Файл: Формирование и использование финансовых ресурсов коммерческих организаций (Роль финансового планирования на предприятии).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Особенности эффективного управления деятельностью предприятия в условиях рынка
1.2 Роль финансового планирования на предприятии
1.3 Методика финансового планирования
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ООО «НПФ СБЕРБАНКА»
2.1 Краткая характеристика ООО «НПФ Сбербанка»
2.2 Анализ финансовых результатов ООО «НПФ СБЕРБАНКА»
2.3. Оценка эффективности хозяйственной деятельности ООО «НПФ СБЕРБАНКА»
- сведения о персонале, краткие;
- финансовый план – сведения о требуемых заемных средствах и направлениях их расходования, а также прогнозируемый доход, объем чистой прибыли, период окупаемости инвестиций[18 с.138].
Описание предприятия и отрасли предполагает характеристику проекта, описываемую в разрезе отрасли, в которой планируется развиваться. При этом важно указать на достоинства и преимущества фирмы перед другими представителями данной отрасли, а также описать предполагаемый процесс завоевания рынка и наращивания объемов реализации. В данном разделе должен присутствовать анализ текущего состояния отрасли и перспективы ее развития. Описание предприятия и отрасли также включает характеристику рынка сбыта:
- емкость,
- тенденции развития,
- анализ деятельности конкурентов,
- вероятность появления новых потребителей и т.д.
Также целесообразно охарактеризовать функциональные и потребительские свойства товаров конкурентов.
Стратегия и план маркетинга. План маркетинга состоит из двух частей:
- Оценка рынка сбыта.
- Анализ конкуренции на рынке [44, с. 59].
Анализ будущего рынка сбыта - это один из важнейших этапов подготовки бизнес-плана, и на такую работу нельзя жалеть ни средств, ни сил, ни времени, считают Берл Г. и Киршнер П. [11, с. 78].
Опыт показывает, что неудача большинства несостоявшихся со временем проектов была связана именно со слабым изучением рынка и недооценкой его емкости. Для оценки предполагаемого рынка сбыта необходимо:
- определить потенциальную емкость рынка, потенциальный объем продаж;
- провести сегментацию рынка;
- составить характеристику потребителей продукции.
- Анализ конкурентов на рынке сбыта заключается в следующем:
- определение крупнейших продавцов товаров-аналогов;
- анализ деятельности крупнейших конкурентов (их объемы продаж, ценовая политика, характеристики продукции, реклама, инновационная политика, мнение потребителей и т.п.) [10, с. 18].
План маркетинга должен раскрывать способы распространения товара, стимулирование продаж, ценообразование, которых предполагает придерживаться руководство фирмы.
Главная цель данного раздела – разработка маркетинговой стратегии и оценка возможности ее реализации, которая осуществляется на основе составленного плана маркетинга.
Маркетинговый анализ является основой для разработки маркетинговой стратегии фирмы, которая в свою очередь обеспечивает эффективность оперативных маркетинговых решений.
Главная цель анализа – оценка состояния рынка, поведения конкурентов и потребителей, собственного потенциала и конкурентоспособности товара. Для определения реакции рынка на те или иные действия возникает необходимость в моделировании взаимосвязей перечисленных составляющих анализа, прогнозировании их развития на основе сделанных выводов, а также в оценке рисков.
Необходимость маркетингового анализа заключается в том, что он призван обеспечить [12, с. 48]:
- достоверную и своевременную информацию о рынке, спросе, поведении и предпочтениях потребителей (внешние условия функционирования фирмы);
- решение о создании в итоге такого ассортимента товаров, который максимально удовлетворит требования рынка и превзойдет по тем или иным критериям товары конкурентов;
- выявление способов и инструментов влияния на покупателей, рынок, величину спроса для наиболее полного контроля сбытового пространства.
Результаты маркетингового анализа позволяют регулировать производство и реализацию продукции, ориентируясь на меняющийся рыночный спрос.
Маркетинговый анализ является «отправным пунктом» в поиске новых рынков и потребителей, расширении сферы деятельности. В этом заключается значение маркетингового анализа для развития фирмы и повышения эффективности ее деятельности.
