Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Новая российская экономика, за время своего развития, сопровождалась кризисами экономической и политической нестабильности, негативно влияя тем самым на условия и формы конкурентных отношений. Современная экономическая действительность, характеризующаяся трансформацией экономических отношений, глобализацией бизнеса, интеграцией России в мировое пространство, возлагает на развитие конкурентных отношений еще большую ответственность за улучшение экономических, инновационных показателей, качества жизни и благосостояния общества.

Конкуренция является неотъемлемым признаком рыночной системы и основной движущей силой её эффективного развития. Именно конкуренция стимулирует предпринимателя и направляет его экономический интерес (в виде получения экономической прибыли) к сокращению издержек, расширению объемов производства, внедрению инноваций, которые, в результате, становятся достоянием общества. Здоровая конкуренция позитивно отражается на экономическом росте страны. В России конкурентная среда формировалась не эволюционным путем, как в большинстве развитых стран, а путем создания институциональных условий для конкурентного поведения экономических субъектов.

Озабоченность современных аналитиков вызвана, прежде всего, тем, что большинство отечественных предприятий с их неконкурентоспособными товарами, не может выдержать конкуренции с импортом. Поэтому особую актуальность приобретает решение вопросов, связанных с выбором путей экономического развития России, основанных на инновациях. Этому может способствовать создание оптимальных мотивационных условий, как для бизнеса, так и для работников для эффективного развития конкурентных отношений.

Существенный вклад в современную теорию конкуренции внесли зарубежные исследователи А. Брандебургер, Б. Нейлбафф, Д. Тапскотт, Э. Уильямс, которые пришли к выводу, что в современном мире наиболее эффективной формой конкурентных отношений является «соконкуренция», основанная на сочетание в себе ранее альтернативных понятий – сотрудничества и конкуренции.

Конкурентные отношения рассматриваются во взаимосвязи (или параллельно) с иными фундаментальными экономическими процессами. В этой связи необходимо назвать работы С.Б. Авдашевой, Г. Л. Азоева, М. И. Гельвановского, В. П. Горева, В. А. Гордеева, Ю. Б. Рубина, С. Г. Светунькова, Н. И. Усик, Р. А. Фатхутдинова, А. Е. Шаститко, А. Ю. Юданова.

Конкуренция не статична, она развивается под воздействием различных факторов, трансформируются формы и методы конкурентных отношений, изменяются критерии конкурентных преимуществ, конкурентоспособности и т.д. Данное обстоятельство обусловливает актуальность дальне​йшего изучения специфики конкурентных отношений в современной экономике России и решения вопросов, связанных с мотивацией конкурентного поведения её экономических субъектов.


Актуальность, недостаточное теоретическое обоснование особенностей конкурентных отношений в России, а также назревшая необходимость поиска путей для повышения конкурентоспособности отечественной экономики в свете интеграции России в мировое пространство, определили выбор темы курсовой работы.

Цель курсовой работы заключается в выявлении особенностей развития конкуренции в современной экономике России.

Для достижения поставленной цели, в работе необходимо решить следующие задачи:

- изучить содержание конкуренции и дать характеристику наиболее распространенным формам и видам конкуренции;

- рассмотреть особенности проявления конкуренции по видам экономической деятельности в России;

- проанализировать влияние государственного регулирования на развитие конкуренции в России;

- предложить направления по улучшению условий для эффективного развития конкуренции в России.

Объектом исследования является конкурентная среда в современной экономике России.

Предметом исследования являются особенности конкуренции в России, как неотъемлемого признака рыночной системы.

Теоретической основой исследования являются фундаментальные положения экономической теории, работы экономистов ведущих экономических школ и направлений, как зарубежных, так и отечественных, посвященные вопросам конкуренции, как форме проявления конкурентных отношений в рыночной экономике, её роли, функциям, формам и методам.

Всесторонний анализ исследуемой темы предопределил многоаспектный характер методологии исследования, необходимость использования ряда специфических методов и приемов, взаимно дополняющих друг друга, в том числе исторического, сравнительного, методов экономического анализа, графического отображения функциональных зависимостей и схематического представления анализируемых категорий.

