Файл: Центральный банк Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Роль денежно-кредитной политики Банка России сводится исключительно к формированию таких важных, но недостаточных для устойчивого экономического роста условий, как низкие темпы инфляции, предсказуемый уровень процентных ставок, защищающий сбережения от инфляционного обесценения необходимых для планирования инвестиций. Банка России прогнозирует темп экономического рота в 2018–2020 гг. на уровне 1,5–2,0%.

В Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2018 год отмечается, что реализуемый Банком России режим таргетирования инфляции основан на управлении внутренним спросом: изменяя ключевую ставку, Банк России воздействует на краткосрочные ставки денежного рынка, а через них — на весь спектр процентных ставок в финансовом секторе экономики. Таким образом, будут формироваться денежно-кредитные условия, при которых рост спроса на деньги будет соответствовать экономическим реалиям, а увеличение денежной массы не будет создавать рисков для динамики инфляции при росте уровня монетизации экономики.

Особенности трансмиссионного механизма современной денежно- кредитной политики в России: процентный и кредитный каналы. В основных направлениях денежно-кредитной политики на 2018 год приоритет отдается процентному каналу;отмечено, что четкость и увеличение широты передачи импульса от ключевой ставки к процентным ставкам в экономике, т.е. усиление роли информационных сигналов Банка России, будут способствовать развитию и укреплению устойчивости финансового рынка, повышению доверия к нему и расширению практики использования финансовых услуг хозяйствующими субъектами в России, в том числе под воздействием мер, принимаемых Банком России.

Вместе с тем, по мнению Банка России, благодаря осуществлению умеренно жесткой денежно-кредитной политики произойдет корректировка отдельными категориями заемщиков долговой нагрузки для ее приведения в соответствие с объективно изменившимися условиями формирования их доходов.

Более того, в основных направлениях денежно-кредитной политики на 2018 год констатируется как положительный фактор развития тенденция к повышению роли облигаций и снижению роли кредитов как в формировании портфелей банков, так и в осуществлении заимствований предприятиями реального сектора.

В основных направлениях денежно-кредитной политики на 2018 год, в отличие от аналогичных документов прошлых лет, нет детального анализа и оценки действующей системы рефинансирования, что затрудняет понимание того, какие же условия и стимулы будут созданы для устойчивого развития российской экономики. Представленные данные свидетельствуют о приостановке и отмене в 2017 г. кредитов, обеспеченных золотом (на срок от 1 до 549 дней), приостановке операций по предоставлению ликвидности в рамках аукционов по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами, на срок 3 месяца и на срок 18 месяцев. Перечень оставшихся инструментов предоставления ликвидности постоянного действия позволяет сделать вывод о том, что регулятор изъял из своего арсенала значительную часть немногочисленных инструментов, позволяющих на постоянной основе предоставлять банковскому сектору средне- и долгосрочные кредиты, оставив единственный — кредиты, обеспеченные нерыночными активами, а также краткосрочные и сверхкраткосрочные.


В 2018 г. отмечено намерение Банка России продолжить использование специализированных механизмов рефинансирования, в том числе программ, направленных на поддержку финансирования инвестиционных проектов, кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства и экспортно-ориентированных отраслей экономики, несырьевого экспорта, ипотечного кредитования в рамках программы «Военная ипотека», а также поддержки лизинга, разработанных и осуществляемых согласно государственным программам развития отдельных секторов экономики или реализуемым совместно с Правительством РФ. Несмотря на отсутствие рыночных основ, указанные инструменты используются Правительством РФ и Банком России своевременно, и необходимо поддержать меры Банка России по увеличению лимитов их использования.

На протяжении последних двух лет в условиях планомерного снижения Банком России ключевой ставки уровень процентных ставок по специализированным инструментам рефинансирования незначительно отличается от ключевой ставки, что снижает их стимулирующее воздействие на приоритетные сферы и сектора экономики. Однако для достижения стимулирующего эффекта необходимо, чтобы уровень процентных ставок по специализированным инструментам рефинансирования существенно отличался от уровня ключевой ставки. Так, программа «Военная ипотека» второй год не имеет стимулирующего воздействия, поскольку процентная ставка по ней сравнялась с ключевой, еще четыре программы кредитуются по ставке, отличающейся от ключевой на 1 процентный пункт, что чревато потерей стимулирующего эффекта. Лишь отчасти сохранили стимулирующий эффект программы поддержки малого и среднего предпринимательства и несырьевого экспорта, по которым ставка установлена на уровне 6,5% и отличается от ключевой на 2 процентных пункта, в то время как в прошлые годы указанная разница составляла 4 процентных пункта и более.

