Файл: Построение организационных структур (Организационная структура ООО «Марс» г. Ульяновск).pdf
Добавлен: 02.07.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы построения организационных структур
1.1 Анализ теоретических аспектов организационной структуры управления
1.2 Типы современных организационных структур системы управления персоналом
1.3 Организационная структура при принятой стратегии
Глава 2. Организационная структура ООО «Марс» г. Ульяновск
2.1 Технико-экономическая характеристика ООО «Марс» г. Ульяновск
2.2 Анализ организационной структуры ООО «Марс»
3.1 Методы построения организационных структур управления торгового предприятия
3.2 Основные направления совершенствования организационной структуры
Введение
Актуальность выбранной темы определяется необходимостью рассмотрения теоретических положений для разработки практических рекомендаций для реализации механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием в условиях неопределенности, обеспечивающего повышение эффективности функционирования предприятия в целом.
В современных кризисных условиях руководитель должен уметь анализировать различные варианты развития производств, видеть перспективу своей компании на рынке, обладать волей и способностью вовлекать коллектив в реализацию намеченных целей.
Сегодня наравне с грамотным, серьезным подходом к самому процессу управления, необходимо четко и ясно видеть структуру собственной фирмы, понимать, почему этой фирме подходит именно эта структура, и знать, к каким результатам она приведет в обозримом будущем. Не выделяют однозначно прогрессивных, так же как и однозначно отсталых организационных структур. Каждая из них имеет как свои достоинства, так и недостатки. И каждая покажет себя с лучшей стороны только в конкретном, именно ей подходящем, случае. Задача сегодняшних менеджеров – найти и привести в жизнь именно такую организационную структуру, которая будет наиболее полно отвечать целям и задачам организации. Конкурентоспособность такой компании напрямую будет зависеть от успешности и уместности организационной структуры.
Объектом исследования курсовой работы является ООО «Марс» г. Ульяновск.
Предметом исследования – организационная структура управления, ее составные части и их функционирование.
Степень разработанности. Вопросы формирования организационных структур управления в последние годы рассматривались в работах таких ученых и исследователей, как А. В. Гукова, И.Д. Аникина, Р.С. Беков, М. Максимцов, М. Комаров, Н. Ю. Чаусов, О. А. Калугин ,Т. Березкина но в то же время недостаточное внимание уделено совершенствованию методов формирования организационной структуры управления.
Целью курсовой работы является изучить не только основные типы организационных структур управления, но и пути их совершенствования. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы построения организационных структур: понятие, сущность, типы и принцип построения организационной структуры.
2. Провести анализ организационной структуры на примере предприятия ООО «Марс» г. Ульяновск.
3. Раскрыть пути совершенствования организационных структур управления и перспективы развития.
Методы исследования. В работе использованы методы анализа и синтеза, дедуктивный метод, сравнительный метод, систематизация и классификация, методология системного анализа, структурно-функциональный анализ.
Теоретическая основа исследования. В основу работы положена экономическая литература по теме исследования.
Практическая значимость исследования заключается в изучении функционирования организационных структур управления исследуемого предприятия и возможности использования вывыодов в дальнейшей работе ООО «Марс».
Глава 1. Теоретические основы построения организационных структур
1.1 Анализ теоретических аспектов организационной структуры управления
В современном экономическом мире, постоянно меняющемся. в процессе естественной конкуренции все организации участвующие в перераспределении мирового капитала можно разделить на две категории. К первой категории относятся изменяющиеся организации, то есть соответствующие современным требованиям глобального мира. Ко второй категории -«умирающие», не адаптирующиеся по каким-либо причинам к изменениям фирмы.
Способность организации преобразовываться в процессе своего существования зависит от множества факторов, как внешних, то есть формирующихся за пределами организации, так и внутренних, возникающих в рамках организационной структуры предприятия. В данной работе рассматриваются различные типы организационных структур, их эволюция в процессе развития общества, коммуникаций, технологий.
Организационная структура предприятия представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, в виде отдельных подразделений, которые состоят из групп работников, выполняющих определенные функции, связанные со снабжением, финансами, управлением.
Данные подразделения организации несут ответственность за решения вопросов. связанных с производством, закупками, финансами, управленческими и другими проблемами. Подразделения отличаются в правовом статусе, размере материальных и финансовых ресурсов, количестве сотрудников, которых могут использовать в своей работе.
Формирование подразделений организации осуществляется в зависимости от используемого подхода. В соответствии с количественным подходом разделение осуществляется на основе числа людей, необходимых для выполнения этой задачи, учитывая возможность эффективно управлять ими. Аналогичным образом, например, образованы многие военные командные, исследовательские группы и т.п. [1, С. 89].
Временной подход используется в случае необходимости по тем или иным технологическим причинам сменной работы.
Технологический подход в основном используется на самом низком уровне производственных единиц, образующих организации. Это означает, что основой для создания рабочих совещаний может быть самостоятельный вид деятельности, процесс или относительно самостоятельная составляющая (например, конвейер).
К категории так называемых «жестких» принадлежат функциональные структуры, используемые крупнейшими предприятиями или их объединениями с тысячами сотрудников.[2, С. 47].
Научно-техническая революция и развитие электроники стало катализатором существенного уменьшения размера предприятий, меняющегося характера взаимосвязи между их отдельными элементами. Соответственно подходы к формированию структур организаций также изменились, в результате чего появились матричные, проектные, фрагментированные, целевые, адхократические (специальные) структуры.
