Файл: Центральный банк Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Основных направлениях по-прежнему не отражены вопросы формирования долгосрочной ресурсной базы российских банков, не обозначены источники и пути увеличения их долгосрочных ресурсов. Следует продолжать реализацию мер, направленных на трансформацию через банковскую систему временно свободных денежных средств экономических агентов (в частности, страховых компаний, пенсионных фондов, средств бюджетных и внебюджетных фондов) в долгосрочные инвестиции, прежде всего, в реальный сектор экономики. Поэтому Банку России следует более регулярно и тщательно разъяснять широкой общественности его видение текущей экономической ситуации и прогнозов ее развития, принятых решений в области денежно-кредитной политики и ожидаемого от них эффекта.

В перспективе одной из главных задач Банка России должно стать постепенное снижение процентных ставок тем самым повышение уровня доверия к банкам. Таким образом, в банковскую систему страны удастся привлечь накопленные средства населения как изнутри страны, так и извне.

Политика Банка России в отношении формирования сильной финансовой системы также недостаточно активна. В основных направлениях денежно-кредитной политики ЦБ на 2016–2018 годы не раскрыт вопрос о том, как планируется формировать долгосрочную ресурсную базу для российских банков. Низкий уровень доверия населения к российским банкам как со стороны предприятия, так и населения в условиях постоянного отзыва лицензий того или иного банка, сокращения числа банков, усиления монополий в данной сфере и при этом росте процентных ставок также значительно тормозит развитие страны.

Пути развития обязательного резервирования привлеченных ресурсов банков в Центральном банке РФ заключаются в следующем.Необходимо постепенно расширять перечень долгосрочных, стабильных ресурсов банков, исключаемых при резервировании, поскольку они, в силу низкой оборачиваемости, не требуют покрытия высоколиквидными активами. В перечень таких ресурсов должны входить не только вклады юридических лиц, используемые в настоящее время, но и депозиты физических лиц сроком более трех лет, а также выпущенные банком долгосрочные сберегательные сертификаты. Такая практика имеет место в зарубежных странах.

Порядок усреднения обязательных резервов банков в Центральном банке РФ все же должен распространяться исключительно на финансово устойчивые кредитные организации, что означает предоставление им льгот, поощрение за стабильное функционирование на финансовом рынке страны. В этом реализуется стимулирующая функция обязательного резервирования.


По мере снижения инфляционных процессов в России, Центральному банку РФ целесообразно понижать уровень минимальных резервных требований по аналогии с ключевой ставкой, поскольку рассматриваемый инструмент денежно-кредитного регулирования также выступает в качестве способа воздействия на денежное предложение.

В целом повышение эффективности банковского надзора включает в себя успешную реализацию нескольких основных направлений. К ним необходимо отнести: установление обязательных для кредитных организаций и банковских групп правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности; повышение прозрачности деятельности кредитных организаций, получение от них в этих целях своевременной и точной информации об их деятельности; повышение требовательности к условиям лицензирования кредитных организаций на осуществление банковских операций, на их приостановление и отзыв; повышение требовательности к соблюдению квалификационных требований к кандидатам на ответственные должности кредитных организаций.

Таким образом, Банк России достигает своей цели, в плане стабилизации курса рубля и роста инфляции, но не видны структурные изменения в плане роста ВВП. Кроме того, российский рубль демонстрирует рекордный рост, а уровень инфляции упал до 4,3% (г/г). По этой причине рекомендуется банковскому регулятору принять такие меры по совершенствованию своей политики на период 2018 – 2019 годов:

  • продолжить политику снижения уровня учетной ставки до диапазона 6,5 – 7%;
  • увеличить ликвидность банковского сектора, для активизации их кредитования сектора бизнеса и потребительского рынка;
  • проводить малообъемные операции интервенции по покупке иностранной валюты для возобновления международных резервов страны;
  • продолжить программу сокращения баланса путем продажи облигационного портфеля.

