Файл: Метод экспертных оценок и область его применения решений (на примере банковской деятельности)).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Характеристика и место метода экспертного оценивания в задачах принятия решений
1.1 Понятие и сфера применения методов экспертного оценивания
1.2 Анализ этапов экспертного оценивания
2.2 Применение метода экспертной оценки в кредитно-финансовой сфере
2.3 Особенности и проблемы экспертной оценки в коммерческих банках
Введение
Актуальность исследования. Современная экономика предъявляет новые, более высокие требования к управлению. Вопросы совершенствования методов управления приобретают сейчас очень важное значение, поскольку именно в этой сфере имеются еще большие резервы роста эффективности народного хозяйства.
Экспертные методы применяют сейчас в ситуациях, когда выбор, обоснование и оценка последствий решений не могут быть выполнены на основе точных расчетов. Такие ситуации нередко возникают при разработке современных проблем управления и, особенно, при прогнозировании и долгосрочном планировании.
В процессе управления производственной системой непрерывно возникают ситуации, когда руководители различных уровней (от мастера до министра) сталкиваются с необходимостью выбора какого-либо одного из нескольких возможных вариантов действий. Выработка и принятие решения – узловая процедура в деятельности руководителя, которая определяет весь дальнейший ход процесса управления, в особенности конечный результат управленческой деятельности.
Метод экспертного оценивания относится к инструментарию количественной оценки качества альтернатив в условиях слабоформализуемой проблемной ситуации.
Сущность метода экспертных оценок заключается в логико-интуитивном анализе внутренней и внешней среды организации, разработке альтернатив и количественной оценке их качества. Обобщенное мнение экспертов служит основанием для осуществления выбора.
Комплексное использование интуитивного и логического мышления, а также формальной обработки количественно выраженных суждений экспертов позволяет получить показатели качества альтернатив при решении слабоформализуемых задач выбора. Эксперты при этом выступают и роли «измерительных приборов», позволяющих определить их относительную погрешность (по разбросу суждений) и оценки, интерпретация которых дает требуемый результат.
Объектом исследования является процесс принятия решений в банковской сфере на примре ПАО «Альфа-Банк».
Предмет исследования – применение метода экспертных оценок для принятия ээфективных управленческих решений.
Основная цель курсовой работы заключается в анализе применения методов экспертного оценивания в задачах принятия решений.
Исходя из цели курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
- дать характеристику методам экспертного оценивания и сфере их применения;
- проанализировать процедуру применения методов экспертного оценивания;
- раскрыть роль методов экспертного оценивания в баноквской сфере;
Теоретическую и методологическую основы исследования составили: труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области экономики, исследования операций, математической статистики, системного анализа; труды ведущих российских ученых: Адлера Ю.П., Ермакова С.М., Колмогорова А.Н., Налимова В.В., Тихомирова В.М., Четыркина Е.М.
Практическая значимость работы. Применение методики экспертного оценивания в банковской сфере может служить для более эффективного принятия решений менеджерами.
Исходя из целей и задач курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
Глава 1 Характеристика и место метода экспертного оценивания в задачах принятия решений
1.1 Понятие и сфера применения методов экспертного оценивания
Метод экспертного оценивания относится к инструментарию количественной оценки качества альтернатив в условиях слабоформализуемой проблемной ситуации.
Экспертные оценки - это качественные оценки, основанные на информации неколичественного (качественного) характера, которые могут быть получены только с помощью специалистов - экспертов.
Эксперт - это высококвалифицированный специалист, полагающийся на свои знания, опыт, интуицию и умение оценивать сложные факторы (явления) и способный создать собственную обоснованную (интуитивную) модель анализируемого явления (проблемы), если он располагает необходимой для этого исходной информацией. [8, С. 298]
Сущность метода экспертных оценок заключается в логико-интуитивном анализе внутренней и внешней среды организации, разработке альтернатив и количественной оценке их качества. Обобщенное мнение экспертов служит основанием для осуществления выбора.
