Файл: Формирование и использование финансовых ресурсов коммерческих организаций (Роль финансового планирования на предприятии).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Особенности эффективного управления деятельностью предприятия в условиях рынка
1.2 Роль финансового планирования на предприятии
1.3 Методика финансового планирования
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ООО «НПФ СБЕРБАНКА»
2.1 Краткая характеристика ООО «НПФ Сбербанка»
2.2 Анализ финансовых результатов ООО «НПФ СБЕРБАНКА»
2.3. Оценка эффективности хозяйственной деятельности ООО «НПФ СБЕРБАНКА»
ВВЕДЕНИЕ
Цель исследования: Управление финансовыми ресурсами инвестиционного фонда (на примере конкретного фонда).
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты финансового планирования организации;
- оценить деятельность ООО «НПФ СБЕРБАНКА»;
- разработать пути улучшения финансового состояния ООО «НПФ СБЕРБАНКА»;
- провести расчет экономической эффективности, которая может быть получена в случае успешной реализации данных мероприятий в его деловой практике.
Объектом исследования является предприятие ООО «НПФ СБЕРБАНКА».
Методы исследования, используемые в данной работе: системный, комплексный и динамический подходы, традиционный анализ документов, наблюдение, опрос, экспертные оценки, статистические и математические методы обработки информации.
Анализ источников литературы. К числу основной специализированной литературы следует отнести учебник финансовому анализу и планированию хозяйствующего субъекта, подготовленный Балабановым И.Т.. В учебнике рассматриваются сущность, цель, задачи планирования хозяйствующего субъекта в условиях рынка. Раскрывается содержание приемов анализа и планирования, излагается методика анализа рентабельности, финансовой устойчивости, кредитоспособности, использование капитала, уровня самофинансирования, инвестиционных решений. Приводится методика составления финансового плана, плана денежных потоков.
В учебнике Савицкая Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» излагается сущность, виды и роль экономического анализа, история его становления и развития, предмет, метод и задачи анализа хозяйственной деятельности на современном этапе, технические способы аналитического исследования, методика детерминированного и стохастического факторного анализа, способы поиска и определения величины внутрихозяйственных резервов, обоснования управленческих решений на основе маржинального анализа, вопросы организации анализа на предприятиях. Во второй части излагается методика комплексного анализа важнейших показателей деятельности предприятия с учетом новейших достижений науки, практики и международных стандартов. В ней нашли отражение и развитие не только традиционные вопросы программы курса, но и новейшие разработки отечественных и зарубежных ученых, характерные для рыночной экономики.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Особенности эффективного управления деятельностью предприятия в условиях рынка
Экономический рост в Российской Федерации невозможен без эффективной работы предприятий разных форм собственности, создания законодательной базы их функционирования, разработки методологии стратегического и текущего планирования, базирующихся на законах рынка.
Предпринимательство играет важную системную роль в рыночной экономике, объединяя реализацию экономических задач - производство товаров и услуг, образование финансовых ресурсов и т.п., а также социальных задач - создание рабочих мест, обеспечение доходов рабочего населения, реализации творческого организационного и трудового потенциала наций.
Мировой опыт доказывает, что страны с высоким уровнем экономической свободы соответственно имеют более высокий уровень развития предпринимательства и высокие показатели качества жизни граждан.
Предпринимательство - это хозяйственно-коммерческая деятельность физических и юридических лиц, ориентированная на получение прибыли (дохода) [21, с. 47]. Данный вид деятельности может быть осуществлен на собственный риск и под личную имущественную ответственность отдельного физического лица - предпринимателя или юридического лица - предприятия (организации).
Среди основных функций предпринимательской деятельности следует выделить следующие [17, с. 13]:
1) творческую, что заключается в генерировании и активном использовании новаторских идей и проектов, наличие готовности к оправданному риску, а также, к готовности рисковать в данном виде бизнеса;
2) ресурсную, которая заключается в формировании и продуктивном использовании собственного капитала, информационных, материальных и трудовых ресурсов;
3) организационно-сопроводительную, заключающуюся в организации маркетинга, производства, продаж, рекламы и других хозяйственных дел.
Бизнес-план – четко структурированный документ внутрифирменного планирования, отражающий основные направления планирования производственной и коммерческой деятельности фирмы, ее наиболее значимые цели, предполагаемые средства достижения этих целей и уровень развития фирмы после их достижения. Бизнес-план включает анализ проблем, с которыми может столкнуться фирма, и определяет методы решения финансово-хозяйственных задач [29, с. 35].
Однако, следует заметить, что в сложившейся кризисной экономической ситуацией не только в нашей стране, но и во всем мире, строить долгосрочные планы немного опасно и риск намного увеличивается. Тем не менее, рисковать необходимо, но при разработке бизнес-плана, следует учитывать антикризисные факторы, особенно в финансовой части плана.
Таким образом, можно подвести итог: бизнес-план представляет собой документ общепринятой формы, который позволяет потенциальным инвесторам ознакомиться с проектом, и принять решение об участии в нем.
1.2 Роль финансового планирования на предприятии
Главная цель разработки бизнес-плана – планирование финансово-хозяйственной деятельности фирмы таким образом, чтобы обеспечить эффективность и целесообразность функционирования в условиях меняющихся потребностей рынка и в зависимости от возможностей получения необходимых ресурсов [39, с. 47].