Итак, необходимо кардинальным образом трансформировать инструменты регулирования и надзора банковской системы Центральным банком последующим направления:

  • изменение банковского законодательства, откуда надо изъять положение об обеспечении устойчивости рубля как главном содержании деятельности ЦБ;
  • законодательство должно наделять Центральный банк лишь правом разрабатывать и проводить в жизнь денежно-кредитную политику страны. Что касается её целей, то они должны определяться денежными властями исходя из оценки характера экономической ситуации;
  • если кредитная экспансия окажется чрезмерной и возникнет опасность ускорения инфляции, ЦБ мог бы прибегнуть к такому приёму: сочетать льготное и расширенное кредитование банков, финансирующих рост приоритетных секторов экономики со сжатием кредитования и ужесточением процентной политики по отношению к банкам, чья деятельность не связана с этим финансированием. Несостоятельность современной денежно-кредитной политики проявляется не только в игнорировании необходимости поддерживать кредитование развития национального производства, но и в переходе к весьма модному в мировой экономике таргетированию инфляции, предполагающему свободное плавание курса рубля. Эта система регулирования широко используется в ряде западных стран. Однако, для России переход к системе свободного плавания рубля, как нам представляется, не желателен поскольку свободное плавание рубля может привести и приводит к скачкообразному изменению курса, соответствующему резким изменениям мировых цен на сырьё, что неизбежно вносит определённую дестабилизацию в течение хозяйственных процессов.

Для успешного вхождения России в мировую хозяйственную систему необходима настройка деятельности Центрального банка на развитие страны и экономический рост.

Таким образом, Центральный Банк России в банковской системе страны выступает главным банком банковской системы, а также кредитором последней инстанции для коммерческих банков страны. Особенностью правового режима функционирования Банка России является его природа: государственная собственность, которая предполагает монопольное право на контроль и регулирование деятельности второго уровня банковской системы страны - коммерческих банков, а также соблюдение ими всех принципов функционирования в рамках государственной единой денежно-кредитной системы.

Роль Банка России в экономике страны определяется проводимой им денежно-кредитной политикой, в рамках которой банк применяет основные инструменты регулирования: политика процентных ставок; операции на открытом рынке; обязательное резервирование и рефинансирование.

Центральный Банк России оказывает значительное влияние на развитие финансовой системы посредством кредитно-денежной политики. В частности, Банком России применяются следующие инструменты кредитно-денежного регулирования: изменение процентных ставок по операциям Банка России; проведение операций на открытом рынке; изменение норматива обязательных резервов; рефинансирование кредитных организаций.

В 2018 году относительно направлений, принятых в 2017 году предусмотрены следующие изменения в механизмах инструментов денежно-кредитной политики: определены намерения перехода от умеренно жесткой к нейтральной денежно-кредитной политике; внесена информация о возможности введения процессов рефинансирования в иностранной валюте; определена нижняя граница реальной равновесной ставки, уровень которой исходит из уровня ставки США.

Особое внимание в денежно-кредитной политике на 2018–2020 гг. уделяется процентному каналу трансмиссионного механизма, что в целом согласуется с задачей снижения инфляционных ожиданий, которые в России сохраняются на повышенном уровне и реагируют даже на временные колебания цен. Формирование предсказуемой динамики процентных ставок как результат действий Центрального банка обеспечивает внутреннюю макроэкономическую стабильность, прежде всего сохранение стабильно низкой инфляции в первую очередь посредством инфляционного таргетирования.

Ключевыми элементами таргетирования является регулирование внутренней ставки процента, что невозможно при сохранении управляемого плавания валютного курса. Переход к таргетированию инфляции официально произошел в Российской Федерации в 2015 году. Политика Банка России становится все более прозрачной, таргет по инфляции объявлен публично и на 2018 год составляет 4 % (уровень инфляции на март 2018 года составляет 2,4%). Согласно проанализированным данным, уровень инфляции с января 2015 года по март 2018 уменьшился с 14,97% до 2,4%, что позволяет сделать вывод о том, что проводимая ЦБ РФ политика достаточно эффективна. Современность требует большей сбалансированности монетарных инструментов осуществления инфляционного таргетирования, и также нуждается в оперативных мерах по его совершенствованию.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Центральные банки возникли в результате эволюционного осознания необходимости регулирования денежной массы, а потому монополизировали эмиссию банкнот. Эволюционный процесс относительно центральных банков продолжается до сих пор. В современной экономике центральные банки рассматривают с точки зрения их роли и выполняемых функций как основополагающее звено банковской системы государства, юридическое лицо, представляющее интересы государства в осуществлении регулирования экономики посредством денежно-кредитных инструментов и механизмов, имеющее особый правовой статус и полномочия.