Информационной базой исследования являются данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Центрального Банка РФ, Федеральной антимонопольной службы РФ, Министерства экономического развития РФ, а также статистические данные, опубликованные в отечественных и зарубежных периодических изданиях.

работа состоит введения, двух заключения, списка источников, приложений.

1 основы исследования конкуренции


1.1 эволюции конкуренции

«Появились признаки растущего осознания экономистами того, что предмет их споров последних лет по имени «конкуренция» – это не то же самое, что называется так на обыденном языке». Эти слова, сказанные Ф. Хайеком в 1946 г., [1]все еще остаются актуальными и сегодня. Все чаще термин «конкуренция» используется в смысле универсальной панацеи, которая может решить проблемы в любой сфере современного рыночного хозяйства. Развитие конкуренции и тесно связанного с ней института собственности часто приводится как очевидный рецепт и единственный выход из сложной ситуации. 

Необходимость развития и поддержания конкуренции традиционно связывается с ее эффективностью дляразвития рыночной экономики. Безусловно, сомнений в ценности конкуренции для решения подобных проблем не возникает, однако возникает вопрос о том, что именно подразумевается под конкуренцией в каждом из этих случаев. Если оставить в стороне повседневно-бытовое понимание конкуренции и обратиться к научно-теоретическим исследованиям на эту тему, становится очевидным, что единства мнений о том, что такое конкуренция, эффективность конкуренции, какие ее характеристики, представляют ценность для общества, и каковы ее функции в экономике, в научной среде нет. Так же как нет единства в понимании образа действий, которые необходимы со стороны общества и государства для обеспечения этой эффективности.

Термин «конкуренция» часто упоминается в научных и деловых публикациях, посвященных актуальным социально-экономическим проблемам: формирование благоприятного инвестиционного климата, стимулирование инноваций, ускорение экономического роста, развитие социальной сферы, совершенствование инфраструктуры и т.п. При этом контекст употребления данного термина обычно предполагает, что смысл упоминаемого явления либо очевиден, либо правильное его понимание читателями само собой подразумевается. Возникает представление о некой «полезной» конкуренции, которую возможно и нужно развивать и поощрять. Такая конкуренция понимается как совокупность правил и условий, которые естественным путем координируют поведение участников рыночных отношений таким образом, что в результате их конкурентной борьбы любые противоречия, несогласованности и неэффективность в экономической сфере общества разрешаются сами собой. 

Термину «конкуренция» придается исключительно положительная коннотация, она не может быть деструктивной или бесполезной, а деструктивное и бесполезное не может быть конкуренцией. Однако существование термина «недобросовестная конкуренция» само по себе указывает на наличие противоречия в описанном понимании смысла понятия «конкуренция». «Недобросовестная конкуренция» – это тоже конкуренция. Когда эксперты говорят о необходимости ее развития, они говорят просто – «конкуренция». В этом случае получается, что «недобросовестная конкуренция» включается в это понятие как разновидность. Значит, как минимум, нечто общее объединяет эти понятия – «конкуренция» и «недобросовестная конкуренция». Ответить на вопрос об объединяющей их сути – задача экономической науки.


Если в деловых кругах существует хотя бы видимое согласие относительно того, что есть конкуренция, то в научном сообществе теория конкуренции представляет собой объект непрестанных дискуссий. Перед теорией конкуренции стоит много актуальных вопросов. Чем именно конкуренция может быть полезна обществу и каким параметрам она должна для этого соответствовать? Где граница, отделяющая эффективную и «полезную» конкуренцию от бесполезной и разрушительной? Когда несколько производителей борются за возможность продавать товар как можно большему числу покупателей, они не преследуют цель максимально удовлетворить их потребности. У конкурентов стоит задача отвоевать как можно большую долю рынка и получить наибольшую прибыль. Как и кто определяет границы допустимых конкурентных действий? Очень удачный пример, иллюстрирующий данную проблему, привел Б. Кагарлицкий в ходе заседания круглого стола «Конкуренция – противоречивый идеал»: «Конкуренция требует определенных норм регулирования. Например, нельзя взрывать магазины конкурентов или сжигать приказчика вместе с магазином? Данная моральная проблема дискутировалась в Нижнем Новгороде. Определялось, что магазины сжигать можно, а приказчиков – нельзя. И если сожжен магазин конкурентов вместе с приказчиком, то это уже беспредел» .[2]