Производственный план включает описание технологии производства, информацию об оборудовании, характеристику технических решений, расчет затрат, потребности в сырье и материалах, трудовых ресурсах, краткую характеристику поставщиков, информацию о контроле качества. Еще одним элементом производственного плана является схема производственных потоков на предприятии. Главная задача плана производства – доказать потенциальным инвесторам и партнерам, что производственный потенциал фирмы способен обеспечить выпуск запланированного количества продукции в нужные сроки и требуемого качества.
Производственный план, при увязке его с планом маркетинга, призван обосновать актуальность расширения сферы деятельности фирмы или освоения новых направлений деятельности, а также возможности фирмы по увеличению ассортимента продукции и повышению ее качества [18, с. 24].
О.Н.Бекетова и В.И.Найденков утверждают, что назначение производственного плана - обоснование выбора производственного процесса и расчет экономических показателей динамики развития деятельности согласно этапам проекта [10, с. 38].
Также в их учебнике описан организационный план. В данном разделе необходимо показать, кто будет внедрять намеченные мероприятия по проекту.
Организационный план содержит численные и профессиональные характеристики привлекаемых специалистов, расчет затрат на заработную плату, условия их работы. Этот раздел обязательно включает организационную структуру фирмы, которая отражает функционирование, взаимосвязь, координацию и контроль всех ее подразделений. Организационный план может включать штатное расписание и должностные инструкции ведущих менеджеров проекта [34, с. 58].
В данном разделе содержится информация о качестве и количестве персонала, привлекаемого к реализации бизнес - проекта. В этом пункте необходимо отразить следующие элементы:
− изменения в штатном расписании или составление штатного расписания для нового бизнеса;
− календарный и организационный план обеспечения сотрудниками;
− изменения в структуре или планируемая структура;
− функциональные обязанности основного персонала, их задачи, возможно приложение должностных инструкций [12, с.168].
Затраты на оплату труда удобно отражать в разрезе категорий персонала проекта (например, управляющий персонал, бухгалтерия, рабочие цехов).
Для расчета затрат на оплату труда необходима следующая информация:
-общая численность;
-оклад и премия;
-ставка единого социального налога.
Финансовый план является итоговым и ключевым разделом бизнес-плана. Его назначение – обобщение предыдущих разделов плана в стоимостном выражении. Этот раздел включает определение потребности в инвестировании, сведения о предполагаемых источниках финансирования, информацию о финансовых потоках, расчет срока окупаемости проекта, эффективности использования собственных и заемных средств и т.д.
И.Т. Балабанов пишет, что финансовый план составляется на весь период реализации бизнес- проекта и включает в себя: план доходов и расходов, план денежных поступлений и платежей, балансовый план на первый год. При составлении финансового плана анализируется состояние наличности, устойчивость предприятия, источники и использование средств.
В финансовом плане приводится расчет основных экономических показателях проекта: выручка от реализации, издержки производства и обращения, прибыль, налоги. В итоге финансовый план состоит из ряда документов: прогнозный баланс, план доходов и расходов (схема денежных потоков), прогнозный отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, график безубыточности производства [36, с. 31].
При разработке данного раздела формулируется финансовая стратегия фирмы. При этом составляется план получения средств, необходимых для реализации проекта, определяется размер, структура и форма капитала. Здесь же необходимо привести расчет эффективности инвестиционного проекта.
Здесь мы кратко приведем основные показатели эффективности бизнес-плана.
Срок окупаемости инвестиций (РР) [7, с.72].
Простой срок окупаемости означает окупаемость проекта с начала его проведения до момента окупаемости.
Общая формула расчета показателя РР имеет вид: РР = n, при котором Рк > IC , где: n – продолжительность проекта, Pk – приток денежных средств в k-м году, IC – первоначальные инвестиции.
Бухгалтерская рентабельность инвестиций (ROI)
Риски и гарантии. Этот раздел бизнес-плана информирует потенциальных инвесторов и партнеров о тех проблемах, с которыми может столкнуться руководство фирмы в ходе реализации проекта, как оно предполагает снизить вероятность возникновения рисковой ситуации и минимизировать возможный ущерб. Поэтому бизнес-план должен содержать приблизительную оценку размера ущерба от рисков с наибольшей вероятностью возникновения [38, с. 34].
