Файл: Построение организационных структур (Организационная структура ООО «Марс» г. Ульяновск).pdf
Добавлен: 02.07.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы построения организационных структур
1.1 Анализ теоретических аспектов организационной структуры управления
1.2 Типы современных организационных структур системы управления персоналом
1.3 Организационная структура при принятой стратегии
Глава 2. Организационная структура ООО «Марс» г. Ульяновск
2.1 Технико-экономическая характеристика ООО «Марс» г. Ульяновск
2.2 Анализ организационной структуры ООО «Марс»
3.1 Методы построения организационных структур управления торгового предприятия
3.2 Основные направления совершенствования организационной структуры
• большая нагрузка директора и его аппарата по оперативным вопросам производства и управления.
В силу чрезмерной концентрации власти и ответственности за доведение и контроль выполнения большинства производственных задач ООО «Марс» г. Ульяновск ограничивает эффективность работы низшего звена: работники производственного участка независимо от ситуации вынуждены придерживаться приказов и распоряжений руководства, которые не всегда доводятся своевременно.
При анализе существующей оргструктры ООО «Марс» г. Ульяновск необходимо учитывать требования нормативов (объемы переработки сырья, объемы производство продукции и т.п.).
Предприятие в настоящее время имеет относительно устойчивые экономические показатели и стабильное финансовое положение. Динамика показателей финансово – хозяйственной деятельности предприятия за 2011–2013 гг. указана в таблице 4.
Таблица 4- Динамика основных фактических показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «Марс» г. Ульяновск за 2013–2015 гг.
Наименование показателя |
2013 |
2014 |
2015 |
Переработка, т. |
41 908 |
44 346 |
48 688 |
Производство продукции, т.: Кондитерские изделия Хлебные изделия Полуфабрикаты |
25 134 21 337 5 698 |
26 740 22 390 5 740 |
28 350 23 500 6 030 |
Численность всего персонала, чел. |
584 |
612 |
636 |
Производительность труда, тыс. руб. |
322 |
290,7 |
287 |
Средняя заработная плата, тыс. руб. |
1515,3 |
1191,8 |
1924,6 |
Загрузка мощностей %: Полуфабрикаты Кондитерские изделия |
97,5 100 |
98 100 |
99 100 |
Балансовая прибыль, млрд. руб. |
26,8 |
27 |
27,5 |
Рентабельность, % |
7,1 |
6,5 |
6,8 |
Далее, анализируя оргструктуру кондитерского комбината, рассмотрим обеспеченность предприятия руководящим составом. Избыточность руководящего персонала – это одна из проблем организации эффективной деятельности предприятий по всей стране.
Основные функции подчинённого персонала – выполнение производственных функций, которые приносят предприятию прибыль, в то время как основная задача руководства – анализ, контроль и управление. Исходя из вышесказанного, любое предприятие должно стремиться содержать лишь то количество руководящего персонала, которое необходимо для эффективного управления производственным персоналом.
Количество руководящего персонала не превышает 7%, а в хорошо смоделированной организационной структуре, количество руководящего персонала не превышает 30% от общего числа сотрудников.
Однако, говорить, что организационная структура ООО «Марс» г. Ульяновск спроектирована безупречно не приходится, так как она не полностью отвечает задачам, целям и факторам, от которых зависит успешная деятельность предприятия.
Согласно существующей организационной структуре не соблюдается правило «нормы управляемости». Например, генеральный директор, как видно из приложения Г, имеет в своем непосредственном подчинении 10 человек, зам. ген. директора по коммерческим вопросам и зам. ген. директора по административно-хозяйственной работе – по 8 человек, что совершенно недопустимо на таком высоком уровне управления, где норма управляемости равна максимум 7 человек. [9, С. 147]
Глава 3. Пути повышения эффективности организационной структуры, соответствующей принятой стратегии в ООО «Марс»
3.1 Методы построения организационных структур управления торгового предприятия
Проблемы формирования, совершенствования, рационализации организационных структур действующих предприятий, остро стоящие на повестке дня, решаются с позиций различных методов их построения. Каждому из известных методов присущи границы применения, и ни один из них в отдельности не соответствует в полной мере задачам обеспечения развития системы управления торгового предприятия в ситуации динамично изменяющейся внешней среды.
До последнего времени методы построения организационной структуры характеризовались чрезмерно нормативным характером и недостаточным разнообразием, что привело к механическому переносу применявшихся в прошлом организационных форм в новые условия. С научной точки зрения слишком узкую трактовку получали сами исходные факторы формирования структур: использовались численность персонала, а не цели организаций; постоянный набор органов, а не изменение их состава и комбинации в разных условиях.
Специфика проблемы проектирования организационной структуры управления состоит в том, что она не может быть адекватно представлена в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной структуры по четко сформулированному, однозначному, математически выраженному критерию оптимальности. Это количественно-качественная, многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания научных методов анализа, оценки, моделирования организационных систем с деятельностью руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценки наилучших вариантов организационных решений.
Существует достаточно обширный набор методов организационного проектирования, каждый из которых имеет свои преимущества, но не лишен и недостатков.
Основными методами построения организационных структур управления являются: блочный метод, метод аналогий, метод структуризации целей, метод экспертных оценок, организационный эксперимент, функциональный метод, метод организационного моделирования и программно-целевой метод.
