Файл: Метод экспертных оценок и область его применения решений (на примере банковской деятельности)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

В процессе управления производственной системой непрерывно возникают ситуации, когда руководители различных уровней (от мастера до министра) сталкиваются с необходимостью выбора какого-либо одного из нескольких возможных вариантов действий. Выработка и принятие решения – узловая процедура в деятельности руководителя, которая определяет весь дальнейший ход процесса управления, в особенности конечный результат управленческой деятельности.

Глава 1 Характеристика и место метода экспертного оценивания в задачах принятия решений

1.1 Понятие и сфера применения методов экспертного оценивания

1.2 Анализ этапов экспертного оценивания

Глава 2 Практические аспекты использования методов экспертного оценивания на примере банковской деятельности

2.2 Применение метода экспертной оценки в кредитно-финансовой сфере

2.3 Особенности и проблемы экспертной оценки в коммерческих банках

Заключение

Список использованных источников

Во всех рассмотренных случаях авторы сходятся в определениях и харак­теристиках устоявшихся в учебной и научной литературе методов экспертного оценивания, таких как метод Дельфи, мозговой штурм, анализ иерархий и другие. При этом можно наблюдать особенности применения в различных приложениях, а также характерные для каждого случая проблемы, что является благодатной почвой для дальнейших исследований в области экспертного оценивания.

2.2 Применение метода экспертной оценки в кредитно-финансовой сфере

Экспертная оценка имеет широкое применение и в кредитно-финансовой области, например в сфере внедрения новых банковских продуктов. Здесь необходимо отметить одно из определений категории эффективности как способности к сбережению опре­деленного количества трудозатрат, затрат времени и денежных затрат. В ходе экспертного оценивания рассматриваются изменения объемов предоставляемых услуг и продуктов, затраты, численность персонала, временные характеристики операционных циклов. Результатом оценки служат показатели эффективности затратного типа как отношения результата внедрения нового продукта к его цене: ресурсный, выражаемый как отношение результата к величине примененных ресурсов; обобщающая характеристика, выражаемая некоторой величиной в чис­ловом выражении. Затратный и ресурсный показатели могут демонстрировать раз­личную взаимную динамику: оба показателя могут одновременно повышаться или снижаться, изменяться в противоположных направлениях. [5, С. 18]

Обобщающий ре­зультат представляет собой в общем случае отношение прироста прибыли к объ­ему инвестиции. Существенно также то, что размер эффекта от реализации банков­ских инноваций обнаруживается как продуктовое, технологическое, функциональ­ное и социальное значение, а экономическая ценность определяется ростом прибыльности, возможностью расширения масштаба и последующего реинве­стирования капитала.

Многообразие кредитно-финансовых отношений требует разработки и при­менения специфических методов принятия управленческих решений и их оценки. В данной сфере совершенно оправданно обращение к математическому инстру­ментарию, уже давно подтвердившему свою состоятельность. [6, С. 88]

Большинство перечисленных методов принятия управленческих решений и проведения их экспертизы применимы в коммерческом банке. В то же время стоит выделить некоторые особенности и проблемы оценки эффективности при­нимаемых решений в банковской сфере.


2.3 Особенности и проблемы экспертной оценки в коммерческих банках

Существуют определенные обстоятельства, облегчающие формализацию экс­пертных оценок и методов их проведения в банке. К таковым относится прежде всего процент как единица измерения цены двух основных видов банковских сделок — кредитной и депозитной. Вместе с тем не стоит упускать из виду банков­ское учреждение как участника сложившейся системы расчетов, выполняющего наличные и безналичные расчетные операции. Многие банки показывают зна­чительную долю доходов от расчетных операций в общей сумме доходов, а ряд банков даже специализируется именно в этом сегменте. В результате того, что в договорной деятельности банк в основном оперирует относительными показа­телями, процесс определения эффективности какого-либо контракта или даже отдельной операции облегчается.

Коммерческий представитель торгового или производственного предприятия зачастую не задумывается о том, каким образом его контракт повлияет на общую прибыль или эффективность. Снабженец пред­приятия, как правило, тоже не может даже приблизительно оценить воздействие стоимости поставок на конечную эффективность деятельности предприятия. В от­личие от них рядовой кредитный менеджер на основе первичной информации из договора в состоянии ответить на вопрос, выгодный контракт он заключает или убыточный.