С 2017 года Банком России применяется новый механизм экстренного предоставления ликвидности, направленный на поддержку в первую очередь финансово-устойчивых банков, столкнувшихся с временными финансовыми трудностями, которые не могут быть разрешены с помощью стандартных инструментов, имеющих срок кредитования до 90 дней. Согласно «Денежной программе» валовой кредит банкам на предстоящие три года планируется в объеме всего 1,0 трлн руб., причем независимо от того, рассматривается базовый или альтернативный сценарий развития экономики. Указанное значение в 2,3 раза меньше аналогичных объемов, фактически используемых кредитными организациями. Прогнозные требования по операциям рефинансирования на прогнозный период составляют лишь 0,3 трлн руб. также вне зависимости от сценария развития экономики и сокращены более чем в 5 раз по сравнению с аналогичными фактическими значениями на 01.01.2017 (1,6 трлн руб.).


В основных направлениях денежно-кредитной политики валютная политика рассматривается, главным образом, в контексте ее роли вспомогательного инструмента реализации стратегии таргетирования инфляции. Динамика валютного курса оценивается в данном документе лишь в качестве одного из факторов, оказывающих влияние на инфляцию, а не как значимый и самостоятельный инструмент макроэкономического регулирования, учитывающий структурные и иные особенности национальных экономик стран с развивающимся рынком, включая Россию, исоздающий условия для поддержания стабильности отечественного финансового рынка. Акцент сделан на регулирующей роли ключевой процентной ставки, относительно высокий уровень которой позволяет целенаправленно снижать инфляцию и косвенно поддерживать валютный курс российского рубля за счет притока из-за рубежа иностранных инвестиций преимущественно в государственные ценные бумаги.

В современных условиях накоплен значительный опыт применения таргета по инфляции многими развитыми и развивающимися государствами. Инфляционное таргетирование как один из способов сдерживания инфляции стало применяться в ответ на неработающие альтернативные методы денежно-кредитной политики.

Режим инфляционного таргетирования имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам инфляционноготаргетирования относятся:

  • прозрачность денежно-кредитной политики, осуществляет доверие и контроль в органы монетарных властей;
  • четкий и понятный целевой монетарный ориентир, который осуществляет контрольные задания и реальные прогнозы на макроэкономическом уровне;
  • снижение дестабилизирующего влияния на конъюнктуру рынка, проявляется регулируемым фактором в виде инфляционных ожиданий;
  • предупреждения инфляционной динамики высокими всплесками и др.

К основному недостатку этого режима принадлежит ослабление гибкости денежно-кредитной политики, что может снизить управляемость финансовыми переменными, такими как денежная база, денежная масса и валютный курс.

Это будет приводить к негативным последствиям экономического регулирования и инфляционного таргетирования. Именно поэтому режим инфляционного таргетирования своими недостатками сдерживает центральные банки к переходу на этот режим.

Режим инфляционного таргетирования основан на следующих принципах:

  • стабильность предполагает стабильность цен, которая является главной целью денежно-кредитной политики;
  • публичность означает доступность для широкой общественности информации о целевом ориентире инфляции, т.е. количественный таргет инфляции объявляется публично;
  • информированность основывается на использовании в денежно- кредитной политике широкого массива информации, включая прогноз инфляции;
  • прозрачность и механизмы подотчетности.

Ключевыми элементами таргетирования является регулирование внутренней ставки процента, что невозможно при сохранении управляемого плавания валютного курса.

Переход к таргетированию инфляции официально произошел в Российской Федерации в 2015 году. Обеспечение и защита устойчивости рубля в условиях использования этого режима денежно-кредитной политики должна достигаться посредством поддержания ценовой стабильности, что означает достижение и поддержание низкого уровня инфляции.