Разногласия в теоретическом понимании конкуренции связаны с тем, что исследователи используют термин «конкуренция» для обозначения одного из ее видов, концентрируя свое внимание на анализе только некоторых аспектов, которые проявляют себя наиболее явно. Остальная часть этого сложного многомерного явления, как и бóльшая часть айсберга, остается вне поля зрения большинства ученых. Вследствие этого, определение «полезной» конкуренции формулируется с множеством оговорок и специфических условий, которые искусственно зауживают содержания данного понятия. При этом некоторые формы его проявления на практике игнорируются как не соответствующие конкурентным критериям и ускользают, таким образом, от научного анализа.

Очевидно, что определение конкуренции должно выражать ее сущность, предполагать возможности ее проявления в различных формах рыночных отношений и отражаться в специфических особенностях конкретных рынков. Выработать такое определение возможно только при системном подходе к созданию общей теории, которая опиралась бы на единую методологию. Однако в научном сообществе обсуждаются не только преимущества различных подходов к определению конкуренции, но ставится под сомнение необходимость и даже сама возможность создания единой целостной теории, которая непротиворечивым образом объединила бы все существующие точки зрения.[3]


Поскольку такой теории конкуренции пока не существует, представляется целесообразным попытаться определить, какая из ее трактовок в наибольшей степени соответствует бытующему в прессе и деловых кругах представлению о конкуренции.

1.2 Сравнительный анализ теорий конкуренции

Учёный считает, экономическая теория использует термин Ф. Хайек различать конкуренцию динамический процесс конкурентное равновесие некоторое статическое (модель) рынка. мнению Ф. конкуренция самостоятельно, вмешательства государства, привести рынок равновесному состоянию. достигается при между спросом, массой для этого спроса предложением через механизм рынка.

Существенный в развитие конкуренции внес экономист Майкл (род. 1947). Портер утверждает, для успешной борьбы, хозяйствующий должен сформировать стратегию, цель заключается в превосходства над через выявление конкурентных преимуществ, углубление и Он сделал на ценности преимуществ высшего которые труднее скопировать конкурентам: технология, дифференциация основе уникальности репутация фирмы, связи с сырья и готовой продукции. [4]

На этапе развития гг. XX – XXI конкуренция приобретает черты – Основной целью конкуренции является вытеснение соперника рынка, а опередить его чем-то новом, перспективном. Сегодня прежде всего, за техническое за приоритет открытии новых в преобразовании рынков. Фирмы более точно направления изменений вкусах и потребителей и воплотить их своей продукции. [5]

Манфред Брун, понятие конкуренции, новый термин «гиперконкуренция», под следует понимать динамичную и конкуренцию, обусловленную ранее изолированных от друга факторов. Такая размывает отраслевые рынка, характеризуется отраслей путем кластеров, быстрым информации, дерегулированием притоком рабочей извне (что обостряет конкуренцию рынке труда стран и к накалённой экономической обстановке мире).

мнению отечественного экономиста Дятлова, гиперконкурентными компаниями прежде всего, вертикально-сетевые структуре транснациональные корпорации: они предлагают серийные товары, услуги, сервисы и управления, характеризующиеся инновационностью.

С. Дятлов полагает, захватывать и сохранять лидерство, необходимо не использовать конкурентные преимущества, бизнеса, но и слабые стороны в что обычно осуществляется основе инновационного обновления, и статусного доминирования, также активного использования интерактивных конкурентной борьбы, на принципах и программирования, манипулирования экономическим потенциальных конкурентов.