Кроме существующих принципов рационализации структур автор рекомендует также строить соответствующую систему организации инновационного менеджмента (управления) компании, которая представлена на рисунке. Рассматриваемый тип трансформаций, направленный на реструктуризацию предприятия, т.е. на изменение его организационной структуры для повышения эффективности его функционирования, достижения конкурентных преимуществ или каких-либо других целей, носит название аллокационных инноваций от английского слова allocate, означающего «размещать, распределять».
Рисунок 2-Структура системы инновационного менеджмента организации
Обозначения к рисунку:
1.1 – научные подходы к инновационному менеджменту;
1.2 – функции менеджмента;
1.3 – методы менеджмента;
2.1 – формирование портфеля новшеств;
2.2 – формирование портфеля инноваций;
3.1 – правовое обеспечение;
3.2 – методическое обеспечение;3.3 – ресурсное обеспечение;
3.4 – информационное обеспечение;
4.1. – стратегический маркетинг;
4.2 – НИОКР по новшествам и инновациям;
4.3 – организационно-технологическая подготовка новшеств и
осуществления инноваций;
4.4 – производство новшеств;
4.5 – сервис инноваций;
5.1 – управление персоналом;
5.2 – разработка управленческого решения;
5.3 – координация выполнения инновационных проектов.
Рассмотрим содержание компонентов системы
Вход системы
К входу системы относится все, что получает организация (система) для производства товаров: сырье, материалы, комплектующие изделия, энергия, информация, новое оборудование, кадры, документы. Задача органов управления сводится к обеспечению конкурентоспособного входа путем проведения маркетинговых исследований и отбора наиболее конкурентоспособных и надежных поставщиков. Если вход не будет конкурентоспособным, то система не сможет обеспечить конкурентоспособность выхода.
Выход системы
Анализ системы начинается с ее выхода – выпускаемых фирмой товаров (продукции, услуг, новшеств). Главное требование к выходу – обеспечение конкурентоспособности товаров на внешнем или внутреннем рынках и достижение за счет этого прибыльности функционирования организации.
Основным условием обеспечения потенциальной конкурентоспособности выхода системы является высокое качество стратегических маркетинговых исследований.
Затраты на последующих стадиях жизненного цикла товара растут высокими темпами. Например, затраты на НИОКР в десятки раз больше затрат на стратегический маркетинг. Затраты на организационно-технологическую подготовку производства в 2–5 раз больше затрат на НИОКР. Материализация объекта НИОКР в производстве требует еще больших затрат. Чем больше программа выпуска объектов, тем меньше доля предпроизводственных затрат в совокупных затратах за жизненный цикл объекта. Затраты на использование (эксплуатацию, сервис) товаров длительного использования в несколько раз больше цены объекта.
Обратная связь
К компонентам обратной связи системы относятся требования, рекламации потребителей, новая информация или требования потребителей, возникшие в связи с неудовлетворительным качеством товаров, новыми достижениями научно-технического прогресса, инновациями и другими факторами. Потребители могут иметь обратную связь как с организацией-производителем основного товара, так и с ее поставщиками (например, изготовителем двигателя автомобиля).
Внешняя среда системы
К компонентам внешней среды организации относятся макросреда (политическая, экономическая, научно-техническая, природно-климатическая и другие сферы страны), инфраструктура региона или города, где расположена организация, микросреда или ближнее окружение организации, куда входят основные конкуренты, поставщики и их конкуренты, маркетинговые посредники на входе и выходе системы, контактные аудитории (общества потребителей, контролирующие органы, профсоюзы, СМИ и др.). Чем выше степень конкуренции на входе и выходе организации, тем выше будет конкурентоспособность выпускаемой ею товаров и новшеств.
Выход, вход, обратная связь и внешняя среда относятся к внешнему окружению организации, а все что внутри «черного ящика» – к внутренней структуре.
Рассмотренные выше принципы рационализации процессов предлагается расширить следующими:
• правовая регламентация производственных и управленческих процессов нормативными актами различного уровня и вида, начиная с международных и заканчивая фирменными;
• развитие системы управления организацией под требования рынка;
• применение научных подходов к процессам управления;
• обеспечение параллельности протекания производственных и управленческих процессов, характеризующих степень совмещения операций во времени.
Инновационная деятельность предприятия очень часто служит источником дополнительного риска, поскольку, как уже отмечалось выше, требует переориентации его хозяйственной деятельности, изменения производственного плана и организационной структуры. Нововведения должны быть тщательно спланированы, точно рассчитан их период окупаемости, с тем чтобы компания не оказалась в предкризисной ситуации или в ситуации невозврата кредита, взятого на инвестирование нововведений. В связи с этим соискателю представляется очень важным вопрос оценки финансового состояния и предсказание вероятности банкротства компаний в период проведения инновационных мероприятий.
3.2 Основные направления совершенствования организационной структуры
Процесс управления хозяйственной деятельностью на предприятии связан с принятой организационной структурой управления, которая предопределяет весь цикл управления. Основные действия, связанные с оргструктурой – создание отделов и служб, определение сферы управления, распределение прав и обязанностей основаны на той или иной теории организации, в соответствии с которой организация рассматривается спроектированной для достижения предписанных целей.
Проблема совершенствования организационной структуры управления предполагает уточнение функций подразделений, определение прав и обязанностей каждого руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления.