/12=0,08
за 2017г. Ơ=1,43/12=0,12
за 2018г. Ơ=0,81/12=0,68
Среднеквадратическое отклонение определяют по формуле 4:
(4)
, где Ксез. – коэффициент сезонности
Ơ 2016г.=√0,024/12=0,04
Ơ 2017г.=√0,63/12=0,03
Ơ 2018.=√0,093/12=0,09
Все показатели, характеризуют сезонность на предприятии, систематизированы в таблице 14.
Таблица 14 - Показатели сезонности в ООО «НПФ СБЕРБАНКА»
№ п/п |
Показатели |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
1 |
Размах вариации |
0,29 |
0,89 |
0,41 |
2 |
Среднелинейное отклонения |
0,08 |
0,12 |
068 |
3 |
Среднеквадратичное отклонение |
0,04 |
0,03 |
0,09 |
4 |
Коэффициент вариации |
0,4 |
0,3 |
0,9 |
Таким образом, можно сделаем вывод о том, что в 2016г. отклонение максимального объема услуг от минимального составляло 4%, в 2005г. 3%, а в 2018г. 9% от среднемесячной величины. С 2016г. по 2018г. происходило колебание сезонности, которое увеличилось на 5%.
При условии сглаживания сезонности возможно получение дополнительного объема реализации, которые можно определить по формуле 5:
(5)
По данным за 2018год, дополнительный объем реализации составляет:
Δ0сез.=12740*0,09=1146,6 тыс. руб.
По данным за 2017год, дополнительный объем реализации составляет:
Δ0сез.=10040,4*0,03=301,2 тыс. руб.
Для сглаживания колебаний спроса на товары ООО «НПФ СБЕРБАНКА» возможно внедрение нового ассортимента товаров, проведение эффективных рекламных компаний, более гибкая система ценообразования и более новые рынки сбыта. Сглаживания сезонных колебаний спроса, позволит получить дополнительный прирост объема реализации услуг в размере 1968,94 тыс. руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе выполнения проекта было установлено, что в условиях рыночной экономики повышается значимость и актуальность финансового планирования. Очевидно, что от должной организации финансового планирования коренным образом зависит благополучие предприятия. Бизнес не может рассчитывать на процветание, не разрабатывая финансовых планов и не контролируя их выполнение. В развитых странах планирование- один из важнейших инструментов регулирования хозяйства.
Финансовое планирование формулирует пути и способы достижения финансовых целей предприятия. В целом финансовый план - программа того, что должно быть сделано в будущем. Цели финансового планирования предприятия зависят от выбранных критериев принятия финансовых решений:
- максимизация продаж;
- максимизация прибыли;
- максимизация собственности владельцев компании.
Проведя анализ деятельности ООО «НПФ СБЕРБАНКА» за 2016 – 2018 гг. были выявлено следующее:
1. Объем реализации продукции предприятия в стоимостном выражении в 2018 году темп прироста объема реализации продукции по сравнению с 2016 годом составил 10 %, а по сравнению с 2017 годом составил –2,56 %, что свидетельствует о спаде реализованной продукции.
2. В организации наблюдается сезонность в объеме реализуемой продукции. Сезонный спад в объеме реализации продукции в 2016-2017 году наблюдается в ООО «НПФ СБЕРБАНКА» в период апрель- август.
3. Рентабельность продукции в 2018 году по сравнение с 2016 годом выросла на 1,63%, а по сравнению с 2017 годом - на 1,18%. Прибыль от реализации продукции в 2018 году по сравнению с 2016 годом увеличилась на 30,22%, а по сравнению с 2017 годом - на 20,88%, следовательно, на предприятии существуют резервы роста рентабельности и прибыли.
Основными причинами снижения доли рынка ООО «НПФ СБЕРБАНКА» являются:
- плохая узнаваемость;
- отсутствие рекламы;