Существуют внутренние и внешние цели разработки бизнес-плана. Во многих случаях бизнес-план разрабатывают при необходимости привлечения активов из внешних источников, таких как кредит и инвестиции. Наряду с такими внешними целями существуют и другие, не связанные с привлечением заемного капитала.
Внешними целями создания бизнес-плана является: обосновать необходимость привлечения заемного капитала или дополнительных инвестиций для компании, представить имеющиеся ресурсы и возможности, сконцентрировать внимание со стороны банков и инвесторов, а также убедится в том, что стратегические цели являются прибыльными и эффективными, а политика, которую выбрала компания, является высококвалифицированной.
Бизнес-план является не только важнейшим документом внутрифирменного планирования, но чаще основным аргументом предпринимателя, желающего привлечь инвесторов. Обоснование и оформление проектов, требующих инвестиций, а также сведения об их эффективности отражены в бизнес-плане. Поэтому бизнес-план призван донести до потенциальных инвесторов выгодность реализации данного проекта.
Обоснование и оформление проектов, требующих инвестиций, а также сведения об их эффективности отражены в бизнес-плане. Поэтому бизнес-план призван донести до потенциальных инвесторов выгодность реализации данного проекта.
Бизнес-план позволяет выявить «узкие места» в текущей деятельности фирмы; спрогнозировать трудности, с которыми может столкнуться руководство и персонал в процессе реализации проекта; оценить реальность достижения поставленных целей; выявить возможность использования собственных средств и привлечения капитала со стороны [24, с. 12].
Этот документ определяет стратегию фирмы, базируясь на концепции ее развития. В процессе составления бизнес-плана осуществляется подробная разработка финансово-экономической стороны стратегии, а также технико-экономического обоснования планируемых программ и мероприятий.
В процессе составления бизнес-плана осуществляется подробная разработка финансово-экономической стороны стратегии, а также технико-экономического обоснования планируемых программ и мероприятий.
В рамках достижения указанной цели разработка бизнес-плана предусматривает решение как стратегических, так и оперативных задач, которые можно объединить в три основные:
- оценка текущего состояния предприятия в финансово-экономическом аспекте, а также с организационно-управленческой точки зрения;
- выявление собственного потенциала предприятия и возможностей его максимально эффективной реализации в планируемом периоде;
- планирование деятельности предприятия согласно сформированным целям в инвестиционно-проектном аспекте.
Основными внутренними целями составления бизнес-плана являются:
− разработка плана развития бизнеса с учетом анализа текущей ситуации на рынке и состояния предприятия;
− определение перспективности нового направления.
Таким образом, при составлении бизнес-плана важно определить его внешние и внутренние цели, чтобы представлять, зачем создается документ.
Разработка бизнес-плана предполагает максимально эффективное решение поставленных задач и предполагает достижение следующих результатов:
- Экономическое обоснование стратегий и проектов развития фирмы.
- Обеспечение проекта квалифицированными кадрами, которые способны эффективно работать в выбранном направлении, и реализовать бизнес-план.
- Расчет финансовых результатов бизнес-проекта (объем продаж, рентабельность инвестиций, прибыль).
- Определение источника финансирования проекта.
Методика разработки бизнес-плана определяется стандартами UNIDO (United Nations Industrial Development Organization) – международной организации, задача которой – разработка стратегии развития стран переходной экономики [15, с. 57].Следующий параграф содержит структуру и содержание бизнес-плана.
1.3 Методика финансового планирования
Титульный лист бизнес-плана содержит название предприятия, адрес, информацию об учредителях, директоре, цель бизнес-планирования, стоимость проекта и источники средств, а также меморандум о конфиденциальности (заявление о коммерческой тайне).
Резюме бизнес-плана носит рекламный характер, и, по сути, является краткой версией самого плана. Резюме содержит ключевые положения предлагаемого проекта, его суть и основные выводы, поэтому составляется в самом конце разработки бизнес-плана [9, с. 65]. Изложение концепции проекта целесообразно начинать с формулирования главной цели бизнес-проекта и назначения данного бизнес-плана. Этот раздел должен отражать потенциальные возможности бизнеса, перспективы развития фирмы, ее конкурентоспособность, планируемые рынки сбыта, необходимый размер капиталовложений и прогноз финансовых результатов. В резюме определяется дата начала реализации проекта, выпуска пробной партии и т.п.
Главная задача резюме – обосновать целесообразность ознакомления с самим бизнес-планом, доказать его значимость для инвесторов и фундаментальность, добиться нужного предварительного представления о бизнес-проекте у потенциальных инвесторов [30, с. 51].
Обобщим данные, необходимые к отражению в резюме.
Раздел является обобщающим, составляется в конце всей работы, в него сводятся основные показатели и данные.
По каждому направлению устанавливаются цели, к которым фирма стремится, стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий. По каждой стратегии определяются ответственные лица.
Как правило, в резюме включают:
- информацию о компании и ее собственниках – краткую справку о компании, руководителях, основных направлениях деятельности, производимой продукции, а также основных финансовых показателях за прошлые периоды;
- суть проекта – описание бизнес - идеи, концепции, реализация которой требует привлечения дополнительных финансовых ресурсов;
- итоги анализа рынка, подтверждающие или затрудняющие реализацию проекта;