Комплексное использование интуитивного и логического мышления, а также формальной обработки количественно выраженных суждений экспертов позволяет получить показатели качества альтернатив при решении слабоформализуемых задач выбора. Эксперты при этом выступают и роли «измерительных приборов», позволяющих определить их относительную погрешность (по разбросу суждений) и оценки, интерпретация которых дает требуемый результат. [10, С. 28]
Экспертные суждения - это содержательные высказывания (определяющие состав, структуру, функциональность исследуемой системы, сущностей и их атрибутов), количественная или качественная оценка какой-либо сущности (т.е. определение количественных и качественных атрибутов и их значений).
Экспертное ранжирование применяется в случаях, когда невозможна или нецелесообразна непосредственная оценка. При этом ранжирование объектов содержит лишь информацию о том, какой из них более предпочтителен, и не содержит информации о том, насколько или во сколько раз один объект предпочтительнее другого.
Ранг - степень отличия по какому-либо признаку, а ранжирование - процесс определения рангов, относительных количественных оценок степеней отличий по качественным признакам.
Для ранжирования используются следующие методы: простой ранжировки, непосредственной оценки, парных сравнений и др.
Метод простой ранжировки заключается в том, что эксперты располагают объекты ранжирования (например, критерии) в порядке убывания их значимости (скажем, для альтернатив это убывание предпочтительности). Ранги обозначаются цифрами от 1 до n, где n - 68 количество рангов. Сумма рангов Sn при этом будет равна сумме чисел натурального ряда:
Например, при n = 6 последовательность рангов альтернатив Ai(i=1,...,6) может выглядеть следующим образом: 2, 4, 1, 3, 6, 5. Это означает, что ранг альтернативы А3 равен единице (RA3 = 1) и она наиболее предпочтительна из всех шести (наименее предпочтительна альтернатива A5, так как RAs = 6).
При ранжировании n объектов m экспертами ранжирование производят следующим образом:
1) каждый j-й эксперт (j= 1, ..., m) выносит суждения о ранге каждого i-го объекта (i = 1,..., n);
2) для каждого i-го объекта (i = 1, ..., n) подсчитывают сумму рангов, полученных от всех экспертов, т.е.
где - суждение j-эксперта о ранге i-го объекта; i = 1,..., n; j = 1, ..., m;
3) определяют ранги объектов (от 1 до п), от наименьшего до наибольшего результирующего ранга. [9, С. 63]
Метод непосредственной оценки заключается в отнесении объекта оценки к определенному значению по оценочной шкале (т.е. в присвоении объекту оценки балла в определенном интервале), например, от 0 до 10 - в соответствии с предпочтением по какому-либо признаку или их группе (альтернативы, например, по предпочтению; критерии - по значимости; факторы внешней среды - по оказываемому влиянию; проблемы - по приоритетности решения).
Метод парных сравнений строится на определении предпочтений элементов, расположенных в левом столбце, над элементами, расположенными в верхней строке. При этом составляется матрица, по строкам и столбцам которой располагают сравниваемые объекты (табл. 1.
Таблица 1 – Анализ метода парных сравнений
Матрица парных сравнений для четырех объектов A1 |
A1 |
A1 |
A1 |
Ранг |
A1 |
- |
1 (А1,2) |
0 |
1 |
A2 |
0 (А2,1) |
- |
0 |
1 |
A3 |
1 |
1 |
- |
1 |
A4 |
0 |
0 |
0 |
- |
В ячейке А12 вписана единица - это означает, что элемент 11 получает большую оценку, чем элемент А2. Соответственно в ячейке А2,1 пишут 0, а в ячейку А1,4 вписывают 1. Затем, суммируя значения по строкам, получают ранги объектов.