Устойчиво низкий уровень инфляции позволяет управлять инфляционными ожиданиями, снижает экономическую неопределенность, делает экономику более привлекательной для инвестирования и позволяет домохозяйствам и организациям планировать производство и потребление в среднесрочном периоде. В условиях реализации режима инфляционного таргетирования Банк России практически отказался от управления валютным курсом, что означает переход к режиму плавающего валютного курса.

Номинальным «якорем» денежно-кредитной политики ЦБ РФ является целевой уровень инфляции, а точнее инфляционный «коридор» – определенный целевой интервал. Особенностью российской экономики является зависимость от мировых цен на энергоносители и сырьевые материалы. Страны-экспортеры сырья существенно зависят от мировой экономической конъюнктуры, но режим таргетирования инфляции достаточно гибок и позволяет адаптировать практику его применения с учетом особенностей национальных экономик. Мировой опыт свидетельствует об эффективности применения данного режима в сырьевых странах.

ЦБ РФ наметил цель по инфляции и официально объявил о переходе к режиму таргетрования инфляции в 2015 году, хотя первые его элементы начали реализовываться с 2014 года (в ноябре 2014 ЦБ РФ фактически перешел к режиму плавающего валютного курса). Политика Банка России становится все более прозрачной, таргет по инфляции объявлен публично и на 2018 год составляет 4 % (уровень инфляции на март 2018 года составляет 2,4%).

ЦБ РФ официально уведомил, что цель в 4 процента в 2017 году была подвержена риску, в основном из-за медленного снижения инфляционных ожиданий и неопределенности в бюджетной сфере. Банк России стремится вести прозрачную и активную информационную политику, объясняя цели и возможные результаты своих действий. Многие исследователи утверждают, что денежно-кредитная политика Банка России является достаточно жесткой, так как в условиях возможного инфляционного роста Банк России удерживает ключевую ставку, что не способствует повышению кредитной активности.


Согласно проанализированным данным, уровень инфляции с января 2015 года по март 2018 уменьшился с 14,97% до 2,4%, что позволяет сделать вывод о том, что проводимая ЦБ РФ политика достаточно эффективна. Введению режима таргетирования предшествовали долгие годы подготовки. Это новый для России метод достижения экономического благосостояния и его использование является вынужденной мерой. Ранее применяемые механизмы регулирования инфляционных процессов имели свои негативные аспекты и оказались несостоятельны в сложившейся экономической ситуации. Сложная макроэкономическая обстановка не позволяет на текущий момент адекватно оценивать применение данного метода в российском экономическом пространстве. Современность требует большей сбалансированности монетарных инструментов осуществления инфляционного таргетирования, и также нуждается в оперативных мерах по его совершенствованию. Краткосрочные успехи данного режима позволяют Банку России и далее придерживаться выбранной политики и поступательно продвигаться к достижению ценовой стабильности как необходимого условия обеспечения роста национальной экономики.

Банк России в процессе реализации политики таргетирования инфляции особое внимание уделяет вопросам инфляционных ожиданий как со стороны населения, предприятий, профессиональных участников рынка, так и государственных органов, что, во-первых, согласуется с отмеченным выше подходом к разработке мер денежно-кредитной политики, во‑вторых, способствует формированию так необходимого сегодня доверия к деятельности Банка России, в‑третьих, соответствует выбранной методике определения цели по инфляции, а именно поиндексу потребительских цен Росстата, рассчитанного по отношению к соответствующему месяцу предыдущего года, в‑четвертых, позволяет на основе проводимого Банком России анализа инфляционных ожиданий решать поставленную задачу — добиваться того, чтобы годовая инфляция находилась вблизи 4%. В тексте Основных направлений ДКП отмечается, что после 2017 г. Банк России не будет устанавливать конкретных дат или временных периодов достижения цели по инфляции.

2.3 Проблемы и перспективы функционирования Банка России

Одной из причин замедления развития российской экономики является недостаточно активная политика Банка России по развитию российской банковской системы, укреплению ее ресурсной базы и созданию условий для долгосрочного кредитования реального сектора экономики.