Возникновение центральных банков привело к разграничению функций между центральными и коммерческими банками. Однако данное разграничение не было одномоментным, а развивалось как длительный эволюционный процесс.

Выделяют несколько типов центральных банков с точки зрения собственности на капитал: государственные, акционерные и смешанные. Государство играет главную роль в формировании органов управления центрального банка и осуществляет формирование и обеспечение деятельности его организационной структуры, которая зависит от государственного устройства.

Функции центральных банков эволюционировали сами по себе и возникли значительно раньше, чем центральные банки, последние только переняли их на себя с целью обеспечения эффективной монетарной политики. Поскольку эволюционный процесс развития центральных банков продолжается до сих пор, то, соответственно, не заканчивается и эволюция их функций. Современными базовыми функциями центральных банков выступают: функция монопольной эмиссии наличных и организации денежного обращения; функция реализации денежно-кредитной политики; функция «банка банков», функция «банкира правительства».

Центральный Банк России в банковской системе страны выступает главным банком банковской системы, а также кредитором последней инстанции для коммерческих банков страны. Особенностью правового режима функционирования Банка России является его природа: государственная собственность, которая предполагает монопольное право на контроль и регулирование деятельности второго уровня банковской системы страны - коммерческих банков, а также соблюдение ими всех принципов функционирования в рамках государственной единой денежно-кредитной системы. В основе определения деятельности и функций Центрального Банка России лежат нормативно-правовые акты государства, как специфические (относительно деятельности именно Банка России), так и общегосударственной направленности (Кодексы, Законы и приказы).


Роль Банка России в экономике страны определяется проводимой им денежно-кредитной политикой, в рамках которой банк применяет основные инструменты регулирования: политика процентных ставок; операции на открытом рынке; обязательное резервирование и рефинансирование.

Центральный банк России осуществляет банковское регулирование, которое представляет собой систему с рядом инструментов, которые определяются основными направлениями контроля над банками. Такими инструментами являются виды лицензий, требования к кредитным и расчетно-кассовым операциям, правила предоставления отчетности Банку России, право и основания ЦБ отказать банкам в лицензировании. Важным инструментом прямого контроля и надзора над деятельностью коммерческих организаций является система отчетности и документооборота.

В 2018 году относительно направлений, принятых в 2017 году предусмотрены следующие изменения в механизмах инструментов денежно-кредитной политики: определены намерения перехода от умеренно жесткой к нейтральной денежно-кредитной политике; внесена информация о возможности введения процессов рефинансирования в иностранной валюте; определена нижняя граница реальной равновесной ставки, уровень которой исходит из уровня ставки США.

Ключевыми элементами таргетирования является регулирование внутренней ставки процента, что невозможно при сохранении управляемого плавания валютного курса. Переход к таргетированию инфляции официально произошел в Российской Федерации в 2015 году. Политика Банка России становится все более прозрачной, таргет по инфляции объявлен публично и на 2018 год составляет 4 % (уровень инфляции на март 2018 года составляет 2,4%). Согласно проанализированным данным, уровень инфляции с января 2015 года по март 2018 уменьшился с 14,97% до 2,4%, что позволяет сделать вывод о том, что проводимая ЦБ РФ политика достаточно эффективна. Современность требует большей сбалансированности монетарных инструментов осуществления инфляционного таргетирования, и также нуждается в оперативных мерах по его совершенствованию.

В перспективе одной из главных задач Банка России должно стать постепенное снижение процентных ставок тем самым повышение уровня доверия к банкам. Необходимо кардинальным образом трансформировать денежно-кредитную политику по следующим направления: изменение банковского законодательства, откуда надо изъять положение об обеспечении устойчивости рубля как главном содержании деятельности ЦБ; законодательство должно наделять Центральный банк лишь правом разрабатывать и проводить в жизнь денежно-кредитную политику страны; если кредитная экспансия окажется чрезмерной и возникнет опасность ускорения инфляции, ЦБ мог бы прибегнуть к такому приёму: сочетать льготное и расширенное кредитование банков, финансирующих рост приоритетных секторов экономики со сжатием кредитования и ужесточением процентной политики по отношению к банкам, чья деятельность не связана с этим финансированием.