В книге И.Т. Балабанова «Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта» описывается страхование рисков [7, с. 58]. Каждое новое предприятие или новый проект неизбежно сталкивается на своем пути с определенными трудностями, угрожающими его существованию. Наибольшее количество ошибок при разработке данного раздела плана встречается из-за недостаточного умения авторов бизнес-плана заранее предугадать все типы и степень рисков, с которыми фирма может столкнуться при его внедрении, источники этих рисков и момент их возникновения, а также разработки эффективной стратегии и их преодоления.
Для характеристики степени риска применяются показатели чувствительности и устойчивости проекта. Проводится анализ устойчивости бизнес-проекта к изменениям внешней экономической среды, либо внутренних условий деятельности фирмы. При этом устойчивость проекта характеризуется уровнем безубыточного объема производства.
Анализ чувствительности проекта заключается в определении минимальных значений показателей его эффективности при отклонении основных показателей бизнес-проекта (объем инвестиций, продаж, затраты) в отрицательную сторону [41, с. 596.
Приложения обычно включают документы, на базе которых происходило обоснование разделов бизнес-плана. Это различные маркетинговые и статистические данные; информация о продукции: спецификации, описания, патенты, техническая информация; договоры с поставщиками, страховыми организациями, арендодателями; аудиторские и юридические документы и т.п.
Итак, бизнес-план является важнейшим документом не только планируемого проекта, но и действующей фирмы, который отражает главные цели ее деятельности и инструментарий их достижения. Разработка бизнес-плана предполагает оценку текущего состояния фирмы, выявление ее потенциала, планирование деятельности предприятии и прогноз результатов. Бизнес-план помогает менеджерам проекта определить источники финансирования, размер инвестиций, проанализировать рынок и конкурентов, выявить и устранить недостатки в текущей деятельности. Бизнес-план определяет стратегию фирмы и концепцию ее развития.
Структура бизнес-плана определяется спецификой деятельности фирмы и конъюнктурой рынка [40, с. 58].
Итогом разработки бизнес-плана является формирование финансовой стратегии и составление финансового плана фирмы, в котором обобщены результаты всех разделов плана.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ООО «НПФ СБЕРБАНКА»
2.1 Краткая характеристика ООО «НПФ Сбербанка»
НПФ Сбербанка (НПФ Сбербанка) создан 17 марта 1995 года по решению Совета Директоров Сберегательного банка РФ в рамках действия Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года N 1077 «О негосударственных пенсионных НПФ Сбербанках». Организационно-правовая форма — закрытое акционерное общество. Единственным Учредителем НПФ Сбербанка является ОАО «Сбербанк России».
НПФ Сбербанка — пенсионный НПФ Сбербанка открытого типа. НПФ Сбербанка предлагает широкий выбор корпоративных и индивидуальных пенсионных программ:
- Обязательное пенсионное страхование (в том числе государственная программа софинансирования).
- Индивидуальные пенсионные планы на базе договоров негосударственного пенсионного обеспечения.
- Корпоративные пенсионные программы для юридических лиц.
Надежность является определяющим фактором успешности НПФ Сбербанка.
География НПФ Сбербанка охватывает всю территорию России — от Кольского залива до Камчатки. За 19 лет своей деятельности НПФ Сбербанка построил на базе филиалов и отделений ОАО «Сбербанк России» уникальную сеть для заключения договоров по пенсионным продуктам с жителями практически всех регионов России, а так же для обслуживания своих клиентов вне зависимости от места их проживания и удаленности НПФ Сбербанка.
НПФ Сбербанка является членом Национальной Ассоциации Негосударственных Пенсионных НПФ Сбербанков.
Для того чтобы оставаться собой в любом возрасте, не отказывать себе в любимых привычках, быть финансово независимым, выбирайте надежный и стабильный негосударственный пенсионный НПФ Сбербанка — НПФ Сбербанка. Мы поможем Вам разобраться в пенсионной системе, перевести ваши пенсионные накопления и сформироватьиндивидуальный пенсионный план.