Стоит обратить внимание и на взаимоотношение банка и инфра­структуры информационных технологий (IT-инфраструктуры), на которой бази­руется технологическая сторона банковского бизнеса. Затраты на ее содержание или использование становятся весьма существенными, если учесть, что за послед­ние годы безбумажные технологии полностью дублируют бумажные, а в ряде случаев их полностью заменяют; организации переходят на ведение электронных архивов и применение электронной цифровой подписи в соответствии с действу­ющим законодательством. В этом плане важно отметить, потребуется ли в ходе ре­ализации проекта расширение имеющейся в использовании IT-инфраструктуры или ее достаточно в текущих объемах. Составные части IT-инфраструктуры, те­лекоммуникации, аппаратная платформа и программное обеспечение порождают различную структуру издержек. Коммуникации, как правило, недороги во вне­дрении, так как осуществляется подключение к существующим сетям коммуника­ций через провайдеров; дата-центры в большинстве банков являются их собствен­ностью и относятся к амортизируемым средствам производства; права на исполь­зование программного обеспечения приобретаются у сторонних разработчиков, обременяя банк расходами будущих периодов, но сопровождение этого про­граммного обеспечения, включающее регулярное обновление и поддержку пользо­вателей, порождает постоянные издержки, зависящие не от сумм доходов от опе­раций банка, осуществляемых при помощи этого программного обеспечения, а от номенклатуры либо объема документооборота без учета сумм документов. Здесь задача внедрения банковского продукта соприкасается с задачей оценки эффективности IT-инфраструктуры, ставшей неотъемлемым компонентом совре­менного банковского бизнеса.


Вместе с тем решение проблемы выбора параметров и критериев эксперт­ного заключения в коммерческом банке значительно упрощается за счет того, что существует целый набор нормативов, регламентируемых Банком России, выпол­нение которых имеет обязательный характер. Таким образом, часть целевых ори­ентиров принятия решений в коммерческом банке уже предопределена, остает­ся лишь отслеживать и достоверно прогнозировать влияние каждого решения на заданный диапазон параметров.

Определенное влияние на процедуру экспертизы управленческих решений в банке оказывает и то, что ресурсами для осуществления его деятельности слу­жит в основном либо собственный капитал, либо привлеченные на ограниченный временной период на договорной основе при помощи пассивных операций средст­ва юридических и физических лиц. Следовательно, при проведении экспертизы управленческого решения следует учитывать, указываются ли разработчиками решения возможные источники финансирования проектируемого мероприятия; оценена ли стоимость источника финансирования мероприятия; насколько досто­верной является представленная оценка стоимости источника финансирования мероприятия.

С другой стороны, существуют и определенные проблемы в экспертизе при­нимаемых в коммерческом банке управленческих решений. Так, по некоторым сделкам маржа банка настолько мала, что малейшая ошибка может привести к не­поправимым последствиям. При этом необходимо сохранять высочайшую ско­рость принятия решений, что в еще большей степени усложняет ситуацию. Таким образом, большую значимость приобретает точность расчетов. Погрешности, простительные в обычной деятельности любого другого предприятия, для банка становятся недопустимыми.

Кроме того, особенности банковской деятельности приводят к тому, что не­которые из традиционных способов экспертной оценки становятся просто непри­менимыми. Сказанное относится, в частности, к оценке инвестиционных проектов. Обычно в подобных случаях используют показатели, которые в той или иной форме характеризуют конечный результат, например, чистая приведенная стоимость проекта, срок окупаемости, внутренняя норма доходности. Банк же наряду с конечным результатом проекта в неменьшей степени интересуют проме­жуточные итоги. Зачастую для банка-заемщика более привлекательным выглядит проект, сулящий не сверхприбыль на заключительном этапе своей реализации, а стабильный небольшой и, самое главное, регулярный доход в течение всего срока действия. [10, С. 98]