При применении большинства методов возникают две основные проблемы: как получить оценки по отдельным критериям и как объединить, агрегировать эти оценки в общую оценку полезности альтернативы. В типичном методе принятия решения роли трех участников (или групп участников) - ЛIIP, экспертов и консультантов - определены следующим образом. Консультанты (иногда вместе с ЛПР) разрабатывают перечень критериев. При этом определяется, как измерять уровень качества по каждому критерию, т.е. как строить шкалу измерений. Чаще всего используют балльные шкалы (от 1 до 10 или от 0 до 1). Далее на сцену выходят эксперты, которых рассматривают в качестве «измерительных приборов». Эксперты оценивают каждую из альтернатив по шкале из критериев. Если экспертов несколько, то их оценки сводятся к единой. При наличии оценок каждой из альтернатив по каждому из критериев возможен переход к получению общей ценности альтернативы. Такой переход осуществляется на основании формулы, агрегирующей оценки по отдельным критериям в общую оценку полезности альтернативы. Существует множество подобных формул. Выбор той или иной из них чаще всего определяется консультантом. На этом этапе иногда (при большом числе альтернатив и критериев) используют персональный компьютер, который на основании введенных данных (вида формулы расчета, оценок альтернатив по критериям) вычисляет общие оценки альтернатив. [14, С. 320]
Область применения метода экспертных оценок весьма широка. Типовые задачи, решаемые методом экспертных оценок:
1) составление перечня возможных событий в различных областях за определенный промежуток времени;
2) определение наиболее вероятных интервалов времени свершения совокупности событий;
3) определение целей и задач управления с упорядочением их по степени важности;
4) определение альтернативных (вариантов решения задачи с оценкой их предпочтения;
5) альтернативное распределение ресурсов для решения задач с оценкой их предпочтительности;
6) альтернативные варианты принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности.
Для решения перечисленных типовых задач в настоящее время применяются различные разновидности метода экспертных оценок.
Таблица 2- Сравнительная характеристика методов экспертной оценки
Метод |
Суть |
Особенности |
Методы коллективной работы экспертной группы |
В ходе общего обсуждения проблемы, выявляется совместное мнение. |
Преимущество данного метода заключается в возможности разностороннего анализа проблем. Минус метода в сложности получения информации, сложность формирования группового метода по вариантам всех экспертов, возможность давления авторитетов в группе |
Метод «Мозговой штурм» |
Суть состоит в использовании творческого потенциала специалистов при анализе проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей, а затем их критику с выдвижением контридей и выработкой согласованной точки зрения. |
Количество экспертов составляет 10-15 человек Длительность от 20 мнут до 1 часа Критика предыдущих идей и скептические замечания не допускаются. |
Метод «Сценариев» |
Основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях. Предполагает установление последовательности событий, развивающихся при переходе от существующей ситуации к будущему состоянию объекта. |
Сценарий пишется так, чтобы была ясна цель проекта Носит многовариантный характер и освещает три линии поведения: оптимистическую, пессимистическую, рабочую. Прорабатывается резервная стратегия на случай непредвиденных ситуаций |
Метод «Деловых игр» |
Основаны на моделировании функционирования социальной системы управления при выполнении операций, направленных на достижение поставленной цели. |
Активная деятельность экспертной группы За каждым экспертом закреплена обязанность в соответствии с заранее составленными правилами и программой. |
Метод «Суда» |
Реализуется по аналогии с ведением судебного процесса. В роли «подсудимых» выступают выбираемые варианты, в роли «судей» - лица, принимающие решение, в роли «защитников» - члены экспертной группы. При проведении такого метода отклоняются или принимаются те или иные решения |
Целесообразно использовать при наличии нескольких групп экспертов, придерживающихся различных вариантов решения. |
Методы получения индивидуального мнения членов экспертной группы |
Предварительное получение информации от экспертов, опрашиваемы независимо друг от друга, с последующей обработкой полученной информации. |
Преимущества метода в том, что благодаря независимому опросу экспертов возможно в полной мере использовать их индивидуальные способности. Также можно избежать авторитетного давления. |
Анкетирование |
Опрос экспертов в письменной форме с помощью анкет. В анкете содержаться вопросы, которые можно классифицировать по содержанию и типу |
Индивидуальная работа эксперта, без влияния других. |
Интервьюирование |
Предполагает беседу прогнозиста с экспертом по схеме «вопрос-ответ», в процессе которой прогнозист ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта. |
|
Метод «Дельфи» |
Разработка программы последовательных многотуровых индивидуальных опросов. Обычно проводится в форме анкет-вопросников, затем проводится статистическая обработка на ЭВМ и формируется коллективное мнение группы, выявляются и обобщаются аргументы в пользу различных суждений |
Анонимность экспертов; Возможность использования результатов предыдущего тура опроса; Статистическая характеристика группового мнения. |