В рамках функциональной структуры представляющей собой систему, сформированную в соответствии с основными функциями организации, подразделения объединяются в блоки. В зависимости от выполняемой функции блоки формируются в подразделения - промышленные, административные, социальные.
Функциональный подход к формированию подразделений используется в основном на средних и крупных предприятиях и организациях. [13, С. 65].
В зависимости от характера организации, так как не везде производятся опытные образцы, и имеются вспомогательные производства, роль различных отделов структуры производства может варьироваться.[4, С. 124] .
В случае дивизионной структуры подразделения предприятий, находящиеся в составе организации, отделены друг от друга территориально, а также обладают собственной сферой деятельности и вправе самостоятельно решать текущие хозяйственные и производственные вопросы. [17, С. 201].
Продуктовый подход к структурированию организации подразумевает, что каждый из блоков в структуре организации сосредоточен на производстве одного вида продукции или услуги для всех групп потребителей, проживающих в районах, где действует фирма, а эти подразделения могут быть в различных населенных пунктах и даже странах . [18, С. 145].
В случае рыночного подхода к формированию организационной структуры, каждая единица производит продукцию или предоставляет услуги, ориентируясь на определенную группу покупателей, вместе, образуя рынок. Например, такие группы могут быть выделены на основе возраста, состава семьи, дохода и т.д.
Инновационный подход предполагает создание в рамках организации специальных центров в области разработки, развития и внедрения новых видов продукции и услуг. Таким образом, получается, что, в то время как некоторые подразделения, производят популярную в настоящее время продукцию, других уже готовят ей замену. Это дает организации больше конкурентоспособности и устойчивости.
Подразделения, образующие такую структуру, объединены друг с другом, а также с общим центром посредством производства, финансовых и административных связей. [19, С. 214]
Производственные связи могут быть технологическими и продуктовыми. Технологические основаны на том факте, что каждое подразделение выполняет только одну операцию во время изготовления конечного продукта.
Продуктовые связи предполагают возможность обмена готовыми изделиями, которые могут использоваться не только внутри компании, но и на стороне.
В пределах административных связей управление должно довести до подразделений обязательные для исполнения решения, направленные на достижение желаемых результатов, ставить цели и установить основные стандарты их деятельности, а также контроль за их осуществлением. [10, С. 74] .
Финансовые связи реализуются путем формирования в рамках организации и последующего перераспределения между его подразделениями централизованного фонда денежных средств, либо через финансовый контроль за их деятельностью, отслеживая правильность использования денежных средств, своевременность их получения.
1.2 Типы современных организационных структур системы управления персоналом
Большая современная организация с дивизионной структурой, обычно представлена в форме акционерных обществ и их объединений. Эти виды включают в себя:
акционерное общество, которому принадлежит бизнес и непосредственно контролирует процесс создания продуктов;
Холдинговая компания, как правило, не имеет собственного производства, и имеет так много акций в других компаниях, что позволяет ей осуществлять финансовый контроль за их деятельностью;
Промышленно-финансовая группа, которая включает в себя независимые компании, связанные с правом собственности на акции, обоюдным членством руководителей в директоратах, их регулярными совещаниями.
В основе промышленно-финансовой группы лежит сетевая структура. Одна фирма может заниматься научными исследованиями, а остальные вести разработки, производить, осуществлять продажи. Члены сети поддерживают между собой стабильные долгосрочные отношения, основанные на взаимных интересах. Сети могут часто пересекаться, в результате многие организации принимают участие в нескольких ассоциациях. [15, С. 31]
Гибкая организационная структура представляет собой совокупность подразделений, легко меняется и адаптируется к новым условиям работы в результате отсутствия жесткой закрепленности обязанностей к сотрудникам, характеризуется менее регламентированной деятельностью, хорошо развитыми горизонтальными связями [11, С. 214].
Функциональные и дивизионные структуры относятся к категории так называемых «жестких» структур.
Гибкие структуры, напротив, могут легко развиваться и адаптироваться к новым условиям работы, в результате отсутствия жесткого закрепления обязанностей за сотрудниками и подразделениями, незначительного регулирования их деятельности, развитых горизонтальных связей, поощрения творчества. Считается, что в будущем такие структуры будут преобладать.
Имеется несколько типов гибких организационных структур: матричные, проектные, по целевым программам.
Проектные обычно подразумевают наличие подробного плана, в соответствии с которым будут решаться несколько задач, таких как строительство дома, [6, С. 92] В управлении, проект также является временным подразделением, которое ликвидируется после завершения работ. Как правило, эти работы необходимы, чтобы провести исследования и практические эксперименты, разработку нового продукта, технологии, методов управления, что всегда связано с риском и финансовыми потерями. Организации, состоящие из таких подразделений, были названы проектными.
Наиболее распространенными модификациями проектных команд на Западе являются «Центры по развитию новых направлений деятельности». Их размер и структура определяются в зависимости от специфики деятельности. Основной целью центра является разработка и реализация такой готовой продукции, продажи которой обеспечит прочно закрепиться на рынке. [12, С. 36] .
Проектные структуры являются достаточно гибкими, хотя сосредоточены на конкретной деятельности, что позволяет добиться высокого качества производства. Однако из-за специализации проекта, ресурсы, используемые в проекте по окончании работ, не всегда могут найти себе дальнейшее применение, что увеличивает затраты. Причем использование проектных структур может позволить себе не каждая организация, несмотря на плодотворность этого подхода. Выход из такой ситуации был найден при переходе к так называемым матричным структурам, суть которых в том, что в рамках существующих подразделений постоянно находятся временные рабочие группы (проекты), связанные с решением конкретных задач.