Еще одной проблемой принятия управленческого решения в региональном банке становится ограниченность финансовых и трудовых ресурсов. Если сетевой коммерческий банк, имеющий разветвленную филиальную структуру на всей территории России (или даже трансграничную), имеет возможность выделить достаточно средств на проведение экспертизы принимаемого решения, то неболь­шой местный банк не может себе позволить подобного. Более того, относительная эффективность принимаемого решения в крупном банке априори будет выше, чем в региональном. Одно управленческое решение, которое и в местном, и в крупном сетевом банке требует одинаковых усилий и временных затрат, приносит этим банкам совершенно различный в абсолютном измерении результат. Возможным решением данной проблемы может стать унификация процедур принятия и экс­пертной оценки управленческого решения. Шаблон последовательных операций принятия решения и его оценки, снабженный временным графиком, позволит сотрудникам регионального банка не тратить время на изобретение оригиналь­ных методик, а отрабатывать навык поиска правильного варианта по уже про­торенному пути.

Большинство существующих методов принятия решений и последующей их экспертизы применимы и в коммерческом банке. В то же время существует ряд особенностей и проблем, которые, с одной стороны, ограничивают, а с другой — предопределяют состав методов и инструментов проведения подобных процедур.

К особенностям принятия управленческого решения в коммерческом банке, следует отнести:

  • процент как единицу измерения цены двух основных видов банковских сделок — кредитной и депозитной;
  • наличие нормативов — критериев экспертизы управленческих решений, регламентируемых на законодательном уровне;
  • увеличивающуюся на современном этапе степень взаимосвязи возможно­сти развития банковского бизнеса и необходимого уровня развития IT-инфраструк­туры банка.

Проблемы экспертизы управленческих решений в коммерческом банке соз­дают следующие обстоятельства:

  • минимальная маржа по достаточно большой доле сделок, которая зна­чительно повышает цену риска принятия управленческого решения;
  • наибольшая значимость для банка стабильности получения положитель­ного финансового результата, в то время как большинство методов проведения экономической экспертизы сводятся к оценке совокупного итога;
  • недостаточность финансовых и трудовых ресурсов для проведения каче­ственной оценки управленческих решений в небольших региональных коммер­ческих банках.

Возможным решать названные проблемы по следующим направлениям:

  • повышение точности прогнозных расчетов и введения процедуры оценки самих методов расчетов с целью определения их максимальной погрешности;
  • разработка специальных методов экономической экспертизы принимаемых управленческих решений, содержащих критерии оценки текущих, периодических результатов;
  • внедрение унифицированных процедур принятия и экспертной оценки принимаемых управленческих решений.

Полагаем, что методы экспертного оценивания управленческих решений, разработанные на основе предложенных направлений, положительно повлияют на результаты деятельности российских коммерческих банков.

Заключение

Таким образом можно сделать вывод, что данный метод экспертных оценок востребован в банковской сфере и в частности в ПАО «АЛЬФА БАНК», что обусловлено рядом причин:

Динамизм и новизна современных народнохозяйственных задач, возможность возникновения разнообразных факторов, влияющих на эффективность решений, требуют, чтобы эти решения принимались быстро и в то же время были хорошо обоснованы. Опыт, интуиция, чувство перспективы в сочетании с информацией помогают специалистам точнее выбирать наиболее важные цели и направления развития, находить наилучшие варианты решения сложных научно-технических и социально-экономических задач в условиях, когда нет информации о решении аналогичных проблем в прошлом.

Использование метода экспертных оценок помогает формализовать процедуры сбора, обобщения и анализа мнений специалистов с целью преобразования их в форму, наиболее удобную для принятия обоснованного решения.

Но, следует заметить, что метод экспертных оценок не может заменить ни административных, ни плановых решений, он лишь позволяет пополнить информацию, необходимую для подготовки и принятия таких решений. Широкое использование экспертных оценок правомерно только там, где для анализа будущего невозможно применить более точные методы.

Экспертные методы непрерывно развиваются и совершенствуются. Основные направления этого развития определяются рядом факторов, в числе которых можно указать на стремление расширить области применения, повысить степень использования математических методов и электронно-вычислительной техники, а также изыскать пути устранения выявляющихся недостатков.

Несмотря на успехи, достигнутые в последние годы в разработке и практическом использовании метода экспертных оценок, имеется ряд проблем и задач, требующих дальнейших методологических исследований и практической проверки. Необходимо совершенствовать систему отбора экспертов, повышение надежности характеристик группового мнения, разработку методов проверки обоснованности оценок, исследование скрытых причин, снижающих достоверность экспертных оценок.